С увеличивающимися темпами проникновения глобализации во все сферы жизни общества возрастает потребность в сохранении индивидуальных компонентов, которые определяют нацию как отдельное сообщество. Последствием существования индивида в условиях ускоряющегося технологического прогресса и влияния масс-медиа является наложение национальных слоев друг на друга и пересечение культурных множеств – в данном контексте процесс самоидентификации реализуется в множестве координат, что усложняет идентификационные процессы. Глобализация, с одной стороны, положительно влияет на развитие государств мира, с другой стороны, нельзя отрицать возникновение межнациональной напряженности, которая указывает на необходимость защищать традиции, культурный ландшафт, языковые религиозные особенности конкретной нации. В этой связи возникает закономерный вопрос о важности и способах сохранения национальной идентичности в современной ситуации, когда мы наблюдаем универсализацию стран мира.
В современном понимании глобализация рассматривается как набор взаимосвязанных факторов влияния на развитие общемирового финансово-экономического пространства и идентификационные процессы во всем мире. Таким образом, изначально это понятие трактовалось сугубо в контексте мировых экономических процессов. Ряд специалистов, среди которых можно отметить Т. Левитта, К. Омае и других исследователей, рассматривали транснациональные корпорации в качестве движущей силы глобализации – из стандартизованных товаров и услуг складывался единый рынок массового потребления. Сформировавшееся таким образом общество всеобщего потребления впоследствии придало глобализации социокультурный характер – в настоящее время посредством масс-медиа унифицируются культуры, быт, формы поведения [1].
С целью кратко назвать основные особенности и явления, связанные с глобализацией, согласимся с определением Джесси Рассела, который трактует данный феномен как «процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации» [2, с. 45]. Само понятие глобализации появилось в научном дискурсе в середине 1990-х гг. и вплоть до настоящего времени представляет собой неоднозначное явление, объединяющее в себе целый ряд сфер помимо собственно экономической: культурную, научную, информационную и др.
Общеизвестно, что универсализация, сопутствующая глобализации, форматирует традиционные для стран устои, стандартизирует поведение человека, его запросы и потребности. Подобная унификация снижает участие человека в традиционном и национальном созидании, превращая его в заложника продуктов и услуг массового потребления, а также, согласно утверждениям И.Г. Гердера, блокирует его полноценное интеллектуальное и духовное развитие [3]. Помимо прочего, глобализация включает в себя формирование так называемой «рыночной личности», существующей в среде материальных ценностей и потребностей, информационных технологий, рыночных отношений, конкуренции и эффективности.
В настоящее время в исследованиях выделяются два основных способа анализа глобализации как феномена – универсалистский и мультикультурный. Универсалистская глобализация базируется на западной модели унификации мира и связана с именами З. Бжезинского, Э. Гидденса и Р. Робертсона. Мультикультурная глобализация, в свою очередь, представлена такими исследователями, как Б. Берри и Ч. Тэйлор, и основана на модели культурного многообразия. Обе концепции базируются на реальных глобальных мировых процессах и способствуют, таким образом, лучшему пониманию самого феномена глобализации, в особенности в его связи с понятием «национальная идентичность» [4]. В современном глобализованном мире с его новой глобальной культурой национальные ценности имеют тенденцию утрачивать свой смысл и важность, а появившиеся принципы не обладают укорененностью, необходимой для идентификации. С одной стороны, индивиду необходимо сохранить национальную идентичность, а с другой стороны, интегрироваться в межкультурное мировое пространство. Таким образом, возникает необходимость определить и рассмотреть факторы, затрудняющие процесс кросс-культурной адаптации, на примере интеграции индивида в межкультурное образовательное пространство.
Материалы и методы исследования
Обращаясь к термину «идентичность», следует отметить, что в общем понимании данное понятие трактуется как сложный комплекс самостоятельных социокультурных, цивилизационных, национальных и индивидуальных черт, определяющих отдельного человека или группу людей, в том числе их представление о себе. Этот термин также рассматривается как особенность психики индивида, связанная с его представлением о собственной принадлежности к какой-либо социальной, профессиональной, расовой, религиозной или другой группе [5].
Рассуждая о ключевых факторах формирования национальной идентичности, Э. Эриксон уделяет особое внимание социальному опыту человека и отношению к социальной среде, в которой он живет [6]. Так, становление личных качеств индивида осуществляется через культурные аспекты его жизни и социального круга. Таким образом, при потере или трансформации социокультурных условий возникает необходимость в формировании новой идентичности, что может привести к сильным личностным потрясениям или даже обнулению самоидентификации человека. Помимо прочего, многие специалисты рассуждают о так называемом «культурном шоке», спровоцированном размыванием культурных границ, – такой феномен ведет к трансформации национальной идентичности, а затем и к так называемому «кризису национальной идентичности».
Анализируя способы сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации, ряд исследователей дискутируют относительно возможности становления некоторой «мультикультурной идентичности». Таким образом при вхождении в новую среду индивид мог бы сохранить и свою прежнюю культурную и национальную принадлежность [7]. Такие ученые, как Э.Т. Холл, Ф.Р. Клакхон, Ф.Л. Стродбек, отмечают важность формирования межкультурной компетенции как части национальной идентичности для комфортного существования индивида в рамках как своей, так и чужой культуры. Ряд исследователей утверждает, что это помогло бы избежать ряда коммуникативных конфликтов, обусловленных различиями в национальном сознании представителей различных культур [8]. Наличие двойной идентичности, помимо прочего, считают достаточно выгодной ситуацией, поскольку, в отличие от обществ с защищенной идентичностью, такие индивиды открыты для нового и активно развиваются. В данную категорию также можно отнести людей, не определивших собственную принадлежность к той или иной конкретной культуре – такая особенность позволяет значительно быстрее и комфортнее адаптироваться к глобализованному пространству и перенимать его культуру.
Таким образом, феномен мультикультурной глобализации обусловлен увеличением взаимодействия и интеграции различных культур и языков, международных контактов и культурного обмена. Модель культурного многообразия оказывает влияние на все сферы деятельности человечества. Так, система образования в целом и система высшего образования в частности призвана функционировать на основе реальных глобальных процессов, что сопряжено с рядом трудностей. За последние два десятилетия обозначенная тенденция по интеграции иностранных и местных студентов приводит к возникновению ряда проблем, большая часть из которых связана с кросс-культурной адаптацией представителей других стран.
Кросс-культурная адаптация – это сложный процесс, в основе которого лежит необходимость включения в повседневную жизнь и решения ряда вопросов бытового, учебного и коммуникационного характера. Это многофакторный процесс вхождения, развития и становления личности студента-иностранца в образовательном пространстве вуза [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим факторы, затрудняющие процесс кросс-культурной адаптации иностранного контингента студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В университете обучаются студенты из разных стран. Как представлено на рис. 1, доля студентов из стран Африки составляет 6 %, Ближнего Востока – 5 %, Дальнего Востока – 66 %, СНГ – 22 %, представителей других стран – 1 %.
Как видно на рис. 1, в вузе обучаются представители разных национальностей со своими культурными обычаями, религиозными мировоззрениями, традициями и особенностями национального характера. Данный факт обуславливает появление определенных сложностей в процессе кросс-культурной адаптации.
Рис. 1. Доля иностранных студентов в СПбПУ Петра Великого, по странам происхождения
Рис. 2. Факторы, вызывающие трудности в процессе кросс-культурной адаптации иностранных студентов-первокурсников
В начале 2021–2022 учебного года был проведен опрос 884 иностранных студентов-первокурсников с целью выявления факторов, вызывающих трудности в процессе кросс-культурной адаптации в российском вузе. Предполагалось, что респонденты самостоятельно укажут возможные сложности и препятствия.
В результате анализа полученных данных удалось обозначить три основные категории факторов: учебные, коммуникационные и организационно-бытовые (рис. 2).
По данным опроса учебные факторы коррелированы с учебной деятельностью и обусловлены низким уровнем владения русским языком. Преподавание в вузе за исключением международных образовательных программ ведется на русском языке. 56 % опрошенных высказали мнение о препятствии в понимании содержания дисциплин, преподаваемых на русском языке.
Факторы коммуникационного характера апеллируют к проблеме в установлении межличностных отношений со студентами – представителями других стран, а также российскими студентами. В ответе на вопрос респонденты указали неготовность российских студентов поддерживать контакт со студентами-иностранцами. Более того, часть опрошенных установила проблему в поиске друзей в вузе. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что 70 % студентов из стран СНГ поддерживают контакт с одногруппниками. Однако только 15 % студентам из стран Дальнего Востока (преимущественно это китайские студенты) удалось установить межличностные отношения в рамках учебной группы. Возможно, данная тенденция связана с такими личностными качествами китайцев, как замкнутость и неконтактность [10, с. 64]. Приведем данные специалиста в области межкультурных исследований, британского лингвиста Р.Д. Льюиса, который выделяет следующие личностные характеристики китайской нации: скромность, терпимость, сыновья почтительность, учтивость [11, с. 115]. Студенты из Китая предпочитают поддерживать контакт с представителями Китая. М.С. Белова отмечает, что «китайские студенты стараются сохранить свою самостоятельность как культурно-языковое сообщество и поддерживают устойчивые связи лишь со своими соотечественниками» [12, с. 184]. Возможно, данные национальные черты и особенности поведения повлияли на установление взаимоотношений с одногруппниками. Отметим, что 60 % представителям других стран также удалось наладить межличностные отношения в учебной группе.
К организационно-бытовым факторам отнесем институциональный процесс зачисления в вуз (подача заявления, приезд), привыкание к климатическим условиям и особенностям российской кухни. Процесс зачисления в вуз достаточно долгий, требующий согласования ряда организаций. Соответственно, на практике иностранные студенты часто не имеют возможности приступить к учебе с самого начала семестра. Безусловно, это осложняет учебный процесс. Многие студенты приезжают из стран с более теплым по сравнению с Санкт-Петербургом климатом, и во время первого года обучения представители других стран часто жалуются на частые простудные заболевания, которые мешают полноценной учебе в вузе. Также респонденты отметили, что не могут привыкнуть к российской кухне, поэтому готовят сами, что является достаточно трудоемким занятием и отрывает их от учебы.
На основе анализа полученных данных можно сделать вывод, что приблизительно у 5 % опрошенных возникли трудности, связанные с одним фактором. Соответственно, у 95 % студентов-первокурсников возникают проблемы, связанные с двумя или тремя категориями факторов.
Заключение
Таким образом, в заключение стоит подчеркнуть, что глобализация, с одной стороны, во многом стирает индивидуальный культурный и национальный ландшафт различных общностей, вместе с тем, с другой стороны, стимулирует интерес ко всему национальному и мотивирует сохранять уникальные национальные особенности. Данный феномен, однако, не является исчерпывающим доказательством того, что национальная идентичность конкретной группы индивидов будет естественным образом защищена и сохранена – остается открытым вопрос о реализации целого комплекса практических способов и методов для обеспечения ее «выживания» в современном глобализованном пространстве. С целью нивелирования факторов, вызывающих трудности в процессе кросс-культурной адаптации студентов в вузе, и одновременного сохранения национальных компонентов представителей разных стран необходимо установить образовательное пространство вуза, в котором в условиях межкультурной глобализации могли бы взаимодействовать представители разных национальностей.