Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

AN INNOVATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY IN THE STUDY OF NATURE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Bobyleva L.A. 1 Tomaeva V.O. 1 Deryaeva Yu.S. 1 Abramyan A.G. 1
1 North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
The article describes the authors’ arguments about the need to implement innovative processes in the lower grades of secondary schools aimed at developing students’ independent cognitive activity, which is an important meta-subject requirement of the new educational standard. The role and high potential of the subject of the surrounding world in introducing younger schoolchildren to independent cognitive and practical activity, especially in the process of studying nature, its diversity, interrelations in natural communities and environmental activities, is shown. An innovative approach to solving these tasks was implemented using the pedagogical conditions identified by the authors, as well as a system of practice-oriented tasks for students to work independently during the lessons of the surrounding world and their homework. Among the highlighted pedagogical conditions are the following: the use of methods of independent work with a book at each lesson, when performing oral and written work, differentiation of tasks, mutual control, self-control, etc., the introduction of search and design-research teaching methods into all forms of the educational and cognitive process in the lessons of the surrounding world. The results of the study confirmed the effectiveness of activating the independence of students in the study of nature, contributing to the successful planning and organization of their own cognitive activity.
independent work
junior schoolchildren
the world around them
an innovative approach

Высокая познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся в настоящее время не дань моде, не стремление к нововведениям, а реальная необходимость, обусловленная потребностью общества в будущих специалистах, готовых к реализации своих знаний и интеллектуальных способностей в новых технических и технологических условиях современной жизни. Решение данной задачи в первую очередь зависит от гибкости системы школьного образования, способной чутко реагировать на запросы времени и повышать качество функциональной грамотности его выпускников, в полной мере отвечающих запросам времени.

Таким образом, реалии жизни влияют на становление новой системы образования, побуждают к значительным изменениям в педагогической теории и практике, сущности образовательного процесса, обновлению содержания обучения, использованию инновационных педагогических технологий. Главными требованиями к ученику нового времени являются владение им навыками самостоятельности в познавательной деятельности, готовность к оценке процессов, происходящих в окружающем мире, умение выделять и решать проблемы, активно участвовать в творческом созидательном труде во благо своей страны.

Развитие самостоятельной познавательной и поисковой деятельности обучающихся, в соответствии со ФГОС НОО, должно начинаться с самого начала учебной деятельности – с младшего школьного возраста [1]. Наряду с наделением учащихся предметными знаниями и их личностным развитием много внимания должно уделяться развитию умений и навыков использования в учебном процессе универсальных (метапредметных) учебных действий, предназначенных для того, чтобы научить ребенка учиться, являющихся эффективным средством развития успешных самостоятельных познавательных и творческих действий ребенка.

Особым потенциалом развития у учащихся начальных классов умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности обладает интегрированный мировоззренческий учебный предмет «Окружающий мир», объединяющий в своем содержании обществоведческий и естествоведческий образовательные компоненты. В задачи естественно-научного обучения в начальных классах входят познание учащимися законов природы и ее развития, природного разнообразия, ознакомление с экологическими взаимосвязями связями в природных сообществах, положительным и отрицательным влиянием человека на природу, освоение правил охраны здоровья и бережного отношения к природе и безопасного образа жизни. Обществоведческие знания младших школьников содержат понимание особенностей общественной жизни человека, знание структуры социального мира, важнейших путей его развития (культурного, политического, научно-технологического), а также способствуют расширению познавательных и производственных возможностей человека. В связи с этим при изучении предмета «Окружающий мир» принцип соотнесения обучения с жизнью становится наиболее актуальным и значимым, а его реализация в учебном процессе предполагает активизацию использования инновационных подходов и технологий в обучении, воспитании и развитии обучающихся начальной школы.

Инновационными педагогическими технологиями принято называть современные методы организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающие применение новых или качественно усовершенствованных путей развития познавательной, коммуникативной, личностной активности обучающихся. К числу инновационных технологий в образовании относятся исследовательские, проектные, интерактивные, игровые, дистанционные и другие методы, которые вооружают обучающихся умениями, навыками и опытом самостоятельности в познавательном и продуктивном процессе.

Реализация инновационного подхода в методике преподавания предмета «Окружающий мир» направлена на достижение стратегической цели современного образования – развитие учебной самостоятельности обучающихся, овладение ими способами и методами получения новых знаний с помощью новых познавательных средств, источников и приемов. Проблема заключается в изучении соответствия реального состояния образовательного процесса в начальных классах названой стратегической цели.

Целью исследования являлось изучение состояния сформированности у младших школьников самостоятельной познавательной активности на уроках окружающего мира и степени ее влияния на развитие исследуемых качеств инновационных методов обучения.

Материал и методы исследования

Материал и методы исследования: теоретический анализ исследуемой проблемы, изучение передового опыта по исследуемой проблеме, эмпирические и социально-педагогические методы (анкетирование, тестирование, решение проблемных задач, анализ устных опросов и письменных практических заданий, методика Г.Н. Казанцевой по изучению сформированности познавательной деятельности обучающихся [2], методика А.Н. Калиниченко для рейтинговой оценки успеваемости детей [3]), экспериментальные (диагностический, формирующий, итоговый) и статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Самостоятельная деятельность школьников, как было сказано, в соответствии со ФГОС НОО рассматривается как средство обучения, результат овладения универсальными учебными действиями и опытом продуктивного познавательного процесса; она составляет основу умения учиться, формирует мотивацию учения [1].

Известно, что навыки учебной деятельности, как и любые другие, формируются в практике образовательного процесса. Перед учителем стоит задача научить детей на уроке и дома организовать самостоятельный поиск ответов на вопросы о природе и обществе, решить задачи о причинно-следственных связях в окружающем мире, провести наблюдение в природе, сделать выводы. При этом изначально педагог создает условия для побуждения учащихся к самостоятельности в учебной работе, а в дальнейшем самостоятельность должна стать их внутренней потребностью, велением их собственной воли. Как показывает опыт, от данного умения во многом зависят успех дальнейшего интеллектуального развития детей, успехи в учебе и жизни.

Изучению теоретических и прикладных вопросов развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности посвящены работы ряда исследователей: А.Р. Нуриева, Л.Х. Хузина [4], В.А. Павлова, Е.П. Павлова [5], И.Н. Разливинских [6] и др.

По мнению большинства педагогов и психологов, познавательная самостоятельность детей представляет собой личное качество, развитие которого происходит под влиянием ряда факторов. Наиболее значимые из них – индивидуальные особенности ребенка (его темперамент, интеллектуальные и творческие задатки, интерес к предмету познания и др.). Кроме того, важен познавательный опыт младшего школьника (умение применять знания на практике, нетрадиционно решать простые и сложные учебные задачи и др.).

Логично при этом, что высокий уровень владения познавательными умениями повышает качество учебной деятельности и уровень усвоения предметных знаний. И, наоборот, отсутствие подобного опыта у ребенка, его врожденная нерешительность приводят к беспомощности при самостоятельном решении даже простой учебной задачи. Такие дети нуждаются в особом контроле со стороны учителя. Им требуется больше помощи при усвоении нового учебного материала и, главное, его применении в практике и дальнейшей учебной деятельности. Речь идет о важности использования в развитии познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Данной проблеме, как известно, в последние годы посвящено много педагогических исследований (А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко, А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова и др.), что подчеркивает ее актуальность и значимость в разработке инновационных подходов в начальной школе.

В современных программах и учебниках курс предмета «Окружающий мир» в начальных классах обновлен по содержанию, и, что особенно важно в контексте нашего исследования, усилен развивающий аспект при изучении предмета. Уже с первого класса дети приобщаются к творческой деятельности, выполняют учебные проекты, отвечают на проблемные вопросы, высказывают собственные суждения, проводят наблюдения за изменениями в неживой и живой природе (в разные сезоны годы, в разное время суток, при разных погодных условиях и т.п.).

Развитие у учащихся самостоятельности в познании предметов и явлений природы должно быть направлено, с учетом новых требований, не только на их запоминание, но и на активизацию мыслительных процессов ребенка (выстраивать алгоритм последовательных действий при наблюдении, сопоставлять, анализировать, обобщать наблюдаемые процессы, делать выводы, планировать дальнейшие действия, осуществлять самоконтроль за процессом выполнения задания). Важным условием при этом является развитие мотивации школьников на достижение практических и познавательных целей без помощи взрослых.

Таким образом, при изучении степени сформированности у младших школьников познавательной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» мы учитывали следующие показатели:

– мотивацию учащихся к выполнению самостоятельной работы в познавательном процессе и практической деятельности на уроке и во внеурочное время;

– уровень владения умениями, навыками и опыт самостоятельности при изучении предметов, явлений и процессов, происходящих в природе;

– качество успеваемости учащихся по предмету.

Сформированность названных показателей у третьеклассников одной из типовых школ города мы изучали, используя различные диагностические методы: анкетирование, тестирование, методы проблемных задач, устных опросов, практических заданий [7].

Анализ результатов данного этапа диагностики показал, что из всех видов самостоятельных заданий самыми привлекательными для большинства учащихся оказались такие, как «решение задач и выполнение упражнений по алгоритму», «анализ схем и рисунков», «работа с картой». Выполняя самостоятельную работу, дети стремились получить хорошую оценку, получить похвалу родителей и учителей. Многие учащиеся хотели, чтобы учителя не задавали им домашние задания и в ходе уроков меньше времени уделяли самостоятельной работе. В целом интерес к выполнению самостоятельных заданий на уроках окружающего мира был выявлен менее чем у половины ребят.

При проведении диагностики была также использована методика Г.Н. Казанцевой [2], в ходе которой на основе балльной системы оценки устных ответов учащихся было выявлено три уровня сформированности познавательной самостоятельности третьеклассников: низкий, средний и высокий, каждый из которых характеризовался определенным образом [7].

Учащихся с высоким уровнем познавательной самостоятельности и сформированности навыков самостоятельной деятельности отличали осознанная устойчивая познавательная направленность, проявление повышенного интереса к предмету, повышенный эмоциональный настрой к его изучению, сформированные мотивы к самообразованию, стремление к самостоятельному совершенствованию способов получения знаний, инициативность, творческий подход, любознательность. Количество учащихся с названными качествами в обследуемых группах было наименьшим.

У учащихся со средним уровнем познавательной самостоятельности и сформированности навыков самостоятельной деятельности наблюдались отзывчиво-эмоциональная позиция к изучению предмета, но отсутствие желания выразить свое отношение к природе в творческой деятельности, широкая познавательная мотивация, интерес к занимательным фактам, явлениям, умение аргументировать свою точку зрения, случайное оперирование причинно-следственными связями. Отмечались внешняя активность и исполнительность в учебной работе.

Учащиеся с низким уровнем познавательной самостоятельности характеризовались отрицательным отношением и отсутствием интереса к предмету «Окружающий мир», недостаточностью или отсутствием учебной мотивации [7].

В дополнение к используемым методикам для изучения сформированности навыков самостоятельной работы и уровня успеваемости учащихся на уроках окружающего мира мы применили модифицированную методику рейтинговой оценки А.Н. Калиниченко [3]. Названная методика была направлена на выявление восьми уровней оценки успеваемости детей. В нашем исследовании мы оценивали успеваемость учащихся по трем уровням: высокому, среднему, низкому. Рейтинговая шкала уровня успеваемости предусматривала усредненную оценку по пятибалльной системе оценок успеваемости по предмету за определенный период времени и рассчитывалась в баллах. Результаты, полученные при использовании данной методики, в полной мере коррелировали с результатами других методик, применяемых в исследовании, и, в целом, свидетельствовали о недостаточном уровне развития у младших школьников самостоятельной познавательной деятельности при овладении знаниями о природе на уроках предмета «Окружающий мир».

Изменение ситуации недостаточной сформированности у младших школьников самостоятельной познавательной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир», с нашей точки зрения, возможно при усилении работы учителя над развитием рассматриваемого качества и умений у учащихся средствами инновационных технологий обучения. При этом необходимо выполнение следующих педагогических условий [7]:

– активизация работы учителя по развитию самостоятельности учащихся посредством включения на каждом уроке разных видов самостоятельной работы (работа с книгой, устные самостоятельные и письменные самостоятельные работы, дифференциация заданий, контроль, взаимоконтроль, самоконтроль и др.);

– разработка заданий для самостоятельной работы на уроках окружающего мира, учитывающих индивидуальные особенности учащихся, их интересы и способности;

– использование на уроках окружающего мира индивидуальной, групповой, фронтальной форм самостоятельной работы;

– активизация самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий, так как домашняя работа больше всего содействует успешному развитию самостоятельных учебных и жизненных умений и навыков;

– внедрение во все формы учебно-познавательного процесса, направленного на изучение природы, элементов поисковой и проектно-исследовательской деятельности.

С целью внедрения выделенных педагогических условий на уроках окружающего мира нами была разработана система форм и методов организации и развития самостоятельной познавательной деятельности в соответствии с реализуемым тематическим планом. При этом особое внимание уделялось инновационным методам: практической, поисковой, исследовательской и проектной деятельности, использованию интернет-ресурсов, творческому решению проблемных задач и др.

Задания по организации самостоятельной деятельности применялись на каждом уроке, при этом разные виды работы могли быть использованы и на разных этапах урока. В ходе эксперимента велся учет качества самостоятельного выполнения заданий, отличающихся по сложности, разнообразию требуемых интеллектуальных действий, дидактическим целям. Эксперимент длился в течение нескольких недель при изучении тем: «Что такое экология?», «Природа в опасности», «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана» и др.

Сравнительный анализ результатов итоговой диагностики после завершения формирующего эксперимента показал, что данные экспериментального класса изменились в сторону повышения у третьеклассников интереса к урокам окружающего мира и возрастания их активности в самостоятельной деятельности по предмету. Стало больше ребят, которым нравилось выполнять разнообразные виды проблемных, поисково-исследовательских и творческих работ, в том числе при подготовке домашней работы, повысилась заинтересованность в практико-ориентированных заданиях.

При итоговой диагностике у ребят экспериментального класса стали также преобладать ответы, в которых, кроме желания получать хорошие оценки, похвалу от родителей и учителей, появилась заинтересованность в самопроверке полученных знаний и в возможности проявлять полную самостоятельность при выполнении заданий. Помощь учителя им нужна была теперь лишь при решении познавательных задач повышенной сложности. После эксперимента большинство ребят выразили пожелания учителям: чаще предлагать им индивидуальные задания, больше времени на уроках окружающего мира уделять выполнению самостоятельных работ, чаще предлагать творческие задания [7].

Таким образом, реализация предложенных педагогических условий для реализации инновационного подхода в преподавании предмета «Окружающий мир» в начальных классах, а также внедрение системы заданий, исследовательских, поисковых и творческих форм и методов для развития у учащихся продуктивной самостоятельной познавательной деятельности значительно увеличили интерес к предмету, учебе в целом и способствовали повышению результатов успеваемости.

Заключение

Можно заключить, что систематическое выполнение младшими школьниками самостоятельных работ на уроках предмета «Окружающий мир» способствует активизации их познавательной деятельности, формированию навыков самостоятельной работы и повышению успеваемости. Педагогические наблюдения при этом показали, что дети стали больше интересоваться практическими вопросами изучения природы, ее разнообразия и охраны, повысился уровень их творчества в поиске ответов на вопросы. Благодаря инновационному подходу к систематическому использованию на уроках окружающего мира разных видов продуктивной самостоятельной деятельности учащиеся приобрели умения и навыки организации своей познавательной работы на уроке и при выполнении домашней работы.