Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Bartsaeva E.V. 1
1 Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev
The article presents a theoretical analysis of the literature on the problem of the formation of social and household orientation, which allowed us to define the key concepts of the study: «everyday life», «social adaptation», «social and household adaptation», «social and household orientation», «gaming technologies». As practice shows, preschool age is considered the most sensitive period for the formation of social and household orientation. This paper reveals the role and importance of gaming technologies, the impact on the development of children, as well as the feasibility of their use in the formation of social and household orientation of preschool children. The essence of gaming technologies as a means of forming the social and household orientation of children is substantiated. The structure of game technology is considered, which is represented by the following components: target (setting goals and objectives of the game, their acceptance by preschoolers), motivational (development of interest, stimulation of motives), content-procedural (content of the game, organization of the gameplay, a set of methods, techniques and forms) and evaluative-effective (evaluation of the results achieved, self-assessment their preschoolers, compliance with the set goals and objectives, detection of the grounds for their possible inconsistency, etc.). The article presents the main types of games: mobile, construction, didactic, plot-role-playing and dramatization games. Special emphasis is placed on the characterization of story-role-playing game technologies and simulation of real situations.
Key words: game
game technologies
social and household adaptation
social and household orientation
older preschool children

Сегодня немалое число людей отмечают свою полную или частичную несостоятельность в вопросах социально-бытовой адаптации, основу которой составляет такое свойство личности как социально-бытовая ориентация. Наиболее сензитивным периодом для формирования социально-бытовой ориентации считается старший дошкольный и младший школьный возраст. Актуальность проблемы формирования социально-бытовой ориентации определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором подчеркивается необходимость «…создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности…». Анализ данного документа свидетельствует о том, что у ребенка необходимо формировать такие качества, которые позволили бы ему адаптироваться и социализироваться в обществе. Поэтому в рамках нашего исследования интерес представляет формирование социально-бытовой ориентации у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в рассмотрении вопроса целесообразности использования игровых технологий в процессе формирования социально-бытовой ориентации детей. Основными задачами исследования выступают: во-первых, определение понятия «социально-бытовая ориентация»; во-вторых, обоснование сущности игровых технологий, выделение их видов, особенностей применения; в-третьих, раскрытие значимости игровых технологий, целесообразности их использования в формировании социально-бытовой ориентации.

Материалы и методы исследования

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблема социальной адаптации представляет интерес для исследователей различных отраслей знания (Т.Л. Кончанин, И.А. Милославова, Д.В. Ольшанский, Б.Д. Парыгин, В.А. Сластенин, Н.Г. Ярлыкова). В нашем исследовании особое внимание уделено социально-бытовой ориентации как основе становления и развития социальной адаптации человека. Остановимся на рассмотрении категории «социальная адаптация».

Л.П. Буева в своих исследованиях отмечает, что проблема изучения социальной адаптации является значимой. Это обусловлено тем, что данная категория, с одной стороны, выступает некой предпосылкой и основным условием эффективной деятельности, а с другой – фактором оптимизации человеческого общения.

Многообразие подходов к трактовке понятия «социальная адаптация» привело к тому, что ученые рассматривают в своих работах различные аспекты социальной адаптации личности: социально-трудовую (В.Ю. Карвялис, В.В. Коркунов) и социально-бытовую (Л.П. Буева, Л.А. Гордон, Т.С. Зыкова, Э.В. Клопов, Э.Н. Хотеева) адаптацию.

В нашей работе более подробно рассмотрим социально-бытовую адаптацию, в рамках изучения которой необходимо раскрыть сущность понятия «быт».

Научное определение быта пытаются дать исследователи целого ряда наук: философии, политической экономии, этнографии, социологии и др. Все они единодушно указывают на его тесную связь с социальной сферой, материальными и духовными потребностями определенного слоя населения.

В ходе анализа научной литературы выявлено, что исследователи определяют быт по-разному: 1) как уклад или образ жизни, который базируется на привычном для человека распорядке, определенных традициях и др., складывающихся в ходе деятельности людей, семейном отдыхе (Л.А. Анохина, В.Ю. Крупянская, М.Н. Шмелева); 2) как вид жизнедеятельности людей, который включает в себя выполнение разнообразных семейный функций, работу по дому, самообслуживание и др. (А.Н. Анисимова, М.Н. Борисов, Э.И. Струнина); 3) как уклад повседневной жизни (включает удовлетворение основных материальных потребностей людей, освоение духовно-нравственных основ, культуры поведения, общения, отдыха); 4) в сфере быта осуществляется усвоение всех социальных норм и правил (А.А. Растигеев); 5) уклад повседневной жизни, в котором проявляется забота членов семьи друг о друге; осуществляется восстановление жизненных функций и др. (Е.И. Разуван, А.И. Раку).

По мнению Д.А. Андреевой, в основе социально-бытовой адаптации главным образом лежат умения оперировать нормами и правилами, касающимися различных сфер деятельности человека, а также умения ориентироваться в них. Автор считает, что социально-бытовая ориентация объединяет в себе следующие составляющие: разнообразные способы, формы и приемы обследования людьми окружающих предметов, знакомство с обществом.

В.Ю. Карвялис под социально-бытовой ориентацией понимает какой-либо способ деятельности человека, его общение с окружающими. В результате чего вырабатываются привычки и установки; нормы взаимоотношений с родственниками, друзьями, коллегами по работе, соседями, в семье; умения организовать досуг, бытовой труд и др.

П.К. Анохин в своих работах приводит точку зрения О. Шпека, который говорит, что в процессе формирования представлений по социально-бытовой ориентации у детей возникают: способность анализировать ситуации, устанавливать причинно-следственные связи и отношения, возникающие между составляющими элементами какой-либо ситуации, строить план действий по решению вопроса, выполнять деятельность, контролировать ее ход и корректировать в случае необходимости. Это позволит ребенку ориентироваться: в схеме собственного тела, окружающих людях (в том числе разных профессий), жилище, продуктах питания, обуви, одежде, строительных объектах (дома, магазины, почта и др.), погодных условиях, природных объектах и явлениях, единицах измерения и времени, индивидуальных интересах и др.

Итак, социально-бытовая ориентация – совокупность действий субъекта, возникающих в процессе социализации, направленных на активность в различных сферах быта и социума, нацеленных на его обследование и планирование. Таким образом, социально-бытовая ориентация является одним из свойств личности, которое формируется в ходе социализации ребенка, способствует познанию окружающего мира и обеспечивает его включение в социум [1-3].

Многие исследователи, в том числе Ю.Н. Кислякова, в своих работах доказывают, что наиболее эффективно процесс формирования социально-бытовой ориентации у дошкольников проходит посредством игровых технологий. Детство неотделимо от игры. Ей приписывают реализацию самых разнообразных функций: образовательных, воспитательных, развивающих и др. [4].

Проблему игры и игровых технологий раскрывают в своих работах многие ученые (Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова, Т.П. Авдулова, Е.А. Покровский, А.С. Спиваковская и др.) [5-8].

Анализ различных подходов позволяет выделить аспекты рассмотрения обозначенной проблемы, в частности, как использование различных игровых технологий влияет на развитие старшего дошкольника: 1) формируется особый взгляд на окружающий мир (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); 2) изменяется деятельность ребёнка, происходит развёртывание в субъективную деятельность (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, Н.Я. Михайленко); 3) усваивается социально заданный вид деятельности Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский); 4) происходит развитие психики ребёнка (А.Н. Леонтьев).

По мнению А.С. Спиваковской, игровые технологии позволяют развивать мотивационно-потребностную сферу, произвольность поведения, умственные действия и совершенствовать личность ребенка: у него преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм [8].

А.П. Усова утверждает, что процесс социально-бытовой ориентации – это «…неразрывное единство с естественной потребностью детского организма» – развитием, осуществляемым через игровые технологии.

При изучении вопросов, связанных с использованием игровых технологий, на основе анализа литературы, выделены их следующие характеристики: во-первых, они выступают в виде самостоятельной деятельности детей, причем разных возрастов; во-вторых, предполагают свободную форму их деятельности; в-третьих, являются эффективными при работе с коммуникативной сферой человека.

Игровые технологии могут выполнять следующие функции (по Н.Е. Щурковой): развлекательную, коммуникативную, функцию самореализации, терапевтическую, диагностическую, функцию коррекции, функцию межличностной коммуникации, функцию социализации.

Исходя из выше сказанного, игровая технология строится как целостный процесс, объединенный общей целью. При реализации игровых технологий в работу включаются последовательно игры, подобранные для реализации конкретной цели и решения поставленных задач. Составление игровых технологий происходит из отдельных игр и элементов.

Результаты исследования и их обсуждение

В нашем случае игровые технологии выступают средством формирования социально-бытовой ориентации. Для реализации этой цели могут быть использованы технологии подвижных, строительных, дидактических, сюжетно-ролевых игр и технологии игр драматизации.

Игровые технологии включают: постановку цели, ее реализацию и анализ результатов; а также роли, взятые на себя игроками, игровые действия, применение предметов, реальные отношения между игроками, сюжет.

В связи с этим структура игровой технологии, с ориентацией на работы исследователей, может быть представлена следующими компонентами: целевым, мотивационным, содержательно-процессуальным и оценочно-результативным [9].

Целевой компонент игровой технологии представляет собой постановку педагогом целей и задач игры, принятие их дошкольниками. Мотивационный компонент отражает деятельность педагога по формированию интереса, стимулированию мотивов. Содержательно-процессуальный компонент представляет собой содержание игры, организацию игрового процесса, совокупность методов, приемов и форм. Последний компонент (оценочно-результативный) объединяет оценку педагогом результатов, самооценку их дошкольниками, определение их соответствия назначенным целям, обнаружение оснований их возможного несоответствия.

Игровые технологии могут быть нескольких типов (Т.А. Душкова, Н.Б. Ковалева, А.В. Миушкина): технология подвижной игры (по содержанию может включать в себя разнообразный замысел, разные правила, разный характер выполняемых движений), направленная на укрепление здоровья детей; технология строительной игры (например, применение песка, кубиков, специальных строительных материалов), нацеленная на становление конструктивных способностей у детей, подготавливает их к овладению трудовыми умениями; технология дидактической игры (например, лото и др.), обогащающая знания детей и способствующая развитию психических качеств и свойств; технология моделирования реальных ситуаций (в основе лежит ситуация, объединяющая совокупность определенных условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения), расширяющая социальный опыт детей, формирующая умения принимать роль, действовать в соответствии с правилами, нормами поведения в обществе, а также приобретать навыки культуры общения; технология сюжетно-ролевой игры (например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу, подражая бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых), направленная на развитие познавательных процессов, детской инициативы, творчества, наблюдательности; технология игры драматизации – служит развитию воображения детей [10].

Рассмотрим более подробно технологию сюжетно-ролевой игры и технологию моделирования реальных ситуаций. По мнению О.Е. Смирновой, в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становиться ее частью и условием. В данный возрастной диапазон ребенком приобретается сравнительно устойчивая составляющая внутреннего мира, дающего основания для того, чтобы впервые назвать его личностью, не в полной мере сложившейся, однако проявляющей способность развиваться и совершенствоваться в дальнейшем [11].

С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин утверждают, что технология сюжетно-ролевой игры направлена на отработку тактики поведения в ней, порядка действий, выполнения определенных функций и обязанностей конкретного человека. Для проведения игр с использованием роли разрабатывается специальная модель, между участниками распределяются роли и др.

Применение технологии сюжетно-ролевой игры возможно с ориентацией на следующую схему: во-первых, организация детей; во-вторых, сообщение темы и задач; в-третьих, подготовка к игре; в-четвертых, проведение игры; в-пятых, анализ, обсуждение и оценка результатов игрой деятельности.

Н.П. Павлова утверждает, что в основе технологии моделирования реальных ситуаций лежит наличие определенного сюжета; действующих лиц; воссоздание реальных отношений, выражающихся в каких-либо репликах, действиях; обстановки, которая приближена к реальной ситуации.

Структура занятия по моделированию реальных ситуаций может быть представлена следующим образом: во-первых, организация и приветствие детей; во-вторых, сообщение темы, основной цели и задач занятия; в-третьих, актуализация некоторых теоретических сведений; в-четвертых, реализация процесса моделирования реальных ситуаций; в-пятых, подведение итогов работы, рефлексия.

Итак, развитие ребенка посредством использования игровых технологий происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности и содержания последних. Любая грамотно организованная деятельность посредством игровой технологии остается отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество. В этом и заключается сущность игровой технологии.

Заключение

Таким образом, игра выступает ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дети играют в разнообразные игры, например: подвижные, строительные, дидактические, сюжетно-ролевые и др. Можно отметить, что значимое место в развитии детей старшего дошкольного возраста занимает сюжетно-ролевая игра, в процессе которой они берут на себя определенные социальные роли, действуют согласно обозначенным правилам. Дошкольники в игре воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых людей, при этом происходит развитие первичных умений социально-бытовой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих включение в социум.

С целью формирования социально-бытовой ориентации нами выбраны игровые технологии, которые несут в себе разнонаправленность, что позволяет решать с их помощью множество задач. Структура игровой технологии представлена целевым, мотивационным, содержательным и оценочно-результативным компонентами, а ее сущность заключается в том, что грамотно организованная деятельность посредством игровой технологии воспринимается детьми с интересом и, оставаясь по сути игрой, перерастает в обучение.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами и воспитателями дошкольных образовательных организаций, которые внедряют авторские разработки по изучаемой проблеме, а также стать основой для написания нами последующих работ, например связанных с расширением педагогического инструментария, дальнейшей разработкой форм, методов и средств формирования исследуемого свойства личности и др.

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева по теме «Научно-методическое обеспечение готовности к социально-бытовой ориентации детей».