Опираясь на опыт многих новаторов танцевальной терапии, специалисты разработали методику и приемы танцевально-двигательной терапии, выработали системные рекомендации. Но всего этого еще недостаточно для масштабного решения проблемы профессионального использования методики танцевально-двигательной терапии в процессе становления личности ребенка. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность этой проблемы определяют новизну этого исследования.
Цель исследования – выявить особенности влияния танце-двигательной терапии на психоэмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования явились дети с ограниченными возможностями здоровья, а предметом исследования – психоэмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
− выявить уровень изученности проблемы снижения психоэмоционального напряжения у детей с ограниченными возможностями здоровья;
− выявить основные подходы к решению проблемы снижения психоэмоционального напряжения у детей с ограниченными возможностями здоровья;
− установить уровень психоэмоционального напряжения у детей с ограниченными возможностями здоровья;
− подобрать психокоррекционную программу снижения уровня напряжения детей с ограниченными возможностями здоровья;
− установить уровень эффективности использованной методики снижения уровня напряжения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы и методы исследования
Методологическими основами исследования явились психодинамические теории развития З. Фрейда, К.Г. Юнга, гуманистический поход преобразующего взаимодействия К. Роджерса, учение о высшей нервной деятельности физиологической школы И.П. Павлова; психофизиология исследовательской активности, сна и творчества латвийского психолога И.А. Аршавского, физиология активности Н.А. Бернштейна, направление соматической терапии М.В. Левина; философское направление соотношения личности и движения И. Адо, направление классического танца Т.Б. Нарской и др. [1].
Теоретические основы исследования: круговой танец как функция внутригруппового единства и межличностных отношений, аутентичное движение, целенаправленный выбор музыки, ритмическая групповая активность, кинестетическая эмпатия, экспериментирование с движением и прикосновением, техники работы с «мышечным панцирем», использование невербальных ритуалов, организация различных видов обратной связи [2].
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, метод поперечных срезов, сравнительный и опросный методы, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, математические, генетический и структурный методы.
Методический инструментарий: опросник САН В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошникова, танцевально-двигательная терапия Мэриан Чейс, арт-терапия, коэффициент корреляции Манна – Уитни.
Базой исследования стало государственное учреждение здравоохранения «Психоневрологический диспансер» Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики. В экспериментальном исследовании принимали участие 30 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 10 лет, по 15 испытуемых в экспериментальной и контрольной группах.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли компетентного педагога-психолога в психотерапевтической практике при проведении психокоррекционных мероприятий в системе инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью снижения психоэмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями здоровья, а практическая значимость исследования – в определении роли комбинации двух психотерапевтических техник в виде арт-терапии и танцевально-двигательной терапии с целью снижения психоэмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что танцевально-двигательная терапия характеризуется как неотъемлемая часть физического и умственного развития детей. Данный вид терапии недостаточно изучен в системе инклюзивного образования и требует места как отдельное направление, которое подразумевает специфическую подготовку и специальное образование, несмотря на то, что в процессе терапии взаимодействуют несколько направлений терапии творческого самовыражения. Грамотное внедрение педагогических технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет многообразную вариацию, при этом необходимо их продуктивно совмещать в сфере образования. Двигательная активность важна при развитии организма: улучшается деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшается кровообращение, развивается дисциплинированность, что оказывает благоприятное воздействие на когнитивные функции человека [3].
Таким образом, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы должны учитывать, что одна из главных задач педагога-психолога – уделять внимание психоэмоциональной составляющей ребенка, поскольку посредством влияния внешних факторов у ребенка возникает неблагоприятное эмоциональное состояние, дискомфорт, тревога, стресс. Как следствие, у ребенка наблюдается отвлекаемость внимания, снижение памяти и усвоения информации, снижается эффективность деятельности [3].
Танцевально-двигательная терапия является одним из подходов к снижению и стабилизации психоэмоционального напряжения. Детям с ограниченными возможностями здоровья зачастую очень трудно адаптироваться к новой обстановке в образовательных центрах, медицинских учреждениях. Мы должны понимать, что это новая среда, новые дети, новый персонал. В зависимости от потребностей ребенка образовательная среда должна видоизменяться в соответствии с его психическими и физиологическими особенностями.
Перед психологами-педагогами стоит трудная задача – создать условия для ребенка с ОВЗ для полноценного оказания помощи в адаптации к новой среде для эффективного образовательного процесса и снижения психоэмоционального напряжения, которое возникает у детей. При решении эмоционально-волевых проблем важно учитывать, что ребенок находится в ситуации взаимодействия с другими детьми. Дети, которые изначально не дают до себя дотрагиваться, в результате идут на контакт и держатся за руки с остальными. У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, память, серийная организация действий [4].
Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях танцами они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.
Одну из важных ролей психологической службы инклюзивного образования осуществляет психолог при развитии координации движений руки и мелкой моторики. Данное развитие не только важно при подготовке к письму, оно благоприятно воздействует на психоэмоциональную стабильность и, как следствие, на продуктивную мыслительную деятельность. Таким образом, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы должны учитывать многогранность личности ребенка, поскольку психика ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень уязвима, и педагог-психолог должен способствовать улучшению состояния ребенка, а также продуктивной деятельности ребенка. В связи с трудностью работы с детьми психолог задействует многочисленные подходы к решению проблемы психоэмоциональной составляющей ребенка, поскольку это одна из главных составляющих продуктивной работы детей [5].
Наше исследование было направлено на изучение влияния танцевально-двигательной терапии на психоэмоциональное состояние детей, пребывающих в психоневрологическом диспансере.
Выборки сформированы по следующему принципу.
Была сформирована контрольная группа (15 чел.) детей с ограниченными возможностями здоровья, с диагнозами по МКБ-10, только прибывших на диспансеризацию, которые не проходили танцевально-двигательную терапию и находились на медикаментозном лечении, и экспериментальная группа детей с ограниченными возможностями здоровья из 15 чел., которые проходили танцевально-двигательную терапии с применением арт-терапевтических техник на протяжении двух месяцев три раза в неделю.
На организационном этапе нам была предоставлена просторная светлая меблированная комната, где проходили занятия с детьми с ОВЗ, которых было 15 чел. Проводилось знакомство и установление контакта. Дети рассаживались за столы, им раздавались листы чистой белой бумаги и карандаши.
Эмпирический этап характеризовался методом поперечных срезов, где мы проводили диагностику контрольных и экспериментальных групп. Данный метод позволил нам охватить группу лиц разного возраста с получением более точных результатов в результате научного эксперимента. В рамках метода поперечного среза была проведена методика опроса САН с контрольной и экспериментальной группами, в результате которой мы получили данные, представленные на рис. 1, и вывели средние показатели, где, выборка Х – это контрольная группа, а У – экспериментальная группа детей с ОВЗ. В обеих группах мы наблюдаем проблемы с самочувствием, что проявлялось в головных болях, нестандартных ощущениях в теле и слабости.
На первом этапе наша задача заключалась в установлении контакта с детьми, использую метод арт-терапии. Этап занимал около 10 мин, дети рисовали то, что им хотелось, и тем самым знакомились друг с другом и с психологом, объясняя и рассказывая то, что они рисуют. По завершении этапа мы с детьми обсуждали полученные рисунки: в большей степени преобладали дома и изображение людей, дети характеризовали это как большое желание вернуться домой и ощущение тоски по родным и близким, в основном по маме. После установления контакта проводилось тестирование для определения их настроения, самочувствия и активности.
Рис. 1. Результаты входной диагностики психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья
Второй этап заключался в проведении танцевально-двигательной терапии. Необходимо было тщательно подобрать музыкальное сопровождение, поскольку реакция детей на музыку была разнообразная: некоторые сначала пугались, некоторые радовались и начинали самостоятельно выполнять импровизационные движения. Занятие заключалось в разминке по технике «Зеркало». Дети отзеркаливали движения танцетерапевта и концентрировали свое внимание, чтобы повторить «правильно». Иногда психолог привносил обозначения тех частей тела, которые отзеркаливались – «правая рука», «левая нога», «шея», что повторяли дети, с образовательной целью.
Для сплочения коллектива вводилась адаптированная техника «Круг дружбы». По нашим наблюдениям, детям сложно вступать в контакт друг с другом, что характеризовалось агрессией, иногда оскорблениями по принципу «я с ним не буду дружить». Техника «Круг дружбы» показала свою эффективность следующим образом. Первоначально была задача всем взяться за руки, что уже давалось с определенными трудностями. Дети садились в круг с психологом, и сначала каждый самостоятельно поднимал руки «к солнцу», дети с интересом вовлекались в занятие. Стабилизировав положительный психологический климат среди учащихся, им давали задание взяться за руки, чтобы всем вместе «поприветствовать солнышко». По нашим наблюдениям, дети активно с радостью брались за руки и тянулись к солнцу, после чего все вместе вставали за руки в кругу и продолжали выполнять движение стоя. После сплочения коллектива проговаривалась тема «Дружба» и вырабатывался командный дух со словами «Мы команда!».
Третий этап заключался в снижении активности, в проведении арт-терапии. По нашим наблюдениям, после занятия дети рисовали в основном изображения сердец, цветов, дети делились между собой рисунками и активно обсуждали полученные «картины». Цветовая гамма преобладала яркая.
Контрольная группа детей с ограниченными возможностями здоровья находилась на медикаментозном лечении, также некоторые дети работали с дефектологами.
Занятия проходили с периодичностью три раза в неделю на протяжении двух месяцев.
По завершению установленного периода нами был проведен второй поперечный срез с помощью методики опроса САН, результаты средних показателей которого представлены на рис. 2.
На основании полученных данных нами был проведен математический анализ данных методом корреляции Манна – Уитни. Основной задачей являлось установление в количественном выражении силы и направления связи, согласованности изменения, между выборками Х и У. Достоверность вывода проверяется с помощью Н0 – гипотезы, опровержение которой свидетельствует об осуществлении корреляционной зависимости Х и У.
Выборки мы обозначили следующим образом:
Х – дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не проходили наши психокоррекционные мероприятия;
У – дети, которые проходили психокоррекционные мероприятия.
По результатам корреляционного анализа мы получили следующие результаты:
По шкале «Самочувствие» результат: UЭмп = 4.
По шкале «Активность» результат: UЭмп = 3.
По шкале «Тревожность» результат: UЭмп = 6.
Эмпирические значения, полученные в ходе исследования, находятся все в зоне уровня значимости.
Рис. 2. Результаты повторной диагностики психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья
Заключение
На основании проведенного метода поперечных срезов установлено психоэмоциональное состояние контрольной и экспериментальной групп детей с ограниченными возможностями здоровья, результаты которого показали необходимость составления психокоррекционной программы, заключающейся в комбинации двух психотерапевтических методик: арт-терапии и танцевально-двигательной терапии.
Посредством проведенного опроса «Самочувствие, Активность, Настроение» выявлен уровень психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ полученных данных показал необходимость разработки психокоррекционной программы, соответствующей требованиям состояния организма детей с ограниченными возможностями здоровья.
При правильном внедрении новой психокоррекционной программы, по истечению двух месяцев работы, был проведен повторный метод поперечного среза, с помощью которого установлена положительная динамика влияния психокоррекционной программы на психоэмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам полученных диагностических данных социально-психологического эксперимента был проведен математический анализ U-критерий Манна – Уитни, результаты которого подтверждают эффективность комбинации двух психотерапевтических методик в виде арт-терапии и танцевально-двигательной терапии. Показатели по трем шкалам опроса «Самочувствие. Активность. Настроение» приближены к нулю на оси значимости математического анализа.
Результаты проведенной психолого-педагогической диагностики показали уровень эффективности разработанной нами психокоррекционной программы, направленной на комбинацию двух психотерапевтических методик: арт-терапии и танцевально-двигательной терапии. На основании полученных диагностических данных подобраны движения и музыка для проведения танцевально-двигательной терапии.
С помощью корреляционного анализа коэффициента Манна – Уитни установлена эффективность влияния психокоррекционной программы на психоэмоциональное состояние детей, результаты которой приближены к нулю и находятся в зоне значимости.
Таким образом, установлена эффективность влияния разработанной нами психокоррекционной программы, заключающейся в комбинации двух психотерапевтических методик для детей с ограниченными возможностями здоровья: арт-терапии и танцевально-двигательной терапии.