Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STAGES OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADAPTATION OF COLLEGE STUDENTS BY MEANS OF COLLEGE ACTIVITIES

Igoshin S.N. 1
1 Penza College of Architecture and Construction
The article substantiates the need for pedagogical support for the adaptation of college students as a condition for the effective implementation of their professional training, personal and professional development and self-realization. The necessity of turning to extracurricular activities as having a high adaptive potential for solving the problem of its implementation is proved. The experience of organizing and implementing pedagogical support for the adaptation of first-year students in the GAPOU PO “Penza College of Architecture and Construction” through their inclusion in extracurricular activities is presented. The stages of pedagogical support are determined: preliminary, main, final. The content of activities at each stage is characterized depending on the group of tasks to be solved. The preliminary stage is aimed at creating conditions and motivating first-year students to actively engage in various forms of extracurricular activities. The content of the activity at the main stage is aimed at direct support of the psychophysiological, socio-psychological and educational and professional adaptation of first-year students through extracurricular activities. The main task of the final stage is to analyze the results obtained, generalize the experience and correct the program, taking into account the results obtained. It is concluded that the presented experience of the stage-by-stage organization and implementation of pedagogical support for the adaptation of college first-year students by means of extracurricular activities can be used to ensure successful adaptation of students in educational institutions of secondary vocational education.
adaptation
college
first-year students
pedagogical support
stages of pedagogical support
extracurricular activities

В условиях возросших требований общества к инновационному развитию экономики неизбежно усиливается и его внимание к качеству подготовки выпускников в системе среднего профессионального образования. Одновременно современная молодёжь всё чаще останавливает свой выбор на колледже, предпочитая быстро получить востребованную на рынке труда профессию, стать финансово независимым, достраивая дальнейшее своё образование в удобном для них формате. Однако поступление в колледж неизбежно сопряжено с трудностями адаптационного периода [1]. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью адаптации к образовательной среде учреждения среднего профессионального образования, отличной по многим показателям от школьной, новым условиям организации и содержания учебно-профессиональной деятельности, а также коммуникации с преподавателями и однокурсниками.

Адаптация обучающихся колледжа представляет собой сложный, многофакторный и многокомпонентный процесс взаимодействия с образовательной средой колледжа, включающий в себя психофизиологическую, социально-психологическую и учебно-профессиональную составляющие [2]. От того как молодой человек успешно адаптируется к новой образовательной среде колледжа, во многом будет зависеть эффективность осуществляемой в образовательной организации профессиональной подготовки, его личностно-профессиональное развитие и самореализация, что определяет необходимость педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников. В этой связи встаёт вопрос о поиске оптимальных средств его осуществления.

Усиление воспитательной составляющей, в том числе и в образовательном процессе учреждений СПО, обязательный характер программ воспитания, определили обращение внимания к внеурочной деятельности, характеризующейся высоким потенциалом для решения задачи педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа.

Целью исследования выступает определение этапов и содержания деятельности по педагогическому сопровождению адаптации обучающихся колледжа в процессе внеурочной работы.

Материалы и методы исследования

Достижение поставленной цели предполагает использование в качестве методов научно-педагогического исследования анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, а также опыта организации и осуществления педагогического сопровождения обучающихся средствами внеурочной деятельности в ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства».

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа средствами внеурочной деятельности не нашла должного отражения в современных педагогических исследованиях, однако отдельные её аспекты выступают предпосылками как для его теоретического обоснования, так и практической организации. Так, общим вопросам адаптации студентов колледжа посвящены работы А.В. Аксенова, Н.В. Багровой, С.А. Головко, О.М. Зыряновой, Н.Е. Папковой, Е.А. Родионовой, Ю.В. Шешалевич и др. Особенности адаптации студентов колледжа раскрываются в исследованиях В.Г. Акимбековой, А.О. Арсениной, У.А. Баталовой, С.К. Быструшкина, Л.П. Илларионовой, М.Г. Магомедовой и др. Проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся СПО, нашли своё отражение в работах Т.П. Баженовой, М.А. Воробьевой, В.Л. Костыревой и др.

Целый ряд исследований посвящён рассмотрению отдельных аспектов адаптации студентов колледжа: дидактического (А.В. Бучкин, О.Ю. Курахтанов, Л.Ф. Мирзаянова, С.Н. Ситдикова, Е.А. Чепарухина, Ю.В. Чудакова и др.); профессионального (Н.С. Амамбаева, И.Г. Буланкина, В.Ф. Колобков, И.М. Леготина, Т.Б. Сафарова, Е.Н. Чернядьева и др.); социально-психологического (Н.В. Грушко, Т.Е. Егорова, Г.В. Лаптева, Р.В. Овчарова, Е.Б. Тетерин, Н.С. Трофимова, С.В. Чернобровкина и др.); психофизиологического (А.В. Дерюгина, М.А. Заздравная и др.).

Значимое место в исследованиях проблемы адаптации обучающихся колледжа занимает поиск условий её успешного прохождения (Г.А. Гущина, Л.А. Дубровина, Т.Е. Егорова, А.Н. Король, Н.М. Киселев, С.В. Красовская, А.А. Чеснокова, Г.В. Юдин и др.), одним из которых выступает специально организованная деятельность по сопровождению и поддержке студентов в адаптационной ситуации (О.В. Дмитриева, А.А. Крайнова, Е.М. Манакина, Н.А. Остапенко, О.С. Суртаева, Э.В. Шелиспанская и др.).

В работах О.А. Баженовой, Е.Л. Белозеровой, Г.И. Василенко, А.В. Городова, Е.А. Зекирьяевой, Л.М. Конева, О.Н. Кузьминой, О.А. Лобовой, А.З. Османовой, М.Ю. Поповой, М.А. Савельевой, А.В. Степановой и др. показана роль внеурочной деятельности в образовательном процессе колледжа, раскрыт её потенциал для решения задач профессионального образования и воспитания студенческой молодёжи. Однако возможности внеурочной деятельности для обеспечения успешной адаптации обучающихся колледжа не получили должного освещения, содержание педагогического сопровождения адаптации студентов средствами внеурочной деятельности не стало предметом отдельного исследования.

Опираясь на вышеназванные научные предпосылки, на базе ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» была разработана и реализована программа педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа средствами внеурочной деятельности. Цель программы – обеспечение успешной адаптации обучающихся колледжа средствами внеурочной деятельности как условия их личностного развития и профессионального становления.

Реализация программы осуществляется поэтапно и включает в себя прохождение предварительного, основного и заключительного этапов. Остановимся подробнее на содержании деятельности на каждом из них.

Предварительный этап. Главное назначение данного этапа заключается в создании организационно-педагогических и психолого-педагогических условий для реализации педагогического сопровождения адаптации обучающихся первого курса к образовательной среде колледжа; в формировании у студентов-первокурсников мотивации к активному включению в различные формы внеурочной деятельности (проекты, конкурсы, кружки, секции, тренинговые группы и др.).

Для формирования и актуализации у первокурсников потребностей, мотивов и целей обучения в колледже проводятся вводные адаптационные дни. Программа вводных адаптационных дней отражает специфику учебной деятельности колледжа, даёт теоретическую и практическую основу для формирования и развития морально-психологических и профессиональных качеств будущего специалиста. Читаемый в рамках вводных дней курс лекций «Введение в специальность» акцентирует внимание на учебной и профессиональной мотивации. На классных часах, проводимых классными руководителями в первую неделю обучения на тему «Устав колледжа», студенты-первокурсники знакомятся с принятыми нормами, требованиями, традициями и историей учебного заведения.

Особое место в формировании у обучающихся мотивации к включению во внеурочную деятельность занимает привлечение студентов-первокурсников к активному участию в мастер-классах, проводимых педагогами дополнительного образования, где студенты знакомятся с тем видом деятельности, который будет осуществляться в дальнейшем при посещении кружков художественного цикла и спортивных секций.

Большую роль в эффективной адаптации первокурсников играет такая форма организации внеурочной деятельности, как студенческое самоуправление, которое создает условия для формирования организаторских способностей и проявления ответственности, самостоятельности. Так, к организации и проведению мероприятий, проводимых в рамках вводных адаптационных дней, активно привлекаются кураторы – студенты старших курсов, подготовленные по специальной программе «Школа личностного роста «Лидер»». В первые дни пребывания обучающихся в колледже ими проводятся тренинги на знакомство, сплочение коллектива, повышение самооценки. Привлечение к участию в проведении вводных адаптационных дней старшекурсников служит хорошим примером и мотиватором первокурсников для активного включения в разнообразные формы внеурочной деятельности.

Одновременно в ходе вводных адаптационных дней администрация колледжа проводит первое организационное родительское собрание на тему: «Особенности учебно-воспитательного процесса и адаптации к нему студентов-первокурсников», создавая предпосылки для продуктивного взаимодействия колледжа и семьи несовершеннолетних обучающихся.

Основной этап. Содержание данного этапа составляет непосредственное сопровождение психофизиологической, социально-психологической и учебно-профессиональной адаптации студентов-первокурсников посредством внеурочной деятельности.

В рамках работы по сопровождению психофизиологической адаптации используется потенциал разнообразных форм внеаудиторной работы (индивидуальные консультации, тренинги, занятия в спортивных секциях и др.), направленных на формирование у студентов-первокурсников навыков саморегуляции психоэмоционального и функционального состояния организма, повышение устойчивости к воздействию адаптационных стресс-факторов, снятие тревожности, напряжения, повышение работоспособности, приобретение уверенности в своих возможностях и способностях, а также овладение умениями контролировать свои действия и поступки.

С этой целью педагогом-психологом колледжа проводится психодиагностика обучающихся. С этой целью применяются анкетирование, проективные методики, метафорические ассоциативные карты, опросники, направленные на выявление характерологических особенностей личности, эмоционального дискомфорта и т.д. По результатам диагностики педагогом-психологом и классными руководителями проводятся индивидуальные психологические консультации, педагогические беседы, тренинговые занятия, направленные на стабилизацию психологического состояния обучающихся, снятие у них чувства напряжения и тревоги, повышение уровня самооценки, укрепление веры в себя и собственные силы.

Одновременно на решение задачи успешной психофизиологической адаптации работает привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях, а также многочисленных физкультурно-оздоровительных мероприятиях («На старт, новичок!», «Веселый старты», «Зимние забавы», дни здоровья, первенства учебных комплексов по видам спорта, товарищеские встречи со студентами учреждений СПО и ВПО по мини-футболу, волейболу, баскетболу и др.), повышающих адаптационный потенциал, улучшающих функциональное состояние организма и повышающих устойчивость к воздействию адаптационных стресс-факторов.

На втором этапе педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа проводится комплекс мероприятий, направленный на успешную социально-психологическую адаптацию средствами внеурочной деятельности, способствующий принятию первокурсниками новой социальной роли студента и установления адекватных связей и отношений с социальным окружением [3].

Особая роль в решении данной задачи отводится включению студентов-первокурсников в проводимые во внеурочное время мероприятия различной направленности: общеинтеллектуальные (работа пресс-центра колледжа, научно-практические конференции «Ступени в будущее», предметные олимпиады, недели специальностей и др.); общекультурные (праздничные концерты, выставки и конкурсы творческих работ, конкурсные мероприятия между отделениями «Таланты среди нас», «Студенческая весна», «День юмора» и др.); духовно-нравственные и патриотические («Уроки мужества», циклы классных часов военно-патриотической направленности, акции и флешмобы, посвященные важным историческим событиям и государственным праздникам, диспуты (например, «Служба в армии – долг или обязанность?»), встречи с ветеранами «Поговорим о жизни…» и др.). Участие студентов-первокурсников в разного рода мероприятиях способствует сплочению студенческого коллектива, расширению дружеских контактов, формированию у обучающихся коммуникативных умений и навыков, а также позитивным самореализации и самоутверждению как важнейшим условиям психологического благополучия и успешной социально-психологической адаптации.

В свою очередь, реализуемое во внеурочное время дополнительное образование представлено в колледже объединениями: спортивной (спортивные секции «Монолит», «Атлет», «Бодибилдинг»); художественной («Литературная гостиная», «Поэтический клуб», вокальная студия «Созвездие», студия «Перфоманс»); социально-гуманитарной (школа актива «Лидер», «Клуб аниматоров», студенческие клубы «Искра» и «Пламя»); технической (объединения «Основы геодезии», «Новые технологии в строительстве», «Техническая механика», «Проектирование строительных конструкций», «Графический дизайн», проектная мастерская «СПАМ», «Мастерская прикладного дизайна», «Дизайн в архитектурной среде»), а также туристско-краеведческой (кружок «Краевед») направленностей. Благодаря системной, разноплановой работе каждый студент-первокурсник может найти в колледже занятие по душе, получить возможность самореализоваться, прожить ситуации успеха и повысить свой статус в глазах сокурсников, что позволяет существенно облегчить процесс социально-психологической адаптации к условиям колледжа.

Значимое место в системе педагогического сопровождения средствами внеурочной деятельности адаптации обучающихся первого курса на втором этапе занимает обеспечение их учебно-профессиональной адаптации. Понимание особенностей организации учебного процесса в организации СПО, освоение системы знаний, овладение умениями и навыками выступают основой академической успеваемости студента-первокурсника как одного из важнейших показателей его учебно-профессиональной адаптированности [4; 5].

Так, для студентов первого курса в колледже ежегодно проводится месячник «Учись учиться», в рамках которого изучается расписание занятий, анализируется объем ежедневного домашнего задания и занятость первокурсников во внеурочное время. В течение учебного года проводятся предметные недели и олимпиады по общеобразовательным дисциплинам. В рамках «Недели специальности» осуществляется комплекс профориентационных мероприятий: экскурсии на предприятия города; конкурсы плакатов «Моя будущая профессия»; встречи с ветеранами профессии и представителями трудовых династий; профориентационные фестивали с погружением в специфику будущих профессий. Главное назначение названных мероприятий заключается в стимулировании познавательной активности и мотивации к будущей профессиональной деятельности как важного условия успешной учебно-профессиональной адаптации первокурсников. Аналогичным целям служит широкое использование во внеурочной деятельности таких активных и интерактивных форм и методов, как круглые столы, дебаты, деловые и ролевые игры, интерактивные экскурсии, мастер-классы и другие.

Одновременно целям повышения уровня мотивации к учебно-профессиональной деятельности, стимулирования процесса профессионального самоопределения, а также повышения качества профессиональной подготовки служат: участие в работе специализированных центров компетенций (СЦК) «Кирпичная кладка», «Малярные и декоративные работы»; конкурсах, проектах, олимпиадах (Всероссийский конкурс-олимпиад им. В.Е. Татлина, Международная конференции им. В.Е. Татлина, проект «PROдвижeниe58», внутриколледжный отборочный этап чемпионата для участников соревнований WSR по ряду компетенций, региональный конкурс WorldSkills «Молодые профессионалы» и др.).

Заключительный этап. Основная задача данного этапа состоит в анализе полученных результатов, обобщении опыта и коррекции программы с учётом полученных результатов. Рефлексия деятельности проводится по таким параметрам, как: освоение обучающимися статуса «студент колледжа», правил, норм и требований колледжа; анализ и оценка достижений и результатов деятельности; анализ проблем адаптационного периода, определение путей их решения; коррекция индивидуальной траектории развития обучающегося в колледже [6].

Заключение

Внеурочная деятельность выступает эффективным инструментом педагогического сопровождения адаптации обучающихся колледжа первого года обучения. В содержательном плане педагогическое сопровождение осуществляется в несколько этапов, каждый из которых направлен на решение определённой группы задач посредством использования потенциала внеурочной деятельности. Представленный опыт поэтапной организации и осуществления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников колледжа средствами внеурочной деятельности может быть использован для обеспечения успешной психофизиологической, социально-психологической и учебно-профессиональной адаптации обучающихся в образовательных организациях СПО.