Одним из основных направлений развития современного высшего образования в России является активное внедрение информационных образовательных технологий. В настоящее время в связи с широким использованием дистанционного обучения вопросам реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий следует обратить особое внимание.
Качество современного высшего образования зависит от многих факторов, но прежде всего от соответствия его целей, задач, содержания, методов обучения, форм организации требованиям нормативных правовых документов, определяющих образовательную политику государства.
В связи с этим в данной статье анализируются основные положения нормативных правовых документов, регламентирующие применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при организации образовательного процесса в вузе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что знание нормативных правовых документов педагогическими работниками становится показателем правовой грамотности, профессиональной компетентности и позволяет успешно организовать педагогический процесс в соответствии с действующим законодательством.
В последнее десятилетие некоторые вопросы применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе высшей школы рассматриваются в работах ряда исследователей (Л.Н. Бокова, В.В. Гура, В.А. Веккер, А.Ю. Вишняковой, К.В. Зайцевой, Е.А. Крайнова, М.В. Лапенюк, С.Н. Лапшиной, В.В. Макеевой, Е.М. Романовской, К.В. Садова, А.В. Тараканов, В.А. Трайнева и других). Так, Бокова Л.Н. анализирует документы, в которых изложены нормативные требования, необходимые для создания безопасного режима цифровой образовательной среды [1], В.В. Гура в своей докторской диссертации рассматривает основные аспекты как педагогического проектирования, так и моделирования электронных образовательных ресурсов и сред, ориентированных на личность [2], В.А. Трайнев в своей монографии анализирует электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества [3].
Целью исследования является анализ основных положений нормативных правовых документов, соблюдение которых позволяет успешно организовать дистанционное обучение при реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Материалы и методы исследования
Методы исследовании: анализ, синтез, наблюдение, обобщение педагогического опыта (на примере ФГБОУ ВО «КЧГУ»).
Результаты исследования и их обсуждение
Как показывает проведенный анализ, нормативные правовые документы, регламентирующие применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования, включают в себя документы как федерального уровня, так и уровня образовательной организации.
Итак, рассмотрим основные документы федерального уровня. Основополагающими документами, определяющими правовой аспект организации высшего образования в России на федеральном уровне, являются Конституция РФ, Федеральный закон 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее – ФГОС ВО).
Следует указать, что основной законодательный акт, регулирующий организацию образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, это Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 30.12.2021 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2022). В данном документе указывается, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [4]. Реализация образовательных программ на всех уровнях образования осуществляется в соответствии с принципами и условиями их использования, определенными вышеуказанным Законом.
Уточним понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Так, в статье 16 указывается, что «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [4].
Далее отмечается, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4].
При реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий педагогический процесс организуется с соблюдением обязательных требований ФГОС ВО по направлению подготовки и профилю, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Рассмотрим, например, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 125 [5].
Так, в общих положениях ФГОС ВО указано, что «при реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» [5]. Как показывает современная педагогическая практика (на примере ФГБОУ ВО «КЧГУ»), для эффективной организации дистанционных образовательных технологий необходимо функционирование электронной информационно-образовательной среды университета.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16) указано, что электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС) это «электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств», она обеспечивает «освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [4].
Следовательно, электронные информационные ресурсы и электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) это неотъемлемая составная часть ЭИОС. Так, «электронные ресурсы представляют собой электронные данные (информацию в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определённых задач, включая обработку данных) или сочетание этих видов в одном ресурсе» [6]. Следует отметить, что ЭОР – «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [6]. А также «электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения» [6]. В электронном обучении основу электронного образовательного ресурса составляет образовательный контент (учебник, учебные пособия, учебно-методические пособия, учебные наглядные пособия, самоучитель, практикум).
Следует отметить, что структура дистанционной образовательной технологии, как и любой образовательной технологии, «состоит из:
а) целевого компонента;
б) содержательного;
в) процессуального, связанного с набором методов, способов организации деятельности студентов и преподавателей;
г) управленческого, контрольно-корректирующего, аналитико-оценочного» [7, c. 35].
В дистанционной образовательной технологии процессуальный компонент, связанный с набором методов, способов организации деятельности студентов и преподавателей, трансформируется. Также модифицируются управленческий, контрольно-корректирующий, и аналитико-оценочный компоненты.
В настоящее время высшие учебные заведения осуществляют дистанционное обучение в соответствии с Правилами применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, которые регламентируются Приказом Минобрнауки России от 23 февраля 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронное обучение, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [8]. По данному документу образовательные организации должны обеспечить ряд условий, определяющими из которых, на наш взгляд, являются соответствующий уровень подготовки кадров и оказание в достаточной степени учебно-методической помощи обучающимся.
Как показывает практика, для успешной организации образовательного процесса при дистанционном обучении преподавателям необходимо разработать электронные курсы по учебным дисциплинам (модулям). Для этого им требуются определенные знания, умения и навыки в этой области, которые формируют компьютерную грамотность преподавателей. Однако наличного уровня компьютерной грамотности преподавателей оказалось недостаточно для создания электронных курсов. В связи с этим для профессорско-преподавательского состава КЧГУ в 2020-2021 годах были организованы специальные курсы повышения квалификации по следующим программам: «Использование ИКТ в профессиональной деятельности» и «Проектирование электронных курсов в системе дистанционного обучения». Изучение данных курсов позволило профессорско-преподавательскому составу создать электронные курсы по учебным дисциплинам и загрузить в ЭИОС университета.
В ЭИОС КЧГУ размещаются учебные планы всех институтов и факультетов. В соответствии с учебными планами, формируемыми компетенциями разрабатываются рабочие программы дисциплин (модулей) и программы практик. Составление РПД регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по соответствующему направлению подготовки и профилю, а также локальными актами КЧГУ.
«РПД определяет цель и задачи изучения, назначение и место учебной дисциплины в структуре образовательной программы, содержание учебного материала и формы организации обучения» [9].
Рабочие программы дисциплин и программы практик составляются преподавателями, за которыми эти дисциплины и практики закреплены. Рабочая программа дисциплины размещается в ЭИОС университета и тем самым становится доступной не только преподавателям, но и студентам. Это обеспечивает успешное осуществление дистанционного обучения и эффективную организацию самостоятельной работы обучающихся. Как показывает практика, РПД – это необходимый документ, обеспечивающий учебно-методическую помощь студентам в подготовке к практическим, лабораторным занятиям, при проведении итоговой аттестации, а также при написании рефератов, докладов, эссе.
В РПД содержится также перечень электронных учебных изданий и электронных образовательных ресурсов. Для успешной организации дистанционного обучения участникам педагогического процесса обеспечивается доступ к российским электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам: ООО «Знаниум», «Лань», электронная библиотека КЧГУ, Еlibrary.ru, Национальная электронная библиотека (НЭБ)). Поэтому преподаватели и студенты прошли регистрацию в электронных библиотеках для доступа к их информационным образовательным ресурсам.
Как известно, эффективность процесса обучения зависит не только от деятельности преподавателей, но и обучающихся. Поэтому большое внимание следует обратить на оснащенность кабинетов для организации самостоятельной работы студентов. В связи с этим факультеты и институты КЧГУ располагают аудиториями, специально оборудованными современными компьютерами, подключенными к сети Интернет, с обеспечением доступа к ЭИОС университета.
Платформ для дистанционного обучения много: Moodle, Edmodo, Google Glassroom. Дистанционное обучение в КЧГУ в основном осуществляется на основе всем известной дистанционной среды обучения Moodle. Как показывает практика, эта система предоставляет широчайшие возможности по организации, управлению дистанционным обучением, наиболее удобна и проста в использовании. Студенты и преподаватели КЧГУ в течение всего периода дистанционного обучения независимо от места нахождения имеют неограниченный доступ к ЭИОС университета, выход к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При организации образовательного процесса в КЧГУ на основе дистанционной среды обучения Moodle педагогами определяется цель обучения, отбирается его содержание, выбираются методы, способы организации деятельности студентов, а также методы и формы контроля и оценки результатов обучения. Далее в соответствии с рабочей программой дисциплины создается электронный курс и загружается в ЭИОС университета, изучаемый студентами.
В ходе дистанционного обучения необходимо оценивать выполнение заданий к лабораторным, практическим занятиям, изучение лекционного курса и прохождение тестирования. Проверка и оценка уровня усвоения лекционного курса проводится по трёхбалльной шкале оценивания. Оценка за лекцию в системе фиксируется автоматически и зависит от количества правильных ответов на вопросы (студенты должны дать три правильных ответа). По результатам выполнения заданий лабораторных и практических занятий выставляется оценка по пятибалльной шкале. Также проводится промежуточное и итоговое тестирование. Результаты за изученный электронный курс автоматически фиксируются в журнале оценок.
Следует указать, что при организации образовательного процесса в период вынужденного перехода вузов на дистанционное обучение во время пандемии при COVID-19 преподаватели и студенты КЧГУ испытали некоторые трудности. Основные трудности – это отсутствие у обучающихся оснащенных современными компьютерами рабочих мест в домашних условиях, а также недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов старшего поколения.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ литературы по теме исследования показал, что нормативно-правовое обеспечение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования регламентируется документами как федерального уровня, так и уровня образовательной организации. Основными документами федерального уровня, определяющими правовые основы высшего образования в России, являются Конституция РФ, ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Как показывает практика, в КЧГУ дистанционное обучение организуется в основном в системе Moodle. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными правовыми документами к применению дистанционных образовательных технологий. В настоящее время в КЧГУ на всех факультетах и институтах для организации успешной самостоятельной работы студентов имеются аудитории, специально оборудованные компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет, с обеспечением доступа в ЭИОС университета. Успешность дистанционного обучения обеспечивается соответствующим уровнем подготовки кадров и оказанием необходимой учебно-методической помощи обучающимся.