В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» отмечается, что формирование информационного пространства знаний осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов и т.п., что использование и развитие различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения при реализации образовательных программ способствует обеспечению информационного пространства знаний. Все это диктует новые требования к современному педагогу, который должен обладать знаниями, умениями и навыками в области реализации в образовательном процессе с обучающимися любого уровня информационных технологий, должен уметь строить информационную образовательную среду для обучающихся, понимать принципы обеспечения безопасности обучающихся в информационном пространстве [1].
Обозначенные аспекты нашли отражение в современных новых и обновленных нормативных документах, регламентирующих деятельность как всей системы образования в целом, так и каждого отдельного педагога.
Стандартизация образования диктует требование относительно того, что эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ (далее – информационные и коммуникационные технологии), а функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Согласно профессиональному стандарту педагога в трудовую функцию входит обеспечение образовательного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий. Значимыми и необходимыми для педагога с точки зрения профстандарта выступают владение общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической компетентностями.
Актуальность данной работы связана с противоречием между задачами информатизации образования и тем, что многие педагогические работники не готовы к нововведениям в данной сфере. Основная задача высшего образования и обеспечения инновационного процесса заключается в создании такой системы образования, которая позволила бы обучающемуся в достаточной мере овладеть основами информатизации образования [2].
Цель исследования – определить возможные направления работы, способствующие развитию информационной компетентности студентов магистратуры, обучающихся по программе «Методическая работа в дошкольном образовании».
Материалы и методы исследования
В данной статье использованы исключительно теоретические методы анализа фактической информации, обобщения, наблюдения, изучения документации.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время все больше распространяются информационные механизмы в различных направлениях жизнедеятельности современного человека и общества, в том числе и в сфере образования. Отмечаются активные процессы информатизации образования, которые делают доступными для современного образовательного процесса большое количество функций, не применявшихся ранее. Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность, в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [3, 4].
Актуальные проблемы информатизации образования исследуются в работах А.А. Андреевой, О.В. Башариной, А.И. Башмакова, Т.В. Беловой, Т.А. Бороненко, Е.Л. Вартановой, Е.А. Дьяковой, М.Н. Каурцева, Н.Ш. Козловой, Е.А. Паниной, Т.В. Панковой, И.В. Роберт, Р.М. Сафуанова, Б.Е. Стариченко, А.Ю. Уварова. Общие педагогические вопросы развития информационной компетентности обучающихся организаций высшего образования нашли отражение в работах С.И. Архангельского, А.И. Берг, Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, В.С. Леднева, Е.М. Машбица, Н.Ф. Талызиной, С.И. Шварцбурда.
Отражается необходимость развития информационной компетентности педагогов и в нормативных документах. Так, в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» подчеркивается положение о необходимости формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. Современный педагог, в том числе педагог дошкольного образования, обязан применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, а при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта [5].
Освоение программы магистратуры позволяет развивать у обучающихся столь необходимую в современном образовательном пространстве информационную компетентность.
В научной работе Э.Ф. Насырова и А.А. Данилов дают следующее определение: «информационная компетентность – это интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного за счет актуализации приобретенного социокультурного опыта сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств в условиях ценностно-смыслового существования в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески воспроизводить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства» [6].
В нашем научном исследовании под информационной компетентностью магистра педагогического образования мы понимаем его уверенное владение всеми составляющими информационной грамотности: умение осознанно определять свои информационные потребности, находить разнообразные источники информации, определять их локацию и надежность; анализировать информацию на предмет качества найденного контента; обеспечить рациональное хранение необходимой информации; использовать информацию в соответствии с действующими в обществе нормами и правилами; создавать новую информацию, презентовать ее и обмениваться ею с помощью различных информационных каналов [7, 8].
Актуализацию и развитие информационной компетентности магистра педагогического образования мы рассматриваем как необходимое условие современного образовательного процесса для освоения программы магистратуры. Внедрение ИКТ позволяет дополнять традиционные занятия интерактивными компонентами.
В рамках нашего исследования структурным подразделением, реализующим программу магистратуры «Методическая работа в дошкольном образовании», является Институт непрерывного образования Оренбургского государственного педагогического университета (ИНО ОГПУ, Институт).
В Институте используется система дистанционного обучения ФГБОУ ВО ОГПУ «ЭИОС», технологии электронного обучения на платформе электронного обучения Moodle, различные методы доведения учебной информации до обучающихся (аудио-, видеотрансляции, аудио-, видеоконференции, интернет-конференции, интернет-трансляции, smart-технологии). Имеются в наличии три стационарных и два мобильных компьютерных класса. Есть возможность для аналитики обучения, т.е. анализа данных по образовательному процессу. Профессорско-преподавательский состав ИНО ОГПУ обладает достаточным уровнем информационной компетентности для эффективной работы в данном направлении.
Полученный в ходе исследования анализ показывает наличие слабых сторон организации образовательного процесса в цифровой среде, которые заключаются в том, что, несмотря на осознание и положительное отношение со стороны руководства ОГПУ к развитию информационной компетентности обучающихся, на сегодняшний день отсутствуют четкие методики использования всех возможностей ИКТ в образовательном процессе, в частности в системе оценки, недостаточно развита информационная образовательная среда.
Также анализ показал, что в ИНО ОГПУ имеются некоторые проблемы с ресурсной обеспеченностью процесса развития информационной компетентности обучающихся:
Нормативно-правовой ресурс: недостаточность нормативно-правовой базы информатизации образовательного процесса.
Мотивационный ресурс: отсутствие поощрения профессорско-преподавательского состава при реализации ИКТ в образовательном процессе.
Кадровый ресурс: недостаточность программ внутрифирменного повышения квалификации по проблеме создания и использования преподавателями возможностей информационной образовательной среды.
Научный методический ресурс: отсутствие методических рекомендаций по созданию и использованию преподавателями информационной образовательной среды.
Финансовый ресурс: в связи с переходом на эффективный контракт при разработке критериев для начисления баллов не был внесен критерий, связанный с разработкой созданием и использованием преподавателями информационной образовательной среды в образовательном процессе.
Информационный ресурс: отсутствие информирования профессорско-преподавательского состава о возможностях информационных образовательных порталов.
Материально-технический ресурс: техническая оснащенность и программное обеспечение нуждаются в обновлении.
Однако мы выявили, что при имеющихся ресурсах идея информатизации образовательного процесса вполне реальная для реализации: материально-техническая база, хоть и нуждается в обновлении, но тем не менее способна обеспечить применение ИКТ в обучении студентов. Кадровый ресурс также подготовлен к данной деятельности на достаточном уровне.
Рассмотрим организацию работы с магистрами педагогического образования, способствующей развитию их информационной компетентности, на примере реализации в образовательном процессе мультимедийных технологий. Использование информационных технологий в виде мультимедийного сопровождения при подаче учебного материала представляет собой особую значимость, так как способствует вариативному применению различных форм презентации, обеспечивает их разнообразие и оптимальное сочетание, позволяет активизировать обучающихся в учебно-познавательной деятельности, дает возможность выстроить «двустороннюю связь» между студентами и преподавателем, на основе которой при необходимости осуществляется коррекция того или иного учебного материала. То есть мультимедиа свойственны качества мобильности, интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, возможность учитывать индивидуальные особенности студентов и возможность повышать их мотивацию. Все это делает мультимедиа эффективной образовательной технологией и позволяет большинству преподавателей использовать ее как основу своей деятельности по информатизации образования [9].
На учебных занятиях мультимедиа в основном применяются в следующих формах:
1. Презентация. Использование данной формы достаточно эффективно при изучении новой темы. С помощью презентации легко использовать принцип наглядности, например продемонстрировать динамику каких-либо процессов.
2. Студенческий проект. При подготовке презентации своих результатов самостоятельной работы обучающийся структурирует всю собранную информацию, выстраивает логическую схему подачи материала.
3. Видеолекция. Представляет собой видеозапись лекции, сопровождающуюся учебным материалом. Данный вид мультимедиа используется в технологии перевернутого обучения, то есть освоение нового материала происходит дома, а домашняя работа в виде закрепляющих заданий выполняется в аудитории.
4. Лекция-презентация позволяет сконцентрировать внимание на значимых вопросах излагаемой информации, используя наглядные образы. Основу лекции-презентации составляет предназначенный в последующем для чтения систематизированный текстовый материал, а также схемы, графики, таблицы, формулы и т.д. Лекция-презентация подталкивает к диалогу, активному поведению, что стимулирует начало дискуссий.
Так, например, в целях развития информационной компетентности магистров специальности 44.04.01 Педагогическое образование направленности «Методическая работа в дошкольном образовании» при изучении темы «Планирование образовательного процесса в ДОО» в рамках дисциплины «Система методической работы в дошкольной образовательной организации» была выбрана такая форма проведения занятия, как лекция-визуализация с использованием мультимедийных технологий, то есть лекция-презентация. Тема «Планирование образовательного процесса в ДОО» обладает следующими особенностями при ее изучении: большой объем информации, материал достаточно сложный по содержанию и восприятию и требует сравнительного анализа. Данная форма нами выбрана в связи с тем, что она способствует реализации обучающимися творческого потенциала и творческой деятельности, что, в свою очередь, позволяет им полнее освоить потенциал специальности, сформировать у них интерес к самообучению, потребность в самостоятельном поиске информации и освоению новых, нетрадиционных приемов применения знаний. Параллельно с этим у обучающихся формируется способность к генерированию и продуцированию большого количества различных идей, т.е. развиваются такие креативные качества, как беглость, гибкость и оригинальность мышления, способность к детальной разработке идеи.
Проведение со студентами подобных лекций дает «своеобразную опору для мышления» и помогает им разобраться в особенностях построения явлений, связей между ними. При этом у обучающихся формируются навыки работы с разнообразной информацией, активизируется дальнейшая самообразовательная деятельность, что в совокупности способствует повышению как интеллектуального, так и профессионального потенциала обучающихся, а также обеспечивает достижение целей образования [10].
К профессиональной компетенции, формируемой при изучении дисциплины, относится компетенция ПК 3 «Способен оказывать учебно-методическую и научную поддержку педагогам ДОО по вопросам планирования и реализации образовательной работы в группах детей раннего и/или дошкольного возраста, в разновозрастных группах». Декомпозиция компетенции представлена следующим образом:
− знает методологические основы планирования и реализации образовательной работы в дошкольной образовательной организации; способы учебно-методической и научной поддержки педагогического коллектива;
− умеет структурировать и обосновывать различные виды планирования образовательной работы в дошкольной образовательной организации; организовывать учебно-методическую и научную поддержку педагогического коллектива;
− имеет практический опыт в разработке различных видов планирования образовательной работы в дошкольной образовательной организации; в осуществлении учебно-методической и научной поддержки педагогического коллектива.
В процессе освоения темы обучающимся были представлены мультимедийная презентация по теме, ссылки на видеоматериалы, подборка интернет-материалов по осваиваемой теме. В качестве отчета по итогам изучения темы обучающиеся представляли на защиту разработанные ими электронные портфолио с материалами по теме. Структурно проекты включали в себя следующие компоненты:
1. В разделе «Освоение новой учебной информации, анализ изученного учебного материала» студенты оформляли интеллект-карту содержания темы в электронном формате; оценивалось качество подготовленного QR-пособия; качество презентации к лекции с QR- кодом.
2. В рамках практической работы студентам было необходимо представить ссылки на видеоинструкции (видеоматериалы); оценивалось их соответствие рассматриваемым в теме вопросам.
3. Одним из направлений работы стала подготовка сообщения, доклада по изучаемой теме, самостоятельная работа обучающихся. Здесь значимым стало наличие перечня интернет-ресурсов по теме сообщения, умение студентов выбирать соответствующие ресурсы, формулировать методические рекомендации по их применению и использованию.
4. При проведении контрольных процедур (текущий и промежуточный контроль) осуществлялось тестирование обучающихся (в сервисах Google Формы и др.), организовывались процедуры мобильного опроса.
Зафиксированная в ходе исследования положительная динамика позволяет говорить об эффективности направлений решения поставленных задач, которые являются необходимыми и достаточными для развития информационной компетентности студентов магистратуры, обучающихся по программе «Методическая работа в дошкольном образовании».
Заключение
Информационная компетентность магистра педагогического образования – это его уверенное владение всеми составляющими информационной грамотности, обеспечивающее освоение образовательной программы и становление первоначальных профессиональных компетенций. Компонентами и критериями информационной компетентности магистра педагогического образования выступают психологическая, теоретическая, методическая и практическая готовности магистра к применению в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Развитие информационной компетентности магистра педагогического образования предполагает создание в образовательной организации качественных ресурсов: нормативно-правового, мотивационного, кадрового, научно-методического, информационного, материально-технического и финансового и реализацию определенной системы мероприятий для усовершенствования каждого ресурса.
Программа магистратуры «Методическая работа в дошкольном образовании» обладает возможностями для применения в образовательном процессе компьютерных технологий для реализации разнообразных направлений: контроль знаний обучающихся, организация процессов дистанционного обучения и взаимодействия, создание и развитие цифровой образовательной среды и информационного пространства, применение компьютерных тренажеров и виртуальных лабораторий, использование мультимедийных и цифровых образовательных ресурсов, электронных средств учебного назначения.