Современный этап общественного развития в России характеризуется стремительным ростом спроса на квалифицированные кадры для системы образования. На сегодняшний день возникла необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих высокой поведенческой культурой, способных к продуктивному сотрудничеству и взаимодействию с другими, эффективной коммуникации и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, достижению поставленных целей в быстро меняющихся ситуациях.
Социально-экономические и социокультурные условия современного общества способствуют повышению уровня напряженности, формированию конфликтности, интолерантности [1–3]. В этой связи осуществляется всестороннее изучение конфликтов в школе среди учащихся, конфликтологической компетентности профессорско-преподавательского состава, путей предупреждения и преодоления конфликтов (А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, Н.В. Гришина, И.В. Журавлев, О.А. Иванова, М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина, А.С. Чернышев, Т.А. Чистякова, Н.Е. Щуркова и др.). В трудах отечественных исследователей (Т.Б. Беляева, Ф.М. Борадкин, О.И. Денисов, А.И. Донцов, А.А. Кузьмина, Н.В. Кудрявцев, М.И. Леонов, Е.И. Степанов, И.Н. Чуриков, А.И. Шипилов, О.И. Щербакова и др.) отражены особенности подготовки обучающихся вуза к разрешению конфликтов в педагогическом процессе.
Несмотря на значительное количество научных трудов в этой области, наблюдается тенденция роста конфликтных ситуаций в педагогической среде, что в немалой степени связано с отсутствием должной подготовки специалистов [4]. С целью организации эффективного бесконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса возникает необходимость в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками поведения в конфликтных ситуациях [5, 6]. В связи с этим актуализируется потребность целенаправленной подготовки будущих педагогов-дефектологов и учителей-логопедов к профилактике конфликтов среди младших школьников инклюзивных классов.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное исследование возможностей профессиональной подготовки будущих специалистов к профилактике конфликтов младших школьников инклюзивных классов в образовательной среде.
Материалы и методы исследования
В проведенном экспериментальном исследовании принимали участие 87 обучающихся вторых курсов по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование педагогических вузов (НОУ ВО «МСПИ», ФГБОУ ВО «ВГСПУ»).
В данной научной работе мы применили такие диагностические методы исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, и использовали методику К. Томаса для определения предрасположенности личности к конфликтному поведению.
Результаты исследования и их обсуждение
В структуре системы подготовки будущих специалистов к профилактике конфликтов среди младших школьников инклюзивных классов выделены три компонента: когнитивный, мотивационный и операционно-исполнительский. Так, когнитивный компонент характеризуется необходимым объемом знаний о причинах возникновения конфликтов, методах и приемах диагностики конфликтной ситуации, способах коррекции и разрешения конфликтов, об особенностях развития детей с ОВЗ. Мотивационный компонент представлен системой личностных мотивов, определяющих поведение специалиста и проявление его личностных качеств, а также умение принимать особенности детей с ОВЗ, желание сотрудничать с ними. Операционно-исполнительский компонент включает в себя систему специфических педагогических умений: разрешать и предупреждать конфликт, анализировать природу конфликтов, общаться и взаимодействовать с детьми с ОВЗ и осуществлять профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования.
Для изучения когнитивного компонента профессиональной подготовки обучающихся к профилактике конфликтов младших школьников инклюзивных классов в условиях общеобразовательной школы мы провели тестирование. Тест содержал 16 вопросов, на которые студентам нужно было ответить, выбрав наиболее подходящий для них вариант.
По результатам проведенного тестирования было выявлено, что у большей части испытуемых (49 чел.; 56 %) когнитивный компонент профессиональной подготовки к профилактике конфликтов находится на среднем уровне. Это означает, что студенты владеют недостаточным объемом знаний о конфликтах, их профилактике и особенностях развития детей с ОВЗ. Высокий уровень был выявлен у 20 студентов (23 %), такие студенты имеют четкие представления и достаточный объем знаний по данной теме. Низкий уровень выявлен у 18 студентов (21 %). Допущенные ими ошибки относились к таким вопросам, как: «выберите вариант ответа, описывающий конкуренцию как стратегию поведения в конфликтной ситуации», «профилактика конфликтов – это…», «конфликтная ситуация – это…», «назовите категории детей с ОВЗ».
Для изучения мотивационного компонента мы провели анкетирование с целью выявления личностных качеств, таких как агрессивность и враждебность, а также желание сотрудничать с детьми с ОВЗ и способность принимать их, осуществлять профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования. На основе диагностики К. Томаса были определены стили поведения обучающихся в конфликтной ситуации, их адаптационные и коммуникативные особенности.
Полученные результаты свидетельствуют, что большинство студентов (57 %) имеют средний уровень агрессивности и враждебности. У 14 студентов (16 %) низкий уровень агрессивности и враждебности. У 23 студентов (26 %) высокий уровень агрессивности и враждебности: представители такого уровня конфликтны и не способны на сознательную кооперацию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели сформированности мотивационного компонента у студентов преимущественно выражены на среднем уровне.
Кроме того, результаты диагностики по методике К. Томаса свидетельствуют, что для 15 студентов (17 %) характерна такая стратегия поведения, как избегание, при которой обучающиеся не способны отстаивать свое мнение, не готовы к сотрудничеству и часто уклоняются от решения конфликта, перекладывая ответственность на другого человека. У 10 (11 %) студентов выявлен стиль соперничества. Такие студенты отличаются активностью и предпочитают ни с кем не сотрудничать при решении конфликта, стараются удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других. По нашему убеждению, такие стратегии поведения неприемлемы для будущих педагогов-дефектологов и логопедов. Для 25 респондентов (29 %) характерно приспособление – это совместные действия с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы. Этот стиль уступок, по нашему мнению, не является продуктивным при разрешении конфликтов, так как иногда необходимо изменить мнение партнера по общению для решения его же проблемы. 17 респондентов (20 %) при решении конфликтных ситуаций прибегают к компромиссу. Для этого стиля характерны уступки с обеих сторон для удовлетворения интересов. На наш взгляд, достижение этого уровня говорит о попытке найти более эффективные стратегии поведения.
Использование стратегии сотрудничества характерно для 20 студентов (23 %), которые активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают свои интересы, но стараются при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль характеризуется обсуждением забот и интересов обеих сторон, в ходе которого выявляются причины конфликта и идет поиск совместных путей решения. Стиль сотрудничества наиболее эффективен в сложных конфликтных ситуациях.
Обобщив полученные результаты, выявили уровневые показатели сформированности мотивационного компонента профессиональной подготовки педагогов-дефектологов и логопедов к профилактике конфликтов младших школьников в инклюзивных классах: высокий – 17 чел. (20 %), средний – 46 чел. (53 %), низкий – 24 чел. (27 %).
Для изучения операционно-исполнительского компонента мы провели исследование, выявляя личный опыт студентов и стратегию их поведения в конфликтных ситуациях, а также в предотвращении конфликтов, используя анкетирование и анализ ситуаций. В ходе проведенного анкетирования было выявлено, что большинство студентов (67 чел.; 77 %) на вопрос «Как Вы считаете, что такое конфликтная ситуация?» ответили, точно отражая сущность научного понятия. Остальные студенты (20 чел.; 23 %) ответили, опираясь на свои собственные знания о конфликтах, имея поверхностные представления. На вопрос «Приходилось ли Вам попадать в конфликтную ситуацию?» все обучающиеся (100 %) ответили утвердительно. Соответственно, каждый студент уже имеет субъективный опыт переживания конфликтной ситуации и опыт поиска решения выхода из конфликта. На вопрос «С какими людьми Вы чаще всего конфликтуете? Почему?» треть студентов (36 %) ответили, конкретно указывая, с какими людьми чаще всего конфликтуют. Некоторые обучающиеся (28 %) ответили, что в большей степени конфликтуют с теми людьми, которые не понимают их, пытаются навязать свое мнение. 6 респондентов (7 %) обобщенно ответили на вопрос, описывая поведение и причины двух сторон конфликтной ситуации. 26 респондентов (30 %) ответили, что чаще всего конфликтуют с такими людьми, которые обманывают. Это значит, что данные студенты обобщенно описали, с какими людьми им приходилось конфликтовать, обвиняя одну конфликтную сторону. На вопрос «Что чаще всего является для Вас причиной конфликта?» некоторые студенты (16 %) ответили, описывая конкретную причину конфликта. Это означает, что обучающиеся понимают, что действительно является для них причиной конфликта. 62 студента (71 %) ответили, что чаще всего причиной являются разногласия во мнениях. 11 респондентов (12 %) ответили обобщенно, не указывая конкретную причину. Это означает, что в зависимости от конфликтной ситуации обучающиеся не могут установить ту или иную причину. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что студенты имеют личный опыт переживания конфликтной ситуации и её предотвращения. Анализ ответов обучающихся на вопрос «Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?» позволил выявить преобладающий стиль поведения в конфликтах. Так, большая часть студентов (43 чел.; 49 %) проявляют компромиссный стиль решения конфликтов. Это означает, что конфликтные стороны пытаются урегулировать разногласия путем взаимных уступок. У 22 студентов (25 %) был выявлен демократический стиль решения конфликтов: придерживаются своего мнения, но считают, что всегда можно договориться. У 6 студентов (7 %) преобладает жесткий тип решения конфликтов: до последнего отстаивают свою точку зрения, защищая свою позицию. У некоторых обучающихся (11 %) было выявлено смешение двух стилей решения конфликтов, это демократический и компромиссный стиль. Такие респонденты считают, что всегда можно найти альтернативу, пытаются урегулировать разногласия. У 5 % студентов было выявлено смешение демократического и жесткого типов решения конфликтов. Это означает, что они всегда до последнего отстаивают свою точку зрения, защищая свою позицию, но в то же время могут договориться и попытаться предложить альтернативу. Демократический, компромиссный стиль и жесткий тип решения конфликтов проявились одновременно у нескольких студентов (2 %). Это означает, что они пытаются урегулировать разногласия, предложить альтернативу, но также могут отстаивать свою точку зрения, жестко защищая свою позицию.
Кроме того, было выявлено, что менее половины обучающихся (24 чел.; 27 %) имели успешный опыт общения и взаимодействия с детьми с ОВЗ. Большая часть студентов такого опыта не имела, либо испытывала чувство неловкости, дискомфорта в процессе общения с «особенными» детьми.
После анкетирования студентам был предложен разбор конфликтных ситуаций, которые произошли в школе между учащимися и учителем, между нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ. Студентам предлагалось ответить на вопросы: «Как должен вести себя специалист в ситуации конфликта?» и «Как бы Вы повели себя в конфликтной ситуации, если бы Вы были педагогом-дефектологом этой школы?» В ходе проведенного исследования было выявлено, что студенты имеют представление того, что для предотвращения конфликтной ситуации нужно доброжелательно попросить обосновать свои претензии, после чего прийти к общему мнению, выбрав оптимальный способ разрешения конфликта.
В результате анализа полученных данных мы выделили умения и навыки, развитые у будущих специалистов в большей степени, и умения и навыки, которыми студенты обладают в наименьшей степени. Наиболее развитыми умениями оказались: умение логично и проблемно излагать материал, умение быть тактичным и корректным с коллективом, умение доказывать суждения, умение принимать особенности детей с ОВЗ. Такие умения, как умение сотрудничать с детьми с ОВЗ, владеть голосом и мимикой, умение слушать, умение анализировать конкретные ситуации и переносить знания и умения в новые ситуации, у студентов выражены в наименьшей степени.
Обобщив полученные результаты, выявили следующие уровни сформированности операционно-исполнительского компонента профессиональной подготовки педагогов-дефектологов к профилактике конфликтов младших школьников инклюзивных классов: высокий выявлен у 23 % респондентов, средний – у 56 %, низкий – у 21 %.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента мы разработали комплекс мероприятий по организации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов к профилактике конфликтов младших школьников в инклюзивных классах в соответствии с ранее выделенными компонентами.
Для формирования когнитивного компонента мы включили в лекционные занятия теоретический блок знаний о конфликте, его видах, этапах развития и способах предупреждения, стратегиях и видах эффективного общения как основы предупреждения конфликтов, а также знаний об особенностях развития и взаимодействия с детьми с ОВЗ. При этом использовались интерактивные формы обучения, направленные на обсуждение имеющихся у студентов представлений с целью осознания ими значимости данного вопроса. В ходе дискуссии осуществлялось осмысление проблемы конфликтов, студенты отвечали, опираясь на свой личный опыт, достаточно глубоко осознавая важность знаний о конфликтах и их профилактике в своей профессиональной деятельности.
Работа над мотивационным компонентом в профессиональной подготовке будущих специалистов к профилактике конфликтов младших школьников инклюзивных классов предполагала включение в образовательный процесс интерактивных, игровых методов обучения, тренингов эффективного общения, анализ конфликтных ситуаций, а также вовлечение студентов в практическую деятельность по разрешению и предупреждению конфликтов.
Для работы над операционно-исполнительским компонентом профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов и логопедов к профилактике конфликтов младших школьников в инклюзивных классах в условиях общеобразовательной школы были проведены занятия, на которых студенты совершенствовали знания и отрабатывали навыки эффективного взаимодействия с детьми. Реализация содержания подготовки обучающихся осуществлялась при помощи интерактивных методов обучения, метода анализа жизненных ситуаций, игровых методов (ролевые, деловые и дидактические игры). Например, ролевая игра «Поведение в конфликте». Цель игры: формирование доброжелательных межличностных взаимоотношений в коллективе; формирование умения определять признаки конфликтной ситуации; выработка навыков разрешения конфликта путем совместного принятия решения, создание альтернативного пути разрешения конфликтов.
Дидактические игры «Фрустрирующие ситуации», «Оценка глубины конфликта», «Искусство критики» и др. проводились с целью обогащения студентов знаниями о видах поведения в конфликте, адекватных стилях поведения в конфликте и способах их разрешения, о технологиях эффективного общения и рационального поведения в конфликте. С помощью деловых игр и кейсов осуществлялось моделирование реальных ситуаций, взятых из педагогической практики, в которых студентам требовалось конструктивно разрешить конфликт между участниками образовательного процесса. Занятия, организованные с использованием интерактивных методов обучения, способствовали формированию навыков сотрудничества с детьми с ОВЗ и умению осуществлять профессиональную деятельность с данной категорией детей в условиях инклюзии.
Следует отметить, что в процессе занятий студенты относились к различного рода заданиям с интересом, манера общения между участниками была тактичной и доброжелательной. При возникновении конфликтных ситуаций, студенты старались решать их вместе, сотрудничая друг с другом. Использовались удачные согласования и принятия решений, учитывалось мнение каждого игрока. Интерактивные методы позволили сформировать у студентов такие качества, как чувство коллективизма, сотрудничество, уважение друг к другу, что является неотъемлемым в доброжелательных межличностных взаимоотношениях в коллективе.
Заключение
На заключительном этапе проводилась контрольная диагностика с целью определения эффективности проведенной нами работы. Сравнительный анализ показателей, полученных в результате проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента, показал, что проделанная нами работа демонстрирует положительную динамику по всем показателям. Наблюдаются изменения в поведении будущих специалистов, а именно в умении предотвращать конфликтные ситуации, общаться и взаимодействовать с детьми с ОВЗ, готовность осуществлять профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования. Кроме того, заметно возросла степень уверенности и самостоятельности будущих педагогов-дефектологов и логопедов в процессе разрешения конфликтных ситуаций, произошло теоретическое переосмысление самого явления «конфликт» и «профилактика конфликтов» младших школьников в инклюзивных классах. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
Таким образом, с целью обеспечения наиболее эффективного протекания процесса подготовки будущих специалистов профессиональную подготовку следует рассматривать как процесс и результат формирования готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзии; при организации образовательного процесса следует опираться на такие компоненты профессиональной подготовки будущих специалистов, как когнитивный, мотивационный и операционно-исполнительский; в образовательном процессе важно совмещать теоретическое обучение и практическую деятельность студентов для повышения их конфликтологической грамотности, навыков эффективного общения и взаимодействия всех участников образовательного процесса.