Получаемое в вузе образование основывается на взаимодействии обучения и воспитания. В последнее десятилетие с организацией качества обучения вузы справляются: совершенствуется нормативно-правовая база, организуется постоянное повышение квалификации преподавателей, идет развитие электронных библиотечных систем, осуществляется разработка различных онлайн-курсов, наблюдается активная поддержка научной деятельности студентов и преподавателей и т.д. Понятно, что такая идеальная картина не в каждом высшем образовательном учреждении, но процесс обучения студентов совершенствуется. Одна из проблем качественного профессионального образования заключается в недостаточной работе по воспитанию профессионалов. Как показала практика, недостаточно научить, развить, а необходимо воспитать, чтобы обучение и развитие не останавливалось, а только набирало обороты и способствовало формированию личности профессионала, способного откликнуться на решение сложных проблем как в экономической, так и социальной сферах. Это актуально для современной сферы образования, когда молодые педагоги, приходящие в школу, сталкиваются не только с большой работой, но и активным взаимодействием с людьми: детьми, администрацией, родителями и другими представителями [1, 2].
Цель исследования – анализ условий, обеспечивающих профессиональное воспитание студентов в условиях образовательной среды вуза.
Материалы и методы исследования
В качестве методов выступил анализ, обобщение и систематизация научной литературы по вопросу воспитательного потенциала среды вуза при реализации задач профессионального воспитания студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Современное профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов, способных мобильно реагировать на изменения в профессиональной сфере и готовых к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию. В этих условиях образовательная среда вуза должна обеспечивать возможность подготовки специалистов не «сегодняшнего дня», а будущего. Поэтому оценка образовательной среды вуза современными критериями может лишь частично «предвидеть» надежность получаемого образования студентами. В этом отношении важную функцию связи настоящего с будущим играет профессиональное воспитание, которое путем усвоения личностью студента норм и ценностей деятельности профессионала обеспечивает дальнейшую адаптацию и рост специалиста в своей профессиональной среде с ориентацией на изменяющиеся требования.
Воспитательный потенциал вуза в части профессионального воспитания студентов нуждается в изучении. Однако это не означает, что ответ на кризис профессионального воспитания студентов заложен в глубинных процессах, освещаемых педагогикой, психологий, философией, социологией. Воспитательный процесс – это работа практиков при непосредственном взаимодействии его участников [1]. Внимательное и человечное отношение к студентам даст быстрый ответ на вопрос: в чем же причины низкой профессиональной ориентации, самовоспитания, развития у студентов. А суть сводится к сухому формализму процесса профессионального воспитания. Энтропия дает возможность оценить состояние профессионального воспитания как системы и отразить закономерности в его сложной структуре как процессе. Здесь важно отметить и множественность определений профессионального воспитания, авторы которых стремятся с разных сторон и позиций указать на характеристики профессионального воспитания, воздействие на которые должно дать максимально эффективный результат, т.е. больше охватить студентов своим воздействием.
Современные подходы к изучению образовательной среды вуза позволили проанализировать это явление с различных позиций, раскрывая главные и второстепенные его характеристики как условия функционирования для решения задач высшего образования. Накопленные данные об образовательной среде вуза нашли своё отражение в многочисленных определениях. Само понятие «образовательная среда» разработано и представлено в работах Н.А. Котовой [2], Е. Лактионовой [3], Л.С. Масловой [4] и др., в которых указывается на искусственно созданные условия для протекания естественных процессов формирования личности, а также раскрытия ее способностей и формирования новых интересов. В рамках изучения образовательной среды вуза происходит конкретизация особенностей функционирования данной среды в рамках тех задач, на решение которых направлена вся деятельность высшей школы.
Эффективность образовательной среды определяется не только качеством процесса обучения, созданных сопутствующих условий для студентов, но и выстроенной системой профессионального воспитания, которая делает образовательную среду вуза системой. Образовательная среда вуза представляется некоторой идеологизированной и идеальной структурой, которая ориентирована на подготовку идеального специалиста к неидеальным условиям реальности. В результате образовательная среда вуза продолжает быть оторванной от особенностей деятельности будущих специалистов за пределами вузовских стен. Необходимо проанализировать структурные элементы образовательной среды вуза, которые прямо или косвенно влияют на профессиональное воспитание студентов.
Одним из структурных элементов образовательной среды, обеспечивающих профессиональное воспитание студентов, являются потенциальные работодатели. Система взаимодействия вузов с работодателями совершенствуется. И не только по вопросам теоретический и практической подготовки кадров, но и приобщения студентов к профессиональному отношению к делу, к результатам своей работы. Для этого работа строится с теми работодателями, которые активно поддерживают ценности профессионализма в своих коллективах. Такая профессиональная среда, в которую в будущем на работу могут попасть студенты, формирует чувство единства в данной сфере, понимания важности своего вклада в общий результат и отклик коллектива на результат работы каждого.
Профессиональное воспитание в образовательной среде вуза осуществляют преподаватели. Личность преподавателя играет первостепенное значение. Его достижения, уровень притязаний, научная подготовленность и общее отношение к делу служат первоначальным этапом на пути понимания студентом своего вклада в актив будущего коллектива даже на этапе обучения. Восприятие студентом себя частью чего-то большего, чем свои интересы, зависимость коллектива от результатов личной работы формирует базис для развития таких личностных качеств профессионала, как мораль, ответственность, дисциплина, коллективизм и т.д. [5].
Воспитательный потенциал образовательной среды вуза имеет свои особенности, и прежде всего процесс усвоения ценностей в избранной профессии. Однако эффективность процесса обучения студентов должна опираться только на предвосхищающий ее процесс воспитания, в рамках которого у студентов формируется понимание важности и необходимости освоения той или иной дисциплины. Ведущую роль в управлении воспитательным процессом играет преподаватель, от которого зависит содержание материала (интересное, содержательное, важное для освоения профессии и т.д.) и создание среды на каждом занятии, располагающей студентов к восприятию ценностей освоения профессии. Учебный материал содержит новые данные, открытия и перспективы. Воспитательный потенциал учебной дисциплины начинается с самого первого занятия и не завершается никогда. По итогам студенты делают выводы о необходимости изучать ее дальше самостоятельно или забыть, что впоследствии может отразиться на решении творческих задач уже специалистом.
В настоящее время наблюдается усиление направленной работы по совершенствованию профессионального воспитания студентов. Стратегически важно подойти к воспитанию личности с позиции ценности трудовой деятельности, т.к. обесценивание труда (в том числе и материальное) ведет с одной стороны на ориентацию «престижных» профессий, а с другой – недостаточное желание (а отсюда и низкая успеваемость, качество знаний) обучаться и совершенствоваться в той профессии, которая была избрана в качестве предмета подготовки. Все студенты понимают ценность профессиональных качеств, но развить их в условиях нестабильной ситуации на рынке труда сложно из-за непонимания целей получения своего образования. Решение этой проблемы требует не только новых подходов к разработке содержания воспитательной работы, но и использование огромного потенциала преподавателей, которые, проявляют профессиональные качества педагогов ведут качественную подготовку будущих специалистов и обеспечивают устойчивую систему мировоззрения, свойственную профессионалу, причем способного адекватно воспринимать происходящие изменения и чаще всего реализующего свой потенциал на рынке труда. Если такое случится, то о поиске работы большинству студентов не придется беспокоиться. Но большинство нуждается в организованной поддержке, суть которой раскрывается в механизмах профессионального воспитания.
Однако, несмотря на растущие требования к качеству подготовки студентов, уровень успеваемости (тот уровень интереса к образовательной программе) недостаточно увеличивается среди студентов. Отмечается отрицательная тенденция у студентов «непрестижных» профессий. Нужно отметить необходимость повышения престижа профессий, которые являются ключевыми в экономической и социальной сферах. Мало преподаватели используют свой потенциал и свой пример. Как преподаватель сможет реализовать воспитательное воздействие на обучающихся, решает только он сам [6]. Не вся молодежь готова много работать (часто не осознают объемы, хотя готовы) на пути к успеху. Поэтому в опросах на тему профессионального роста чаще встречаются ответы, связанные с важностью нужных знакомых, связей, умений преподнести себя и т.д. Отсюда следует, что далеко не профессиональные знания и качества выбирают студенты на пути их карьерного роста.
В этой связи необходимым решением является организованная воспитательная работа со студентами. Воспитательный процесс направлен на формирование у студентов ценностей и норм, отвечающих требованиям профессионального общества. Поэтому система воспитательной работы в вузах должна быть ориентирована на личностные особенности современной молодежи, учитывать их интересы и понимать их ориентиры. При этом сама система профессионального воспитания не должна строиться на общепринятых формах воспитательной работы. Их формальная разработка и реализация не найдет отклик в студенческой среде и в итоге формализм всего, в том числе и профессионализма, укоренится так глубоко, что решать проблему профессионального становления, самоопределения и удовлетворения от профессии, сделанной работы предстоит долгие годы [7].
Сложилось мнение о том, что студенты – это сформировавшиеся личности, со своим мировоззрением, отношением к происходящему и, с пониманием важности получаемой профессии и образования для себя и для страны, должны без воспитательных воздействий извне сами совершать верные поступки и выбор. Однако за этот период, наоборот, сложилась критическая ситуация, основанная на застоявшемся детском восприятии реальности со стороны студентов и, соответственно, невнимательное (неинтересное) отношение к своему образованию и профессиональному будущему. Однако эти недоработки являются результатом воспитания в семье и в школе. Целью воспитательной работы в сфере профессионального образования студентов является помощь в формировании отношения к самому себе как профессионалу, обладающему совокупностью качеств для этой группы людей.
Целью образовательной среды вуза является создание условий в ходе учебной и внеучебной работы студентов с целью усвоения ими значения и ценностей позиции профессионала, формирование ориентации на постоянный профессиональный рост и самовоспитание, раскрытия профессионального потенциала личности студента с целью повышения мотивации к учебной деятельности.
Профессиональное воспитание во внеучебное время является более свободным, но тем и возможности его шире. Многие исследователи большое воспитательное значение отводят студенческим органам самоуправления в вузе, видя в них возможность формировать необходимые студентам навыки управления, принятия решения, ответственности, коллективной работы и т.д. Участие в различных волонтерских мероприятиях в рамках подготовки к будущей профессиональной деятельности дает возможность студентам проявить себя в практической работе. Если, например, обратить внимание на особенности работы педагога, то воспитательная работа с учащимися ведётся постоянно, поэтому подготовка мероприятия студентами для школьников позволяет наглядно продемонстрировать те профессиональные качества и навыки педагога, которые формируются у студентов, и те, которые нуждаются в развитии. Решение общей творческой задачи в студенческом коллективе служит сильным воспитательным фактором. В этих условиях действительно происходит профессиональная оценка организуемого для школьников мероприятия.
В настоящее время активно используемой площадкой для образования студентов является виртуальная среда. Искусственная среда, лишенная непосредственного осязаемого присутствия субъектов взаимодействия в какой-то момент, теряет все характеристики свойственные реальной среде, обеспечивающей социализацию человека [8]. Однако, несмотря на это, виртуальная среда оказывает значительное влияние на процесс образования человека. Обучение и воспитание происходят в совершенно иных условиях, где личностные качества и способности человека играют более важную роль, так как их контролирующая и управляющая функции значительно возрастают. Суть образования в виртуальной среде сводится к постоянному и высокому самоконтролю студента: проявлять усилие в просмотре и прослушивании лекций, поиск по заданию необходимой информации, присутствие на занятиях в образовательной среде с помощью MOODLE. Все это, с одной стороны, как отмечают преподаватели, снижает контроль присутствия преподавателем студентов как, например, в аудитории и при этом в разы заставляет расти ответственность за свое поведение на занятиях у студентов [9]. Тревожным сигналом может служить тот факт, что студенты с низкой мотивацией к обучению в условиях дистанционной работы еще сильнее снижают свою ответственность за учебу и постепенно набирают большое количество пробелов в знаниях. В таких условиях профессиональное воспитание сталкивается с такими же сложностями, что и обучение. Необходим поиск и адаптация имеющихся средств и методов воспитательной работы в рамках дистанционного обучения. Профессиональное воспитание студентов на дистанционном формате работы не должно стремиться к таким категориям, как усиление, опора на долженствование со стороны студента. Как и любой процесс воспитания, оно должно быть встроено в процесс обучения, причем, как отмечают исследователи, лекционный формат меняется: слушать лекцию в течении полутора часов в ZOOM очень сложно, как и записывать. Поэтому лекции должны опираться на доступность понимания студентом представляемого учебного материала. На семинарских занятиях эта задача решается проще.
Таким образом, накопленные данные о профессиональном воспитании студентов в условиях реальной среды вуза, которая формирует воспитательный потенциал высшего образовательного учреждения, не всегда могут быть применимы к новым условиям обучения и воспитания студентов – виртуальному пространству. Нельзя сказать, что воспитательный потенциал вуза снижается. Наоборот, он активно растет в связи с переходом в виртуальное пространство и нуждается в совершенствовании средств и методов на фоне данной динамики. Виртуальная среда становится местом «обитания» молодых людей. Виртуализация профессионального воспитания – это один из путей развития, ведь виртуальная среда стала частью жизни, учебы, работы и социализации студентов. Однако в настоящее время идет активный процесс изучения виртуальной среды и ее созидательного/деструктивного характера. Стоит важная задача по выявлению условий, которые позволят максимально реализовывать в будущем возможности виртуальной среды для развития человека в части его обучения и воспитания. Дистанционное образование и перевод обучения в данный формат – важный эксперимент на этом пути развития педагогики и дидактики.
Заключение
Воспитательный потенциал вуза определяется рядом условий: специально созданная среда, педагогические кадры, внешние связи с работодателями. Внутренняя среда вуза, решающая задачи профессионального воспитания студентов, рассматривается с различных аспектов. Одними из ключевых здесь являются учебный процесс, внеучебная работа и виртуальная среда вуза, которая требует соблюдения ряда условий для успешного решения задач профессионального воспитания студентов. Актуальным остается вопрос оценки воспитательного потенциала среды вуза, в частности оценка среды в решении задач профессионального воспитания студентов. Много вопросов возникает по отношению к виртуальной среде вуза, которая объединяет в себе электронную образовательную среду, сайты и социальные сети структурных подразделений, студенческие форумы и многое другое, что используется в виртуальном пространстве для обеспечения образовательного и воспитательного процессов студентов.