Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

NEW TRENDS IN THE STRUCTURE OF STUDENTS’ LIFE VALUES

Pavlova I.V. 1 German E.V. 1 Turbina E.Yu. 2
1 Omsk State Transport University
2 Nevinnomyssk Institute of Technology (branch) North Caucasus Federal University
The article discusses the modern students’ life priorities. The author’s own studies of changes in the structure of value orientations of student youth for more than 20 years are presented. The material for research is the results of testing the life orientations of students of Omsk universities according to the well-known method of M. Rokeach. A comparative analysis revealed new trends associated with the strengthening of the positions of values aimed at cognition and self-improvement (internal), as well as a decrease in the importance of the values of social recognition, active life, freedom in actions (external). It is noted that spiritual values associated with creativity, the beauty of nature and art, the happiness of others and entertainment, have been steadily occupying the last positions among young people for more than 20 years in the hierarchy of life values. The study attempts to explain the changes in the structure of life values of today’s young people. It is shown that the value structure of young people is, on the one hand, stable in assessing the importance of universal values for survival, on the other hand, it is a mobile entity and responds primarily to changes in the socio-economic and political space.
value orientations
student youth
personal life
professional self-realization
self-improvement

Существенным индикатором для изучения процессов изменений различных социальных феноменов являются ценности [1]. Жизненные ценности – это категории моральных и материальных аспектов, являющихся ведущими у человека при выборе жизненного пути и ориентации его в обществе. Вопросы иерархии жизненных ценностей молодого поколения всегда интересны и необходимы для определения стратегических направлений в области образования и воспитания.

На жизненные установки студенческой молодежи, прежде всего, влияют изменения в общественной жизни и в сфере образования, тем более что процесс формирования жизненных ориентиров является непрерывным и зависит от накопления знаний, опыта, осознания себя и своего места в жизни. В возрасте 18–24 лет происходит осознание и закрепление основных мировоззренческих позиций. Понятно, что жизненные ценности не возникают в один момент, а формируются в результате опыта и размышлений. Для человека ценность несёт личный смысл определенных явлений действительности. Ценности во многом определяют возможность самостоятельно принимать решения.

В студенческий период жизни формирование общечеловеческих ценностей продолжается особенно активно. На определение значимых ценностей влияет множество факторов, как внутренних (устройство психики, жизненный опыт), так и внешних (обстоятельства). Произошедшие изменения в экономической, политической и социальной жизни современного поколения не могли не коснуться структуры жизненных приоритетов. Изучение круга жизненных ценностей молодежи и их отношения к ним позволяет определять содержание воспитательного процесса. Изменения в их структуре помогают найти адекватные субъектам методы убеждения, обучения и воспитания.

Изменения в структуре жизненных ценностей молодых людей были замечены ещё в работах В.П. Каргаполова (1994). В 1970–1980-х гг. ведущее место в системе жизненных ценностей студенческой молодежи занимала ориентация на формирование профессионального мастерства. В 1990-х гг. в системе жизненных приоритетов ведущее место заняли ценности личной жизни: здоровье, любовь и счастливая семейная жизнь. Превалирование ценностей личной жизни было обусловлено сменой парадигмы образования и воспитания и появившимися тенденциями к снижению уровня здоровья населения [2].

Проведенные нами в 1986–1998 гг. исследования структуры ценностей студентов физкультурного вуза подтвердили эту тенденцию. После ценностей личной жизни в порядке снижения значимости расположились такие ценности, как наличие верных друзей, интересная работа, максимальное использование своих возможностей, познание, материальная обеспеченность, самосовершенствование, общественное признание. Такие ценности образа жизни, как деятельная жизнь, наличие внутренней гармонии, свобода в поступках и наличие жизненной мудрости, заняли ступени с 11 по 14. Самый низкий рейтинг оказался у таких духовных ценностей, как творчество, красота природы и искусства, счастье других (с 15 по 18 место). Разница между ранжированием ценностей юношей и девушек не была достоверной.

Наши исследования, проведенные в 2001 г., показали уже существенную разницу в приоритетах юношей и девушек. Если на 1-е место было поставлено здоровье, а на 2-е – любовь, то далее появились некоторые различия в приоритетах юношей и девушек: на 3-е место у девушек поставлена счастливая семейная жизнь, а у юношей – интересная работа и наличие верных друзей.

Высокий ранг (4-е место) у девушек имела такая ценность, как наличие внутренней гармонии (уверенность в себе), что, скорее всего, было вызвано ростом процессов эмансипации женщин в современном обществе. В то время как данная ценность у юношей занимала лишь девятую позицию.

Достаточно высокий ранг был присвоен такой ценности, как материальная обеспеченность. Сравнивая этот факт с нашими исследованиями 1996–1998 гг., можно говорить об усилении позиции данной ценности (с 8-го места на 5-е) как результате дальнейшей коммерциализации нашего общества.

Не таким важным явилось для студентов начала 2000-х гг. общественное признание (12-е место у юношей и 15-е место у девушек). Такая ценность, как познание, заняла 13-ю ступень.

Достаточно значимой явилась свобода в поступках (6-е место у юношей и 8-е место у девушек). Среднюю позицию заняли такие ценности, как максимальное использование своих возможностей, самосовершенствование, жизненная мудрость. Традиционно в конце ранговой таблицы студентами были обозначены творчество, счастье других, красота природы и искусства, развлечения, то есть ценности, относящиеся к нравственной и эстетической культуре.

Таким образом, к началу нового тысячелетия произошли некоторые смещения в структуре жизненных ценностей студенческой молодежи. Прежде всего, это коснулось таких ценностей, как материальная обеспеченность (с 8-го на 5-е место) и максимальное использование своих возможностей (с 6-го на 10-е), что можно расценить как не особое желание молодежи прилагать усилия к чему-либо, а возникшая доступность любой информации снизила значимость процесса познания.

Целью настоящего исследования явилось выявление динамики изменений в структуре жизненных ценностей современных студентов с 2001 по 2021 г.

Материалы и методы исследования

В исследованиях 2001 г. приняли участие 82 студента (42 юноши и 40 девушек) физкультурного вуза. Изучение данного вопроса в 2021 г. было проведено на выборке 154 чел. (78 девушек и 76 юношей), студентов ОмГУПС (Омского государственного университета путей сообщения). В исследованиях использовалась одна и та же методика М. Рокича «ценностные ориентации» [3], но участвовали студенты разных вузов. Мы предположили, что ориентация на определенную профессию является менее значимым фактором, нежели возрастная группа. Кроме того, временной отрезок в 20 лет скорее будет отражать в структуре общечеловеческих ценностей влияние среды (новых условий экономической и социально-политической жизни современного поколения), нежели профессиональную ориентацию. Подобный вывод об идентичности структуры ценностных предпочтений молодых мужчин, занимающихся разной деятельностью, был сделан в работах Т.Ф. Вострокнутовой с соавт. (2021) и объяснен единообразием социальной картины мира. Авторы отмечают, что современная молодежь отдает предпочтение вначале ценностям личной жизни, межличностным отношениям, а затем ценностям профессиональной самореализации [4].

Результаты нашей работы представлены в таблице.

Можно утверждать, что для молодых людей вот уже более 20 лет на первых ступеньках системы ценностей стоят здоровье и любовь, как у юношей, так и у девушек. Здоровье как ценность не уходит с повестки дня уже длительное время. Можно только отметить, что сегодня девушки чаще юношей отдают ведущий приоритет здоровью, чем их сверстники в 2001 г. Здоровье как ценность регулируется инстинктом самосохранения, поэтому неудивительно, что оно занимает ведущую позицию. Более того, пандемия только укрепила мнение о важности здоровья как необходимом условии полноценной жизни. К сожалению, переживающие опыт пандемии многие молодые люди не получили обоснованные ответы на вопросы, связанные со средствами и методами самосохранения и оздоровления.

Любовь как ценность занимает вторую позицию у студентов. Потребность в любви как эмоциональная ценность присуща каждому человеку, но обычно ярко проявляется именно в молодежном возрасте. Смысл любви различен не только для каждого человека, но он различен и в разных культурах. Но в любом случае любовь значительно увеличивает полноту восприятия ценностей. Любовь открывает человеку глаза на духовную сущность человека, на его неповторимость, помогает ощутить личность другого и тем самым приводит к расширению нашего мировоззрения и самосовершенствованию. Выделенное значение этой ценности у молодых людей считаем очень позитивным фактором. Любовь помогает любимому стать таким, каким его видит любящий, а значит, лучше. Любовь приносит несомненную пользу любому человеку, ведя его к тем потенциальным ценностям, которые можно увидеть только в любви. Любовь обогащает и приносит счастье – это не воспитывается, а, по-видимому, чувствуется интуитивно каждым человеком. Скорее всего, это и обуславливает постановку данной ценности на высокую позицию.

Динамика изменений в структуре жизненных ценностей студентов с 2001 по 2021 г.

Жизненная ценность

2001 г.

2021 г.

юноши

девушки

юноши

девушки

среднее место

ранг

среднее место

ранг

среднее место

ранг

среднее место

ранг

Здоровье

1,6

1

3,5

1

3,1

1

2,1

1

Любовь

6,5

2

4,7

2

5,8

2

5,5

2

Счастливая семейная жизнь

8,6

7

5,4

3

6,4

3

6,2

3

Наличие верных друзей

7,2

4

8,2

7

6,7

4

7,9

8

Интересная работа

7,0

3

8,1

6

8,3

7

7,6

6

Максимальное использование возможностей

10,6

11

8,5

9

8,6

8

8,3

9

Познание

10,9

13

10,5

13

8,9

9

10,0

11

Материальная обеспеченность

7,3

5

7,5

5

7,5

6

7,5

5

Самосовершенствование

8,8

8

9,5

12

7,4

5

7,3

4

Общественное признание

10,7

12

12,6

15

13,5

17

14,4

18

Деятельная жизнь

11,8

14

9,1

10

11,1

12

11,2

13

Наличие внутренней гармонии

9,3

9

7,1

4

10,6

11

7,7

7

Свобода в поступках

7,9

6

8,3

8

9,9

10

10,5

12

Наличие жизненной мудрости

9,6

10

9,4

11

11,3

13

9,6

10

Творчество

14,6

17

12,1

14

12,2

14

12,9

14

Красота природы и искусства

13,8

16

14,0

17

14,3

18

13,8

15

Счастье других

13,6

15

13,9

16

12,8

16

14,3

17

Развлечения

16,3

18

14,1

18

12,3

15

13,9

16

Обе ценности являются базовыми общечеловеческими ценностями, представляющими важность для всех людей. Обе ценности, и здоровье, и любовь, способствуют выживанию человека, каждая только на своем уровне. Человек, биосоциодуховное существо, понимает ценность сохранения своей биологической структуры, ценит взаимоотношения, желает быть принятым в социуме и придает интуитивное значение духовным ценностям, способствующим его выживанию в этом мире.

При оценке структуры ценностей всегда возникает вопрос о возможном влиянии эмоционального состояния тестируемых на результат. Работа О.А. Арестовой с соавт. (2021) показала, что отсутствуют значимые различия в иерархии ценностей на эксплицитном уровне между испытуемыми с разным уровнем эмоционального благополучия [5]. Это в очередной раз подтверждает идею о том, что структура ценностей обуславливается, прежде всего, сложившимся мировоззрением, а не настоящим эмоциональным состоянием.

Интересно, что сегодня юноши стали больше ценить счастливую семейную жизнь, поставив её на 3-е место, в то время как в 2001 г. приоритет был отдан интересной работе. Возможно, что ценности личной жизни становятся ещё более значимыми на фоне очень нестабильной внешней обстановки. Несмотря на то, что вектор этих ценностей имеет разное направление, обе ценности опять же связаны с необходимостью сохранения здоровья и жизни. Ценность семейных отношений обуславливается потребностью любить и быть любимым, потребностью в личностной поддержке и, конечно, в продолжении рода. Профессиональная самореализация затрагивает стремление к общественному признанию и боязнь остаться без средств к существованию. Таким образом, семейные и профессиональные ценности являются наиболее значимыми для молодых людей и уже давно сохраняют свои высокие позиции. Только путь к выживанию начинает чаще рассматриваться не через внешние факторы действий в обществе, а через строительство близких взаимоотношений, основанных на любви.

Очень заметным изменением в структуре жизненных ценностей студентов стало продвижение вверх по иерархической лестнице такой ценности, как самосовершенствование. У девушек оно поднялось с 12-го места на 4-е, а у юношей – с 8-го места на 5-е. Можно оценить это как очень позитивное явление, когда человек начинает осознавать важность познания себя, совершенствования своих способностей уже для достижения последующих целей. У юношей, кроме того, более высокую позицию стали занимать такие ценности, как максимальное использование своих возможностей (с 11-го места на 8-е) и познание (с 13-го места на 9-е). Для девушек познание тоже начинает приобретать важность (с 13-го места на 11-е). Складывается впечатление, что сегодня современный молодой человек свой вектор внимания направляет прежде всего внутрь себя.

Формирование ценностей происходит через естественное вовлечение человека в новые жизненные обстоятельства. Можно предположить, что исторический ход событий заставляет современного молодого человека искать в себе возможности соответствия этому миру, развивать внутренние задатки. Однако процесс познания себя, как и проблема воспитания личности в педагогике, является длительным и очень сложным. Человек как биосоциодуховный объект до сих пор остаётся далеко не изученным, а в педагогике вопрос соотношения факторов среды и наследственности – нерешённым. Даже свои ценности человеку определить непросто. Кроме того, реально руководствоваться системой ценностей в своей жизни не всем удаётся. Жить, реализуя каждым действием собственные ценности, трудно. Но в любом случае ценности определяют внутреннюю готовность человека к совершению определенной деятельности.

Такие ценности, как общественное признание, деятельная жизнь, наличие внутренней гармонии и свобода в поступках, спустились на три ступени ниже у девушек. Такая же тенденция наблюдается при оценке иерархии этих ценностей у юношей (особенно это касается свободы в поступках (сместилась с 6-го места на 10-е) и общественного признания (с 12-го места на 17-е)). На такой расстановке приоритетов, скорее всего, сказались те ограничительные меры, в которых общество живет уже два года. Кроме того, сегодня не срабатывает принцип «хорошо учусь – поступаю в университет – получаю хорошую работу – живу безбедно», на котором было воспитано старшее поколение. Молодежь сталкивается с многочисленными примерами живущих благополучно и не заканчивающих университетов, с упорно и ответственно выполняющих работу дипломированных специалистов, но с трудом выживающих. Такую же тенденцию отмечает в своей работе Е.В. Разгоняева (2019). Ценности молодых людей сосредоточены вокруг личных интересов и не связаны с активной позицией реализации себя в обществе [6, с. 241]. Кроме того, исследования авторов Н.И. Трубниковой и В.Е. Трубникова (2019) показывают отсутствие определенных целей и снижение веры в собственные силы у современных студентов [7].

Интересно, что материальная обеспеченность для молодежи сохраняет такую же значимость (6-е место) все 20 лет.

Заключение

Таким образом, сегодня мы можем говорить о некоторых тенденциях, происходящих в структуре жизненных ценностей студентов. Наблюдается усиление позиций ценностей, связанных с познанием и самосовершенствованием. В то же время снижение значимости таких ценностей, как деятельная жизнь, свобода в поступках, общественное признание, позволяет делать вывод о приспособляемости личности человека к реалиям развития общества. Чтобы молодому человеку быть успешным в жизни, ему надо научиться быстро адаптироваться к постоянно возникающим переменам, а также понять, какие смыслы и ценности необходимо сделать для себя ведущими. Несмотря на то, что процесс формирования ценностей является эволюционным и длительным, мы видим относительно быстрое реагирование структуры ценностей студенческой молодежи на изменения экономической и социально-политической жизни общества.