Профессиональная подготовка квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования, в соответствии с ФГОС, направлена на формирование у выпускников творческих, исследовательских компетенций. Общество заинтересовано в креативных и инициативных специалистах, отличающихся особой любознательностью, творческой активностью, готовностью к обновлению знаний, высокой восприимчивостью. Наличие у выпускников колледжа креативных качеств в дальнейшем может стать основой для их приобщения к проектно-исследовательской работе, полученные навыки работы положительно скажутся в будущей профессиональной деятельности. Интеллектуально развитый, креативный специалист должен уметь мастерски использовать приобретенный багаж знаний в практике, умело приспосабливаться к часто сменяющимся жизненным обстоятельствам, искать рациональные и нестандартные решения возникающих препятствий. Перед современными выпускниками учреждений среднего профессионального образования ставится задача развития творческого мышления, поиска необходимой информации для решения разноплановых проблем, умения взаимодействовать в коллективе. Решение этой задачи может быть найдено в организации проектной деятельности.
Одной из приоритетных и важных задач на современном этапе развития образовательной системы является формирование у студентов основ проектной деятельности, особенностей проектной культуры. Технологии педагогического проектирования являются способом формирования проектного взаимодействия, снимающего противоречия современного образования и в целом способствующего креативному развитию личности. Высокий уровень организации проектной деятельности создает возможность для реализации осознанной мотивированной и целенаправленной креативной деятельности [1].
Таким образом, современная образовательная система профессиональной подготовки может быть обогащена включением студентов в проектную деятельность в аспектах развития креативности, что и определяет актуальность и значимость исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование, практическая разработка и реализация условий и программы развития креативности студентов колледжа в процессе проектной деятельности.
Материалы и методы исследования
Основополагающее значение для теории и практики развития креативности имеет деятельностный подход (теория деятельности А.Н. Леонтьева, общеметодологическая разработка категории деятельности: контекст субъектности С.Л. Рубинштейна), личностный подход к проблематике творчества (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская) [2; 3]. Методологическую основу исследования составили идеи отечественных и зарубежных учёных в области развития креативности в условиях профессионального образования: особенности обучения студентов средствами проектной деятельности (Б.Р. Мандель [4], Н.В. Матяш, О.А. Кожина, П.С. Лернер), принципы развития креативности (З.Д. Заболотских, Н.П. Клушина), идеи о роли проектной деятельности в развитии творческой активности (П.И. Пидкасистый, Н.Б. Шмелева [5], В.И. Андреев, Н.М. Платонова), вопросы развития творческого потенциала в процессе обучения (А.В. Морозов, В.Г. Панов). Творческий подход, креативность, наряду с развитием интеллектуальных способностей и усвоением специальных знаний, в настоящее время осознается как основополагающий компонент культурно-образовательной и профессиональной парадигмы.
Согласно психологическому словарю, креативность выступает как способность индивида продуцировать принципиально новые идеи и входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора [6]. С.С. Степанов и Е.Е. Туник определяют креативность как способность порождать необычные идеи, отличающиеся от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Процесс развития креативности возможно понять с позиции определения основных критериев и показателей креативности как универсальной способности личности к творчеству, таких как дивергентность, гибкость, оригинальность, беглость мышления; любознательность; творческая инициативность и активность и др. [7].
Эффективным условием развития креативности у студентов колледжа является метод проектов. В трудах отечественных и зарубежных исследователей в области креативности отмечено, что проектная деятельность побуждает к творческому мышлению, к творческой активности, к самостоятельному планированию действий, прогнозированию возможных вариантов решения стоящих перед ним задач и применению усвоенных им способов работы над проектом. Под проектной деятельностью мы понимаем деятельность, связанную с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Проектная деятельность является частью творческой деятельности, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Для более глубокого понимания проблемы рассмотрим специфику организации проектной творческой деятельности в условиях колледжа. Проектная деятельность, как эффективное средство развития творческой деятельности студентов, широко используется на занятиях по специальным дисциплинам. Студенты колледжа культуры и искусства знакомятся с художественно-культурным наследием разных народов, произведениями искусства, декоративным оформлением интерьера, овладевают навыками работы с различными материалами и инструментами для выполнения творческих проектов. Осваивают технологии работы с кожей, с войлоком, изготовления украшений из шерсти и кожи, а также создают коллекции национальных костюмов из разных тканей. Проекты по декоративно–прикладному искусству являются наиболее плодотворным направлением в колледже, т.к. любое изделие, выполненное собственными руками в различных техниках, дает реальные возможности для выявления и развития креативности студентов. Особую роль в развитии креативности имеют проекты социокультурной направленности, реализованные волонтерами из числа студентов колледжа. Волонтерское направление служит поддержке регионального добровольческого движения в отрасли культуры.
Эмпирическое исследование было проведено на базе ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства». В исследовании приняли участие студенты колледжа 1–го и 2–го курсов направлений подготовки «Педагогика дополнительного образования», «Социально–культурная деятельность» в количестве 50 человек.
Рассмотрев и проанализировав методы исследования, формы и средства эффективной профессиональной подготовки студентов для развития креативных характеристик личности, мы выбрали следующие критерии и соответствующие им диагностические методики:
1. Уровень вербальной креативности – «Методика диагностика вербальной креативности – тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой (оценка реального представления).
2. Уровень невербальной креативности – «Диагностика невербальной креативности теста Е.П. Торренса – невербальная часть – «Фигурная форма» [8].
Результаты исследования и их обсуждение
На констатирующем этапе была проведена диагностика критериев и показателей вербальной и невербальной креативности. Исходя из полученных диагностических результатов по данным методикам, получили результаты:
– студенты имеют внутреннюю заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности, но отмечена сниженная способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
– у подавляющего большинства испытуемых выявлен средний уровень вербальной и невербальной креативности.
Это является доказательством того, что для студентов колледжа характерны слаборазвитое воображение, неспособность к самовыражению, недостаточный уровень проявления творческой инициативы. Данные аргументы легли в основу целенаправленной реализации комплекса психолого–педагогических условий, стимулирующих креативное мышление и творческую направленность личности.
1. Реализация творческой и исследовательской работы студентов на основе метода проектов. Разработка и реализация студентами проектов требует осуществления организационно–педагогического сопровождения и научно–методической поддержки, возникает задача подготовки специалистов к этой работе. Важным аспектом в организации проектной деятельности является готовность педагога к организации творческой деятельности. Особенно важно вовлекать студентов в совместных поиск, преподносить новые стимулы для развития креативного мышления, координировать проектные действия. Педагог выступает в таком случае как фасилитатор, стимулятор, тьютор, консультант, содействующий процессу нахождения студентами пути решения проблемы [9].
2. Готовность студентов к проектной деятельности. На этапе организации проектной деятельности важно проведение диагностики готовности работать в проектной команде, определение интересов, творческих и коммуникативных способностей.
3. Вовлечение студентов в проектную творческую деятельность. В условиях среднего профессионального образования зачастую можно наблюдать противоречие между выбором направления подготовки и недостаточной самостоятельностью, активностью и инициативностью в учебной и внеучебной деятельности. Проектная деятельность представляет большие возможности для проявления активного участия в образовательном процессе, для развития креативных характеристик личности, для формирования профессионально важных качеств [10].
4. Организация безопасного креативного пространства в процессе проектной деятельности. В процессе проектной деятельности учащиеся включаются в различные социальные отношения, в различные виды деятельности, что способствует их успешной адаптации и социализации, приобретают необходимые социальные умения и навыки в вопросах коммуникативного взаимодействия. В проектной деятельности педагог помогает студентам раскрыть свой творческий потенциал, попробовать себя в новой деятельности, быть сопричастным к получению личностного и социально значимого результата.
5. Выбор форм, средств и методов для проектной творческой деятельности. В процессе реализации проектной деятельности студентов наиболее эффективны алгоритмические и эвристические методы (проблемное изложение, диалоговая дискуссия, решение ситуационных задач), методы игрового моделирования [11]. В области социально–культурной деятельности предлагается защита проектов в форме концертов, выставок.
На формирующем этапе была разработана и реализована в экспериментальной группе программа развития креативности студентов колледжа в процессе проектной деятельности. Цель программы: развитие творческой направленности и креативности будущих специалистов культуры и искусства в процессе проектной деятельности.
Программные мероприятия носили как теоретический, так и практический характер. На каждом занятии рассматривалась и анализировалась эмоциональная составляющая практических упражнений, а также проводилась рефлексия. Комплекс программных мероприятий был разделен на два блока:
1 блок – информационно-ознакомительный. Цель – информирование о сущности, формах и методах разработки и реализации проектов, развитие креативного мышления. Проводилась работа по проектному обучению, включающая такие формы, как обучающий лекторий, цикл вебинаров, мастер-класс, образовательный семинар на темы: «Логика проектной деятельности»; «Методы стимулирования креативности личности»; «Механизмы разработки и реализации проекта»;
2 блок – проектно-развивающий. Цель – включение проектной деятельности в образовательный процесс колледжа; создание условия для организации проектной деятельности; развитие творческой активности и креативности. С целью развития проектных компетенций использовались такие формы, как хакатон и проектный турнир, в ходе которых были реализованы методы развития креативности: метод мозгового штурма; метод ментальных карт; метод эвристического комбинирования и метод синектики.
Спектр направлений деятельности проектов с участием волонтерского движения:
1. Реализация творческих и социокультурных проектов (проект «Театральный волонтер»; концертная программа «От всей души»; проект «Мир народного творчества»; мастер-класс по созданию арт-кубиков, концертно–игровая программа «Раскрасим мир ярче!», развлекательная программа «В стране счастливой детства!»).
2. Реализация проектов в области сохранения культурного наследия, восстановление памятников истории и культуры («Волонтёры наследия», «Волонтеры культуры»).
3. Реализация благотворительных и иных мероприятий (социальный проект «Подари улыбку детям», «Расширяем границы», «Культура для школьников»).
Студенты посещали занятия кружка «Декоративно-прикладное искусство», где обучались бисероплетению, вышиванию, валянию, фелтингу, работе с кожей и деревом. В программу кружка целенаправленно были введены темы по освоению национальных ремесел: «Художественная роспись», «Берестоплетение» и др. В ходе проектной деятельности со студентами проводились тренинговые занятия по развитию креативности, оригинальности и мышления, воображения, способности создавать композиции с определёнными целями.
После реализации программных мероприятий была проведена контрольная диагностика основных критериев. С целью самооценки и рефлексии мы провели диагностику реального представления о креативности и творческих возможностях. Сравнительная диагностика показателей невербальной креативности в экспериментальной группе, в отличие от контрольной группы, показала положительную динамику. Очевидно, что в экспериментальной группе улучшились все показатели вербальной креативности, в частности творческое мышление, воображение, творческое отношение к профессии (рис. 1).
Сравнительные данные первичной и вторичной диагностики теста Е.П. Торренса показали значительные увеличения уровней креативности в экспериментальной группе.
В результате сравнительной диагностики видно, что показатели креативных личностно-профессиональных качеств студентов увеличились в экспериментальной группе: респондентов с высоким уровнем креативности стало больше, а с низким уровнем меньше. Креативные качества, представленные в данной диагностике, выросли в среднем значении по всем показателям. В контрольной группе показатели упали до среднего уровня креативности (рис. 2).
Рис. 1. Диагностика вербальной креативности
Рис. 2. Диагностика невербальной креативности
Заключение
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что у значительной части студентов колледжа в экспериментальной группе, благодаря проектной деятельности, уровень вербальной и невербальной креативности оказался более высоким, чем у студентов в контрольной группе. Безусловно, полученные результаты в экспериментальной группе сопровождаются эффектом комплексного воздействия разных факторов. Вместе с тем грамотно организованная проектная деятельность в студенческой среде позволяет добиваться более высоких показателей в развитии креативного мышления и в творческой активности.
Проанализированные итоги эмпирического исследования позволили сделать вывод о том, что реализация комплекса мероприятий и внедрение программы посредством проектной деятельности способствуют повышению уровня развития креативности студентов колледжа. Реализованную программу можно применять в условиях колледжа, а также расширить и дополнить по содержанию.