Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES

Bibikova N.V. 1 Kuzmina V.F. 2
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov
2 Ulyanovsk College of Culture and Art
The article argues for the need to organize design and research activities in the system of secondary vocational education in order to develop the creative characteristics of the individual. The authors of the article determined the specifics of the organization of project activities of college students. The conditions for the development of creativity of college students in the process of organizing project activities are substantiated: the implementation of creative and research work of students based on the project method; readiness of students for project activities; involvement of students in project creative activity; organization of a safe creative space in the process of project activities; the choice of forms, means and methods for the organization of project creative activity. The article presents the generalized results of the study on the basis of the Ulyanovsk College of Culture and Art, including ascertaining and control diagnostics of the levels of verbal and non-verbal creativity, a description of the implemented program activities, including various forms of project-based learning and training exercises for the development of creativity, contributing to the positive dynamics of the studied criteria and indicators. Conclusions are drawn that project activity in the process of professional training of college students allows achieving higher rates in the development of creative thinking, in creative activity and initiative.
creativity
project activity
conditions for the development of creativity
college students

Профессиональная подготовка квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования, в соответствии с ФГОС, направлена на формирование у выпускников творческих, исследовательских компетенций. Общество заинтересовано в креативных и инициативных специалистах, отличающихся особой любознательностью, творческой активностью, готовностью к обновлению знаний, высокой восприимчивостью. Наличие у выпускников колледжа креативных качеств в дальнейшем может стать основой для их приобщения к проектно-исследовательской работе, полученные навыки работы положительно скажутся в будущей профессиональной деятельности. Интеллектуально развитый, креативный специалист должен уметь мастерски использовать приобретенный багаж знаний в практике, умело приспосабливаться к часто сменяющимся жизненным обстоятельствам, искать рациональные и нестандартные решения возникающих препятствий. Перед современными выпускниками учреждений среднего профессионального образования ставится задача развития творческого мышления, поиска необходимой информации для решения разноплановых проблем, умения взаимодействовать в коллективе. Решение этой задачи может быть найдено в организации проектной деятельности.

Одной из приоритетных и важных задач на современном этапе развития образовательной системы является формирование у студентов основ проектной деятельности, особенностей проектной культуры. Технологии педагогического проектирования являются способом формирования проектного взаимодействия, снимающего противоречия современного образования и в целом способствующего креативному развитию личности. Высокий уровень организации проектной деятельности создает возможность для реализации осознанной мотивированной и целенаправленной креативной деятельности [1].

Таким образом, современная образовательная система профессиональной подготовки может быть обогащена включением студентов в проектную деятельность в аспектах развития креативности, что и определяет актуальность и значимость исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование, практическая разработка и реализация условий и программы развития креативности студентов колледжа в процессе проектной деятельности.

Материалы и методы исследования

Основополагающее значение для теории и практики развития креативности имеет деятельностный подход (теория деятельности А.Н. Леонтьева, общеметодологическая разработка категории деятельности: контекст субъектности С.Л. Рубинштейна), личностный подход к проблематике творчества (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская) [2; 3]. Методологическую основу исследования составили идеи отечественных и зарубежных учёных в области развития креативности в условиях профессионального образования: особенности обучения студентов средствами проектной деятельности (Б.Р. Мандель [4], Н.В. Матяш, О.А. Кожина, П.С. Лернер), принципы развития креативности (З.Д. Заболотских, Н.П. Клушина), идеи о роли проектной деятельности в развитии творческой активности (П.И. Пидкасистый, Н.Б. Шмелева [5], В.И. Андреев, Н.М. Платонова), вопросы развития творческого потенциала в процессе обучения (А.В. Морозов, В.Г. Панов). Творческий подход, креативность, наряду с развитием интеллектуальных способностей и усвоением специальных знаний, в настоящее время осознается как основополагающий компонент культурно-образовательной и профессиональной парадигмы.

Согласно психологическому словарю, креативность выступает как способность индивида продуцировать принципиально новые идеи и входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора [6]. С.С. Степанов и Е.Е. Туник определяют креативность как способность порождать необычные идеи, отличающиеся от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Процесс развития креативности возможно понять с позиции определения основных критериев и показателей креативности как универсальной способности личности к творчеству, таких как дивергентность, гибкость, оригинальность, беглость мышления; любознательность; творческая инициативность и активность и др. [7].

Эффективным условием развития креативности у студентов колледжа является метод проектов. В трудах отечественных и зарубежных исследователей в области креативности отмечено, что проектная деятельность побуждает к творческому мышлению, к творческой активности, к самостоятельному планированию действий, прогнозированию возможных вариантов решения стоящих перед ним задач и применению усвоенных им способов работы над проектом. Под проектной деятельностью мы понимаем деятельность, связанную с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Проектная деятельность является частью творческой деятельности, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Для более глубокого понимания проблемы рассмотрим специфику организации проектной творческой деятельности в условиях колледжа. Проектная деятельность, как эффективное средство развития творческой деятельности студентов, широко используется на занятиях по специальным дисциплинам. Студенты колледжа культуры и искусства знакомятся с художественно-культурным наследием разных народов, произведениями искусства, декоративным оформлением интерьера, овладевают навыками работы с различными материалами и инструментами для выполнения творческих проектов. Осваивают технологии работы с кожей, с войлоком, изготовления украшений из шерсти и кожи, а также создают коллекции национальных костюмов из разных тканей. Проекты по декоративно–прикладному искусству являются наиболее плодотворным направлением в колледже, т.к. любое изделие, выполненное собственными руками в различных техниках, дает реальные возможности для выявления и развития креативности студентов. Особую роль в развитии креативности имеют проекты социокультурной направленности, реализованные волонтерами из числа студентов колледжа. Волонтерское направление служит поддержке регионального добровольческого движения в отрасли культуры.

Эмпирическое исследование было проведено на базе ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства». В исследовании приняли участие студенты колледжа 1–го и 2–го курсов направлений подготовки «Педагогика дополнительного образования», «Социально–культурная деятельность» в количестве 50 человек.

Рассмотрев и проанализировав методы исследования, формы и средства эффективной профессиональной подготовки студентов для развития креативных характеристик личности, мы выбрали следующие критерии и соответствующие им диагностические методики:

1. Уровень вербальной креативности – «Методика диагностика вербальной креативности – тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой (оценка реального представления).

2. Уровень невербальной креативности – «Диагностика невербальной креативности теста Е.П. Торренса – невербальная часть – «Фигурная форма» [8].

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе была проведена диагностика критериев и показателей вербальной и невербальной креативности. Исходя из полученных диагностических результатов по данным методикам, получили результаты:

– студенты имеют внутреннюю заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности, но отмечена сниженная способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

– у подавляющего большинства испытуемых выявлен средний уровень вербальной и невербальной креативности.

Это является доказательством того, что для студентов колледжа характерны слаборазвитое воображение, неспособность к самовыражению, недостаточный уровень проявления творческой инициативы. Данные аргументы легли в основу целенаправленной реализации комплекса психолого–педагогических условий, стимулирующих креативное мышление и творческую направленность личности.

1. Реализация творческой и исследовательской работы студентов на основе метода проектов. Разработка и реализация студентами проектов требует осуществления организационно–педагогического сопровождения и научно–методической поддержки, возникает задача подготовки специалистов к этой работе. Важным аспектом в организации проектной деятельности является готовность педагога к организации творческой деятельности. Особенно важно вовлекать студентов в совместных поиск, преподносить новые стимулы для развития креативного мышления, координировать проектные действия. Педагог выступает в таком случае как фасилитатор, стимулятор, тьютор, консультант, содействующий процессу нахождения студентами пути решения проблемы [9].

2. Готовность студентов к проектной деятельности. На этапе организации проектной деятельности важно проведение диагностики готовности работать в проектной команде, определение интересов, творческих и коммуникативных способностей.

3. Вовлечение студентов в проектную творческую деятельность. В условиях среднего профессионального образования зачастую можно наблюдать противоречие между выбором направления подготовки и недостаточной самостоятельностью, активностью и инициативностью в учебной и внеучебной деятельности. Проектная деятельность представляет большие возможности для проявления активного участия в образовательном процессе, для развития креативных характеристик личности, для формирования профессионально важных качеств [10].

4. Организация безопасного креативного пространства в процессе проектной деятельности. В процессе проектной деятельности учащиеся включаются в различные социальные отношения, в различные виды деятельности, что способствует их успешной адаптации и социализации, приобретают необходимые социальные умения и навыки в вопросах коммуникативного взаимодействия. В проектной деятельности педагог помогает студентам раскрыть свой творческий потенциал, попробовать себя в новой деятельности, быть сопричастным к получению личностного и социально значимого результата.

5. Выбор форм, средств и методов для проектной творческой деятельности. В процессе реализации проектной деятельности студентов наиболее эффективны алгоритмические и эвристические методы (проблемное изложение, диалоговая дискуссия, решение ситуационных задач), методы игрового моделирования [11]. В области социально–культурной деятельности предлагается защита проектов в форме концертов, выставок.

На формирующем этапе была разработана и реализована в экспериментальной группе программа развития креативности студентов колледжа в процессе проектной деятельности. Цель программы: развитие творческой направленности и креативности будущих специалистов культуры и искусства в процессе проектной деятельности.

Программные мероприятия носили как теоретический, так и практический характер. На каждом занятии рассматривалась и анализировалась эмоциональная составляющая практических упражнений, а также проводилась рефлексия. Комплекс программных мероприятий был разделен на два блока:

1 блок – информационно-ознакомительный. Цель – информирование о сущности, формах и методах разработки и реализации проектов, развитие креативного мышления. Проводилась работа по проектному обучению, включающая такие формы, как обучающий лекторий, цикл вебинаров, мастер-класс, образовательный семинар на темы: «Логика проектной деятельности»; «Методы стимулирования креативности личности»; «Механизмы разработки и реализации проекта»;

2 блок – проектно-развивающий. Цель – включение проектной деятельности в образовательный процесс колледжа; создание условия для организации проектной деятельности; развитие творческой активности и креативности. С целью развития проектных компетенций использовались такие формы, как хакатон и проектный турнир, в ходе которых были реализованы методы развития креативности: метод мозгового штурма; метод ментальных карт; метод эвристического комбинирования и метод синектики.

Спектр направлений деятельности проектов с участием волонтерского движения:

1. Реализация творческих и социокультурных проектов (проект «Театральный волонтер»; концертная программа «От всей души»; проект «Мир народного творчества»; мастер-класс по созданию арт-кубиков, концертно–игровая программа «Раскрасим мир ярче!», развлекательная программа «В стране счастливой детства!»).

2. Реализация проектов в области сохранения культурного наследия, восстановление памятников истории и культуры («Волонтёры наследия», «Волонтеры культуры»).

3. Реализация благотворительных и иных мероприятий (социальный проект «Подари улыбку детям», «Расширяем границы», «Культура для школьников»).

Студенты посещали занятия кружка «Декоративно-прикладное искусство», где обучались бисероплетению, вышиванию, валянию, фелтингу, работе с кожей и деревом. В программу кружка целенаправленно были введены темы по освоению национальных ремесел: «Художественная роспись», «Берестоплетение» и др. В ходе проектной деятельности со студентами проводились тренинговые занятия по развитию креативности, оригинальности и мышления, воображения, способности создавать композиции с определёнными целями.

После реализации программных мероприятий была проведена контрольная диагностика основных критериев. С целью самооценки и рефлексии мы провели диагностику реального представления о креативности и творческих возможностях. Сравнительная диагностика показателей невербальной креативности в экспериментальной группе, в отличие от контрольной группы, показала положительную динамику. Очевидно, что в экспериментальной группе улучшились все показатели вербальной креативности, в частности творческое мышление, воображение, творческое отношение к профессии (рис. 1).

Сравнительные данные первичной и вторичной диагностики теста Е.П. Торренса показали значительные увеличения уровней креативности в экспериментальной группе.

В результате сравнительной диагностики видно, что показатели креативных личностно-профессиональных качеств студентов увеличились в экспериментальной группе: респондентов с высоким уровнем креативности стало больше, а с низким уровнем меньше. Креативные качества, представленные в данной диагностике, выросли в среднем значении по всем показателям. В контрольной группе показатели упали до среднего уровня креативности (рис. 2).

missing image file

Рис. 1. Диагностика вербальной креативности

missing image file

Рис. 2. Диагностика невербальной креативности

Заключение

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что у значительной части студентов колледжа в экспериментальной группе, благодаря проектной деятельности, уровень вербальной и невербальной креативности оказался более высоким, чем у студентов в контрольной группе. Безусловно, полученные результаты в экспериментальной группе сопровождаются эффектом комплексного воздействия разных факторов. Вместе с тем грамотно организованная проектная деятельность в студенческой среде позволяет добиваться более высоких показателей в развитии креативного мышления и в творческой активности.

Проанализированные итоги эмпирического исследования позволили сделать вывод о том, что реализация комплекса мероприятий и внедрение программы посредством проектной деятельности способствуют повышению уровня развития креативности студентов колледжа. Реализованную программу можно применять в условиях колледжа, а также расширить и дополнить по содержанию.