В системе высшего технического образования процессу цифровизации образования уделяется особое внимание. Одной из задач, принятой Правительством Российской Федерации по цифровой экономике до 2024 г., подчеркивается необходимость повышения уровня информированности и цифровой грамотности населения – увеличить до 40 % использование цифровых технологий и ресурсов. Кроме этого, в рамках национального проекта «Образование» (2019–2024 гг.) предусмотрен ряд проектов, которые будут способствовать развитию эколого-экономических компетенций педагогов: «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда».
Целью данного исследования является повышение уровня эколого-экономической компетентности студентов средствами ИОС при обучении социально-экономических дисциплин в автодорожном факультете СВФУ.
Материалы и методы исследования
Опираясь на мнения российских и региональных исследователей, следует отметить, что понятие эколого-экономическая компетентность в условиях цифровизации образования базируется на таких понятиях, как ИКТ-компетентность, информационная компетентность, и включает в себя цифровую грамотность [1, 2]. Развитие данного направления отражено в работе Д.Ж. Марковича, который рассматривает проблему подготовки педагогов в динамически развивающихся аспектах новой концепции экологического образования [3], И.Д. Зверев уделяет внимание развитию непрерывного экологического образования в условиях [4]. Рассматривая исследования в области информатизации образования в сфере высшего образования, следует отметить то, что эколого-экономическая компетентность развивается по направлению использования цифровых технологий и электронных средств обучения. Так в исследованиях Е.З. Власовой [5] особое внимание уделяется эффективной подготовке будущих специалистов к использованию электронного обучения. Цифровизация задает новый вектор развития северных территорий, открывая безграничные возможности для развития и коммуникации, обучения специалистов в области педагогики [6]. Следует отметить, что региональными авторами накоплен богатый опыт в области цифровизации образования северных регионов, подготовке педагогов к использованию элементов электронного обучения в арктических регионах, аспектами которых занимается научная школа Е.А. Барахсановой [7–9].
Также при рассмотрении развития эколого-экономической компетентности студентов технического направления были учтены главные принципы экологического образования и воспитания: единства познания, переживания, действия; прогностичности; междисциплинарности; целенаправленности общения студентов с окружающей средой. Содержательный блок дисциплин определяет содержание экологической и экономической компетентности студентов и условия, способствующие формированию данной компетентности.
Проанализировав российский опыт цифровизации образования и развития цифровой экономики, в рамках данного исследования эколого-экономическую компетентность мы рассматриваем в следующем аспекте: готовность и способность использовать ресурсы в образовательной деятельности, создавать образовательный контент для реализации электронного обучения, налаживать совместную работу и взаимодействие с использованием опосредованных технологий, реализовывать потенциал цифровой образовательной среды.
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании приняли участие студенты автодорожного факультета. Соотношение преподавателей и студентов в рамках исследования – 20 преподавателей и 100 студентов (очной и заочной форм обучения). На первом этапе был определен уровень эколого-экономической компетентности, который проводился на базе опросника, разработанного аналитическим центром НАФИ «Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе». Согласно методике, оцениваются 22 компетенции, которые сгруппированы по блокам: 1. Профессиональные обязанности (16 баллов); 2. Цифровые ресурсы (12 баллов); 3. Преподавание и учеба (16 баллов); 4. Оценка учащихся (12 баллов); 5. Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе (12 баллов); 6. Развитие эколого-экономической компетентности обучающихся (20 баллов). Максимальный балл по всем блокам составляет 88 баллов.
На втором этапе был проведен опрос методом экспертной оценки по выявлению положительного и отрицательного опыта по использованию электронного обучения и элементов дистанционных образовательных технологий в период пандемии среди преподавателей и обучающихся автодорожного факультета по блоку социально-экономических дисциплин. Респонденты выражали свое мнение и выделяли по 5 положительных и отрицательных факторов, описывали их и располагали в порядке убывания по степени важности (оценивали от 0 до 5, где 0 – не имеет значения, 5 – очень важно).
В результате анализа оценки уровня эколого-экономической компетентности преподавателей и студентов автодорожного факультета СВФУ с учетом использования средств ИОС в образовательном процессе были получены следующие данные, описанные в табл. 1.
Средний показатель эколого-экономической компетентности протестированных педагогов оказался незначительно выше (на 4,5 %), чем у обучающихся автодорожного факультета. Однако если проанализировать каждый блок в отдельности, то мы наблюдаем небольшое превалирование средних баллов у обучающихся по блоку 2 и 6.
В блок 1 входит: профессиональное сотрудничество, рефлексия, общение с использованием средств ИОС, непрерывное повышение квалификации в области использования технологий дистанционного обучения. Ввиду того, что студенты еще находятся в процессе обучения, показатель по этому уровню значительно ниже, чем у преподавателей.
Таблица 1
Результаты оценки уровня эколого-экономической компетентности студентов и преподавателей с учетом использования средств ИОС в образовательном процессе
Название блоков |
Преподаватели (средний балл) |
Студенты (средний балл) |
Блок 1. Профессиональные обязанности (16 баллов) |
10 |
5 |
Блок 2. Цифровые ресурсы (12 баллов) |
6 |
8 |
Блок 3. Преподавание и учеба блока социально-экономических дисциплин (16 баллов) |
11 |
9 |
Блок 4. Оценка обучающихся (12 баллов) |
8 |
5 |
Блок 5. Расширение прав, возможностей и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе (12 баллов) |
5 |
5 |
Блок 6. Развитие эколого-экономической компетентности обучающихся (20 баллов) |
10 |
14 |
ИТОГ (Максимум 88 баллов): |
50 |
46 |
В блоке 2 «Цифровые ресурсы», включающем компетенции по умению отбирать образовательные ресурсы, создавать и пользоваться цифровым контентом, обеспечивать защиту личных данных, наблюдается небольшое преимущество (на 8,3 %) у студентов.
Для блока 6, «Развитие эколого-экономической компетентности обучающихся», характерно привитие информационной грамотности, создание и ответственное использование цифрового контента (у студентов наблюдается уровень выше на 20 %). Это может быть обусловлено тем, что студенты лучше владеют отбором цифровых материалов, обеспечивают защиту своих данных.
Согласно данным по блоку 3 и 4, у преподавателей наблюдается уровень выше на 12,5 % и 33,3 % соответственно. Организация учебного процесса обучающихся с использованием цифровых технологий, в том числе совместная работа и проектная деятельность, характерны для блока 3. Блок 4 включает в себя получение обратной связи, мониторинг прогресса обучаемых и анализ полученных данных. У преподавателей наблюдается уровень выше, что свидетельствует о наличии большего педагогического опыта в работе с обучаемыми.
Блок 5 находится на одинаковом уровне у всех опрошенных. Для него характерно управление образовательным процессом и вовлечение в него обучаемых, активизация познавательных способностей.
Вторым этапом был выявлен положительный и отрицательный опыт по использованию средств ИОС в период пандемии среди преподавателей и студентов. Результаты представлены в табл. 2.
Данный этап исследования позволил определить проблемы и перспективы развития реализации дистанционного обучения, необходимые для дальнейшего развития цифровизации образования. Так, среди положительных факторов выделены следующие:
1. Высокая эффективность. Педагоги поставили данный фактор на первое место по важности, это обусловлено тем, что высокая эффективность образовательного процесса может достигаться за счет использования наглядных мультимедийных материалов и возможности повторять и просматривать материалы в любое удобное время. Обучающиеся поставили данный фактор на третье место, определив, что учебный процесс становится достаточно просто отслеживать как им самим, так и преподавателю.
2. Общение вне зависимости от местонахождения. Обучающиеся отмечали, что могут подключиться к занятию или выполнять задания из любой точки мира, где есть подключение к сети Интернет. Преподаватели акцентировали внимание на общении с коллегами из других городов и стран, проведение совместных исследований.
3. Низкая стоимость и экономическая эффективность. Преподаватели и студенты были единогласны по поводу этого фактора, рассчитанный коэффициент (0,32 и 0,3) свидетельствует о невысоком уровне согласованности. Это значит, что данный фактор не имеет важного и приоритетного значения в обеих группах.
Таблица 2
Оценка положительных и отрицательных факторов использования средств ИОС при дистанционном обучении в период пандемии обучающимися и преподавателями
Ранг |
Преподаватели |
Студенты |
||
Факторы |
% |
Факторы |
% |
|
Положительные факторы |
||||
1 |
Высокая эффективность |
70 % |
Доступность и индивидуализация обучения |
80 % |
2 |
Общение вне зависимости от местонахождения |
50 % |
Общение вне зависимости от местонахождения |
75 % |
3 |
Доступность и индивидуализация обучения |
30 % |
Высокая эффективность |
20 % |
4 |
Низкая стоимость и экономическая эффективность |
50 % |
Низкая стоимость и экономическая эффективность |
50 % |
5 |
Экологичность |
25 % |
Экологичность |
50 % |
Отрицательные факторы |
||||
1 |
Качество и сложность разработки образовательных материалов |
85 % |
Мотивация и самоорганизация |
60 % |
2 |
Необходимое оборудование и умение с ним работать |
80 % |
Качество и сложность разработки образовательных материалов |
80 % |
3 |
Проблемы с доступом к сети Интернет |
75 % |
Проблемы с доступом к сети Интернет |
70 % |
4 |
Отсутствие личного контакта с преподавателем/студентом |
90 % |
Отсутствие личного контакта с преподавателем/студентом |
95 % |
5 |
Мотивация и самоорганизация |
15 % |
Необходимое оборудование и умение с ним работать |
20 % |
4. Доступность и индивидуализация обучения. Данный фактор набрал больше всего процентов у студентов – 80 %. Студентов привлекает возможность обучаться у первоклассных преподавателей со всего мира. Онлайн-обучение позволяет выбирать удобное для себя время, место для обучения и программу под свой собственный темп. У преподавателей данный фактор находится на 4 месте, его важность составляет 30 %.
5. Экологичность. Самый низкий уровень приоритета. Однако некоторые опрошенные отмечают, что с переходом в электронный формат сокращается вырубка деревьев.
В ходе данного исследования также были выявлены наиболее важные отрицательные факторы реализации электронного обучения. Эти данные наиболее ценные, так как позволяют определить траекторию дальнейшего развития. Рассмотрим интерпретацию отрицательных факторов:
1. Качество и сложность разработки образовательных материалов. Наиболее значимый негативный фактор у преподавателей (85 %). Они отмечают, что каждый преподаватель должен освоить большое количество различных программ и платформ, нет единой платформы. Необходимо готовить каждое занятие с технической точки зрения, а также удерживать внимание обучаемых дистанционно. Студенты же отмечают (2 место), что качество материалов бывает низким, иногда отсутствует наглядность и интерактивность, что оказывает большое влияние на качество обучения.
2. Необходимое оборудование и умение с ним работать (80 %). Преподавателям гораздо сложнее организовать образовательный процесс без необходимого оборудования, в том числе и программного обеспечения, для подготовки материалов. У студентов данный фактор является менее значимым, что обусловлено использованием в том числе мобильных устройств для обучения.
3. Отсутствие личного контакта с преподавателем. Фактор находится по рангу на 3 месте. С точки зрения преподавателей личный контакт позволяет контролировать овладение знаниями, больше взаимодействовать. Студенты отмечают, что важным является общение с преподавателем и одногруппниками.
4. Проблемы с доступом к сети Интернет. Данный фактор находится на 4 месте в обеих группах, но говорит о важности данной проблемы. Не на всей территории Якутии есть бесперебойный доступ к сети со скоростью, необходимой для передачи видео- и аудиоинформации. Также бывают обрывы связи и нестабильное соединение.
5. Мотивация и самоорганизация. Занимает первое место среди факторов у студентов. В процессе дистанционной работы студенты отмечали, что не могут сосредоточиться во время лекций, тем более что всегда есть соблазн заглянуть в социальные сети или заняться другими делами. Они отмечали низкую мотивацию студентов при онлайн-взаимодействии, проблемы в активизации их активности.
Преподаватели хорошо справились с заданиями по блокам «Преподавание и учеба», «Профессиональные обязанности». В плане развития внимание стоит уделить работе с средствами ИОС и цифровыми ресурсами, развитию эколого-экономической компетентности студентов в образовательном процессе с использованием средств ИОС. Таким образом, преподаватели и студенты демонстрируют средний уровень активности в применении цифровых технологий в педагогической деятельности.
Согласно полученным данным мы приходим к выводу о том, что эколого-экономическая компетентность педагогов и студентов находится на среднем уровне, о чем свидетельствуют результаты исследования. Помимо этого, полученный опыт по работе средствами ИОС при организации дистанционного обучения определил позитивные и негативные моменты, которые необходимо учитывать при цифровой трансформации образования в СВФУ. Благодаря выявленным позитивным и негативным факторам от использования средств ИОС в образовательном процессе, необходимо совмещать и рационально использовать полученные знания и накопленный опыт.
Заключение
Результаты исследования могут быть использованы для проведения дальнейшей планомерной методической работы для внедрения актуальных стратегий, новых образовательных технологий, инструментов и образовательных решений. Итоги исследования показали, что педагогическим коллективам необходимо уделять внимание цифровым технологиям в расширении и углублении опыта работы с использованием средств ИОС, нацеленной на развитие эколого-экономической компетентности студентов в вузе. Для этого руководителям образовательных организаций, преподавателям необходимо учитывать специфику цифрового образования и активно использовать дидактический потенциал ИОС в условиях цифровой трансформации образования.