Проблема нивелирования адаптационного конфликта в условиях перехода из общеобразовательной школы в систему вузовского образования в педагогической науке рассматривается достаточно давно. Она представлена в диссертационных исследованиях А.А. Сергеевой (2018 г.) [1], О.А. Матайс (1999 г.) [2], В.Н. Соловьева (2003 г.) [3] и др., отражающих вопросы адаптации студентов первых курсов к условиям обучения в вузе.
Тема специфики адаптационного конфликта и его разрешения в условиях военного вуза рассматривалась в работах Б.В. Кузнецова (2015 г.) [4], М.И. Матайс (2020 г.) [5], Н.Н. Ивашко (2019 г.) [6] и др.
Объединяет все вышеперечисленные научные исследования одно – они рассматривают вопросы адаптации в контексте проблем обучающихся. При этом активного поиска путей и методов работы преподавателей вузов с ситуацией адаптационного конфликта в процессе анализа научной литературы нами не обнаружено.
Считаем необходимым отметить, что современная система высшего образования – это сложная конструкция, которая формируется из отдельных взаимосвязанных между собой компонентов. Трансформации, которым она подвергается в последние десятилетия, актуализируют различные проблемы, находящиеся в прямой зависимости от социальных вызовов.
Однако, несмотря на все проводимые реформы и модернизации, ключевой фигурой в данной конструкции остается педагог и его профессиональная деятельность, в связи с чем проблемы оценивания эффективности педагогической деятельности являются достаточно актуальными в наши дни.
Значимым фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности по нивелированию адаптационного конфликта, является наличие у самого педагога навыков медиаторской деятельности. «Медиация (от лат. mediare – посредничать) – форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной, беспристрастной стороны – медиатора (посредника). Под медиацией в условиях системы высшего образования подразумевается специальный вид деятельности педагога по нормализации отношений между конфликтующими» [7].
В связи с недостаточной изученностью педагогического феномена медиации целью исследования является разработка концептуальных оснований педагогической медиации адаптационного конфликта курсантов первого года обучения в военном вузе.
Материалы и методы исследования
Работа состояла из аналитического исследования научной литературы и экспериментального изучения проблемы, в ходе которых были аргументированы отдельные элементы педагогической медиации.
Суть педагогической медиации заключается в том, что результаты регулирования конфликта отвечают интересам всех конфликтующих сторон. В решение проблемы оппоненты вовлечены на равных условиях, которые создают понимание силы влияния каждой из сторон на конечный результат, следовательно, удовлетворяют обоюдные интересы и индивидуальное понимание справедливости.
На уровне учебного коллектива медиация обеспечивает доступность требований и мнений противоположных сторон друг для друга, определят преимущества позиций конфликтующих, находит точки соприкосновения. Озвученные медиативные процедуры позволяют избежать глубоких кризисов и поддерживать устойчивое развитие.
Медиация, в контексте регулирования развивающихся конфликтов, формирует отношения сотрудничества между конфликтерами, либо цивилизовано прекращает эти отношения, сводит их к необходимому минимуму.
В представленной статье мы останавливаемся на педагогической медиации как процессе, отвечающем запросам гуманизации, персонализации и индивидуализации высшего военного образования. В то же время следует отметить низкую степень изученности в научном дискурсе данного процесса, что объясняется:
− неадаптированностью процесса медиации к условиям военной организации;
− требованием строгой добровольности участия в процессе медиации конфликтующих сторон;
− отсутствием специалистов в сфере медиации в военных организациях, в том числе в вузах.
В контексте данного исследования педагогическую медиацию в конфликтной ситуации адаптации курсантов первого года обучения в военном вузе мы будем рассматривать как деятельность педагога-медиатора, направленную на координацию и солидарность каждого обучающегося с новой социальной средой и референтной группой, при активном и конструктивном участии всех сторон и субъектов, активизирующих адаптационный конфликт.
Нам видится актуальной именно проблема, связанная с уточнением основных элементов педагогической медиации, осуществляемой педагогом военного вуза, так как именно он не только является базовой единицей процедуры нивелирования адаптационного конфликта, но и выступает в качестве беспристрастной стороны, не заинтересованной в дальнейшем развитии конфликта.
В первую очередь были подвергнуты анализу наиболее востребованные направления педагогической медиации, определяющие, по сути, ее содержание. Базой исследования стало ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко». При проведении опроса был применен метод индивидуального интервью. В экспериментальную группу вошли 56 офицеров – сотрудников училища.
Тематические блоки опроса:
1. Какие трудности приходится преодолевать для устранения проблем адаптационного периода курсантов первого года обучения.
2. Какие негативные последствия для обучающихся скрыты в адаптационном конфликте.
3. Какие способы и методы работы по регулированию адаптационного конфликта используют участники опроса.
Итак, основная трудность, которую приходится преодолевать на первом году обучения курсантов, это гаджет- и интернет-привязанность, ее отметили 63,2 % опрошенных; на отсутствие осознанной мотивации к обучению в военном вузе указали 56,4 % респондентов; на неумение жить в воинском коллективе акцентировали внимание 52,2 % опрошенных (соотношение желаемого результата с фактическим представлено на рисунке).
Показатели соотношения желаемого результата с фактическим по ответам респондентов на первый вопрос
По второму вопросу респонденты преимущество отдали трудностям, связанным с учебой и освоением новой учебной информации – 100 %, причем эти проблемы, в зависимости от индивидуальных особенностей, могут затягиваться до окончания второго курса – 72,6 % опрошенных, а также коммуникативным трудностям – 87,3 %.
Кроме того, 84 % респондентов отметили, что те курсанты, которые испытали затяжной адаптационный конфликт на первом году обучения (затянулся более чем на полгода), начинают испытывать проблемы с профессиональным определением на 4 курсе (дневник индивидуальных наблюдений). Они повторно решают для себя проблему необходимости получения военного образования и возможности перехода в военный вуз.
Опрашиваемые отметили, что на четвертом курсе для продолжения обучения в гражданском вузе отчисляются ежегодно 1–2 курсанта
По третьему вопросу приоритетными оказались ответы: беседы (индивидуальные и групповые), плановая социально-психологическая диагностика, просмотр обучающе-воспитывающих фильмов и телепередач.
Анализ полученных ответов позволил сформулировать содержательное наполнение медиативной деятельности, направленной на решение адаптационного конфликта: переустройство социальной жизни (режим), принципов общежития и коммуникативного взаимодействия; развитие новых образовательных навыков, навыков работы и обучения в группе, понимание иерархии взаимодействия в военной среде; развитие педагогической и медиативной компетентности педагогов военного вуза.
Функции педагогической медиации адаптационных конфликтов курсантов первого года обучения определяются, исходя из содержательных характеристик:
− профилактическая – предупреждение дальнейшего развития конфликтной ситуации – своевременное распознавание признаков конфликтной ситуации, выявление факторов развития конфликта (социальных и личностных); владение методами профилактики социальных конфликтов: социальных (социально-педагогическое планирование развития военного коллектива; планирование профессиональной карьеры; формирование навыков диалога; поощрение за успехи, справедливое, обоснованное взыскание и пр.) и личностных (метод согласия, который обусловливает привлечение к участию потенциальных противников в совместной деятельности; метод доброжелательности, инициирующий развитие эмпатии, понимания внутренних состояний других людей; метод уважения репутации партнера – допускает общение с конфликтером с позиции утверждения его достоинств; метод недопущения дискриминации – предполагает недопустимость общественного признания одного человека над другим в любой ипостаси; метод одобрения и др.);
− протективная – обеспечение удовлетворения интересов сторон конфликта – обеспечение вступления в диалог с конфликтующими сторонами, определение возможностей уступок с обеих сторон; владение методами реализации компромисса, поиска альтернативы;
− интеграционная – инициирующая объединение индивидов с группой – актуальная диагностика возможностей интеграции индивида в группу и коллектив военного вуза; владение методами дивергенции, трансформации и конвергенции;
− коррекционная – автономизирует индивидов, признает их индивидуальность и ценность для референтной группы и расширяет поле свободы и увеличивает бремя ответственности перед социумом – реальное подтверждение права индивида на личную жизнь и личное пространство; владение методами самоопределения, самоактуализации, саморефлексии.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенные мониторинговые мероприятия позволили выделить и технологическую составляющую процесса педагогической медиации адаптационных конфликтов, реализуемую через систему следующих мероприятий.
1. Диагностические – проводятся медиатором во взаимодействии со службой психологической поддержки и офицерами курса по мере необходимости, определяют факторы развития адаптационных конфликтов и уровень адаптированности курсантов первого года обучения к образовательной среде военного вуза.
2. Прогностические – реализуются службой психологической поддержки военнослужащих с целью предвидения дальнейшего развития ситуации адаптационного конфликта.
3. Регулирующие – создаются и разрабатываются службой психологической поддержки с участием офицеров курса с целью преодоления курсантами адаптационных проблем и поддержания позитивного эмоционального состояния.
Не менее значимые вопросы связаны с определением критериев эффективности педагогической медиации. Мы согласны с научной позицией Г.П. Ивановой [8], которая считает, что критерием оценки эффективности должны выступать признаки, характеризующие эффективности деятельности. Проанализировав работы, исследующие эффективность педагогической деятельности (Б.Н. Герасимов [9], О.В. Евтихов [10], Г.П. Иванова [11], О.А. Круковская [11], О.А. Мосина [12] и др.), мы определили следующие критерии, демонстрирующие уровень эффективности педагогической медиации адаптационного конфликта к условиям военного вуза.
I. Личностно-психологический критерий, характеризуется такими показателями, как:
− принятие себя в новой социальной роли;
− самооценка готовности к обучению в военном вузе;
− удовлетворенность образовательной деятельностью.
II. Мотивационно-коммуникативный критерий, отражает такие показатели, как:
− принятие ценностей коллектива;
− социальное самочувствие;
− способность к межличностному взаимодействию.
III. Социально-профессиональный критерий, включает такие показатели, как:
− принятие уставных норм и правил;
− готовность к профессиональной деятельности;
− социальный климат учебного коллектива.
Выявленные в ходе исследования критерии позволят фиксировать качественные трансформации, происходящие с курсантами первого года обучения в ракурсе адаптационного конфликта.
Проведенное исследование позволяет резюмировать, что на современном этапе развития высшего военного образования разработка и реализация процесса педагогической медиации является своевременной, поскольку отвечает новым образовательным запросам и принципам организации российской армии.
Таким образом, основными элементами педагогической медиации адаптационных конфликтов курсантов первого года обучения в образовательной среде военного вуза являются: содержательные, функциональные, технологические и критериально-диагностические.
Заключение
Рассматривая возможности военного вуза по разработке и реализации педагогической медиации адаптационных конфликтов курсантов первого года обучения, мы пришли к выводу об их достаточной готовности. Так, исходя из имеющихся руководящих документов, а именно ежегодного «Решения начальника Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко на организацию военно-политической работы», пункта «Совершенствование навыков должностных лиц военного училища по вопросам организации военно-политической работы», можно резюмировать, что в вузе имеется материальная и методическая возможность организации педагогической работы направленной на освоение медиативной деятельности и по совершенствованию навыков должностных лиц военного училища по вопросам: ввода в строй молодых офицеров (выпускников военно-учебных заведений) и практического освоения ими должностных обязанностей; в системе профессионально-должностной подготовки офицеров, в ходе сборов, самостоятельной подготовки, инструкторско-методических и показных занятий, при освоении обязанностей; в ходе реализации дополнительных программ повышения квалификации и (или) переподготовки и др.
Безусловно, что данная работа нуждается в научном и методическом сопровождении, разработке программ повышения квалификации для педагогических кадров и программ медиации адаптационного конфликта для курсантов, что мы предполагаем сделать в дальнейшем.
В целом представленное исследование не претендует на окончательную завершенность. Оно требует более детальной проработки в теоретическом контексте и проведения серии экспериментальных и формирующих исследований.