Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EVALUATION OF THE PERFORMANCE TECHNICAL AND ECONOMIC CHARACTERISTICS AND PARAMETERS OF CHIP TRUCKS FOR THE TRANSPORTATION OF FUEL CHIPS

Kuznetsov A.V. 1
1 Petrozavodsk State University
Taking into account worldwide trends, bioenergy technologies are developing intensively these days. Forest bioenergy plays a special role in this process. Given the situation, broad prospects are opening up for Russia to take a significant role in the development of bioenergy technologies. Prerequisites for this is the presence in our country of extensive forest resources. Under these conditions, it is currently important to improve process chains and reduce the costs on production and transportation of biofuel. Fulfillment of this task influences the production profitability of companies and enterprises involved in the field of “green” energy. Rational selection of machinery and equipment, taking into account the peculiarities of natural and production operating conditions used in the transportation of bioenergy raw materials and biofuel, will optimize costs and increase the economic efficiency of the entire process chain. The paper analyzes the technical and economic indicators of the fleet of chip trucks on the basis of cars of domestic and foreign production. During transportation of chips, a chip truck can move on different categories of roads. In particular, when driving on a gravel access road or a highway with road surfacing in good condition compared to a satisfactory condition, the production rate increases, respectively, by 1.07-1.16 times. The effective distance of transportation of fuel chips is 50-100 km. The comparison of technical and economic indicators revealed the advantage of wood chip trucks of domestic and Belarusian production.
forest bioenergy
transportation of fuel chips
chip trucks
technical and economic indicators

В последнее время проблемы сохранения окружающей среды и декарбонизации приобрели поистине общемировое значение, интенсивно развиваются биоэнергетические технологии [1–3]. Это связано в первую очередь с высокими и нестабильными ценами на традиционные энергоресурсы, стремлением многих стран диверсифицировать свои топливно-энергетические рынки, снизить влияние традиционных поставщиков энергоресурсов, а также сократить выбросы в окружающую среду парниковых газов, образующихся при сжигании традиционных ископаемых видов топлива. Особую роль в этом процессе занимает лесная биоэнергетика. По мнению ряда исследователей [2], именно древесная биомасса в перспективе будет являться важным сырьем для производства биотоплива. Это обусловлено в первую очередь тем, что древесная биомасса является возобновляемым и экологически безопасным источником сырья для производства целого спектра биоэнергетических продуктов: бионефти, биодизеля, биогаза и твердых видов древесного топлива (топливной щепы, древесных брикетов и гранул). В то же время использующиеся в настоящее время в основном для производства биоэтанола и биодизеля сельскохозяйственные культуры (сахарная свекла и тростник, пшеница, кукуруза и т.д.), являются ценными продовольственными ресурсами [3], использование которых в будущем в качестве сырья для производства биотоплива, в условиях дефицита продовольствия, высоких цен на продовольственные ресурсы и высокой себестоимости их переработки, является малоэффективным.

В этих условиях для России открываются широкие перспективы по занятию значимой роли в развитии биоэнергетических технологий. Предпосылками к этому является наличие в нашей стране обширных лесных ресурсов; 20 % от мировых запасов древесины сосредоточено в нашей стране [2]. При этом для производства биотоплива вполне пригодны отходы лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств.

Цель исследования – анализ технико-экономических показателей автопоездов-щеповозов на транспортировке щепы энергетического назначения.

Материалы и методы исследования

При проведении лесозаготовительных операций на лесосеке образуется до 16–22 % [4] лесосечных отходов от общего объема лесозаготовок. Эти ресурсы могут быть использованы для производства щепы энергетического назначения. Производство топливной щепы с минимальными затратами может быть реализовано практически в любых условиях лесозаготовительного предприятия, себестоимость производства при этом будет меньше, чем у других видов твердого древесного топлива: древесных брикетов и пеллет. Для отопления небольших населенных пунктов, оторванных от транспортной инфраструктуры, использование топливной щепы будет более предпочтительным, чем использование других видов биотоплива и особенно традиционных топливных ресурсов [5, 6].

Производство топливной щепы может быть реализовано на делянке, верхнем или нижнем складе (терминале) или непосредственно у потребителя (котельной) [7, 8]. В частности, на делянке [9, 10], после проведения лесосечных работ по сортиментной технологии или в процессе заготовки деловой древесины, с использованием мобильных рубительных машин на базе форвардера с кузовом, осуществляется переработка отходов лесосечных работ (сучьев, ветвей, вершинок), дровяной и тонкомерной древесины непосредственно в топливную щепу, с последующей транспортировкой на погрузочную площадку и доставкой потребителю автопоездами-щеповозами. На верхнем или нижнем складе (терминале) производство топливной щепы может осуществляться мобильными рубительными машинами на базе трактора, автомобиля, прицепа (полуприцепа) или специального самоходного шасси. Полученная щепа выбрасывается либо в кузов автопоезда-щеповоза, либо в кучу с последующей самопогрузкой или погрузкой в автопоезд-щеповоз лесопогрузчиком. Непосредственно у потребителя (котельной) для производства топливной щепы можно применять оборудование, идентичное производству, на лесопромышленном складе (терминале). В то же время у потребителя (котельной) наиболее эффективно использование мобильных рубительных машин на базе автомобиля, в том числе с кузовом. В этом случае мобильная рубительная машина после выполнения всех операций по измельчению в щепу может перемещаться к другой площадке (котельной) для выполнения этих операций, что повышает ее эффективность и гибкость всей технологической цепочки.

При выработке топливной щепы на верхнем складе или непосредственно на делянке транспортировка потребителю осуществляется автопоездами-щеповозами на базе автомобилей или автомобилей-тягачей. Движение может осуществляться по лесовозным дорогам и дорогам общего пользования. В качестве прицепного звена используются прицепы и полуприцепы-самосвалы, а также полуприцепы-щеповозы, оснащенные для выгрузки щепы системой саморазгрузки, например подвижным полом. В этих условиях становится актуальным вопрос протяженности транспортировки топливной щепы потребителю, это обусловлено в первую очередь низким значением коэффициента полнодревесности для щепы (кп = 0,36).

Для оценки технико-экономических характеристик и параметров работы автопоездов-щеповозов, а также определения эффективного расстояния транспортировки топливной щепы проведен анализ парка автотранспортных средств на базе автомобилей отечественного и импортного производства (рис. 1, 2). Движение автопоездов-щеповозов осуществляется по лесовозным дорогам (магистралям и веткам) с гравийным покрытием в удовлетворительном (слабоухабистое) и в хорошем состоянии (укрепленное).

missing image file missing image file

а) б)

Рис. 1. График зависимости сменной производительности автопоездов-щеповозов (прицеп, полуприцеп-самосвал и полуприцеп с передвижным передним бортом) от расстояния транспортировки, в зависимости от условий эксплуатации: а – гравийная (удовлетворительное покрытие); б – гравийная (хорошее покрытие)

missing image file missing image file

а) б)

Рис. 2. График зависимости сменной производительности автопоездов-щеповозов (полуприцеп с подвижным полом) от расстояния транспортировки, в зависимости от условий эксплуатации: а) – гравийная (удовлетворительное покрытие); б) – гравийная (хорошее покрытие)

Результаты исследования и их обсуждение

Предварительный анализ показал, что эффективное расстояние транспортировки топливной щепы составляет 50–100 км. Увеличение этого предела ведет к значительному снижению сменной производительности автопоездов-щеповозов. В частности, сменная производительность изменяется в следующих пределах при расстоянии транспортировки от 200 до 50 км; гравийная дорога (слабоухабистое и укрепленное покрытие, соответственно): MAZ 6501В9-445-000 (6х4) + MAZ-856102-5010 Псм = 21–55 (24–59) м3/смену, MAZ 6317F9 (6х6) + полуприцеп-самосвал MAZ 950600-030 Псм = 11–32 (13–36) м3/смену, Тонар 6428-0000010-40 (6х4) + полуприцеп-самосвал Тонар 95232 Псм = 20–52 (23–57) м3/смену, KAMAZ 65221-53 (6х6) + полуприцеп-самосвал САТ 140 Псм = 16–44 (19–48) м3/смену, Iveco-AMT 633910 (6х6) + полуприцеп-щеповоз САВ 9528 (с передвижным передним бортом) Псм = 27–66 (31–71) м3/смену (рис. 1).

Для автопоездов-щеповозов в составе автомобиля-тягача и полуприцепа-щеповоза с подвижным полом сменная производительность изменяется в следующих пределах при расстоянии транспортировки от 200 до 50 км; гравийная дорога (слабоухабистое и укрепленное покрытие, соответственно): KAMAZ 65209-001-87(S5) (6х4) + полуприцеп-щеповоз Bodex KIS 3F Псм = 23–59 (26–64) м3/смену, KAMAZ 6560-53 (8х8) + полуприцеп-щеповоз САТ 150 Псм = 26–65 (30–70) м3/смену, Iveco-AMT 633910 (6х6) + полуприцеп-щеповоз KRAKER Trailers CF-400 Псм = 22–56 (25–61) м3/смену, Тонар 6428-0000010-40 (6х4) + полуприцеп-щеповоз Тонар 95894 Псм = 23–59 (26–63) м3/смену, MAN TGS 33.480 6X6 BBS-WW + полуприцеп-щеповоз SP-345 Псм = 29–71 (34–76) м3/смену.

При транспортировке щепы автопоезд-щеповоз может совершать движение по разным категориям дорог, при этом состояние покрытия может существенно отличаться от эталонного, что влияет на эффективность работы автотранспорта. В частности, при движении автопоезда-щеповоза по гравийной укрепленной, в сравнении с слабоухабистой дорогой, сменная производительность увеличивается соответственно в 1,07–1,16 раза. Кроме снижения скоростных возможностей автотранспорта, при эксплуатации автопоездов на лесовозных дорогах с удовлетворительным состоянием покрытия, увеличивается вероятность авариных ситуаций и износа ходовой системы.

На основании наибольшего значения сменной производительности можно рекомендовать как наиболее эффективные следующие схемы комплектования автопоездов-щеповозов: Iveco-AMT 633910 (6х6) + полуприцеп-щеповоз САВ 9528 (с передвижным передним бортом), MAZ 6501В9-445-000 (6х4) + MAZ-856102-5010 и Тонар 6428-0000010-40 (6х4) + полуприцеп-самосвал Тонар 95232, а также MAN TGS 33.480 6X6 BBS-WW + полуприцеп-щеповоз SP-345 (подвижный пол) и KAMAZ 6560-53 (8х8) + полуприцеп-щеповоз САТ 150 (подвижный пол).

а) missing image file

б) missing image file

Рис. 3. Транспортировка топливной щепы автопоездами-щеповозами (прицеп, полуприцеп-самосвал и полуприцеп с передвижным передним бортом) на 50 км: а – удельные капитальные вложения (Куд, руб/м3); б – удельные эксплуатационные затраты (Суд, руб/м3)

а) missing image file

б) missing image file

Рис. 4. Транспортировка топливной щепы автопоездами-щеповозами (полуприцеп с подвижным полом) на 50 км: а – удельные капитальные вложения (Куд, руб/м3); б – удельные эксплуатационные затраты (Суд, руб/м3)

В то же время, исходя из высокой балансовой стоимости Iveco-AMT 633910 (6х6) + полуприцеп-щеповоз САВ 9528 (с передвижным передним бортом) и MAN TGS 33.480 6X6 BBS-WW + полуприцеп-щеповоз SP-345 (подвижный пол), удельные капитальные вложения (Куд, руб/м3) будут выше у автопоезда на базе автомобиля Iveco-AMT 633910 (6х6) в 1,9 раза (при расстоянии транспортировки на 50 км) в сравнении с Тонар 6428-0000010-40 (6х4) + полуприцеп-самосвал Тонар 95232 и MAZ 6501В9-445-000 (6х4) + MAZ-856102-5010; у автопоезда на базе MAN TGS 33.480 6X6 BBS-WW Куд выше в 1,4 раза в сравнении с KAMAZ 6560-53 (8х8) + полуприцеп-щеповоз САТ 150 (подвижный пол). При этом удельные эксплуатационные затраты (Суд, руб/м3) будут выше в сравнимых условиях у автопоезда-щеповоза на базе автомобиля Тонар 6428-0000010-40 (6х4) в 1,1 раза в сравнении с Iveco-AMT 633910 (6х6) + полуприцеп-щеповоз САВ 9528 (с передвижным передним бортом); у автопоезда-щеповоза на базе автомобиля KAMAZ 6560-53 (8х8) ниже в 1,04 раза, в сравнении с MAN TGS 33.480 6X6 BBS-WW + полуприцеп-щеповоз SP-345 (рис. 3 и 4).

Анализ показал, что сравнение технико-экономических показателей выявило преимущество автопоездов-щеповозов отечественного и белорусского производства. В частности, по значению удельных капитальных вложений преимущество имеют автопоезда-щеповозы на базе автомобилей MAZ 6501В9-445-000 (6х4), Тонар 6428-0000010-40 (6х4), KAMAZ 6560-53 (8х8) и KAMAZ 65209-001-87(S5) (6х4), Куд в 1,4–1,9 раза ниже, чем у автопоездов на базе Iveco-AMT 633910 (6х6) и MAN TGS 33.480 6X6 BBS-WW. В то же время значение Суд выше в 1,05–1,3 раза у автопоездов на базе Iveco-AMT 633910 (6х6) и MAN TGS 33.480 6X6 BBS-WW в сравнении с Тонар 6428-0000010-40 (6х4) + полуприцеп-щеповоз Тонар 95894 и KAMAZ 6560-53 (8х8) + полуприцеп-щеповоз САТ 150.

Следует учитывать, что в условиях бездорожья автопоезда-щеповозы на базе полноприводных автомобилей (Iveco-AMT 633910 (6х6), MAN TGS 33.480 6X6 BBS-WW, MAZ 6317F9, KAMAZ 65221-53) обладают большей проходимостью, чем автопоезда на базе автомобилей с ограниченной проходимостью с колесной формулой 6х4 (Тонар 6428-0000010-40, MAZ 6501В9-445-000, KAMAZ 65209-001-87(S5)). Это особенно актуально при движении автопоезда-щеповоза по временным лесовозным дорогам (усам) с грунтовым профилированным покрытием. Поэтому автопоезда-щеповозы на базе полноприводных модификаций можно рекомендовать к применению на всех категориях лесовозных дорог и дорог общего пользования. При эксплуатации автопоездов-щеповозов на лесовозных дорогах и дорогах общего пользования с хорошим состоянием покрытия вполне подойдут автопоезда на базе автомобилей с ограниченной проходимостью, например MAZ 6501В9-445-000 (6х4) + MAZ-856102-5010, при этом они будут обладать преимуществом в виде более низких значений удельных капитальных вложений при сопоставимых значениях удельных эксплуатационных затрат (рис. 5).

а) missing image file

б) missing image file

Рис. 5. Технико-экономические показатели при транспортировке топливной щепы автопоездами-щеповозами на 50 км (удовлетворительное покрытие)

Стоит отметить, что приведенные выше выводы будут актуальны не только для транспортировки топливной, но и технологической щепы на ЦБК и предприятия глубокой переработки древесного сырья. При этом необходимо учитывать, что в этом случае транспортировка в основном будет осуществляться по дорогам общего пользования, где без ограничений могут быть задействованы автопоезда-щеповозы на базе автомобилей с ограниченной проходимостью с колесной формулой 6х4.

Заключение

С учетом общемировых тенденций развитие и внедрение «зеленых» биоэнергетических технологий, вне всякого сомнения, актуально в среднесрочном и долгосрочном временном горизонте. В этих условиях совершенствование технологических цепочек и снижение затрат на производстве и транспортировке биотоплива является актуальной практической задачей, от решения которой зависит рентабельность производства компаний и предприятий, задействованных в сфере «зеленой» энергетики. В частности, рациональный подбор машин и оборудования, с учетом особенностей природно-производственных условий эксплуатации, применяемых на транспортировке биоэнергосырья и биотоплива, позволит оптимизировать затраты и увеличить экономическую эффективность всей технологической цепочки.