Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ARTISTIC AND PEDAGOGICAL BASIS OF TRAINING STUDENTS IN ELEMENTARY CLASSES ILLUSTRATION OF RUSSIAN FOLK FAIRY TALES

Polynskaya I.N. 1 Nagorichnaya M.R. 1
1 Nizhnevartovsk State University
The article describes the artistic and pedagogical foundations of teaching primary school students to illustrate Russian folk tales, and approves the results of the study of the tasks. The problem raised in the article is very timely, because teaching schoolchildren to illustrate Russian folk tales expands knowledge and horizons, and artistic activity develops the creative abilities and personal qualities of the student, and also contributes to the education of aesthetic taste. The methodological recommendations and software presented in the article are implemented in a specific educational process in fine arts lessons in primary grades. There are found rational pedagogical techniques, methods, means and forms of teaching elementary school students to illustrate Russian folk tales, the fullest realization of their creative potential. The developed groups of criteria for assessing the drawings of schoolchildren help to draw comprehensive conclusions on all stages of pedagogical research. The presented experimental material of pedagogical research allows us to conclude that teaching primary school students to illustrate Russian folk tales has positive results. The effectiveness of the content of the proposed methodological model, based on modern approaches and principles of teaching, may be important for the further improvement of the educational process in the visual arts.
illustration
primary classes
Russian folk tales
creativity
educational process
software
guidelines
fine arts
artistic and creative activities

Актуальность статьи обусловливается тем, что в современном образовательном пространстве одним из приоритетных направлений является воспитание и развитие активной творческой личности, обладающей духовно-нравственными устоями, гуманистическими идеалами. Особую актуальность приобретает научное осмысление проблемы активизации творческого самовыражения школьников в процессе изобразительной деятельности, поскольку это имеет положительное влияние на развитие ребенка. На уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе предусмотрено рисование на темы. Одним из видов тематического рисования является иллюстрирование сказок и литературных произведений. Цель и задача иллюстрирования сказок – это пробуждение, воспитание и формирование в личности младшего школьника любви к прекрасному, оно должно заставить его думать, чувствовать, переживать и действовать. Идея и смысл сказок, особенно русских народных, воспринимаются детьми очень эмоционально и чувственно. Народные сказки представляют собой кладезь сведений о всевозможных событиях, культуре, традициях наших предков. Они зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, несут в себе народную мудрость, добро, мораль и высоконравственные устои. «Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании детей» [1, с. 270].

Цель данной статьи – описание содержания и результатов апробации методических рекомендаций и программного обеспечения в процессе обучения учащихся начальных классов иллюстрированию русских народных сказок.

Задачи в работе по обучению учащихся иллюстрированию русских народных сказок:

− познакомить и развивать интерес и любовь младших школьников к русскому народному культурному наследию, творчеству художников – иллюстраторов детской книги, образам сказок и морали;

− развивать творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, созидательность;

− формировать навыки работы над иллюстрациями, умением выделять основное в композиции, передать настроение в готовой работе, развивать способности к самовыражению;

− учить учащихся чувствовать выразительность и значительность образов, формировать способность художественного восприятия рисунков;

− совершенствовать навыки работы детей с различными графическими и живописными материалами.

При прочтении сказок школьники внимательно вникают в содержание текста, выделяют главные сюжетные линии, находясь под впечатлением различных чувств, эмоционально переживают за главных персонажей и сказочных героев. У детей младшего школьного возраста преобладает чувственное восприятие эстетического содержания сказки а следовательно, и развитие способностей к самовыражению и созиданию в художественно-творческом процессе при иллюстрировании. «Кроме того, на уроках тематического рисования дети учатся отражать в своих композициях сущность взаимоотношений персонажей, а также передавать их образную характеристику» [2, с. 322]. Поскольку в художественно-творческом процессе дети продолжают эмоционально переносить свои чувства в цветное изображение, педагогу требуется мобилизация всех учебно-воспитательных задач, ориентированных на развитие активной личности обучающегося, способного к самостоятельной творческой деятельности. «Изобразительное искусство в общеобразовательной школе тесно переплетено с самой идеей гуманистического воспитания: создание всесторонне развитой, воспитанной личности с высокими моральными ценностями, способной к саморазвитию и самореализации, живущей в гармонии с собой, миром и с окружающим ее обществом» [3, с. 181].

«Illustratio» с латинского в буквальном смысле означает передача смысла литературного текста графическим или живописным изображением. Другими словами, иллюстрация – это зрительное представление, визуальное дополнение к сюжетной линии литературного текста.

Выделяют следующие функции иллюстрации:

1) познавательную;

2) художественную функцию;

3) функцию наглядности;

4) идейно-воспитательную функцию.

Проблеме поиска эффективности обучения детей иллюстрированию литературных произведений были посвящены научно-методические труды: о художественной ценности иллюстраций (Е.Н. Колокольцев), о формировании у обучающихся художественно-творческой инициативы в процессе иллюстрирования художественной литературы (Н.М. Сокольникова), о формировании художественного восприятия литературных произведений у младших школьников (В.А. Левин), о смыслообразующем содержании литературного произведения у школьников на примере иллюстрирования сказок (О.В. Кулакова), о воспитании нравственных качеств личности ребенка средствами сказки (Л.Р. Абдуллина, Г.Ф. Сайфуллина, С.Г. Усманова) и т.д. «Художественное воспитание посредством изобразительного искусства – это необходимый аспект развития целостной, здравомыслящей личности, поэтому так важно с самого раннего возраста заботиться о развитии у ребенка богатого воображения и фантазии, посредством вовлечения его в изобразительную деятельность» [4, с. 101].

В.С. Кузин выделяет следующие методические приемы в процессе обучения иллюстрации младших школьников:

− практический показ педагогом на классной доске с подробным объяснением примерных композиционных схем изображения иллюстрации;

− эскизы и наброски учителя отдельных художественных образов, героев, персонажей сказки, с передачей динамики, пластики, характерных поз, движений, эмоций;

− объяснение приемов и способов ведения работы над иллюстрацией;

− анализ работ школьников.

Порядок работы обучения рисованию:

1) выделяется эпизод из сюжета сказки;

2) изображается пространство, в котором происходит действие или событийная сцена;

3) прорисовываются художественные образы сказочных персонажей;

4) дополняются деталями и элементами, необходимыми для точного раскрытия содержания иллюстрации;

5) работа цветом [5, с. 196].

Н.М. Сокольникова отмечает следующие этапы выполнения работы младшими школьниками:

«1. Выбор сюжета, формирование замысла композиции.

2. Выполнение эскиза.

3. Выполнение рисунка композиции.

4. Выполнение цветового решения композиции» [6, с. 319].

Материалы и методы исследования

При проведении занятий на тему иллюстрирования русских народных сказок применялась следующая методическая модель – словесная (беседа, рассказ) и наглядная (показ иллюстраций, работа по образцу).

Каждая из них достойна для развития креативного самовыражения и передачи настроения с помощью определенных художественно-выразительных средств.

В русских народных сказках очень красноречиво и образно описываются главные персонажи: например лиса – рыжая плутовка, волчище – злые зубища, зайчишка – трусишка, коза-дереза, медведь – топтыжка. Поэтому педагогу очень важно объяснить школьникам, какими приемами необходимо пользоваться, чтобы передать характерные особенности и психологическую образность сказочных персонажей. Например, чтобы передать образ волка, педагог объясняет, что при изображении злобного выражения на морде хищника надбровные дуги следует слегка опустить и сильно сдвинуть к вытянутой морде (переносице), как бы образуя межбровные складки. Глаза изобразить суженными (напряженными), по цвету они желтые или зеленые; пасть приоткрыта и виден оскал зубов; внешние уголки брылей опущены вниз; голова у волка массивная с острыми ушами. Сам волк серый. В большинстве случаях в русских народных сказках иллюстраторы изображают волка в холщовой рубахе и даже шляпе, как, например, у художников Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева.

«В работе с детьми над иллюстрированием русских народных произведений следует делать упор: на изучение строения и пластики людей и животных; на изучение образа жизни, традиций; на обучение учащихся декоративным художественным приемам иллюстраций, выявление их отличительных особенностей; на создание сказочных образов, посредством разнообразных приемов преобразования форм реалистических объектов в декоративные мотивы; на изучение разнообразных художественных техник стилистических особенностей художников иллюстраторов» [7, с. 39].

Основные визуальные методы обучения включают: наблюдение, демонстрацию иллюстративного и наглядного материала. Особенность этого метода заключается в том, что информированием является не слово, а демонстрация приемов изображения явлений, предметов, используя наглядный дидактический материал, технические и визуальные средства. Как правило, эти два метода зачастую педагоги используют в сочетании. Их цель состоит в том, чтобы подкрепить информацию, предоставленную учителем. Эффективный и популярный метод – иллюстрация – это использование в педагогическом процессе наглядных материалов, таких как картины, плакаты, диаграммы, портреты, макеты, фотографии, а также педагогическое рисование на доске или на мультимедийном устройстве. Расширяют возможности наглядного метода обучения внедрение в учебный процесс современных технических средств (телевидение, компьютер, интерактивные доски и т.д.). В частности, использование компьютера позволяет воспитанникам наблюдать динамические процессы, которые ранее были абстрактными и непонятными детскому восприятию.

На одном занятии целесообразно демонстрировать не более 3–4 иллюстраций, поскольку чрезмерное количество наглядного материала отвлекает детей, рассеивает их внимание, вызывает трудности аналитического мышления.

В изобразительной деятельности для воплощения замысла иллюстрации к сказке младшими школьниками используются выразительные средства: цвет, линия, форма, композиция и т.п. Одними из самых популярных и подходящих техник и приемов для иллюстрации русских народных сказок и рисования в целом являются акварель, гуашь, цветные карандаши и мелки. Акварельные краски являются самыми популярными и распространенными в детском творчестве. Для младших школьников акварельная краска доступна и проста в применении. Гуашь, обладающая пастозностью, яркостью и плотностью, более всего подходит для иллюстрирования сказок, является одним из любимых материалов детей и самих иллюстраторов детских книг. Цветные карандаши и мелки используют в графических работах и для создания эскизов к сказкам. В своих работах ученики начальных классов используют локальность цвета, стараясь сделать рисунок как можно ярче и наряднее. И эта особенность восприятия и цвета в детских работах позволяет передавать контрастность, декоративность, яркость, что присуще иллюстрированию сказок и детской художественной литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Ведущей целью педагогического исследования явилось выявление эффективности, предложенной модели методики обучения учащихся начальных классов иллюстрированию русских народных сказок. Для проверки гипотезы и исследования типичных ошибок в работах учащихся начальных классов были определены критерии оценки.

Отбор предложенных критериев дает возможность определить умения учащихся наиболее полной реализации творческого потенциала, убедительно выражать замысел сюжета сказки и осуществить мониторинг исследуемой проблемы.

Итак, в таблице 1 наглядно представлены группы критериев и шкалы уровня умений школьников младших классов изображению иллюстраций к русским народным сказкам.

В констатирующем этапе принимали участие ученики начальных классов средней общеобразовательной школы № 31 г. Нижневартовска. На данном этапе эксперимента для каждого класса ставилась задача изобразить понравившийся сюжет русской народной сказки. В первом классе предлагалось школьникам изобразить сюжет сказки «Курочка-Ряба», во втором классе – «Колобок», в третьем классе – «Петушок – Золотой гребешок», в четвертом классе – проиллюстрировать сюжет сказки «Лиса и Заяц».

Таблица 1

Группы критериев и шкалы уровня умений школьников младших классов в изображении иллюстраций к русским народным сказкам

Группы критериев

Шкала низкого уровня

Шкала среднего уровня

Шкала высокого уровня

№ 1. «Компоновка сюжета сказки»

Присутствуют значительные погрешности в компоновке сюжета сказки; масштаб изображения мелкий; все объекты выстроены на одной линии или хаотично разбросаны по формату бумаги

Незначительные неточности в компоновке сюжета сказки и подготовительном рисунке

Выполнена грамотная компоновка в листе; обозначен композиционный центр; все объекты и образы соразмерны формату листа

№ 2. «Наличие сказочных персонажей»

Минимальное наличие сказочных персонажей (от 2 до 3 образов)

В работе наличие художественных образов и персонажей сказочных героев носит выборочный характер (от 3 до 5 художественных образов)

Наличие сказочных персонажей соответствует полному содержанию сказки, переданы все сказочные персонажи (от 5 и более образов)

№ 3. «Индивидуальное, творческое решение сказочных персонажей»

В работе отсутствует оригинальность и художественная образность сказочных персонажей, образы решены стандартно, банально, символично

Присутствуют элементы оригинальности и своеобразной трактовки художественных образов

В иллюстрации сказки все персонажи переданы оригинально, творческое решение и личностное эмоционально-чувственное отношение

№ 4. «Передача смысловой связи сюжета сказки»

Смысловая связь сюжета сказки отсутствует

Персонажи сказки частично задействованы смысловой связью

Смысловая связь между персонажами сюжета выражена убедительно через динамику и передачу эмоций героев сказочных персонажей

Таблица 2

Исследование рисунков учеников 1–4 классов в процессе иллюстрирования сказки (констатирующий эксперимент)

Группы критериев

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Шкалы уровней

LL

AL

HL

LL

AL

HL

LL

AL

HL

LL

AL

HL

№ 1. «Компоновка сюжета сказки»

67 %

24 %

9 %

63 %

26 %

11 %

58 %

27 %

12 %

57 %

29 %

14 %

№ 2. «Наличие сказочных персонажей»

75 %

18 %

7 %

73 %

19 %

8 %

74 %

19 %

7 %

70 %

21 %

9 %

№ 3. «Индивидуальное, творческое решение сказочных персонажей»

75 %

23 %

2 %

70 %

25 %

5 %

72 %

24 %

4 %

66 %

27 %

7 %

№ 4. «Передача смысловой связи сюжета сказки»

75 %

21 %

4 %

69 %

25 %

6 %

70 %

24 %

6 %

61 %

29 %

10 %

LL – шкала низкого уровня

AL – шкала среднего уровня

HL – шкала высокого уровня

При анализе рисунков младших школьников констатирующего этапа были выявлены типичные ошибки в работах, заключающиеся в отсутствии умений убедительно выражать замысел сюжета сказки, самостоятельно осуществлять решение образов сказочных персонажей, динамику и выразительность изображения, выстраивать компоновку изображения, проявлять творческую индивидуальность и т.п. Итоги данного этапа эксперимента представлены в табл. 2.

Анализ констатирующего этапа педагогического эксперимента подтвердил нашу гипотезу, что преобладающие сложности при иллюстрировании сказок возникают из-за отсутствия умений убедительно выражать замысел сюжета сказки, самостоятельно осуществлять решение образов сказочных персонажей, динамику и выразительность изображения, формировать композиционный замысел, в целом.

Представленные в табл. 2 процентные показатели демонстрируют, что группа критерия № 1 «Компоновка сюжета сказки» в 1 классе по шкале низкого уровня умений составила 67 %, средняя – 24 %, шкала высокого уровня усвоения – 9 %. Во 2 классе эта же группа критерия не радует: шкала низкого уровня передачи компоновки сюжета сказки составила 63 %, шкала среднего уровня усвоения – 26 %, шкала высокого уровня – всего 11 % от общего числа испытуемых школьников. В 3 классе шкала низкого уровня составила 58 %, средняя – 27 %, высокая – 12 %. В 4 классе показатели так же не улучшились: низкая шкала уровня умений компоновки сюжета сказки – 57 %, средняя – 29 %, высокая – 14 %. Низкую шкалу уровня умений иллюстрировать русские народные сказки можно наблюдать и по другим группам критериев: № 2 «Наличие сказочных персонажей»; № 3 «Индивидуальное, творческое решение сказочных персонажей»; № 4 «Передача смысловой связи сюжета сказки».

Формирующий этап эксперимента являл собой закономерность корреляционных этапов, объединяющих основные аспекты содержания обучения иллюстрированию русских народных сказок. И начинался с овладения школьниками основных знаний о правилах и принципах построения композиции изображения в процессе тематического рисования. Педагог проводил беседы и демонстрировал работы художников – иллюстраторов детских книг: Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, В.Н. Лосина – зачитывал фрагменты сказок, объяснял и показывал на классной доске приемы и способы выполнения основных композиционных схем сюжета сказки.

Следующий, более сложный этап – обучение школьников изображению сказочных персонажей с передачей образности и эмоциональной выразительности динамики и пластичности, оригинальности и характерных деталей сказочных героев. Особый акцент делался на изучении и изображении психологических характеристик изображаемых сказочных персонажей: лиса в русских народных сказках, как правило, хитрая и лукавая, волк – злой и коварный, медведь – неуклюжий недотепа и т.п.

В табл. 3 представлено тематическое планирование уроков и тем заданий, направленных на обучение школьников младших классов иллюстрированию русских народных сказок, включающее приемы, способы, средства обучения, а также основные виды уроков обучения изобразительному искусству, а именно – рисование по памяти, представлению, тематическое и декоративное рисование, которое апробировалось на формирующем этапе эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента использовались обоснованные методы: объяснительно-визуальный, репродуктивный, проблемного обучения, получение которого возможно на основе сочетания междисциплинарных, творческих учебных мероприятий. Особое внимание школьников обращалось на подробное объяснение и практический показ педагогом приемов и способов ведения работы над изображением композиции, решении образов сказочных персонажей, передаче замысла сюжета сказки, способов изображения динамики и выразительности иллюстрации. «Преимуществом наглядного показа по сравнению с другими видами наглядности является то, что учащийся видит не только конечный результат, но и процесс выполнения изображения» [8, с. 80]. Задача педагога – выявить у школьников творческую индивидуальность в процессе изобразительной деятельности.

Таблица 3

Тематическое планирование, направленное на обучение школьников младших классов иллюстрированию русских народных сказок формирующего этапа педагогического эксперимента

Тема урока

Содержание задания

Художественные материалы к уроку

1 класс

1

«Друзья познаются в беде»»

Изобразить один из сюжетов сказки «Гуси – лебеди»

Бумага, гуашь

2

Вместе – лучше

Передать главную фабулу сказки «Репка»

Бумага, цветные карандаши

3

«Дружно жить-поживать и добра наживать»

Иллюстрация к сказке «Теремок»

Бумага, пастель

2 класс

4

«Как аукнулось, так и откликнулось»

Изобразить лису и журавля за трапезой из сказки «Лиса и Журавль»

Бумага, цветные мелки

5

«Умей обождать»

Изобразить одну из главных сюжетных линий сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Бумага, гуашь

6

«Улетела стрела, да неведомо куда»

Проиллюстрировать сказку «Царевна-Лягушка»

Бумага, акварель

3 класс

7

«В гостях хорошо, а дома лучше»

Изобразить сцену из сказки «Маша и медведь»

 

8

«По щучьему веленью, по моему хотенью»

Изобразить иллюстрацию к сказке «По щучьему веленью»

Бумага, акварель

9

«На чужой каравай рот не разевай»

Проиллюстрировать сказку «Мужик и медведь (Вершки и корешки)»

Бумага, гуашь

4 класс

10

«Зимняя сказка»

Изобразить понравившуюся сцену из сказки «Морозко»

Бумага, гуашь

11

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Изобразить главный сюжет сказки «Три медведя»

Бумага, перманентные маркеры

12

«Добившись удач, об этом не судачь»

Проиллюстрировать сказку «Сивка-Бурка»

Бумага, акварель

Таблица 4

Исследование рисунков учеников 1–4 классов в процессе иллюстрирования сказок (формирующий эксперимент)

Группы критериев

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Шкалы уровней

LL

AL

HL

LL

AL

HL

LL

AL

HL

LL

AL

HL

№ 1. «Компоновка сюжета сказки»

54 %

30 %

16 %

46 %

33 %

21 %

40 %

36 %

24 %

34 %

39 %

27 %

№ 2. «Наличие сказочных персонажей»

57 %

29 %

14 %

54 %

30 %

16 %

52 %

31 %

17 %

45 %

35 %

20 %

№ 3. «Индивидуальное, творческое решение сказочных персонажей»

59 %

31 %

10 %

55 %

32 %

13 %

50 %

34 %

16 %

45 %

37 %

18 %

№ 4. «Передача смысловой связи сюжета сказки»

55 %

34 %

11 %

49 %

36 %

15 %

47 %

37 %

16 %

37 %

40 %

23 %

LL – шкала низкого уровня

AL – шкала среднего уровня

HL – шкала высокого уровня

Представленные методические рекомендации и тематическое планирование прошли апробацию с учащимися 1–4 классов. В процессе формирующего этапа эксперимента уровень умений иллюстрировать русские народные сказки с каждым видом заданий постепенно повышался.

Далее представляем мониторинг результатов формирующего этапа педагогического эксперимента.

При анализе итогов формирующего этапа (табл. 4) можно наблюдать динамику по группам критериев по всем шкалам уровней с 1–4 классов. Можно заметить, что на констатирующем этапе эксперимента в 1 классе группы критерия: № 1 «Компоновка сюжета сказки» шкал низкого уровня составила 54 %, тогда как на формирующем она была 67 %, шкала среднего уровня усвоения составила 30 %, высокая шкала уровня выросла на 7 % и составила 16 %, на констатирующем этапе эта же шкала составила всего 9 %.

Во 2 классе по данной позиции также можно проследить положительную динамику. Например, низкий уровень усвоения составил 46 %, средний – 33 %, высокий уровень составил 21 %, что на 10 % больше, чем на констатирующем этапе эксперимента.

В 3 классе шкала низкого уровня составила 40 %, что на 18 % ниже констатирующего этапа, средняя шкала – 36 %, высокая – 24 %. Такие данные нас, безусловно, удовлетворяют.

В 4 классе также наблюдается положительная динамика: низкая шкала уровня группы критерия: № 1 «Компоновка сюжета сказки» позиции составила 34 %, средняя – 39 %, высокая – 27 % и выросла по сравнению с констатирующим этапом на 13 %.

В динамике роста групп критериев можно убедиться по всем классам: с 1-го по 4-й.

Заключение

Выделенные преимущественные особенности предложенных методических рекомендаций и содержания программы обеспечивают комплексную подготовку учащихся начальных классов в области художественной деятельности, отвечающую требованиям ФГОС НОО, а результаты проведенного исследования доказывают эффективность данных методических разработок для занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

Полученные данные обусловливаются с результатами и выводами об эффективности обучения младших школьников изобразительному искусству, в том числе иллюстрированию русских народных сказок в процессе тематического рисования, и позволяют решать задачи оптимизации учебного материала и корректировку планирования учебно-воспитательного процесса в целом.

Представленный в статье опыт реализации методических рекомендаций и тематического планирования станет значительным вкладом в отечественную общеобразовательную систему в области изобразительного искусства, решив ответ, каким образом должно осуществляться тематическое рисование при иллюстрировании русских народных сказок.

Данный опыт успешного внедрения методических рекомендаций и программного обеспечения в учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству будет способствовать росту интереса и новым возможностям исследователей и практиков детского художественного развития.