Актуальность статьи обусловливается тем, что в современном образовательном пространстве одним из приоритетных направлений является воспитание и развитие активной творческой личности, обладающей духовно-нравственными устоями, гуманистическими идеалами. Особую актуальность приобретает научное осмысление проблемы активизации творческого самовыражения школьников в процессе изобразительной деятельности, поскольку это имеет положительное влияние на развитие ребенка. На уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе предусмотрено рисование на темы. Одним из видов тематического рисования является иллюстрирование сказок и литературных произведений. Цель и задача иллюстрирования сказок – это пробуждение, воспитание и формирование в личности младшего школьника любви к прекрасному, оно должно заставить его думать, чувствовать, переживать и действовать. Идея и смысл сказок, особенно русских народных, воспринимаются детьми очень эмоционально и чувственно. Народные сказки представляют собой кладезь сведений о всевозможных событиях, культуре, традициях наших предков. Они зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, несут в себе народную мудрость, добро, мораль и высоконравственные устои. «Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании детей» [1, с. 270].
Цель данной статьи – описание содержания и результатов апробации методических рекомендаций и программного обеспечения в процессе обучения учащихся начальных классов иллюстрированию русских народных сказок.
Задачи в работе по обучению учащихся иллюстрированию русских народных сказок:
− познакомить и развивать интерес и любовь младших школьников к русскому народному культурному наследию, творчеству художников – иллюстраторов детской книги, образам сказок и морали;
− развивать творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, созидательность;
− формировать навыки работы над иллюстрациями, умением выделять основное в композиции, передать настроение в готовой работе, развивать способности к самовыражению;
− учить учащихся чувствовать выразительность и значительность образов, формировать способность художественного восприятия рисунков;
− совершенствовать навыки работы детей с различными графическими и живописными материалами.
При прочтении сказок школьники внимательно вникают в содержание текста, выделяют главные сюжетные линии, находясь под впечатлением различных чувств, эмоционально переживают за главных персонажей и сказочных героев. У детей младшего школьного возраста преобладает чувственное восприятие эстетического содержания сказки а следовательно, и развитие способностей к самовыражению и созиданию в художественно-творческом процессе при иллюстрировании. «Кроме того, на уроках тематического рисования дети учатся отражать в своих композициях сущность взаимоотношений персонажей, а также передавать их образную характеристику» [2, с. 322]. Поскольку в художественно-творческом процессе дети продолжают эмоционально переносить свои чувства в цветное изображение, педагогу требуется мобилизация всех учебно-воспитательных задач, ориентированных на развитие активной личности обучающегося, способного к самостоятельной творческой деятельности. «Изобразительное искусство в общеобразовательной школе тесно переплетено с самой идеей гуманистического воспитания: создание всесторонне развитой, воспитанной личности с высокими моральными ценностями, способной к саморазвитию и самореализации, живущей в гармонии с собой, миром и с окружающим ее обществом» [3, с. 181].
«Illustratio» с латинского в буквальном смысле означает передача смысла литературного текста графическим или живописным изображением. Другими словами, иллюстрация – это зрительное представление, визуальное дополнение к сюжетной линии литературного текста.
Выделяют следующие функции иллюстрации:
1) познавательную;
2) художественную функцию;
3) функцию наглядности;
4) идейно-воспитательную функцию.
Проблеме поиска эффективности обучения детей иллюстрированию литературных произведений были посвящены научно-методические труды: о художественной ценности иллюстраций (Е.Н. Колокольцев), о формировании у обучающихся художественно-творческой инициативы в процессе иллюстрирования художественной литературы (Н.М. Сокольникова), о формировании художественного восприятия литературных произведений у младших школьников (В.А. Левин), о смыслообразующем содержании литературного произведения у школьников на примере иллюстрирования сказок (О.В. Кулакова), о воспитании нравственных качеств личности ребенка средствами сказки (Л.Р. Абдуллина, Г.Ф. Сайфуллина, С.Г. Усманова) и т.д. «Художественное воспитание посредством изобразительного искусства – это необходимый аспект развития целостной, здравомыслящей личности, поэтому так важно с самого раннего возраста заботиться о развитии у ребенка богатого воображения и фантазии, посредством вовлечения его в изобразительную деятельность» [4, с. 101].
В.С. Кузин выделяет следующие методические приемы в процессе обучения иллюстрации младших школьников:
− практический показ педагогом на классной доске с подробным объяснением примерных композиционных схем изображения иллюстрации;
− эскизы и наброски учителя отдельных художественных образов, героев, персонажей сказки, с передачей динамики, пластики, характерных поз, движений, эмоций;
− объяснение приемов и способов ведения работы над иллюстрацией;
− анализ работ школьников.
Порядок работы обучения рисованию:
1) выделяется эпизод из сюжета сказки;
2) изображается пространство, в котором происходит действие или событийная сцена;
3) прорисовываются художественные образы сказочных персонажей;
4) дополняются деталями и элементами, необходимыми для точного раскрытия содержания иллюстрации;
5) работа цветом [5, с. 196].
Н.М. Сокольникова отмечает следующие этапы выполнения работы младшими школьниками:
«1. Выбор сюжета, формирование замысла композиции.
2. Выполнение эскиза.
3. Выполнение рисунка композиции.
4. Выполнение цветового решения композиции» [6, с. 319].
Материалы и методы исследования
При проведении занятий на тему иллюстрирования русских народных сказок применялась следующая методическая модель – словесная (беседа, рассказ) и наглядная (показ иллюстраций, работа по образцу).
Каждая из них достойна для развития креативного самовыражения и передачи настроения с помощью определенных художественно-выразительных средств.
В русских народных сказках очень красноречиво и образно описываются главные персонажи: например лиса – рыжая плутовка, волчище – злые зубища, зайчишка – трусишка, коза-дереза, медведь – топтыжка. Поэтому педагогу очень важно объяснить школьникам, какими приемами необходимо пользоваться, чтобы передать характерные особенности и психологическую образность сказочных персонажей. Например, чтобы передать образ волка, педагог объясняет, что при изображении злобного выражения на морде хищника надбровные дуги следует слегка опустить и сильно сдвинуть к вытянутой морде (переносице), как бы образуя межбровные складки. Глаза изобразить суженными (напряженными), по цвету они желтые или зеленые; пасть приоткрыта и виден оскал зубов; внешние уголки брылей опущены вниз; голова у волка массивная с острыми ушами. Сам волк серый. В большинстве случаях в русских народных сказках иллюстраторы изображают волка в холщовой рубахе и даже шляпе, как, например, у художников Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева.
«В работе с детьми над иллюстрированием русских народных произведений следует делать упор: на изучение строения и пластики людей и животных; на изучение образа жизни, традиций; на обучение учащихся декоративным художественным приемам иллюстраций, выявление их отличительных особенностей; на создание сказочных образов, посредством разнообразных приемов преобразования форм реалистических объектов в декоративные мотивы; на изучение разнообразных художественных техник стилистических особенностей художников иллюстраторов» [7, с. 39].
Основные визуальные методы обучения включают: наблюдение, демонстрацию иллюстративного и наглядного материала. Особенность этого метода заключается в том, что информированием является не слово, а демонстрация приемов изображения явлений, предметов, используя наглядный дидактический материал, технические и визуальные средства. Как правило, эти два метода зачастую педагоги используют в сочетании. Их цель состоит в том, чтобы подкрепить информацию, предоставленную учителем. Эффективный и популярный метод – иллюстрация – это использование в педагогическом процессе наглядных материалов, таких как картины, плакаты, диаграммы, портреты, макеты, фотографии, а также педагогическое рисование на доске или на мультимедийном устройстве. Расширяют возможности наглядного метода обучения внедрение в учебный процесс современных технических средств (телевидение, компьютер, интерактивные доски и т.д.). В частности, использование компьютера позволяет воспитанникам наблюдать динамические процессы, которые ранее были абстрактными и непонятными детскому восприятию.
На одном занятии целесообразно демонстрировать не более 3–4 иллюстраций, поскольку чрезмерное количество наглядного материала отвлекает детей, рассеивает их внимание, вызывает трудности аналитического мышления.
В изобразительной деятельности для воплощения замысла иллюстрации к сказке младшими школьниками используются выразительные средства: цвет, линия, форма, композиция и т.п. Одними из самых популярных и подходящих техник и приемов для иллюстрации русских народных сказок и рисования в целом являются акварель, гуашь, цветные карандаши и мелки. Акварельные краски являются самыми популярными и распространенными в детском творчестве. Для младших школьников акварельная краска доступна и проста в применении. Гуашь, обладающая пастозностью, яркостью и плотностью, более всего подходит для иллюстрирования сказок, является одним из любимых материалов детей и самих иллюстраторов детских книг. Цветные карандаши и мелки используют в графических работах и для создания эскизов к сказкам. В своих работах ученики начальных классов используют локальность цвета, стараясь сделать рисунок как можно ярче и наряднее. И эта особенность восприятия и цвета в детских работах позволяет передавать контрастность, декоративность, яркость, что присуще иллюстрированию сказок и детской художественной литературы.
Результаты исследования и их обсуждение
Ведущей целью педагогического исследования явилось выявление эффективности, предложенной модели методики обучения учащихся начальных классов иллюстрированию русских народных сказок. Для проверки гипотезы и исследования типичных ошибок в работах учащихся начальных классов были определены критерии оценки.
Отбор предложенных критериев дает возможность определить умения учащихся наиболее полной реализации творческого потенциала, убедительно выражать замысел сюжета сказки и осуществить мониторинг исследуемой проблемы.
Итак, в таблице 1 наглядно представлены группы критериев и шкалы уровня умений школьников младших классов изображению иллюстраций к русским народным сказкам.
В констатирующем этапе принимали участие ученики начальных классов средней общеобразовательной школы № 31 г. Нижневартовска. На данном этапе эксперимента для каждого класса ставилась задача изобразить понравившийся сюжет русской народной сказки. В первом классе предлагалось школьникам изобразить сюжет сказки «Курочка-Ряба», во втором классе – «Колобок», в третьем классе – «Петушок – Золотой гребешок», в четвертом классе – проиллюстрировать сюжет сказки «Лиса и Заяц».
Таблица 1
Группы критериев и шкалы уровня умений школьников младших классов в изображении иллюстраций к русским народным сказкам
| 
 Группы критериев  | 
 Шкала низкого уровня  | 
 Шкала среднего уровня  | 
 Шкала высокого уровня  | 
| 
 № 1. «Компоновка сюжета сказки»  | 
 Присутствуют значительные погрешности в компоновке сюжета сказки; масштаб изображения мелкий; все объекты выстроены на одной линии или хаотично разбросаны по формату бумаги  | 
 Незначительные неточности в компоновке сюжета сказки и подготовительном рисунке  | 
 Выполнена грамотная компоновка в листе; обозначен композиционный центр; все объекты и образы соразмерны формату листа  | 
| 
 № 2. «Наличие сказочных персонажей»  | 
 Минимальное наличие сказочных персонажей (от 2 до 3 образов)  | 
 В работе наличие художественных образов и персонажей сказочных героев носит выборочный характер (от 3 до 5 художественных образов)  | 
 Наличие сказочных персонажей соответствует полному содержанию сказки, переданы все сказочные персонажи (от 5 и более образов)  | 
| 
 № 3. «Индивидуальное, творческое решение сказочных персонажей»  | 
 В работе отсутствует оригинальность и художественная образность сказочных персонажей, образы решены стандартно, банально, символично  | 
 Присутствуют элементы оригинальности и своеобразной трактовки художественных образов  | 
 В иллюстрации сказки все персонажи переданы оригинально, творческое решение и личностное эмоционально-чувственное отношение  | 
| 
 № 4. «Передача смысловой связи сюжета сказки»  | 
 Смысловая связь сюжета сказки отсутствует  | 
 Персонажи сказки частично задействованы смысловой связью  | 
 Смысловая связь между персонажами сюжета выражена убедительно через динамику и передачу эмоций героев сказочных персонажей  | 
Таблица 2
Исследование рисунков учеников 1–4 классов в процессе иллюстрирования сказки (констатирующий эксперимент)
| 
 Группы критериев  | 
 1 класс  | 
 2 класс  | 
 3 класс  | 
 4 класс  | 
||||||||
| 
 Шкалы уровней  | 
||||||||||||
| 
 LL  | 
 AL  | 
 HL  | 
 LL  | 
 AL  | 
 HL  | 
 LL  | 
 AL  | 
 HL  | 
 LL  | 
 AL  | 
 HL  | 
|
| 
 № 1. «Компоновка сюжета сказки»  | 
 67 %  | 
 24 %  | 
 9 %  | 
 63 %  | 
 26 %  | 
 11 %  | 
 58 %  | 
 27 %  | 
 12 %  | 
 57 %  | 
 29 %  | 
 14 %  | 
| 
 № 2. «Наличие сказочных персонажей»  | 
 75 %  | 
 18 %  | 
 7 %  | 
 73 %  | 
 19 %  | 
 8 %  | 
 74 %  | 
 19 %  | 
 7 %  | 
 70 %  | 
 21 %  | 
 9 %  | 
| 
 № 3. «Индивидуальное, творческое решение сказочных персонажей»  | 
 75 %  | 
 23 %  | 
 2 %  | 
 70 %  | 
 25 %  | 
 5 %  | 
 72 %  | 
 24 %  | 
 4 %  | 
 66 %  | 
 27 %  | 
 7 %  | 
| 
 № 4. «Передача смысловой связи сюжета сказки»  | 
 75 %  | 
 21 %  | 
 4 %  | 
 69 %  | 
 25 %  | 
 6 %  | 
 70 %  | 
 24 %  | 
 6 %  | 
 61 %  | 
 29 %  | 
 10 %  | 
LL – шкала низкого уровня
AL – шкала среднего уровня
HL – шкала высокого уровня
При анализе рисунков младших школьников констатирующего этапа были выявлены типичные ошибки в работах, заключающиеся в отсутствии умений убедительно выражать замысел сюжета сказки, самостоятельно осуществлять решение образов сказочных персонажей, динамику и выразительность изображения, выстраивать компоновку изображения, проявлять творческую индивидуальность и т.п. Итоги данного этапа эксперимента представлены в табл. 2.
Анализ констатирующего этапа педагогического эксперимента подтвердил нашу гипотезу, что преобладающие сложности при иллюстрировании сказок возникают из-за отсутствия умений убедительно выражать замысел сюжета сказки, самостоятельно осуществлять решение образов сказочных персонажей, динамику и выразительность изображения, формировать композиционный замысел, в целом.
Представленные в табл. 2 процентные показатели демонстрируют, что группа критерия № 1 «Компоновка сюжета сказки» в 1 классе по шкале низкого уровня умений составила 67 %, средняя – 24 %, шкала высокого уровня усвоения – 9 %. Во 2 классе эта же группа критерия не радует: шкала низкого уровня передачи компоновки сюжета сказки составила 63 %, шкала среднего уровня усвоения – 26 %, шкала высокого уровня – всего 11 % от общего числа испытуемых школьников. В 3 классе шкала низкого уровня составила 58 %, средняя – 27 %, высокая – 12 %. В 4 классе показатели так же не улучшились: низкая шкала уровня умений компоновки сюжета сказки – 57 %, средняя – 29 %, высокая – 14 %. Низкую шкалу уровня умений иллюстрировать русские народные сказки можно наблюдать и по другим группам критериев: № 2 «Наличие сказочных персонажей»; № 3 «Индивидуальное, творческое решение сказочных персонажей»; № 4 «Передача смысловой связи сюжета сказки».
Формирующий этап эксперимента являл собой закономерность корреляционных этапов, объединяющих основные аспекты содержания обучения иллюстрированию русских народных сказок. И начинался с овладения школьниками основных знаний о правилах и принципах построения композиции изображения в процессе тематического рисования. Педагог проводил беседы и демонстрировал работы художников – иллюстраторов детских книг: Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, В.Н. Лосина – зачитывал фрагменты сказок, объяснял и показывал на классной доске приемы и способы выполнения основных композиционных схем сюжета сказки.
Следующий, более сложный этап – обучение школьников изображению сказочных персонажей с передачей образности и эмоциональной выразительности динамики и пластичности, оригинальности и характерных деталей сказочных героев. Особый акцент делался на изучении и изображении психологических характеристик изображаемых сказочных персонажей: лиса в русских народных сказках, как правило, хитрая и лукавая, волк – злой и коварный, медведь – неуклюжий недотепа и т.п.
В табл. 3 представлено тематическое планирование уроков и тем заданий, направленных на обучение школьников младших классов иллюстрированию русских народных сказок, включающее приемы, способы, средства обучения, а также основные виды уроков обучения изобразительному искусству, а именно – рисование по памяти, представлению, тематическое и декоративное рисование, которое апробировалось на формирующем этапе эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента использовались обоснованные методы: объяснительно-визуальный, репродуктивный, проблемного обучения, получение которого возможно на основе сочетания междисциплинарных, творческих учебных мероприятий. Особое внимание школьников обращалось на подробное объяснение и практический показ педагогом приемов и способов ведения работы над изображением композиции, решении образов сказочных персонажей, передаче замысла сюжета сказки, способов изображения динамики и выразительности иллюстрации. «Преимуществом наглядного показа по сравнению с другими видами наглядности является то, что учащийся видит не только конечный результат, но и процесс выполнения изображения» [8, с. 80]. Задача педагога – выявить у школьников творческую индивидуальность в процессе изобразительной деятельности.
Таблица 3
Тематическое планирование, направленное на обучение школьников младших классов иллюстрированию русских народных сказок формирующего этапа педагогического эксперимента
| 
 №  | 
 Тема урока  | 
 Содержание задания  | 
 Художественные материалы к уроку  | 
| 
 1 класс  | 
|||
| 
 1  | 
 «Друзья познаются в беде»»  | 
 Изобразить один из сюжетов сказки «Гуси – лебеди»  | 
 Бумага, гуашь  | 
| 
 2  | 
 Вместе – лучше  | 
 Передать главную фабулу сказки «Репка»  | 
 Бумага, цветные карандаши  | 
| 
 3  | 
 «Дружно жить-поживать и добра наживать»  | 
 Иллюстрация к сказке «Теремок»  | 
 Бумага, пастель  | 
| 
 2 класс  | 
|||
| 
 4  | 
 «Как аукнулось, так и откликнулось»  | 
 Изобразить лису и журавля за трапезой из сказки «Лиса и Журавль»  | 
 Бумага, цветные мелки  | 
| 
 5  | 
 «Умей обождать»  | 
 Изобразить одну из главных сюжетных линий сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  | 
 Бумага, гуашь  | 
| 
 6  | 
 «Улетела стрела, да неведомо куда»  | 
 Проиллюстрировать сказку «Царевна-Лягушка»  | 
 Бумага, акварель  | 
| 
 3 класс  | 
|||
| 
 7  | 
 «В гостях хорошо, а дома лучше»  | 
 Изобразить сцену из сказки «Маша и медведь»  | 
|
| 
 8  | 
 «По щучьему веленью, по моему хотенью»  | 
 Изобразить иллюстрацию к сказке «По щучьему веленью»  | 
 Бумага, акварель  | 
| 
 9  | 
 «На чужой каравай рот не разевай»  | 
 Проиллюстрировать сказку «Мужик и медведь (Вершки и корешки)»  | 
 Бумага, гуашь  | 
| 
 4 класс  | 
|||
| 
 10  | 
 «Зимняя сказка»  | 
 Изобразить понравившуюся сцену из сказки «Морозко»  | 
 Бумага, гуашь  | 
| 
 11  | 
 «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»  | 
 Изобразить главный сюжет сказки «Три медведя»  | 
 Бумага, перманентные маркеры  | 
| 
 12  | 
 «Добившись удач, об этом не судачь»  | 
 Проиллюстрировать сказку «Сивка-Бурка»  | 
 Бумага, акварель  | 
Таблица 4
Исследование рисунков учеников 1–4 классов в процессе иллюстрирования сказок (формирующий эксперимент)
| 
 Группы критериев  | 
 1 класс  | 
 2 класс  | 
 3 класс  | 
 4 класс  | 
||||||||
| 
 Шкалы уровней  | 
||||||||||||
| 
 LL  | 
 AL  | 
 HL  | 
 LL  | 
 AL  | 
 HL  | 
 LL  | 
 AL  | 
 HL  | 
 LL  | 
 AL  | 
 HL  | 
|
| 
 № 1. «Компоновка сюжета сказки»  | 
 54 %  | 
 30 %  | 
 16 %  | 
 46 %  | 
 33 %  | 
 21 %  | 
 40 %  | 
 36 %  | 
 24 %  | 
 34 %  | 
 39 %  | 
 27 %  | 
| 
 № 2. «Наличие сказочных персонажей»  | 
 57 %  | 
 29 %  | 
 14 %  | 
 54 %  | 
 30 %  | 
 16 %  | 
 52 %  | 
 31 %  | 
 17 %  | 
 45 %  | 
 35 %  | 
 20 %  | 
| 
 № 3. «Индивидуальное, творческое решение сказочных персонажей»  | 
 59 %  | 
 31 %  | 
 10 %  | 
 55 %  | 
 32 %  | 
 13 %  | 
 50 %  | 
 34 %  | 
 16 %  | 
 45 %  | 
 37 %  | 
 18 %  | 
| 
 № 4. «Передача смысловой связи сюжета сказки»  | 
 55 %  | 
 34 %  | 
 11 %  | 
 49 %  | 
 36 %  | 
 15 %  | 
 47 %  | 
 37 %  | 
 16 %  | 
 37 %  | 
 40 %  | 
 23 %  | 
LL – шкала низкого уровня
AL – шкала среднего уровня
HL – шкала высокого уровня
Представленные методические рекомендации и тематическое планирование прошли апробацию с учащимися 1–4 классов. В процессе формирующего этапа эксперимента уровень умений иллюстрировать русские народные сказки с каждым видом заданий постепенно повышался.
Далее представляем мониторинг результатов формирующего этапа педагогического эксперимента.
При анализе итогов формирующего этапа (табл. 4) можно наблюдать динамику по группам критериев по всем шкалам уровней с 1–4 классов. Можно заметить, что на констатирующем этапе эксперимента в 1 классе группы критерия: № 1 «Компоновка сюжета сказки» шкал низкого уровня составила 54 %, тогда как на формирующем она была 67 %, шкала среднего уровня усвоения составила 30 %, высокая шкала уровня выросла на 7 % и составила 16 %, на констатирующем этапе эта же шкала составила всего 9 %.
Во 2 классе по данной позиции также можно проследить положительную динамику. Например, низкий уровень усвоения составил 46 %, средний – 33 %, высокий уровень составил 21 %, что на 10 % больше, чем на констатирующем этапе эксперимента.
В 3 классе шкала низкого уровня составила 40 %, что на 18 % ниже констатирующего этапа, средняя шкала – 36 %, высокая – 24 %. Такие данные нас, безусловно, удовлетворяют.
В 4 классе также наблюдается положительная динамика: низкая шкала уровня группы критерия: № 1 «Компоновка сюжета сказки» позиции составила 34 %, средняя – 39 %, высокая – 27 % и выросла по сравнению с констатирующим этапом на 13 %.
В динамике роста групп критериев можно убедиться по всем классам: с 1-го по 4-й.
Заключение
Выделенные преимущественные особенности предложенных методических рекомендаций и содержания программы обеспечивают комплексную подготовку учащихся начальных классов в области художественной деятельности, отвечающую требованиям ФГОС НОО, а результаты проведенного исследования доказывают эффективность данных методических разработок для занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе.
Полученные данные обусловливаются с результатами и выводами об эффективности обучения младших школьников изобразительному искусству, в том числе иллюстрированию русских народных сказок в процессе тематического рисования, и позволяют решать задачи оптимизации учебного материала и корректировку планирования учебно-воспитательного процесса в целом.
Представленный в статье опыт реализации методических рекомендаций и тематического планирования станет значительным вкладом в отечественную общеобразовательную систему в области изобразительного искусства, решив ответ, каким образом должно осуществляться тематическое рисование при иллюстрировании русских народных сказок.
Данный опыт успешного внедрения методических рекомендаций и программного обеспечения в учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству будет способствовать росту интереса и новым возможностям исследователей и практиков детского художественного развития.



