Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из приоритетных задач развития России [1]. Современные данные социологических исследований указывают на то, что состояние уровня здоровья общества, качественным и количественным образом отражается на подрастающем организме [1, 2].
Проведенными в последние годы отечественными и зарубежными исследованиями показано, что воздействие таких неблагоприятных внешних факторов, как гипокинезия, информационные перегрузки, несбалансированное питание, загрязнение окружающей среды негативно отражаются на состоянии здоровья школьников, приводя к снижению функциональных возможностей детского организма [2–4].
Следует также отметить, что в определенные «сенситивные» периоды развития может наблюдаться повышение чувствительности детского организма к неблагоприятным внешним воздействиям, что может приводить к повышению заболеваемости [2, 5, 6]. Это в значительной степени относится к препубертатному и пубертатному периодам [2, 5, 6].
В настоящее время становится все более очевидным, что решение проблемы создания оптимальных условий для гармоничного развития личности школьника требует совместной деятельности педагогов и медицинских работников. При этом, учитывая многомерность понятия «здоровье» [7, 8], большое внимание должно уделяться изучению физической его составляющей [8].
Современными исследованиями показано, что процессы роста и развития детского организма происходят непрерывно и носят поступательный характер. При этом их темпы и сроки имеют нелинейную зависимость от возраста и, по-видимому, определяются как генетическими, так и средовыми факторами [2, 5].
В то же время, согласно данным ряда авторов [2, 9, 10], неравномерность в темпах и показателях индивидуального развития в значительной степени обусловлена фактором пола.
Эти данные указывают на актуальность изучения влияния таких факторов, как пол и возраст, на показатели физического развития и выносливости учащихся общеобразовательных школ с целью нормирования физических нагрузок при проведении занятий физической культурой [2, 6, 10].
Актуальность проведенного нами исследования обусловлена также необходимостью систематического наблюдения за состоянием физического здоровья учащихся [8, 11, 12].
Новизна нашего исследования заключается в комплексной оценке показателей физического развития и выносливости, динамичности наблюдения, а также применении системного подхода для изучения половозрастных особенностей физического состояния школьников 11 и 12 лет.
Цель исследования – изучение влияния факторов пола и возраста на показатели физического развития и выносливости и их динамику у школьников 11 и 12 лет.
Материалы и методы исследования
В пролонгированном исследовании нами было изучено динамическое изменение ряда функциональных параметров у школьников 5 и 6 классов общеобразовательной школы № 15 г. Рязани. Исследование включало в себя два этапа оценки показателей физического развития и выносливости, проведенных с интервалом ровно в 1 год (в марте 2020 г. и марте 2021 г. соответственно).
В исследовании приняли участие 38 испытуемых, разделенных на две равные подгруппы (19 девочек и 19 мальчиков). Общее число обследований составило 76. При проведении первого этапа диагностического исследования медианный возраст испытуемых в подгруппе девочек составлял 11,25 лет, в подгруппе мальчиков – 11,17 лет при проведении второго этапа исследования – 12,25 и 12,17 лет соответственно. Различия по возрасту между подгруппами испытуемых статистически недостоверны (p > 0,1).
Исследование проводилось с учётом биоэтических норм. Все учащиеся на момент обследований не имели ограничений в состоянии здоровья и относились к «основной» медицинской группе для занятий физкультурой [10]. В дальнейшем все испытуемые были ознакомлены с личными показателями результатов исследования, отражающими объективную динамику их физического развития и выносливости.
Уровень физического развития учащихся в ходе проведения первого и второго этапов исследования оценивался нами путем определения функциональных показателей – индекса Скибинской [12], индекса кистевой силы (ИКС) [8], уровня физического состояния (УФС) [12]. Выносливость учащихся определялась путем проведения функциональной пробы Руфье [12], пробы Шаповаловой [12] и теста на 6-минутный бег [12].
Дальнейшая оценка полученных данных проводилась нами путем их сравнения с соответствующими половозрастными нормативами [8, 11, 12], а также определения половых различий соответствующих показателей между подгруппами испытуемых.
Статистическая обработка данных осуществлялась нами с использованием пакета программ MS Excel 2019 Windows10. Достоверность различий показателей физического развития и выносливости оценивалась с помощью непараметрического критерия U Манна – Уитни (рассчитывалась нормальная аппроксимация данного критерия – Z) [13]. Описательная статистика включала в себя расчет таких показателей, как медиана (Me), верхний (UQ) и нижний (LQ) квартили [13].
Выявленные различия считались статистически достоверными при уровне значимости p ≤ 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты первого диагностического этапа исследования отражены в табл. 1.
Полученные нами результаты первого диагностического этапа обследования показали соответствие половозрастным нормативам таких показателей, как индекс Скибинской и уровень физического состояния (УФС) как в подгруппе мальчиков, так и в подгруппе девочек [12]. В то же время такие показатели, как индекс кистевой силы рук (ИКС) [8] и проба Руфье [12], у школьников 11 лет находились ниже половозрастной в обеих подгруппах испытуемых.
У девочек были отмечены низкие показатели пробы Шаповаловой. В подгруппе мальчиков данный показатель был в пределах возрастной нормы [12].
В тесте на 6-минутный бег мальчики показали результаты, соответствующие возрастным нормативам на оценку «хорошо», девочки – соответствующие возрастным нормативам на оценку «удовлетворительно» [12].
По ряду показателей физического развития были выявлены статистически достоверные половые различия.
В подгруппе мальчиков были выявлены достоверно более высокие по сравнению с подгруппой девочек показатели индекса кистевой силы (p = 8,66×10-6) и теста на 6-минутный бег (p = 3,09×10-4), что соответствует данным литературы [2]. У мальчиков по сравнению с девочками также была выявлена тенденция к более высоким показателям пробы Шаповаловой (p = 0,068).
Полученные нами в ходе второго диагностического этапа исследования результаты отражены в табл. 2.
Таблица 1
Показатели физического развития и выносливости у детей 11 лет по данным первого диагностического этапа исследования
Показатель |
Мальчики 11 лет |
Девочки 11 лет |
Z |
p |
||||
Me |
LQ |
UQ |
Me |
LQ |
UQ |
|||
Индекс Скибинской |
806,5n |
713 |
999,25 |
914,5n |
711,25 |
966 |
-0,069 |
0,472 |
Индекс кистевой силы (ИКС) |
54- |
52,25 |
57 |
45- |
38 |
45,75 |
-4,297 |
8,66×10-6 |
Уровень физического состояния (УФС) |
0,573n |
0,517 |
0,64 |
0,642n |
0,52 |
0,667 |
-1,171 |
0,121 |
Проба Руфье |
13,8- |
11,45 |
15,15 |
13,35- |
12,675 |
14,25 |
-0,115 |
0,454 |
Проба Шаповаловой |
121n |
106,25 |
131,5 |
109-- |
103 |
117,75 |
-1,494 |
0,068 |
Тест на 6-минутный бег |
11554 |
1057,5 |
1215 |
9553 |
885 |
1027,5 |
-3,424 |
3,09×10-4 |
Примечание. n показатели в пределах половозрастных нормативов; + показатели выше половозрастных нормативов; ++ высокие показатели; - показатели ниже половозрастных нормативов; -- низкие показатели; 3,4 показатели теста на 6-минутный бег, соответствующие половозрастным нормативам на оценку «3» («удовлетворительно») и «4» («хорошо»).
Таблица 2
Показатели физического развития и выносливости у детей 12 лет по данным второго диагностического этапа исследования
Показатель |
Мальчики 12 лет |
Девочки 12 лет |
Z |
p |
||||
Me |
LQ |
UQ |
Me |
LQ |
UQ |
|||
Индекс Скибинской |
955,5n |
949,25 |
1048 |
945,5n |
835,5 |
1055,75 |
-1,034 |
0,151 |
Индекс кистевой силы (ИКС) |
56n |
54,25 |
57,75 |
44,5- |
41,25 |
47 |
-4,481 |
3,71×10-6 |
Уровень физического состояния (УФС) |
0,631n |
0,593 |
0,649 |
0,643n |
0,631 |
0,678 |
-1,631 |
0,051 |
Проба Руфье |
12,35n |
10,975 |
13,9 |
12,05n |
11,225 |
13,325 |
-0,023 |
0,491 |
Проба Шаповаловой |
140n |
130,75 |
145 |
138- |
120 |
140,5 |
-1,264 |
0,103 |
Тест на 6-минутный бег |
12454 |
1210 |
1340 |
10704 |
987,5 |
1115 |
-3,975 |
3,52×10-5 |
Примечание. n показатели в пределах половозрастных нормативов; + показатели выше половозрастных нормативов; ++ высокие показатели; - показатели ниже половозрастных нормативов; -- низкие показатели; 4 показатели теста на 6-минутный бег, соответствующие половозрастным нормативам на оценку «4» («хорошо»).
Результаты второго диагностического этапа исследования показали положительную динамику медианных значений ряда показателей физического развития и выносливости у школьников в возрасте 12 лет.
В частности, медианные значения показателя пробы Руфье при повторном исследовании по сравнению с первым его этапом достигли возрастных нормативов как у девочек, так и у мальчиков [12].
В подгруппе мальчиков повысился и достиг возрастных нормативов индекс кистевой силы рук (ИКС) [8]. В то же время в подгруппе девочек данный показатель по-прежнему остался ниже возрастной нормы [8].
У девочек показатели пробы Шаповаловой, соответствующие «низким» на первом диагностическом этапе исследования, при повторном исследовании соответствовали значениям «ниже средних» [12], что можно рассматривать, как положительную динамику.
При повторном проведении теста на 6-минутный бег мальчики, как и на первом этапе исследования, показали результаты, соответствующие оценке «хорошо». В подгруппе девочек медианные показатели данной пробы при проведении второго этапа исследования повысились до оценки «хорошо» по сравнению с результатами на оценку «удовлетворительно» по данным первого этапа исследования [12].
Второй этап исследования, как и первый, показал более высокие у мальчиков по сравнению с девочками показатели индекса кистевой силы (p = 3,71×10-6) и теста на 6-минутный бег (p = 3,52×10-5), что также соответствует половозрастным нормативам [12].
В то же время, в отличие от первого диагностического этапа исследования, у девочек были выявлены достоверно более высокие по сравнению с мальчиками показатели уровня физического состояния УФС (p = 0,51).
По показателю пробы Шаповаловой статистически достоверных половых различий выявлено не было (p = 0,103).
Таким образом, при сравнении результатов первого и второго этапов исследования была выявлена в целом положительная возрастная динамика показателей физического развития и выносливости учащихся данной группы испытуемых, а также наличие половых особенностей по ряду показателей.
В настоящее время показано, что показатели отдельных физических качеств школьников в значительной степени обусловлены характером адаптационных реакций кардио-респираторной системы и тренированностью [2, 6, 10].
При этом нельзя не учитывать и роль естественных физиологических процессов взросления, протекающих в организме детей исследуемого возраста [2, 5].
Возраст 11–12 лет по многим физиологическим показателям является переходным. Данный период характеризуется существенным изменением функций эндокринных желез. В этом возрасте происходит препубертатный скачок роста со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола [2, 5, 6].
Согласно данным ряда авторов, начиная с возраста 12 лет происходят значительные морфофункциональные преобразования детского организма, проявляющиеся как в увеличении мышечной массы и развитии нервного аппарата регуляции мышц, так и в интенсивном развитии сердечно-сосудистой системы и системы дыхания [2, 5, 10].
Данный возраст характеризуется усиленным ростом и изменением ультраструктуры миокарда, а также перестройкой нейрогуморальных механизмов регуляции системы кровообращения, что, по-видимому, связано с уравновешиванием адренергических и холинергических влияний на сердце и сосуды [2, 5]. Изменения в системе дыхания характеризуются ростом и расширением трахеобронхиального дерева, увеличением диаметра альвеол, созреванием регуляторных механизмов внешнего дыхания [2, 5].
Таким образом, возрастные особенности развития кардио-респираторной системы у школьников 12 лет по сравнению с 11-летними, по-видимому, могут обусловливать динамику показателей ряда функциональных нагрузочных проб [2, 5, 10].
Вместе с тем выявленные нами путем сравнения между подгруппами испытуемых половые различия по ряду показателей физического развития и выносливости, вероятно, также могут влиять на уровень физического состояния данной возрастной группы учащихся.
Половые различия по таким показателям, как сила кисти рук и тест на 6-минутный бег, соответствуют данным литературы и, по-видимому, имеют характер общебиологической закономерности [2, 5, 6].
В то же время более высокие показатели уровня физического состояния (УФС) у девочек в возрасте 12 лет по сравнению с мальчиками того же возраста, по-видимому, отражают более высокий индивидуальный уровень здоровья у девочек данной возрастной группы [12,14].
Таким образом, оценка полученных нами результатов первого и второго этапов исследования указывает на неодинаковый уровень физического развития и выносливости в подгруппах мальчиков и девочек в возрасте 11 и 12 лет.
В проведенном исследовании нами применялся системный подход, отраженный в определении функциональных систем, которые, согласно П.К. Анохину, представляют собой динамические саморегулирующиеся организации, избирательно объединяющие различные органы и уровни нервной и гуморальной регуляции по принципу взаимосодействия для достижения полезного приспособительного результата [2, 5, 15].
В данном случае в качестве полезного приспособительного результата нами рассматривался оптимальный для данной половозрастной группы учащихся уровень физического развития и выносливости. Параметрами данного приспособительного результата, вероятно, могут являться объективные показатели функциональных нагрузочных проб [8, 12].
Таким образом, полученные в нашем исследовании данные, по-видимому, соответствуют современным представлениям о гетерохронности созревания основных физиологических и функциональных систем у различных полов [2, 5, 6]. Полученные нами результаты, по-видимому, указывают на более высокие возможности адаптации к физическим нагрузкам у школьников 12 лет по сравнению с 11-летними при наличии половых особенностей по ряду показателей функциональных нагрузочных проб.
Выводы
1. Результаты проведенного нами исследования указывают на существенное влияние таких факторов, как пол и возраст, на динамику показателей физического развития и выносливости учащихся 11 и 12 лет.
2. Выявленная нами возрастная динамика показателей физического развития и выносливости у школьников 11 и 12 лет характеризуется положительными изменениями их физического состояния, что, по-видимому, отражает более высокие функциональные возможности организма у школьников 12 лет по сравнению с 11-летними.
3. Половыми особенностями физического развития учащихся 11 и 12 лет, по-видимому, являются более высокие значения у мальчиков ряда функциональных показателей, характеризующих физическую силу и выносливость. Для девочек 12 лет оказались характерными более высокие по сравнению с мальчиками показатели уровня физического состояния (УФС), отражающего индивидуальный уровень здоровья.
4. Выявленные в нашем исследовании половозрастные особенности динамики показателей физического развития и выносливости учащихся 11–12 лет следует учитывать как педагогам, так и медицинским работникам при нормировании физических нагрузок на занятиях физической культурой и во время проведения спортивных тренировок.