В процессе подготовки студентов к их профессиональной деятельности возникают вопросы, касающиеся актуальности получаемых знаний и умений в учебном заведении по своим направлениям и профилю.
Современное образование направлено на передачу гуманистических ценностей, сформированных человечеством. В основу современного школьного образования ставится формирование личности ребенка. Главной задачей для учителя изобразительного искусства является развитие высоконравственной, духовно богатой, образованной, с чувством гражданского долга личности. Общество нуждается в специалистах-педагогах, которые с легкостью могут перестраиваться в зависимости от меняющихся внешних социально-культурных условий и хорошо ориентируются в потребностях развивающейся личности. В условиях социокультурных изменений и перемен в современном образовании изменяются и функции самой педагогической деятельности. Так функции соотносятся с активизацией творческой деятельности учеников, с формированием мировоззренческих основ, с эмоционально-ценностным отношением к миру, к природе, человеку, к обществу. Новые формы сотворчества учителя и ученика просто необходимы в процессе решения проблем общечеловеческих, именно они становятся основой содержания общего образования и расширяют рамки просто учебных задач. Педагогическое сообщество сейчас уделяет внимание развитию уникальности личности учащихся в процессе педагогического сотворчества. Наметился отход от позиции авторитарности педагогов: консервативности, дистанцирования в общении, субъективности оценки в отношениях [1–3].
Насколько будущий учитель в области изобразительного искусства станет творческой личностью, зависит от того, в какой мере были сформированы профессиональные навыки и умения студентов художественно-педагогических вузов.
По дисциплине «изобразительное искусство» само содержание и структура образовательного и воспитательного процесса в общем и дополнительном образовании должно быть направлено на развитие и активизацию творческих способностей учащихся, не на взращивание художников или приятное времяпрепровождение. В ходе занятий изобразительным искусством решаются очень важные задачи, не только такие, как предметные, определяемые самой сутью искусства, но и реализуются цели, стоящие перед образованием вообще и развивающие личность учащегося. Концепция исследования строится на следующем предположении, что в основу подготовки педагога изобразительного искусства и дополнительного художественного образования должно быть введено содержание обучения, которое основано не только на традиционных основах искусства, а также с учетом современных тенденций в искусстве и с учетом новых функций искусства. Изменения в подготовке будущего специалиста к профессиональной художественно-педагогической деятельности должны быть направлены на готовность выпускника использовать современные информационные технологии с целью создавать учебно-методические комплексы. Овладеть методикой художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности, понимать смысловую и содержательную основу музейной педагогики, руководить научно-исследовательской деятельностью учащихся в области культуры и искусства, управлять проектной деятельностью учащихся в направлении эстетического воспитания, художественно-просветительской области, выставочной работы, развивать эмоциональную отзывчивость, самовыражение обучающихся [4, 5].
Вышеизложенное позволяет сформулировать цель исследования: раскрыть теоретические основы художественно-педагогической деятельности студентов факультета искусств, способных осуществлять профессиональную деятельность в области изобразительных искусств и определить пути повышения эффективности этой деятельности.
Материалы и методы исследования
Научные подходы перестройки всех уровней образования стали основой для изучения как ученых, так и практикующих педагогов. Основы формирования методологических, педагогических, методических навыков и профессиональных умений представлены в работах следующих авторов: О.А. Абдуллиной, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, К.К. Платонова, С.А. Рубинштейна, В.А. Сластенина [6].
Общее в педагогике и в искусстве выделено классиками: Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым; а также современными отечественными учеными: Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандровым.
Согласованность и взаимовлияние педагогики и искусства присутствует на всех ступенях образования и в процессе профессиональной подготовки студентов художественных направлений педагогических вузов. Но на сегодняшний день проблемой остается недостаточная интеграция в деятельности студентов художественных и педагогических компонентов.
На факультете искусств ОмГПУ нами был проведен опрос студентов третьих, четвертых, пятых курсов направления «Изобразительное искусство и дополнительное образование» по вопросу: «По каким дисциплинам следовало бы увеличить количество часов для улучшения подготовки к профессиональной деятельности?» Студенты в процентном соотношении ответили на этот вопрос так: 60 % за увеличение часов по художественным дисциплинам, 30 % – за педагогическую подготовку и 10 % не смогли определиться. Это позволило выявить сферу интересов и потребностей студентов, а также были сделаны выводы о преобладании у них нацеленности на исполнительское мастерство, на увеличение количества часов подготовки в области изучения академической живописи и рисунка. На эту проблему указывали Е.В. Шорохов, А.Е. Терентьев, Н.К. Шабанов. Подготовка по предметной области более ориентирована на формирование у студентов профессиональных исполнительских умений, а не на умение преподавать эти дисциплины в общеобразовательной школе или в системе дополнительного образования.
Необходимость изменения разных направлений и областей в обучении студентов педагогических вузов художественной специальности возникает в силу перемен, происходящих как в обществе, так и в культуре, и в экономике, и в технологиях. Переориентация направлена прежде всего на становление педагога-художника, который может управлять деятельностью коллектива и организовать художественно-творческую работу с разными возрастами учащихся, как в общеобразовательной школе, так и в дополнительном художественном образовании [7]. Деятельность осуществляется под влиянием сложившихся мотивов и направлена на получение неких результатов, которые можно получить, если выполнять целенаправленные действия. Качество деятельности определяется количеством, технологичностью, качеством, методической последовательностью и даже эмоциональностью. Поэтому столь очевидным становится значение, которое придается подготовке студентов к педагогической и художественной деятельностям, которые и определят профессионализм будущего учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе или педагога системы дополнительного художественного образования.
Нами было проведено исследование научных подходов к художественно-педагогической деятельности студентов. Педагогическая деятельность учителя, направленная на управление художественно-познавательными, художественно-творческими, учебно-воспитательными процессами, связана с дидактическими и методическими умениями, а также с исполнительскими возможностями. В обязательном курсе по педагогике студентов готовят к педагогической деятельности, формируют педагогические умения. На занятиях по методике обучения изобразительному искусству объединяются в единое целое все виды художественно-педагогических умений. Но для овладения художественно-педагогическими умениями, для осуществления профессиональной деятельности просто необходимым условием является включение заданий на формирование и развитие этих умений во все сферы деятельности студентов: образовательные, научные и воспитательные.
Исследователь Н.К. Шабанов подчеркивает, что «тенденция «профессионализации» художественных дисциплин ведет к устранению из процесса преподавания учебного теоретического осмысления изучаемого, что разрушает целостность в преподавании предмета, отрывает художественную подготовку будущих учителей от педагогической, теоретическую их подготовку – от практической» [8].
На итоговых конференциях нами также были проанализированы результаты, полученные в ходе прохождения педагогических практик студентами старших курсов. В ходе педагогической практики наши студенты в своих отчетах подчеркивают, что сталкиваются с трудностью применения знаний и умений в области рисунка и живописи в ходе проведения занятий с учащимися школы, затрудняются осуществлять показ последовательности изображения с объяснением. Становится понятно, что основы профессионального мастерства – художественно-педагогическую деятельность не сформировать за ограниченный период обучения студентов и только по предметам педагогика, методика изобразительного искусства. Возникает необходимость поиска и разработки стратегии вовлечения студентов в художественно-педагогическую деятельность на протяжении всех лет обучения в вузе и на всех дисциплинах, в воспитательной, культурно-просветительской, внеучебной деятельности, научно-исследовательской, педагогической, пленэрной и музейной практиках.
На факультете искусств ОмГПУ реализуется намеченная стратегия вовлечения студентов в художественно-педагогическую деятельность, которая дает им возможность формирования необходимых умений организации, планирования и реализации профессиональной педагогической деятельности в области художественного образования. Студенты приняли активное участие в научно-исследовательской работе, провели опросы, анкетирование по актуальным вопросам образовательного процесса, разрабатывали и проводили круглые столы, дискуссии, подготовили и провели открытое заседание студенческого научного объединения. Намечены проекты, связанные с культурно-просветительской деятельностью, которая будет осуществлена в ходе педагогической практики. Совместно с профессорско-преподавательским составом факультета были организованы выставки творческих работ студентов в сочетании с круглым столом, посвященным анализу результатов пленэрной практики, где студенты выступили с докладами по выразительным возможностям художественных материалов, поиска и выбора сюжета, подготовили вопросы к преподавателям. Все эти виды работ увеличили творческую активность студентов, сформировали опыт в области отбора содержания и информации по интересующему направлению деятельности, научили планировать и распределять обязанности, большие мероприятия раскладывать на действия и продумывать методику выполнения работы, появились новые идеи. Работа по формированию и развитию художественно-педагогической деятельности на факультете искусств продолжается и направлена на выявление закономерностей и особенностей в подготовке студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Условия жизни меняются, что требует изменения способов осуществления художественной деятельности, поиска новых форм воздействия на людей. Поэтому сегодня искусство занято не только просветительскими и образовательными проблемами, а также вопросом поиска наиболее эффективных форм своего существования. В основе искусства заложены принципы передачи общечеловеческих духовных ценностей через самовыражение, опыт восприятия мира, субъективного эмоционального фактора. Для общего образования важно искусство и с точки зрения раскрытия социокультурного значения различных этапов развития мирового искусства.
В образовательном процессе вуза в деятельности студентов важно сформировать понимание взаимосвязи процесса обучения с природой, человеком и изменениями окружающей жизни, социально-культурными переменами. Найти универсальный и эффективный алгоритм подготовки студентов к осуществлению художественно-педагогической деятельности в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что после проведенного исследования определены основные характеристики «художественно-педагогической деятельности», виды, классификации.
Н.И. Пьянкова в своем труде сформулировала: «Основа художественно-педагогической деятельности – содержание предмета «Изобразительное искусство», специфика – эстетическое восприятие окружающего мира во всех его проявлениях и создание новых гуманитарно-эстетических художественных ценностей с помощью изобразительно-выразительных средств пластических искусств, средство – принципы и методы художественной педагогики» [9, с. 114].
Наиболее близкой нам стала формулировка «художественно-педагогической деятельности» как организуемого педагогом процесса творческого, опосредованного искусством взаимодействия субъектов учебной деятельности, направленного на самореализацию каждого из них.
Нами взята за основу классификация художественно-педагогической деятельности в трех взаимосвязанных блоках: содержательно-информационного; организационно-деятельностного; операционно-методического [10].
В первый блок, содержательно-информационный, выделены умения информационно-понятийные, коммуникативно-речевые. Эти умения формируются в процессе аналитического восприятия творческих, учебных работ, на этапе постановки целей и задач выполнения изображения.
Второй блок – организационно-деятельностные действия и умения направлены на планирование и реализацию последовательных действий выполнения задания от простого к сложному, от упражнения к самому заданию, от композиционных поисков, набросков, зарисовок к живописной или графической композиции.
Еще один блок – операционно-методический складывается из выполнения последовательных задач, действий студентов в ходе реализации запланированного мероприятия, урока, занятия, упражнения или проекта разной степени сложности, а также умения логически объяснить свои действия в педагогическом рисунке или рисунке сокурсника, ученика, педагога, а также уметь оценивать все действия и продукты деятельности.
Заключение
Современное состояние искусства характеризуется большим объемом концептуальных авторских подходов и направлений, сами функции изобразительного искусства, толкование предмета, обоснования меняются, все это привело к многозначности и контрастности информационного потока по вопросу творчества. Поэтому так важно сформировать у будущего педагога умение работать с информацией, использовать современные исследования, научные подходы при формировании содержания художественно-познавательной деятельности учащихся.
Условием реализации содержания теоретической и практической основы предмета «изобразительное искусство» является подготовленность учителя, умение контактировать с учащимися, умение осуществлять формирование творческой деятельностью учащихся. Донести до учащегося теорию изобразительного искусства и сформировать умения и навыки работы над изображением – лишь малая часть художественно-педагогической деятельности будущего учителя. Сегодня функции искусства связывают с развлечением и эмоциональной разрядкой человека, который в повседневной жизни испытывает очень сильные физические и умственные перегрузки. Понять это направление искусства невозможно без знания теоретической базы искусства. Студента надо подготовить к коммуникации с учащимися, средством общения становится невербальный продукт деятельности. Теоретическое исследование литературы помогло нам найти обобщенные, структурированные блоки художественно-педагогической деятельности, которые универсально подходят ко всем дисциплинам, становятся критериями для оценивания профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Несмотря на развитие информационных технологий, наличие огромного потока практических рекомендаций в виде мастер-классов, как основы для самообучения рисованию, учитель остается важнейшим звеном образовательного педагогического процесса в области изобразительного искусства. Следовательно, и важность подготовки будущего специалиста по изобразительному искусству остается актуальной, несмотря на большое количество публикаций, исследований, учебных пособий в научной, методической и педагогической литературе. Каждое исследование несет в себе зерно истины и является стимулом для новых направлений деятельности, мотивирует на выявление закономерностей педагогического процесса, определение компонентов и выдвижение новых идей.