Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ARTISTIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THE FACULTY OF ARTS

Savluchinskaya N.V. 1 Lykova E.S. 1
1 Omsk State Teachers University
The functions of pedagogical activity are changing in the conditions of modern education. These functions are associated with the activation of creative activity of students, with the formation of ideological foundations, with an emotional and value attitude to the world, nature, man, society. The purpose of this article is to reveal the theoretical foundations of the artistic and pedagogical activity of students of the faculty of arts, able to carry out professional activities in the field of fine arts and identify ways to improve the effectiveness of these activities. The study applied both theoretical methods as well as empirical methods, used surveys and observations of students activities. The theoretical significance of the study can be called the fact that after the study of the material, the main characteristics of the «artistic and pedagogical activity», its types and classification are determined. We take as a basis the classification of artistic and pedagogical activities in three interrelated blocks: content-informational; organizational and activity; operational-methodical. For the formation of artistic and pedagogical skills in the activities of students of the Faculty of Arts, it is important to form an understanding of the relationship of the learning process with nature, people and changes in the surrounding life, socio-cultural changes. Despite the development of information technology, the presence of a huge stream of practical recommendations in the form of master classes, as the basis for self-learning of drawing, the teacher remains the most important link in the educational pedagogical process in the field of fine arts.
artistic and pedagogical activity
educational process
socio-cultural changes

В процессе подготовки студентов к их профессиональной деятельности возникают вопросы, касающиеся актуальности получаемых знаний и умений в учебном заведении по своим направлениям и профилю.

Современное образование направлено на передачу гуманистических ценностей, сформированных человечеством. В основу современного школьного образования ставится формирование личности ребенка. Главной задачей для учителя изобразительного искусства является развитие высоконравственной, духовно богатой, образованной, с чувством гражданского долга личности. Общество нуждается в специалистах-педагогах, которые с легкостью могут перестраиваться в зависимости от меняющихся внешних социально-культурных условий и хорошо ориентируются в потребностях развивающейся личности. В условиях социокультурных изменений и перемен в современном образовании изменяются и функции самой педагогической деятельности. Так функции соотносятся с активизацией творческой деятельности учеников, с формированием мировоззренческих основ, с эмоционально-ценностным отношением к миру, к природе, человеку, к обществу. Новые формы сотворчества учителя и ученика просто необходимы в процессе решения проблем общечеловеческих, именно они становятся основой содержания общего образования и расширяют рамки просто учебных задач. Педагогическое сообщество сейчас уделяет внимание развитию уникальности личности учащихся в процессе педагогического сотворчества. Наметился отход от позиции авторитарности педагогов: консервативности, дистанцирования в общении, субъективности оценки в отношениях [1–3].

Насколько будущий учитель в области изобразительного искусства станет творческой личностью, зависит от того, в какой мере были сформированы профессиональные навыки и умения студентов художественно-педагогических вузов.

По дисциплине «изобразительное искусство» само содержание и структура образовательного и воспитательного процесса в общем и дополнительном образовании должно быть направлено на развитие и активизацию творческих способностей учащихся, не на взращивание художников или приятное времяпрепровождение. В ходе занятий изобразительным искусством решаются очень важные задачи, не только такие, как предметные, определяемые самой сутью искусства, но и реализуются цели, стоящие перед образованием вообще и развивающие личность учащегося. Концепция исследования строится на следующем предположении, что в основу подготовки педагога изобразительного искусства и дополнительного художественного образования должно быть введено содержание обучения, которое основано не только на традиционных основах искусства, а также с учетом современных тенденций в искусстве и с учетом новых функций искусства. Изменения в подготовке будущего специалиста к профессиональной художественно-педагогической деятельности должны быть направлены на готовность выпускника использовать современные информационные технологии с целью создавать учебно-методические комплексы. Овладеть методикой художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности, понимать смысловую и содержательную основу музейной педагогики, руководить научно-исследовательской деятельностью учащихся в области культуры и искусства, управлять проектной деятельностью учащихся в направлении эстетического воспитания, художественно-просветительской области, выставочной работы, развивать эмоциональную отзывчивость, самовыражение обучающихся [4, 5].

Вышеизложенное позволяет сформулировать цель исследования: раскрыть теоретические основы художественно-педагогической деятельности студентов факультета искусств, способных осуществлять профессиональную деятельность в области изобразительных искусств и определить пути повышения эффективности этой деятельности.

Материалы и методы исследования

Научные подходы перестройки всех уровней образования стали основой для изучения как ученых, так и практикующих педагогов. Основы формирования методологических, педагогических, методических навыков и профессиональных умений представлены в работах следующих авторов: О.А. Абдуллиной, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, К.К. Платонова, С.А. Рубинштейна, В.А. Сластенина [6].

Общее в педагогике и в искусстве выделено классиками: Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым; а также современными отечественными учеными: Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандровым.

Согласованность и взаимовлияние педагогики и искусства присутствует на всех ступенях образования и в процессе профессиональной подготовки студентов художественных направлений педагогических вузов. Но на сегодняшний день проблемой остается недостаточная интеграция в деятельности студентов художественных и педагогических компонентов.

На факультете искусств ОмГПУ нами был проведен опрос студентов третьих, четвертых, пятых курсов направления «Изобразительное искусство и дополнительное образование» по вопросу: «По каким дисциплинам следовало бы увеличить количество часов для улучшения подготовки к профессиональной деятельности?» Студенты в процентном соотношении ответили на этот вопрос так: 60 % за увеличение часов по художественным дисциплинам, 30 % – за педагогическую подготовку и 10 % не смогли определиться. Это позволило выявить сферу интересов и потребностей студентов, а также были сделаны выводы о преобладании у них нацеленности на исполнительское мастерство, на увеличение количества часов подготовки в области изучения академической живописи и рисунка. На эту проблему указывали Е.В. Шорохов, А.Е. Терентьев, Н.К. Шабанов. Подготовка по предметной области более ориентирована на формирование у студентов профессиональных исполнительских умений, а не на умение преподавать эти дисциплины в общеобразовательной школе или в системе дополнительного образования.

Необходимость изменения разных направлений и областей в обучении студентов педагогических вузов художественной специальности возникает в силу перемен, происходящих как в обществе, так и в культуре, и в экономике, и в технологиях. Переориентация направлена прежде всего на становление педагога-художника, который может управлять деятельностью коллектива и организовать художественно-творческую работу с разными возрастами учащихся, как в общеобразовательной школе, так и в дополнительном художественном образовании [7]. Деятельность осуществляется под влиянием сложившихся мотивов и направлена на получение неких результатов, которые можно получить, если выполнять целенаправленные действия. Качество деятельности определяется количеством, технологичностью, качеством, методической последовательностью и даже эмоциональностью. Поэтому столь очевидным становится значение, которое придается подготовке студентов к педагогической и художественной деятельностям, которые и определят профессионализм будущего учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе или педагога системы дополнительного художественного образования.

Нами было проведено исследование научных подходов к художественно-педагогической деятельности студентов. Педагогическая деятельность учителя, направленная на управление художественно-познавательными, художественно-творческими, учебно-воспитательными процессами, связана с дидактическими и методическими умениями, а также с исполнительскими возможностями. В обязательном курсе по педагогике студентов готовят к педагогической деятельности, формируют педагогические умения. На занятиях по методике обучения изобразительному искусству объединяются в единое целое все виды художественно-педагогических умений. Но для овладения художественно-педагогическими умениями, для осуществления профессиональной деятельности просто необходимым условием является включение заданий на формирование и развитие этих умений во все сферы деятельности студентов: образовательные, научные и воспитательные.

Исследователь Н.К. Шабанов подчеркивает, что «тенденция «профессионализации» художественных дисциплин ведет к устранению из процесса преподавания учебного теоретического осмысления изучаемого, что разрушает целостность в преподавании предмета, отрывает художественную подготовку будущих учителей от педагогической, теоретическую их подготовку – от практической» [8].

На итоговых конференциях нами также были проанализированы результаты, полученные в ходе прохождения педагогических практик студентами старших курсов. В ходе педагогической практики наши студенты в своих отчетах подчеркивают, что сталкиваются с трудностью применения знаний и умений в области рисунка и живописи в ходе проведения занятий с учащимися школы, затрудняются осуществлять показ последовательности изображения с объяснением. Становится понятно, что основы профессионального мастерства – художественно-педагогическую деятельность не сформировать за ограниченный период обучения студентов и только по предметам педагогика, методика изобразительного искусства. Возникает необходимость поиска и разработки стратегии вовлечения студентов в художественно-педагогическую деятельность на протяжении всех лет обучения в вузе и на всех дисциплинах, в воспитательной, культурно-просветительской, внеучебной деятельности, научно-исследовательской, педагогической, пленэрной и музейной практиках.

На факультете искусств ОмГПУ реализуется намеченная стратегия вовлечения студентов в художественно-педагогическую деятельность, которая дает им возможность формирования необходимых умений организации, планирования и реализации профессиональной педагогической деятельности в области художественного образования. Студенты приняли активное участие в научно-исследовательской работе, провели опросы, анкетирование по актуальным вопросам образовательного процесса, разрабатывали и проводили круглые столы, дискуссии, подготовили и провели открытое заседание студенческого научного объединения. Намечены проекты, связанные с культурно-просветительской деятельностью, которая будет осуществлена в ходе педагогической практики. Совместно с профессорско-преподавательским составом факультета были организованы выставки творческих работ студентов в сочетании с круглым столом, посвященным анализу результатов пленэрной практики, где студенты выступили с докладами по выразительным возможностям художественных материалов, поиска и выбора сюжета, подготовили вопросы к преподавателям. Все эти виды работ увеличили творческую активность студентов, сформировали опыт в области отбора содержания и информации по интересующему направлению деятельности, научили планировать и распределять обязанности, большие мероприятия раскладывать на действия и продумывать методику выполнения работы, появились новые идеи. Работа по формированию и развитию художественно-педагогической деятельности на факультете искусств продолжается и направлена на выявление закономерностей и особенностей в подготовке студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Условия жизни меняются, что требует изменения способов осуществления художественной деятельности, поиска новых форм воздействия на людей. Поэтому сегодня искусство занято не только просветительскими и образовательными проблемами, а также вопросом поиска наиболее эффективных форм своего существования. В основе искусства заложены принципы передачи общечеловеческих духовных ценностей через самовыражение, опыт восприятия мира, субъективного эмоционального фактора. Для общего образования важно искусство и с точки зрения раскрытия социокультурного значения различных этапов развития мирового искусства.

В образовательном процессе вуза в деятельности студентов важно сформировать понимание взаимосвязи процесса обучения с природой, человеком и изменениями окружающей жизни, социально-культурными переменами. Найти универсальный и эффективный алгоритм подготовки студентов к осуществлению художественно-педагогической деятельности в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что после проведенного исследования определены основные характеристики «художественно-педагогической деятельности», виды, классификации.

Н.И. Пьянкова в своем труде сформулировала: «Основа художественно-педагогической деятельности – содержание предмета «Изобразительное искусство», специфика – эстетическое восприятие окружающего мира во всех его проявлениях и создание новых гуманитарно-эстетических художественных ценностей с помощью изобразительно-выразительных средств пластических искусств, средство – принципы и методы художественной педагогики» [9, с. 114].

Наиболее близкой нам стала формулировка «художественно-педагогической деятельности» как организуемого педагогом процесса творческого, опосредованного искусством взаимодействия субъектов учебной деятельности, направленного на самореализацию каждого из них.

Нами взята за основу классификация художественно-педагогической деятельности в трех взаимосвязанных блоках: содержательно-информационного; организационно-деятельностного; операционно-методического [10].

В первый блок, содержательно-информационный, выделены умения информационно-понятийные, коммуникативно-речевые. Эти умения формируются в процессе аналитического восприятия творческих, учебных работ, на этапе постановки целей и задач выполнения изображения.

Второй блок – организационно-деятельностные действия и умения направлены на планирование и реализацию последовательных действий выполнения задания от простого к сложному, от упражнения к самому заданию, от композиционных поисков, набросков, зарисовок к живописной или графической композиции.

Еще один блок – операционно-методический складывается из выполнения последовательных задач, действий студентов в ходе реализации запланированного мероприятия, урока, занятия, упражнения или проекта разной степени сложности, а также умения логически объяснить свои действия в педагогическом рисунке или рисунке сокурсника, ученика, педагога, а также уметь оценивать все действия и продукты деятельности.

Заключение

Современное состояние искусства характеризуется большим объемом концептуальных авторских подходов и направлений, сами функции изобразительного искусства, толкование предмета, обоснования меняются, все это привело к многозначности и контрастности информационного потока по вопросу творчества. Поэтому так важно сформировать у будущего педагога умение работать с информацией, использовать современные исследования, научные подходы при формировании содержания художественно-познавательной деятельности учащихся.

Условием реализации содержания теоретической и практической основы предмета «изобразительное искусство» является подготовленность учителя, умение контактировать с учащимися, умение осуществлять формирование творческой деятельностью учащихся. Донести до учащегося теорию изобразительного искусства и сформировать умения и навыки работы над изображением – лишь малая часть художественно-педагогической деятельности будущего учителя. Сегодня функции искусства связывают с развлечением и эмоциональной разрядкой человека, который в повседневной жизни испытывает очень сильные физические и умственные перегрузки. Понять это направление искусства невозможно без знания теоретической базы искусства. Студента надо подготовить к коммуникации с учащимися, средством общения становится невербальный продукт деятельности. Теоретическое исследование литературы помогло нам найти обобщенные, структурированные блоки художественно-педагогической деятельности, которые универсально подходят ко всем дисциплинам, становятся критериями для оценивания профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Несмотря на развитие информационных технологий, наличие огромного потока практических рекомендаций в виде мастер-классов, как основы для самообучения рисованию, учитель остается важнейшим звеном образовательного педагогического процесса в области изобразительного искусства. Следовательно, и важность подготовки будущего специалиста по изобразительному искусству остается актуальной, несмотря на большое количество публикаций, исследований, учебных пособий в научной, методической и педагогической литературе. Каждое исследование несет в себе зерно истины и является стимулом для новых направлений деятельности, мотивирует на выявление закономерностей педагогического процесса, определение компонентов и выдвижение новых идей.