Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONALLY ORIENTED EDUCATIONAL VISUALIZATION AS A MEANS OF TEACHING ORAL FOREIGN LANGUAGE SPEECH IN THE AIR FORCE INSTITUTE

Levandrovskaya N.V. 1 Vorobets L.V. 1
1 Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots
The article deals with the effectiveness of such leading didactic principle of pedagogics as visualization in foreign language teaching in the military institute, proves the relevance of using teaching and visual aids for providing professional orientation of teaching professionally oriented language and developing speaking skills and abilities on the subject of “Aviation English”. In addition, the paper analyzes semantization techniques of terminological vocabulary to develop linguistic guesswork, stimulate imaginative and associative thinking, and imagination. The article also describes different kinds of exercises that encourage cadets to build original statements, which contributes to the development of the motivational factor in the process of foreign language learning. In addition, the authors describe in detail how professionally oriented illustrations such as photographs, drawings, 3-D images, and schematic representations, schematic images, tables, diagrams of airports and airfields, infographics, iconic symbols and mind maps stimulate cadets’ professional interest in the process of learning a foreign language.The conclusion is made about the need to use a comprehensive integrative system of tasks with professionally directed pictorial presentation to ensure the mastering of professional and linguistic knowledge, development and improvement of oral foreign language competence and to increase the quality of training.
visualization
visualization aids manual
professional teaching orientation
professionally oriented illustrations
multilevel approach
individualization of teaching

Обучение иностранному языку в военном авиационном вузе направлено на формирование необходимых профессиональных, коммуникативных и учебных компетенций, которые позволят обеспечить высокую адаптивность, гибкость и мобильность выпускников в будущей профессиональной деятельности. Для реализации поставленных задач требуется постоянный поиск наиболее рациональных и эффективных методов и форм обучения, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, обеспечение разнообразными учебно-методическими материалами преподавателя в организации обучения иностранному языку.

Методика обучения дисциплинам «Иностранный язык» (ИЯ) и «Авиационный английский язык» (ААЯ) в вузе строится на общеизвестных дидактических принципах, ведущим из которых является принцип наглядности. Универсальность данного принципа заключается в его использовании в качестве источника информации, средства обучения различным видам речевой деятельности, опорного сигнала для запоминания и сохранения учебного материала в долговременной памяти, побудительного стимула к познавательной деятельности, средства контроля знаний и способа ситуативного моделирования речи. Это обусловлено тем, что, воздействуя на органы чувств и восприятия, средства наглядности активизируют когнитивные процессы памяти, внимания, мышления, воображения и способствуют формированию речевых процессов обучающихся.

Теоретические основы наглядности были заложены в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., которые отмечали, что применение наглядности способствует более прочному усвоению знаний на основе перехода от чувственного восприятия объектов к абстрактному мышлению. Исследователи современной методической и педагогической мысли (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, И.Ю. Колесов, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова) подчеркивают, что наглядные средства мобилизуют психическую активность обучающихся и развивают их познавательную деятельность.

В практике преподавания иностранного языка принцип наглядности выполняет особую роль, поскольку он позволяет не только показывать языковые особенности изучаемого языка и способствует более эффективному восприятию и запоминанию иноязычной лексики, но и объясняет специфику его функционирования в избранной предметной области, визуально раскрывает ее содержание, тем самым способствуя лучшему осознанию новой языковой культуры, развитию индивидуально-личностных и профессионально значимых качеств обучаемых [1]. Кроме того, наглядность формирует различные навыки и умения, необходимые для успешного использования коммуникативного материала в устной и письменной речи.

Цель данного исследования – представить основные аспекты использования средств наглядности в учебном процессе и аргументировать целесообразность разработки учебно-наглядного пособия для обучения профессионально ориентированному иностранному языку на материале дисциплины «Авиационный английский язык» как средства, повышающего мотивацию и качество обучения.

Материалы и методы исследования

В исследовании рассматривались материалы изобразительной наглядности учебного пособия согласно основному содержанию темы «Аэропорты и аэродромы», которые включали следующую тематику: сравнительная характеристика аэропорта и аэродрома, структура аэропорта, аэродром и его части, аэропортовая деятельность в зоне терминала, военный аэродром, организация и обеспечение полетов на аэродроме, службы аэропорта, персонал аэропорта. Иллюстрации профессионально ориентированного характера представляют собой фотографии, рисунки, 3D изображения, схематичные изображения, таблицы, схемы аэропортов и аэродромов, инфографику, знаковую символику, карты.

В ходе исследования и разработки заданий к материалам учебного пособия применялись эмпирико-теоретические методы, описательный метод, включающий прием наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения. Также использовался теоретический анализ языковых и научных фактов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной методической литературы по тематике наглядности дает представление о разнообразии подходов исследователей к описанию ее видов. Наряду с традиционной классификацией наглядности по анализатору поступающей информации – зрительная, слуховая и двигательно-моторная, вызывает интерес классификация видов наглядности, которой занимались такие ученые, как Н.Ф. Гафурова, Е.Ю. Чурилова, классифицирующие наглядность на основании содержания и формы представления информации как наглядно-изобразительную, условно-графическую и мультимедийную. Е.Н. Соловова выделяет предметную, наглядность действием, звуковую и иллюстративную/изобразительную наглядность. Заслуживает внимания и классификация, предложенная Е.А. Зозулей, где дано определение наглядности с учетом учебных функций, которые она выполняет в процессе обучения. На этом основании ею выделяется информирующая, обучающая и контролирующая наглядность [2].

Технологическая революция расширила номенклатуру средств наглядности, используемых в обучении иностранному языку, от печатных изобразительных пособий до мультимедийных и электронных источников. Тем не менее следует отметить важность каждого из них в учебном процессе, уместность применения которых зависит от целей и задач обучения, аудитории обучающихся, характера излагаемого материала и других условий. На протяжении многих лет мы используем традиционную иллюстративную наглядность в виде таблиц, плакатов, тематических изображений и раздаточных карточек с целью стимулирования процесса усвоения учебного материала, «семантизации языкового материала и организации запоминания через установление связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности» [3, с. 159].

Принцип наглядности и его использование в процессе обучения профессионально ориентированному языку неоднократно оказывался предметом исследования у преподавателей кафедры иностранных языков Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Так, Т.А. Мальковская изучала применение изображений на материале темы «Основы радиообмена» по дисциплине ААЯ [4]. Интересны работы О.А. Калашниковой, которая исследует проблему профессионализации обучения иностранному языку с использованием средств наглядности [1]. Т.В. Рябова рассматривает наглядные средства в виде инфографики, которые позволяют обучающимся построить собственные монологические или диалогические высказывания, опираясь на языковые опоры в виде речевых моделей и клише, а также ключевой лексики, необходимой для развития коммуникативных навыков и умений [5, с. 292]. Л.Г. Копрева анализирует использование коммуникативного и интерактивного подходов обучения иностранному языку с применением средств наглядности на материале деловой игры [6].

Для обеспечения профессиональной направленности обучения иностранному языку в военном авиационном вузе требуется разработка современных наглядных комплектов, соответствующих тематическому содержанию учебных программ по дисциплинам ИЯ и ААЯ и специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов». Наряду с разработками основных учебных пособий для работы по темам изучаемых дисциплин мы рассматриваем создание профессионально ориентированных учебных наглядных комплектов, которые могли бы существенно расширить возможности преподавателя в плане методической оснащенности предмета, реализации современных приемов и технологий обучения на основе инновационных подходов и обеспечения условий речевой активности обучающихся на занятии. Таким целям была посвящена разработка альбома наглядных изображений с комплектом заданий для развития навыков устной речи по теме «Аэропорты и аэродромы» (дисциплина «Авиационный английский язык»). Данное учебное пособие охватывает разнообразный иллюстративно-наглядный материал, связанный с аэропортовой деятельностью и организацией полетов на аэродроме, включает систему упражнений по освоению терминологической лексики, развитию навыков монологической и диалогической речи на основе иллюстративно-ситуативной обусловленности речи и способствует более эффективному устному иноязычному общению в профессиональных целях. Мы полагаем, что структура и содержание пособия отражают основные характеристики учебных материалов, необходимых «для достижения программных образовательных целей по учебной дисциплине, успешного решения учебно-воспитательных задач, формирования предметной компетентности у учащихся, интеллектуального и личностного роста и в целом создания благоприятных возможностей для учебных достижений» [7, с. 12]. Актуальность разработки таких пособий мы видим в профессиональной ориентированности включаемого материала, направленного «на решение ограниченного круга частных задач обучения, которые не только отражают специфику той или иной специальности, но и учитывают особенности содержания подготовки студентов в конкретном вузе» [8, с. 22]. Кроме того, мы считаем, что наглядность, используемая в пособии, может послужить психологическим стимулом в процессе овладения знаниями при формировании языковых и речевых навыков. Мы также согласны с Е.И. Пассовым, который рассматривает наглядность как изобразительную смысловую опору с целью «вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом выказывания» [9, с. 128].

Научная и методическая ценность использования иллюстративно-наглядных материалов в обучении устной иноязычной речи заключается в интеграции форм зрительной и вербальной информации в различных сочетаниях и вариациях в процессе обучения, что позволяет преподавателю творчески решить поставленные дидактические задачи. Исследователи отмечают, что при одновременном сочетании слова и наглядности восприятие и переработка новой информации происходит легче и быстрее, стимуляция механизмов запоминания ускоряет процесс прочного усвоения знаний на базе аналогии, сравнения, сопоставления или противопоставления. Кроме того, использование заданий с профессионально-ситуативной наглядностью способно моделировать речевое взаимодействие, приближенное к реальной профессиональной обстановке, что эффективно влияет на мотивационно-побудительную составляющую обучения иностранному языку.

Важнейшим стимулом иноязычного речевого общения можно считать коммуникативную мотивацию. Обеспечение активного взаимодействия субъектов с объективной действительностью средствами визуальной наглядности вызывает потребность общения, мотивирует на совместную практическую деятельность и выражает готовность учащихся к успешному иноязычному общению. Важно отметить, что применение наглядных средств возможно практически на любых этапах процесса обучения. Однако организовать учебную работу с привлечением наглядности следует так, чтобы она вызывала интерес, пробуждала активную мыслительную деятельность и в то же время не отвлекала от существенной информации, перегружая внимание обучающихся.

Стимулировать интерес средствами наглядности можно уже при введении в тему занятия. Устная беседа строится не только на основе восприятия зрительных и вербальных образов, но и ассоциативных связей, цепочек, логических умозаключений, возникающих в результате анализа и обобщения иллюстративно-визуальной информации. В данном случае картинка будет оформлять смысловую сторону общения, помогать при отборе языковых средств, а наводящие вопросы задают содержание и логическую последовательность при формулировании устных высказываний.

Doc9.pdf

Topic Discussion

1. What is a flight crew?

2. Where does the flight crew sit?

3. How many members is it made up of?

4. Who makes command decisions in flight?

5. Who takes care of passengers in the cabin?

6. What does the composition of the air crew depend on?

Общеизвестно, что в обучении видам речевой деятельности на иностранном языке важное место отводится овладению лексикой. В рамках изучаемых дисциплин в вузе – ИЯ и ААЯ – требуется освоение терминологического минимума в объеме, предусмотренном учебной программой, для умения вести беседы по авиационной тематике и адекватного реагирования на высказывания в ситуациях профессионального взаимодействия. На этапе ознакомления с новой лексикой наглядность широко применяется как беспереводный способ семантизации слов. Выбор данного приема семантизации обусловлен тем, что «наглядность дает возможность создать связь между полученной из внешнего мира информацией (на изображении) и словом на английском языке, не прибегая к средствам родного языка» [10, с. 201]. На занятиях мы используем данный способ введения терминологической лексики для развития языковой догадки, стимулирования образного и ассоциативного мышления, воображения, а также в работе с иностранной аудиторией обучающихся для снятия лексических трудностей. Например, ознакомить с лексикой «этапы полета» можно с помощью схематического рисунка движения самолета в воздухе, а проверить понимание значений слов целесообразно в вопросно-ответной форме.

Doc10.pdf

Answer the questions.

1. What stages does each flight cover?

2. How is the preparation time for flight called?

3. When does the aircraft raise its flying speed?

4. Does the aircraft loose or gain the altitude during climb phase?

5. When does the aircraft slow down in flight?

Наглядная семантизация – не единственный способ предъявления новых слов, его сочетают с другими вариантами введения лексики (синонимия, антонимия, дефиниция, контекст, перевод) для привлечения всех видов восприятия, чтобы информация легче закреплялась, сохранялась в памяти и быстрее воспроизводилась в речевых действиях. На этапе формирования лексических навыков использование изобразительной наглядности способствует формированию «образного и пространственного мышления, концентрации внимания, зрительной памяти и других качеств», необходимых для профессионального становления будущих пилотов [1].

Кроме того, привлечение иллюстраций для активизации терминологической лексики на уровне слова, словосочетания и предложения помогает добиться как сформированности лексических автоматизмов, так и вносит «дополнительную информацию, замещает пропущенный вербальный компонент или сочетается с вербальными средствами, таким образом, увеличивает смысловую нагрузку, обогащает содержание и помогает обучаемому глубже воспринимать информацию» [11, с. 46].

В рассматриваемом учебно-наглядном пособии с помощью знаковой символики, 3D изображений, инфографики, которые максимально лаконично и более целостно передают большой объем информации, происходит стимулирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления учащихся, поскольку «в основе лежит идея, визуальная ассоциация, авторский образ, который связывает воедино элементы разных семиотических систем, графического, вербального и числового рядов» [12]. Работа с такой наглядностью позволяет не только повторить, закрепить или проконтролировать усвоение лексического материала, но и обеспечить сразу выход в речь на основе ключевых фраз, наводящих вопросов и картинки в виде визуально-смысловой опоры. Например, при описании процедур в зоне терминала обучающиеся соотносят названия объектов зон вылета и прилета с видами аэропортовой деятельности, выстраивают логическую последовательность действий пассажиров на основе представлений и ассоциативных связей, формулируют устные высказывания. Это позволяет прочно закрепить фактологическую информацию занятия, «лучше представить себе ситуацию общения, подготовить высказывание, воспроизвести речевой образец по наглядной подсказке» [13, с. 113], а также с помощью заданной модели повторить грамматический материал (например, Complex Sentence, Time-clause).

Использование различных иллюстративных материалов в процессе обучения устной иноязычной речи в профессиональных целях дает возможность информировать обучающихся о важных с точки зрения их специализации знаниях, обучать необходимым устноречевым навыкам и умениям, контролировать качество усвоения материала, создавать психологически комфортные условия, «в которых могла бы функционировать речь, передающая информацию в коммуникативных целях в виде умело организованных дискуссий, игр, решения учебных задач, активизирующих умственную деятельность учащихся» [14, с. 60].

What facilities can you see in Arrivals and Departures Lounges? What do passengers do there?

Doc11.tif

Model. After arriving at the airport, passengers go through security control

При выборе наглядности как фактора создания коммуникативной мотивации необходимо учитывать целесообразность их применения в коммуникативно-образовательных технологиях, которые используются в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку. Т.А. Мальковская предлагает учитывать такие критерии отбора, как «профессиональная значимость, информационная новизна, тематическое соответствие, коммуникативные возможности изображения» [4, с. 42]. Система заданий, предлагаемая в учебно-наглядном пособии, предусматривает организацию обучения в русле коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного, индивидуально-дифференцированного подходов, реализацию интерактивного, проблемного, разноуровневого, развивающего обучения. Новейшие технологии обучения английскому языку включают «целый комплекс средств и приемов (технических, методических, лингводидактических) для интенсификации процесса обучения речевой деятельности» [15, с. 117], в которых средства изобразительной наглядности создают особую предметно-ситуативную мотивационную среду, визуальный контекст, без которого невозможно эффективное формирование различного рода компетенций. Моделирование коммуникативных ситуаций в речевых упражнениях осуществляется посредством вариативных форм работы с визуальной наглядностью, организуя диалогическое взаимодействие в парах, малых группах или инициируя монологические высказывания. Например:

1. Using pictures and table information speak on Gatwick International Airport.

2. You are planning to make air travel to Canada. Your friend will meet you at Halifax Stanfield International airport. Study the map of airport layout and ask 6 questions to know more about it.

3. Study the chart of the Arrivals Terminal. Ask your partner where these places are: Info service, bank, airport bus. Discuss in pairs.

4. Work in groups. Compare the airfields using the plan and chart information.

При отработке речевых ситуаций на основе изображений важно формулировать такие условия выполнения учебной задачи, которые были бы личностно значимыми для обучающихся, доступными для уровня их восприятия и мышления с заданиями для подготовленной и неподготовленной речи. Например, организация диалогической речи может проходить в разноуровневых группах:

Work in small groups. Using the table, picture and scheme discuss the information about Sywell Aerodrome. Ask your partner about:

Group 1: – airport layout.

1) is / Sywell Aerodrome / located / where?

2) how many / accommodate / it / does / runways?

3) configurations / are / what / laid out / they / in?

Group 2: – installations and facilities.

1. Is Sywell aerodrome equipped …?

2. What facilities does …?

3. What does the airside …?

4. …

Group 3: – aerodrome operation rules.

1. Это действующий круглосуточный аэродром? (full-time or part-time)

2. Как долго он действует в летнее время?

3. Аэродром используется для выполнения регулярных рейсов?

Овладение профессионально ориентированной речевой коммуникацией происходит более успешно с использованием ситуативно обусловленной наглядности, так как это привлекает внимание участников, стимулирует их усилия на совместную деятельность, создает положительную атмосферу для общения, снимает напряжение и страх говорить на иностранном языке, побуждает к потребности обмениваться информацией на профессиональные темы. Задания с изобразительной наглядностью часто используются в содержании различных методик обучения иностранному языку для активизации речемыслительной деятельности: обучение в сотрудничестве, проектный метод, интерактивные приемы и т.д. Например, «карта памяти» “Pilot Career Path” может использоваться как содержательная опора с экстралингвистической, статистической и фактологической информацией о профессиональной карьере гражданского пилота для монологического высказывания и позволяет говорящим усилить свою речевую базу на основе выражения собственных суждений о представленном материале и в ответах на вопросы:

Study the ‘Mind map’. Discuss in pairs.

1. What jobs do civilian aircraft pilots usually hold?

2. Do they start their career working for regional airlines? Why?

3. What certificates are necessary to advance pilot career?

4. Is flight instructing the most common first job for pilots?

5. What other career options are available for pilots?

6. Why do major airlines have the strictest job requirements for pilots?

Изобразительная наглядность может также использоваться как средство контроля устноречевых навыков при организации деловых и ролевых игр. Например, в данном пособии предлагается ролевая игра, где профессионально-речевая ситуативность достигается предъявлением нескольких иллюстративных опор “A day in a life of a pilot”, “ How to become a commercial pilot”, “How to become a US Air Force Pilot”. Интерактивное взаимодействие участников строится на использовании изобразительной и текстовой информации «карт памяти» для проведения сравнений, обсуждения сходств и различий в требованиях к профессии военного и гражданского пилотов, выражения своего отношения к обсуждению данной проблематики.

Role-play “Pilot Career Path: Civilian or Military”.

Act as if you are:

a) a civilian aircraft pilot;

b) a military aircraft pilot.

Compare the requirements for being civilian and military pilots. What are your pros and cons?

Материалы для интерактивных форм работы могут дополняться другими средствами наглядности, включая визуально-звуковое сопровождение, тексты по специальности, динамические изображения или анимацию.

Заключение

В заключение отметим, что внешняя наглядность (визуальная опора), основанная на непосредственно-чувственном восприятии окружающей действительности, формирует образы и представления внутренней наглядности и задает смысловую опору говорения. В дальнейшем регулярное воссоздание образов понятий и явлений в речевых действиях и поступках обучающихся автоматизирует формы выражения мысли и ведет к свободному ситуативному высказыванию.

Таким образом, представленная комплексная интегративная система заданий с профессионально направленной изобразительной наглядностью в данном учебном пособии обеспечит усвоение профессиональных и языковых знаний, развитие и совершенствование устной иноязычной компетенции на основе современных коммуникативных технологий и формирование разносторонней и целостной личности будущего специалиста.