Внедрение в систему образования информационно-коммуникативных технологий позволило реформировать ее в соответствии с требованиями современного общества. Учебные заведения по всему миру создают онлайн-курсы, открывают доступ к электронным библиотекам и базам данных, создают и закупают платформы для проведения онлайн-лекций, семинаров и прочих форм и типов занятий. Такие платформы позволяют частично или полностью перевести процесс обучения в режим онлайн, сформировать более гибкую образовательную среду, сохраняющую в основе лучшие черты традиционного очного обучения. Как указано в статье 16 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1]. В период пандемии, вызванной вирусом COVID-19, внедрение онлайн-платформ в процесс обучения стало особенно актуальным. Наиболее сложной такая организация учебного процесса стала для иностранных студентов, особенно на специальных кафедрах.
Цель исследования: предложить оптимальную организацию обучения с применением ДОТ иностранных студентов в Пятигорском медико-фармацевтическом институте (ПМФИ) на кафедре фармацевтической химии в период пандемии.
Материалы и методы исследования
Методические материалы: презентации лекций, рабочие тетради, методические разработки для преподавателей, студентов и для самоподготовки, тестовые сборники, обучающие видеоматериалы; удаленное общение с преподавателем посредством электронных сообщений или в режиме реального времени (посредством видеоконференций Zoom, Skype или другими способами); дистанционно проводимые практические занятия [2; 3]; тестирование знаний с удаленным доступом. Методы взаимодействия преподавателя и студента с информационно-образовательной средой и между собой (активные и интерактивные); организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, сетевая технология); стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности); контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные) [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Активное внедрение в учебный процесс ДОТ в ПМФИ связано с созданием специализированных программных ресурсов и информационно-образовательной среды, с разработкой и отработкой навыков использования технологических платформ и различных средств телекоммуникаций, а также с организацией работы студентов в данных условиях. Преподавателями кафедр, вследствие перехода на электронное обучение, объем учебного материала был преобразован и адаптирован, т.е. были освоены онлайн-инструменты и перестроены целые курсы. В связи с новой формой организации материала скорректирована методика преподавания дисциплин. В вузе были выбраны оптимальные средства как в техническом, так и в образовательном плане. Для повышения эффективности удаленного обучения были введены активные формы подачи материала [4]. Практическое использование функций онлайн-платформы позволило сделать предварительные выводы и прийти к перечню функций, которые должны быть включены в них для удобного использования студентами и преподавателями. Рекомендуемый функционал образовательных онлайн-платформ включал планирование онлайн-встреч с напоминанием (календарь); проведение онлайн-встреч; запись онлайн-трансляций (встреч); загрузку на платформу готовых видеокурсов, мероприятий; загрузку файлов на платформу (текстовые и табличные редакторы, презентации и т.д.); проведение проверки знаний в формате тестирования, развернутого ответа с задаваемым числом попыток и проходным порогом; возможность использования платформы с любых устройств и относительно невысокие требования к устройству (ПК, смартфону и т.д.). Из вышеперечисленных современных возможностей системы дистанционного обучения крайне удобной и эффективной новаторской функцией является использование электронных журналов как необходимого инновационного технического средства мониторинга посещаемости занятий и контроля приобретения знаний иностранными обучающимися. В настоящее время, в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой в мире, вузы вынуждены прибегнуть к смешанным формам обучения. В ситуации невозможности синхронного возвращения иностранных граждан на территорию Российской Федерации созданы электронные журналы. Они позволяют как преподавателям, так и сотрудникам отдела по работе с иностранными обучающимися осуществлять непрерывный мониторинг посещения иностранными студентами практических занятий [5]. Сотрудники отдела по работе с иностранными обучающимися имеют непрерывный доступ к электронным журналам и ведомостям. Это является важной превентивной мерой для предотвращения нежелательных ситуаций: студенты не допускаются к экзаменационной сессии и исключаются из числа студентов вуза за академическую неуспеваемость. Такое нововведение, как заполнение преподавателями электронных журналов, значительно снижает риск систематических пропусков занятий иностранными студентами, что позволяет студенту освоить учебный план в установленные сроки. В случаях злостных прогулов занятий иностранными студентами, невыполнения ими требований преподавателей это безотлагательно отображается в электронной базе данных. Сотрудники отдела по работе с иностранными обучающимися имеют основания обратиться с уведомлением к студенту, игнорирующему образовательную деятельность, а также с письмом – извещением о возникшей проблеме к родителям обучающегося. К недоработкам системы можно отнести только человеческий фактор, а именно несвоевременное заполнение электронных журналов преподавателями вуза или отображение в них частичной или неполной/неактуальной информации. Переход на смешанное обучение (очное и дистанционное) за последние месяцы на порядок изменил объём материалов, преподаваемых дистанционно, ускорились процессы внедрения различных методов электронного обучения. Известные цифровые технологии и их технические решения прошли проверку на возможность их применения в изменившихся условиях и были усовершенствованы.
В условиях обучения с применением ДОТ необходимо было предоставить студентам возможность освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства. Процесс знакомства студентов с новой дисциплиной «Фармацевтическая химия» проходит в 5-м семестре в дистанционном режиме и требует иных форм и способов построения учебного процесса, совершенствования учебно-методической работы, социальной и психологической приспособленности. Известно, что обучение новой дисциплине базируется на общении между преподавателем и студентами. Студенту, особенно иностранному, необходимо донести с первых занятий важность изучаемого предмета. Основываясь на методических разработках кафедры, преподаватель формирует у студента основы фармацевтического анализа – оценку качества лекарственных средств (ЛС) на всех этапах жизненного цикла, от создания и регистрации ЛС до их применения и утилизации, непригодных по тем или иным причинам к медицинскому использованию [6]. Основу требований составляют знания общих методов анализа (растворимость, температура плавления, определение золы, плотность, степень окраски жидкостей и др.), а также обоснование методик качественного и количественного анализа лекарственных препаратов, опираясь на знания функциональных групп.
Для иностранных студентов основной теоретический материал предоставлялся на лекциях. Лекции готовились в более упрощенной и лаконично изложенной форме с сопровождением на иностранном языке (французском или английском). В условиях пандемии проведение лекций через сеть Интернет в режиме реального времени оказалось не совсем продуктивным ввиду разницы в часовых поясах различных стран обучаемых. Поэтому лекционный материал записывался в виде видеороликов, это давало студентам возможность ознакомления с материалом путем неоднократного пересмотра в удобное для них время. Учитывая отсутствие обратной связи преподавателя с аудиторией на лекциях, для лучшего усвоения материала приводились схемы и рисунки выполнения того или иного анализа [7]. Например, при изучении фармакопейного анализа по теме «Определение плотности фармацевтических субстанций» иностранному студенту для освоения обширного, достаточно сложного для запоминания материала определения качества лекарственных препаратов по показателю «Плотность» предоставлялось не краткое изложение общей фармакопейной статьи, а сжатая и емкая по смыслу схема (рисунок).
Презентация слайда «Методы определения плотности» для иностранных студентов 3-го курса
Логичным завершением каждого пункта из плана лекционного материала являлись тематические вопросы, которые были представлены студенту сразу же после пояснения того или иного раздела лекции. Такой методологический прием (корреляция материала с контрольными вопросами) давал возможность иностранным обучающимся сразу же найти ответы на контрольные вопросы, что значительно облегчало усвоение материала по новой дисциплине. Например: «Для каких лекарственных препаратов устанавливается показатель качества «плотность»?» или «Плотность каких лекарственных препаратов можно определять методом 1?». Конспект лекции с ответами предоставлялся преподавателю в течение рабочей недели для проверки и выставления оценки. В случае если студент не выполнял в установленный срок предоставленное задание, ему, помимо выполнения основного учебного материала, предоставлялись дополнительные индивидуальные задания.
Разработанная на кафедре фармацевтической химии рабочая программа дисциплины «Фармацевтическая химия», помимо лекций, включает практические занятия и самостоятельную работу как обязательные виды учебной нагрузки. Поэтому принципиально изменились подходы к проведению практических занятий, которые при классической форме обучения направлены на формирование практических умений студентов, что сложно организовать при помощи ДОТ [4].
Учитывая отсутствие выполнения практической работы на занятиях, что является неотъемлемой составляющей при формировании навыков будущего провизора-аналитика и профессиональных компетенций [7; 8], необходимо было организовать практические занятия таким образом, чтобы студенту были понятны целесообразность и последовательность выполняемых операционных процедур при анализе лекарственного препарата. Например, при выполнении практической части занятия в дистанционном режиме студент лишен возможности полноценно провести анализ. Однако цель каждого занятия – формирование профессиональных навыков, без которых невозможна объективная оценка качества лекарственного препарата. Следовательно, необходимо было создать модель дистанционного занятия, максимально приближенную к практической деятельности провизора-аналитика. Преподаватель заранее направлял студентам фармакопейные статьи для возможности ознакомления с полным тестом документа, а также предоставлял всю информацию по разделу изучаемой темы. Так, на практическом занятии «Определение летучих веществ и воды» невозможно было в создавшихся условиях провести полный фармакопейный анализ, поэтому были подготовлены тематические ситуационные задачи, т.е. задания, формирующие профессиональные практические навыки (таблица).
Задания для расчета показателя «Потеря в массе при высушивании»
Данные анализа |
Номера вариантов |
|||||
1, 7, 13 |
2, 8, 14 |
3, 9, 15 |
4, 10, 16 |
5, 11, 17 |
6, 12, 18 |
|
Масса бюкса, г |
50,8020 |
56,3065 |
59,8040 |
63,2865 |
60,7800 |
72,3065 |
Масса бюкса с навеской до высушивания, г |
51,8135 |
57,3313 |
60,8345 |
64,2885 |
61,7720 |
73,3140 |
Масса бюкса с навеской после высушивания, г: 1-е взвешивание |
51,3080 |
56,8142 |
60,3213 |
63,7875 |
61,2760 |
72,8095 |
2-е взвешивание |
51,3076 |
56,8140 |
60,3210 |
63,7874 |
61,2758 |
72,8094 |
Кроме того, студенту предоставлялся образец полного подробного хода анализа по каждой изучаемой теме. Например, при изучении определения летучих веществ и воды в фармацевтических субстанциях ход анализа включал следующие стадии: 1. Включите сушильный шкаф, установите температуру нагревания – 105 °С; 2. Достаньте из эксикатора предварительно высушенный до постоянной массы бюкс с крышкой; 3. Взвесьте на аналитических весах с точностью до 0,0002 г бюкс (с крышкой); 4. Взвесьте на аптечных весах с точностью до 0,01 г навеску кальция глюконата около 0,5 г; 5. Перенесите навеску кальция глюконата во взвешенный бюкс; 6. Взвесьте на аналитических весах бюкс (с крышкой) с анализируемым образцом. Каждый студент получал название индивидуальной субстанции, описывал аналогично (от первого лица) ход проведения анализа и делал заключение на основании показателей фармакопейной статьи. Такая организация занятия давала возможность группового и индивидуального подхода при выполнении заданий, определять степень овладения учащимися практических навыков и компетенций, формируемых в процессе освоения образовательной программы.
Следует отметить ряд трудностей, возникших при использовании ДОТ. Достаточно сложной в создавшихся условиях была индивидуальная работа преподавателя с каждым студентом в учебные часы и консультирование студентов вне рабочего времени. Именно от правильного, последовательного, терпеливого персонального подхода к каждому иностранному студенту зависел успех выполнения самостоятельной работы, результаты которой должны были быть отражены в рабочих тетрадях. Структура тетрадей разрабатывалась специально для иностранных студентов с учетом требований рабочей программы [7-9]. Одной из проблем дистанционного обучения явилась сложность объективной оценки степени подготовленности студента при отсутствии непосредственного контакта. На результат итоговой оценки влияли своевременность и правильность написанной с ответами на вопросы лекции; своевременность, правильность и количество выполненных заданий на практическом занятии и при самоподготовке; количество правильных ответов при итоговом тестировании за семестр. При работе в системах cdo.pmedpharm.ru и e-learning преподаватели столкнулись с невозможностью доподлинно установить авторство выполняемых заданий, т.к. они выполнялись студентами самостоятельно, а те, в свою очередь, могли предоставлять данные для входа в систему третьим лицам. Следует отметить, что если для проверки письменных заданий, содержащих развернутый ответ на вопрос, преподаватель мог использовать одну из многочисленных систем «Антиплагиат», то установить авторство тестовых заданий, выполняемых внутри системы, совершенно невозможно, и преподавателю оставалось лишь полагаться на порядочность студента. Трудно было проконтролировать и реальную посещаемость, и степень вовлеченности студентов на онлайн-лекциях и экзаменах. Так, преподаватели, чтобы удостоверить личность студента во время устного экзамена онлайн, просили показать на камеру паспорт, а к письменной работе при отсылке требовалось приложить фотокопию документа, удостоверяющего личность. К недостаткам дистанционного обучения можно отнести низкую самодисциплину студентов и пассивность при самостоятельном выполнении заданий. Отсутствие очного обучения в группе и еженедельного контроля преподавателя приводит к низкой мотивации выполнения работы в установленные сроки. Зачастую студенты сознательно нарушали возможность обратной связи с преподавателем, специально ограничивая или полностью исключая его сообщения как с помощью инструментов, позволяющих отключить микрофон, камеру и чат, так и просто игнорируя его сообщения.
Заключение
В условиях пандемии в медико-фармацевтическом вузе осуществлен перевод традиционных занятий в онлайн-формат. Опыт проведения практических занятий с применением ДОТ на кафедре фармацевтической химии показал, что сложность перестройки и адаптации к новым онлайн-форматам, недостаточные технологические навыки, технические неполадки образовательных платформ, отсутствие самодисциплины значительно ухудшают качество образования. Понижается мотивация студентов к обучению и, соответственно, навык самостоятельной работы и планирования рабочего времени.