В условиях стремительно развивающегося общества, интенсивного потока информации и активной информатизации всех сфер жизни и деятельности человека, а также повышения требований государства к подготовке специалистов для всех уровней образования становится актуальной проблема повышения качества подготовки студентов вузов. В связи с этим встает вопрос об эффективности традиционных форм организации обучения, реализуемых в образовательном процессе вуза в целом, и в ходе подготовки бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» в частности.
В актуальном ФГОС ВО для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» заявлен ряд компетенций, которые необходимы будущему учителю начальных классов для успешной реализации научно-методической работы в начальной школе, среди них: 1) универсальные компетенции: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство и др.; 2) общепрофессиональные компетенции: правовые и этические основы профессиональной деятельности; научные основы педагогической деятельности и др. [1]. Таким образом, социальный заказ государства на подготовку специалистов, готовых осуществлять профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях, с одной стороны, и требования федерального государственного стандарта, заявленные в компетенциях, овладение которыми будущим учителям начальных классов необходимо для успешного осуществления научно-методической работы – с другой стороны, обусловили необходимость поиска новых форм организации обучения, реализуемых в ходе подготовки бакалавров по данному направлению.
Исходя из обозначенных содержания социального заказа государства и требований федерального государственного стандарта, мы определили цель исследования – актуализировать потенциал продуктивных форм организации исследовательской деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01, профиль «Начальное образование».
Материалы и методы исследования
Согласно логике исследования, обратимся к анализу ключевых понятий. В нашей работе генеральными дефинициями являются «исследовательская деятельность», «продуктивная деятельность», «семинар» и др. Так, при выборе точки зрения на формулировку понятия «исследовательская деятельность» мы опирались на мнение Н.В. Ипполитовой и Н.С. Стерховой, согласно которому, исследовательская деятельность – вид познавательной деятельности человека, характеризующий его осознанную поисковую активность и направленный на удовлетворение интеллектуальных потребностей, в ходе которого с помощью разнообразных методов получаются новые знания об окружающей действительности [2].
Далее, опираясь на анализ ряда источников [3; 4], мы представили понимание продуктивной деятельности как вида деятельности, результатом которой является вновь созданный конкретный продукт, отражающий либо поисковый уровень овладения данной деятельностью (в данном случае результат обладает субъективной значимостью), либо более высокий – творческий уровень овладения (в данном случае результат обладает объективной значимостью).
Синтезируя содержание приведенных выше понятий, под продуктивной исследовательской деятельностью студентов мы понимаем вид осознанной активной познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных исследовательских методов студенты создают конкретный продукт, отражающий либо поисковый уровень овладения данной деятельностью, обладающий субъективной значимостью, либо творческий уровень, характеризующийся объективной значимостью.
Форматом продуктивной исследовательской деятельности студентов, выбранным в рамках нашего исследования, является семинар.
Термин «семинар» (в пер. с лат. seminarium – «рассадник» или «теплица») – форма организации обучения, в основе которой лежит дискуссия, спор, обсуждение результатов исследовательской деятельности обучающихся, в котором задействованы и педагоги, и обучающиеся. Отличительной особенностью семинара является использование его как самостоятельной формы организации занятий, не связанных с лекционным курсом [5, с. 1092]. К разновидностям семинара, как формы продуктивной исследовательской деятельности студентов, мы относим: научно-методический семинар, научно-педагогический семинар, семинар-практикум, семинар-тренинг и т.д.
В рамках данной работы мы представим материалы, актуализирующие потенциал двух продуктивных форм организации исследовательской деятельности будущих учителей начальных классов, к которым относим научно-методический семинар и семинар-практикум.
Изложение основного материала статьи
Итак, первой из перечисленных выше форм в рамках нашей работы является научно-методический семинар, который мы представляем как форму организации продуктивной исследовательской деятельности студентов, нацеленную на повышение уровня универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов, реализуемую в формате обсуждения и синтезирования результатов данной деятельности в конкретный продукт, а также определения перспектив его дальнейшего продвижения.
Научно-методический семинар выполняет ряд функций, соответствующих развиваемым категориям универсальных (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) студентов (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие функций научно-методического семинара (НМС) развиваемым категориям универсальных (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) у будущих учителей начальных классов
№ |
Характеристика функции НМС |
Характеристика развиваемых категорий УК и ОПК |
1 |
активизация потенциала исследовательской деятельности (активное использование в ходе научно-методического семинара методов и средств исследовательской деятельности) |
УК: системное и критическое мышление ОПК: научные основы педагогической деятельности |
2 |
активизация потенциала продуктивной деятельности (непосредственное включение студентов в процесс создания конкретного продукта исследовательской деятельности, подготовленного с учетом полученной информации: подготовка, тезисов, планов-конспектов, сравнительных таблиц, диаграмм, графиков, кейсов, пакета материалов и документов, презентаций и мн. др.) |
УК: системное и критическое мышление УК: разработка и реализация проектов ОПК: научные основы педагогической деятельности УК: командная работа и лидерство |
3 |
информационно-коммуникативная функция, заключающаяся в обмене информацией о различных аспектах проблемы |
УК: командная работа и лидерство ОПК: научные основы педагогической деятельности |
4 |
систематизация представлений о заявленной проблеме у будущих учителей начальных классов |
УК: системное и критическое мышление УК: разработка и реализация проектов |
5 |
формирование у будущих учителей начальных классов умений демонстрации и продвижения (поиска перспектив использования) созданного продукта исследовательской деятельности |
УК: разработка и реализация проектов ОПК: правовые и этические основы профессиональной деятельности, научные основы педагогической деятельности ОПК: научные основы педагогической деятельности |
Таким образом, из табл. 1 видно, что каждая из функций научно-методического семинара соответствует развиваемым категориям УК и ОПК студентов, необходимым им в дальнейшем для успешной реализации научно-методической работы в начальной школе.
Как продуктивная форма организации исследовательской деятельности научно-методический семинар имеет свою структуру, каждый из блоков которой (либо в совокупности) выполняет указанные выше функции: 1 блок – предварительная работа – предполагает подготовку студентами сообщений, информационных справок, докладов, рефератов, презентационных материалов и т.д.; 2 блок – погружение в проблему – ориентирован на обозначение перед студентами конкретной цели мероприятия, организацию исследовательской деятельности, заключающейся в выступлении с докладами и презентациями материалов, составление сравнительных таблиц, подготовку тезисов, планов-конспектов; 3 блок – приведение полученной информации в систему, подготовка собственной концепции видения обозначенной проблемы; 4 блок – обсуждение концепций видения обозначенной проблемы, корректировка результатов, полученных на 3-м этапе работы (в 3-м блоке), оформление продукта научно-методического семинара и формулировка перспектив его продвижения.
На примере научно-методического семинара «Современные проекты ранней профессиональной ориентации обучающихся, реализуемые в системе образования в рамках технологической подготовки обучающихся начальных классов», адресованного будущим учителям начальных классов, охарактеризуем методику организации и проведения данного мероприятия. Итак, на этапе предварительной работы студенты получают тему предстоящего мероприятия и задание – найти, подготовить и оформить подачу информации, раскрывающей различные аспекты проблемы научно-методического семинара. Формат подачи информации студенты выбирают самостоятельно. На данном этапе преподаватель также предлагает студентам выбрать ответственного за организацию, модератора группы (подгруппы), готовящих материал по отдельным аспектам проблемы (в частности, этими аспектами являются проект «Урок «Технологии»; мобильные детские технопарки «Кванториум»; проект ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»; система открытых онлайн-уроков «Проектория»).
Второй, третий и четвертый этапы научно-методического семинара реализуются непосредственно в ходе его проведения. Погружая в проблему ранней профориентации школьников, модератор обозначает ее важность и объясняет, для чего необходимо знание различных аспектов данной проблемы изнутри. Далее он дает установку на активную исследовательскую деятельность в ходе мероприятия и обязательное получение продукта данной деятельности – кейса «Современные проекты ранней профессиональной ориентации обучающихся, реализуемые в системе образования в рамках технологической подготовки обучающихся начальных классов». Требования к структуре и содержанию кейса представляются визуально.
Во время освещения материалов указанных проектов ранней профориентации школьников одной подгруппой студентов ответственный за обмен информацией о проектах размещает её в сервисе обмена, а остальные, получая информацию от докладчиков, составляют сравнительные таблицы, кратко фиксируют в виде основных понятий, положений, схем представляемый материал.
После того как все заявленные проекты освещены, студенты, получив из сервиса обмена необходимую информацию, осуществляют приведение всей полученной в ходе мероприятия информации в систему – готовят собственные концепции видения (в кратком, тезисном виде) проблемы подготовки и реализации современных проектов ранней профессиональной ориентации обучающихся начальных классов: выстраивают соотношение этих проектов, обозначают их достоинства и недостатки, выделяют наиболее эффективные компоненты данных проектов, обозначают перспективы (возможности) применения данных проектов в условиях школ, где студенты проходят практику, и т.д.
Заключительной частью семинара данного вида является обсуждение концепций видения обозначенной проблемы, корректировка результатов, оформление кейса и формулировка перспектив его продвижения. Продвижение материалов кейса возможно во время выступления на научно-практических мероприятиях, подготовки стендовых докладов, публикации статей, участия в конкурсах исследовательских работ, проведения мероприятий по профориентации для младших школьников и их родителей и др.
Таким образом, исследование потенциала НМС как продуктивной формы организации исследовательской деятельности будущих учителей начальных классов позволило выявить следующие возможности: 1) возможность осознания необходимости поиска новых подходов в решении обозначенных проблем; 2) возможность получения опыта продуктивной исследовательской деятельности и командной работы в ходе ее осуществления; 3) возможность расширения знаний в соответствующих сферах; 4) возможность определения перспектив использования полученных материалов в дальнейшем; 5) возможность приобретения опыта участия и проведения подобного рода мероприятий, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности; 6) возможность повышения уровня профессионального мастерства и т.д.
Следующей, не менее продуктивной формой организации рассматриваемого нами вида деятельности будущих учителей начальных классов является семинар-практикум, который видится нам как форма организации продуктивной исследовательской деятельности, нацеленная на повышение уровня их универсальных и общепрофессиональных компетенций, реализуемая в формате наращивания уже имеющихся знаний, умений и навыков новыми, позволяющими одновременно осуществлять поисковую, исследовательскую и творческую деятельность.
Семинар-практикум выполняет определенный набор функций, так же как и научно-методический семинар, соответствующих развиваемым категориям универсальных (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) студентов (табл. 2).
Таблица 2
Соответствие функций семинара-практикума развиваемым категориям универсальных (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) у будущих учителей начальных классов
№ |
Характеристика функции НМС |
Характеристика развиваемых категорий УК и ОПК |
1 |
активизирует формирование алгоритмических действий, позволяющих расширять спектр различных подходов к решению одной и той же задачи |
УК: системное и критическое мышление ОПК: научные основы педагогической деятельности |
2 |
способствует активному развитию навыков самостоятельного поиска и обработки информации |
ОПК: научные основы педагогической деятельности |
3 |
создает благоприятные условия для создания новых продуктов в ходе коллективной познавательной, творческой и исследовательской деятельности |
УК: командная работа и лидерство ОПК: научные основы педагогической деятельности УК: разработка и реализация проектов |
4 |
обеспечивает развитие устойчивой мотивации к занятиям продуктивной исследовательской деятельностью |
УК: системное и критическое мышление УК: разработка и реализация проектов |
5 |
способствует формированию креативности и готовности находить нестандартное решение поставленной учебно-профессиональной задачи |
УК: разработка и реализация проектов ОПК: правовые и этические основы профессиональной деятельности, научные основы педагогической деятельности ОПК: научные основы педагогической деятельности |
Таким образом, из табл. 2 видно, что каждая из функций семинара-практикума также соответствует развиваемым категориям УК и ОПК студентов, необходимым им в дальнейшем для успешной реализации научно-методической работы в начальной школе.
Характеризуя архитектуру семинара-практикума, следует указать, что данная форма организации продуктивной исследовательской деятельности будущих учителей начальных классов включает в себя четыре блока: теоретический блок, предполагающий теоретическое осмысление материала и формулировку основной проблемы для рассмотрения; теоретико-практический блок – рассмотрение результатов теоретического осмысления в различных аспектах; практический блок, реализация которого нацелена на систематизацию полученного материала в единое целое и выстраивание собственного взгляда (собственной позиции) на решение рассмотренной проблемы; презентационный этап, ориентированный на выстраивание четкой концепции решения проблемы, корректировку полученных результатов, представление продукта семинара-практикума (бизнес-план, кейс, алгоритм, методика решения проблемы и т.д.) [6-8].
Рассмотрим последовательность проведения данной формы организации продуктивной исследовательской деятельности на примере семинара-практикума «Деятельностный подход в обучении решению задач на движение» с будущими учителями начальных классов. Так, при реализации первого блока семинара-практикума студентам предлагается задача на движение, главным условием которой является то, что не всегда имеющихся данных достаточно для решения проблемной ситуации. В предложенной задаче указаны скорость и время, но её нельзя решить однозначно, т.к. не указано направление, которое является важной величиной. В зависимости от выбора направления получается четыре варианта решения задачи. Поэтому студенты делятся на 4 подгруппы, в зависимости от направления движения (навстречу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием). Каждая подгруппа составляет схемы для задачи, в которой указаны такие величины, как скорость, время, расстояние и направление. Данный блок семинара-практикума реализует принцип вариативности, на котором основывается деятельностный подход в обучении, т.е. формирование для систематического поиска всех вариантов и адекватного принятия решений в ситуациях выбора.
В ходе реализации второго блока семинара-практикума каждой подгруппе студентов необходимо проанализировать 4 учебника по математике для 4 класса из разных актуальных на текущий момент УМК. Выборка учебников проходила рандомно. В результате анализа делается вывод о разных представлениях задач на движение. И это приводит студентов к выводу о необходимости подборки недостающих задач для каждого проанализированного учебника по математике для 4 класса, ориентированных на решение в зависимости от направления движения объекта.
Процедура подборки указанных выше задач составляет содержание третьего блока семинара-практикума. На этом же этапе будущие учителя начальных классов разрабатывают онлайн-тест по теме «Задачи на движение».
Заключительной частью семинара-практикума выступает обсуждение концепции представленной проблемы и оформление продукта в ходе исследовательской деятельности, т.е. составление кейса «Деятельностный подход в обучении решению задач на движение», включающего: концепцию решения задач на движение, главным условием которых является то, что не всегда имеющихся данных достаточно для решения проблемной ситуации; результаты анализа выбранных учебников по математике для 4 класса на предмет разных представлений задач на движение; комплект недостающих задач для каждого проанализированного учебника по математике для 4 класса, ориентированных на решение в зависимости от направления движения объекта.
В ходе заключительной части семинара-практикума педагог предлагает студентам продумать перспективы дальнейшего использования материалов полученного в ходе данного мероприятия кейса, среди которых могут быть выделены: при прохождении производственной практики, при обучении в магистратуре, а также в последующей профессиональной деятельности, в том числе при участии в методических объединениях, в ходе подготовки младших школьников к участию в математических конкурсах и олимпиадах и т.д.
Таким образом, исследование потенциала семинара-практикума как продуктивной формы организации исследовательской деятельности будущих учителей начальных классов позволяет выявить следующие возможности: 1) возможность приобретения собственного опыта решения задач на движение в ходе продуктивной исследовательской деятельности; 2) возможность обучения грамотному определению цели, оценки ситуации, выбору наиболее рационального пути решения проблемы, являющейся условием математической задачи; 3) возможность формирования специальных компетенций, связанных с переводом информации из текстовой в графическую или символическую, а также видением в представленной информации дефицита данных; 4) возможность обучения наращиванию уже имеющихся знаний, умений и навыков новыми, позволяющими одновременно осуществлять поисковую, исследовательскую и творческую деятельность; 5) возможность обучения грамотному представлению результатов собственной деятельности и определению дальнейших перспектив их продвижения и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Характеризуя полученные результаты исследования, выделим ряд положений, вынесенных на обсуждение.
Продуктивная исследовательская деятельность студентов – вид осознанной активной познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных исследовательских методов ими создается конкретный продукт, отражающий либо поисковый уровень овладения данной деятельностью, обладающий субъективной значимостью, либо творческий уровень, характеризующийся объективной значимостью.
В рамках данной работы представлены материалы, актуализирующие потенциал двух продуктивных форм данного вида деятельности – научно-методического семинара и семинара-практикума.
Научно-методический семинар – форма организации продуктивной исследовательской деятельности студентов, нацеленная на повышение уровня универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов, реализуемая в формате обсуждения и синтезирования результатов данной деятельности в конкретный продукт, а также определения перспектив его дальнейшего продвижения. НМС выполняет ряд функций, соответствующих развиваемым категориям универсальных (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) студентов: активизация потенциала продуктивной исследовательской деятельности; обмен информацией о различных аспектах проблемы; систематизация представлений о заявленной проблеме; формирование умений демонстрации и продвижения (поиска перспектив использования) созданного продукта исследовательской деятельности и т.д. Каждая из перечисленных функций в совокупности с другими ориентированы на развитие УК и ОПК студентов, необходимых им в дальнейшем для успешной реализации научно-методической работы в начальной школе.
Семинар-практикум – форма организации продуктивной исследовательской деятельности, нацеленная на повышение уровня их универсальных и общепрофессиональных компетенций, реализуемая в формате наращивания уже имеющихся знаний, умений и навыков новыми, позволяющими одновременно осуществлять поисковую, исследовательскую и творческую деятельность. Среди функций семинара-практикума следующие: активизация формирования алгоритмических действий, позволяющих расширять спектр различных подходов к решению одной и той же задачи и развития навыков самостоятельного поиска и обработки информации; обеспечение благоприятных условий для создания новых продуктов в ходе коллективной познавательной, творческой и исследовательской деятельности и развития устойчивой мотивации к занятиям продуктивной исследовательской деятельностью; формирование креативности и готовности находить нестандартное решение поставленной учебно-профессиональной задачи и т.д. Каждая из выделенных функций соответствует развиваемым универсальным и общепрофессиональным компетенциям студентов, необходимым для успешной реализации научно-методической работы в начальной школе.
Каждая из исследованных нами форм организации продуктивной исследовательской деятельности имеет свою структуру и свою методику организации и проведения.
Выводы
Итоги проведённой работы показали, что в решении вопросов повышения качества подготовки будущих учителей начальных классов важную роль играют такие формы подготовки, которые, с одной стороны, обеспечивают успешное развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций, с другой – успешность предстоящей профессиональной деятельности. Одним из путей решения обозначенной проблемы мы предлагаем актуализацию потенциала продуктивных форм организации исследовательской деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01, профиль «Начальное образование». Результаты проведенного исследования показывают, что рассмотренные нами формы организации данного вида деятельности обладают таким потенциалом, предоставляя студентам ряд возможностей, связанных с:
– наращиванием базы знаний, умений и навыков в соответствующих сферах;
– обучением: поиску новых подходов в решении обозначенных проблем; грамотному определению цели, оценки ситуации, выбору наиболее рационального пути решения проблемы; наращиванию уже имеющихся знаний, умений и навыков новыми, позволяющими одновременно осуществлять поисковую, исследовательскую и творческую деятельность; грамотному представлению результатов собственной продуктивной деятельности и определению дальнейших перспектив их использования в дальнейшем;
– приобретением опыта: участия и проведения подобного рода мероприятий, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности; продуктивной исследовательской деятельности и командной работы в ходе ее осуществления; решения учебно-профессиональных задач в ходе продуктивной исследовательской деятельности;
– формированием специальных профессиональных компетенций, отражающих способность переводить информацию из текстовой в графическую или символическую, а также учиться видеть в представленной информации дефицит данных и т.д.
Использование возможностей исследованных нами форм организации продуктивной исследовательской деятельности будущих учителей начальных классов ориентировано, в первую очередь, на развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций, необходимых будущим учителям начальных классов для успешной реализации научно-методической работы в школе.