В настоящее время снижается уровень сформированности патриотического воспитания молодёжи. Директор Института социологии РАН М.К. Горшков считает, что «в перестроечное время на фоне крушения различных догм и постулатов патриотизм стал рассматриваться как отжившая ценность» [1]. Поэтому указанная проблематика достаточно актуальна, и от её решения, несомненно, также зависит будущее страны. В связи с этим возрастает потребность в различных методах и способах, которые могут быть использованы здесь как соответствующий инструментарий. В этом аспекте рассмотрение опыта методической системы Хабаровского государственного института культуры (далее – ХГИК) средствами работы музея по патриотическому воспитанию студентов и является целью данной статьи.
Материалы и методы исследования
Основными методами исследования явились: содержательное рассмотрение отдельных работ по проблематике данной статьи; анализ опыта патриотического воспитания студентов ХГИК средствами работы музея.
Прежде всего, несколько слов о патриотизме. У этого понятия существует множество определений. Однако так как уточнение этого термина не является целью статьи, то в дальнейшем будем основываться на предложенном С.И. Ожеговым понятии патриотизма, основанного на целостном восприятии прошлого, настоящего и будущего своей страны, трактуя его как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, к той земле, на которой родился и вырос человек [2]. Методы и формы патриотического воспитания при этом могут быть самыми разнообразными (рис. 1).
Рис. 1. Методы и формы патриотического воспитания
Теперь рассмотрим музей и его возможности в аспекте патриотического воспитания.
М.В. Новорусский определял музей как важное «образовательное учреждение» и связывал судьбу музеев с изменениями в системе образования, которые явились прямым следствием переустройства общественно-экономической жизни в пореформенной России [3, с. 23].
В рамках концепции Б.А. Столярова [4] определены задачи деятельности художественного музея, которые применительно к деятельности любого музея можно трансформировать следующим образом:
- развивающая – формирование индивида как творческой личности;
- познавательная – восприятие музейных экспонатов как части истории организации/учреждения, региона, страны;
- воспитательная – рассмотрение музейных экспонатов в широком воспитательном контексте;
- социальная – как средство социальной адаптации.
Что касается воспитательной задачи, то важно понимать специфичность музейной деятельности, при этом воспитание средствами музея, или, другими словами, музейная педагогика, так же специфично, поэтому и является самостоятельным научным направлением. Так, например, Х.С. Шагбанова указывает на то, что это во многом воспитание визуальное, образное, поэтому, учитывая современные способы коммуникации большинства молодежи, данная особенность имеет повышенный потенциал воздействия на ее сознание [5]. Однако для того, чтобы эффективно использовать эти возможности в рамках проблематики статьи, необходимо определить как стратегические, так и тактические цели патриотического воспитания.
Л.А. Журавлева с соавт. утверждает, что в учебном заведении патриотическое воспитание должно начинаться с воспитания корпоративного патриотизма [6]. Это, с нашей точки зрения, вполне обосновано, так как музейные экспозиции учебного заведения посвящены в основном его истории и ее связи с историей населенного пункта/региона расположения, что способствует воспитанию к ним уважения. Поэтому именно воспитание корпоративного патриотизма можно признать стратегической целью по патриотическому воспитанию, к достижению которой, в свою очередь, должна приводить реализация тактических целей. Вместе с тем стратегическая цель, которая может быть многокомпонентной, должна учитывать особенности того или иного региона и учебного заведения.
Применительно к музейной деятельности тактическая цель – это цель, которая определяется для каждого посещения музея, поэтому важно установить, что должно являться результатом этого посещения, из чего уже и следует его содержание. Результатом могут быть:
- конкретные знания;
- навыки восприятия музейной культуры;
- умения делать оценки того или иного факта, основанные на материале музейных экспозиций;
- иные знания, умения и навыки.
При этом очевидно, что набор и содержание конкретных пакетов тактических целей должен формироваться для обучающихся с учетом уровня патриотического сознания обучающихся, из чего следует необходимость системы методов мониторинга уровня (рис. 2).
Рис. 2. Процесс патриотического воспитания средствами музея
Таким образом, патриотическое воспитание средствами музея учебного заведения – это процесс, который должен быть структурирован и по целям, и по времени, и по используемым ресурсам и методам с учетом базового уровня патриотического сознания обучающихся. Однако это предъявляет высокие требования к уровню индивидуализации музейных экспозиций, что достигается при помощи современных интерактивных технологий – это особенность современных технологий музейной педагогики.
О.В. Ванеева показывает, как интерактивные технологии поднимают музейную деятельность на более высокий уровень [7]. Они дают посетителям музея возможность непосредственно взаимодействовать с экспонатами, получая соответствующую своим индивидуальным интересам информацию с той степенью подробности, которая им необходима. В результате создается эффект сопричастности, что способствует наилучшему ее восприятию. Интерактивные средства также способствуют увеличению мобильности и разнообразию наборов музейной экспозиции, позволяя формировать множество таких пакетов. К тому же эти технологии позволяют организовывать игру в интерактивной форме, способствующую повышению эффективности как музейной деятельности в целом, так и патриотического воспитания в частности.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты рассмотрения опыта патриотического воспитания студентов ХГИК средствами работы музея, приведенные далее, показывают, что в целом он соответствует выявленным ранее особенностям музейной педагогики.
Институт начинает свою историю с июня 1968 г. Правительством Российской Федерации было принято решение создать на Дальнем Востоке России высшее учебное заведение по подготовке кадров для учреждений культуры музыкально-педагогического, творческо-исполнительского и библиотечно-информационного профиля. Сегодня в состав Института входят факультет искусств и социокультурной деятельности, 11 кафедр. Институт реализует программы подготовки по 34 направлениям и 37 профилям на различных уровнях образования: СПО, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и ассистентура – стажировка по дневной и заочной формам обучения [8].
Воспитание патриотизма невозможно без бережного отношения к традициям и истории института, интереса к судьбам его выпускников, поэтому патриотическое воспитание студентов ХГИК происходит на основе изучения истории института и его студентов, выпускников и преподавателей, которое становится примером увлечённости любимым делом.
В институте разработан план патриотического воспитания, который включает следующие основные направления:
- экскурсии для изучения музейных экспозиций;
- погружение в историю института;
- выездная концертная деятельность;
- анализ учебной и научной деятельности с целью обеспечения соответствия их содержания истории и современному состоянию ХГИК.
Рассмотрим эти направления работы по патриотическому воспитанию в ХГИК подробнее.
Экскурсии для изучения музейных экспозиций
Главным направлением патриотического воспитания, практически с момента открытия, является экскурсионная деятельность музея. В первую очередь это беседы об истории ХГИК и его создании. Как одна из форм воспитательной работы со студентами, разработана и представлена презентация об историческом прошлом г. Хабаровска. Эти фотографии хранятся в фонде музея и используются в ряде музейных презентаций и выставок [9].
В рамках этого направления создана витрина «Комсомольская юность института», здесь хранятся комсомольский и профсоюзный билеты ректора и студентов первых выпусков, а экспозиция «Зелёные куртки» повествует об истории создания и традициях стройотрядовского движения в ХГИК. Историческую ценность представляют такие экспонаты, как стройотрядовская куртка одного из студентов первого выпуска ХГИК и дневник командира стройотряда «Ритм», хранящиеся с 1973 г.
Погружение в историю института
Формирование патриотического сознания начинается со знакомства первокурсников с историей и экспонатами музея института, что способствует передаче им нравственных и этических ценностей, которые были характерны для предыдущих поколений выпускников и педагогов.
В преддверии 55-летнего юбилея ХГИК был разработан проект «Мой вуз – моя малая Родина». В рамках проекта, для того чтобы сформировать патриотическое сознание студентов, был предусмотрен ряд комплексных и взаимосвязанных мероприятий. В первую очередь это музейные экспозиции и музейно-коммуникативная деятельность. Раскрытие связи истории ХГИК с историей г. Хабаровска и Хабаровского края способствует воспитанию гражданственности студентов. Для того чтобы достигнуть при этом наибольшего эффекта, обеспечивается непосредственное участие студентов в этих мероприятиях [10].
Результатом проекта стало также оформление с помощью сотрудников музея экспозиций и временных выставок на основе собранных архивных документов, на базе которых силами студентов старших курсов проводятся экскурсии для абитуриентов и первокурсников.
Выездная концертная деятельность
Основной задачей этого направления является укрепление представления об институте как центре культуры в городе и в крае. С помощью выездных концертных мероприятий у студентов и абитуриентов формируется понятие важности и социальной значимости престижности работы в сфере культуры, престижности и уникальности выбранной профессии.
Анализ учебных дисциплин с целью обеспечения соответствия их содержания истории и современному состоянию ХГИК
Данное направление реализуется посредством учета связи тематики лекций с заседаниями студенческого научного общества, с научными студенческими конференциями, с историей ХГИК, охватывающей периоды жизни института: 1960-1970-е гг.; 1980-1990-е гг.; 2000–2010-е гг.; с 2010 г. до современности. Научными руководителями студентов выпускных курсов (очной и заочной форм обучения) предлагаются темы выпускных квалификационных работ, в процессе выполнения которых можно изучить определённые годы жизни института, жизнь и творчество его знаменитых выпускников, тематически связанные с деятельностью и трудами ведущих педагогов ХГИК [11, 12], с деятельностью старейших кафедр. Студенты знакомятся с жизнью увлечённых, одержимых любимым делом людей, с вехами истории ХГИК, что формирует у них чувство причастности к институтскому сообществу педагогов и всех прошлых поколений.
Заключение
Основываясь на исследованных в данной статье теоретических аспектах музейной педагогики и анализе опыта патриотического воспитания студентов ХГИК средствами работы музея, можно сделать вывод о том, что в целом они соответствуют друг другу. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что для института культуры изучение его истории является одной из составляющих учебной и научной деятельности. Этот опыт, когда история отдельных ученых и педагогов или история их научных трудов и открытий является предметом проектных и исследовательских работ обучающихся, можно использовать для внедрения в систему патриотического воспитания в других учебных заведениях, однако при этом учебным заведениям важно учитывать специфику их профессиональной направленности.
В то же время ХГИК следует рекомендовать более интенсивное применение современных интерактивных технологий. Это даст возможность рационально сочетать интерактивные и традиционные способы представления музейных экспонатов, что позволит не только повысить эффективность патриотического воспитания средствами музея вуза, но и привлечь внешних посетителей, вызвать их интерес к музею.