Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в здоровьсберегающий модуль учебных планов по различным направлениям подготовки. Некоторые авторы считают, что это является залогом формирования культуры здоровья учащейся молодежи, привычек здорового образа жизни и безопасной активности в разнообразных повседневных ситуациях [1].
По мнению С.Э. Косынкиной, культура БЖД – это «сложный феномен, отражающий разные виды культур: экологическую, здоровья, трудоохранную, которые в свою очередь создают психологический настрой на обеспечение безопасности жизнедеятельности и обеспечение мотивации безопасной жизнедеятельности» [2].
Согласно введенным изменениям от 1 сентября 2021 г. ФГОС ВО 3++ с учетом профстандартов учебная дисциплина БЖД формирует следующую универсальную компетенцию УК-8: «способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов» [3].
Согласно ФГОС ВО 3++, действующему ранее, универсальная компетенция излагалась следующим образом: «способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций».
Как видно, новая формулировка охватывает не только вопросы безопасности в повседневной жизни, но и вопросы общественной и глобальной безопасности.
В связи с этим актуальным становится вопрос пересмотра рабочих программ дисциплин по данной дисциплине и актуализация фонда оценочных материалов для текущей и промежуточной аттестации, в том числе оценочные материалы единого портала интернет-тестирования в сфере профессионального образования.
Включение в рабочие программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» не только влияет на развитие культуры безопасности, но и формирует навыки и умения, необходимые в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Поэтому необходимо отслеживать уровень обученности безопасности жизнедея- тельности.
Целью исследования явилась оценка уровня обученности студентов Тувинского государственного университета культуре безопасности жизнедеятельности в рамках компетентностного подхода.
Материалы и методы исследования
Для анализа уровня обученности студентов культуре безопасности жизнедеятельности в рамках компетентностного подхода были использованы оценочные материалы единого портала интернет-тестирования в сфере профессионального образования. Количество студентов приведено в табл. 1.
Таблица 1
Среднее количество студентов разных факультетов, принимавших участие в ФЭПО в 2019–2020 учебном году (М ± m)
Факультеты |
Среднее кол-во студентов |
СХФ |
21 ± 4 |
ЭФ |
14 ± 2 |
ИТФ |
19 ± 1 |
КПИ |
16 ± 1 |
ИФ |
21± 2 |
ЕГФ |
25± 1 |
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка уровня обученности по результатам интернет-экзамена по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Воспитание культуры безопасности осуществляется в педагогическом процессе как самостоятельный компонент педагогического процесса. В качестве компонента в педагогическом процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например БЖД, основы медицинских знаний [4, 5].
Согласно учебным планам всех направлений подготовки по образовательным программам высшего образования (уровень бакалавриата) дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», как правило, преподается на 1–2 курсах и заканчивается зачетом. Эффективность этих занятий можно оценить по результатам ФЭПО.
На рис. 1 только 29 % студентов сельскохозяйственного факультета имеют четвертый уровень обученности, большинство из них – 49 % – имеют третий уровень. Достигнутый уровень результатов обучения показывает, что студент продемонстрировал прочные знания и развитые практические умения и навыки по дисциплине, которые заключаются в способности анализировать, сравнивать, оценивать и выбирать методы решения задач в области безопасности жизнедеятельности с использованием знаний и достижений смежных дисциплин.
Рис. 1. Распределение студентов сельскохозяйственного факультета по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза по уровню обученности (результаты ФЭПО, дисциплина БЖД, 2019–2020 уч. год)
По сравнению с предыдущей академической группой у студентов по направлению подготовки «Агрономия» результаты хуже. Так, судя по диаграмме, представленной на рис. 2, только 3 % студентов имеют первый уровень обученности. Это говорит о том, что студент усвоил некоторые элементарные знания по дисциплине, которые заключаются в воспроизведении терминологии, основных положений, правил по безопасности жизнедеятельности, распознавании опасных и чрезвычайных ситуаций. Половина группы оценена на второй уровень.
Рис. 2. Распределение студентов сельскохозяйственного факультета по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия по уровню обученности (результаты ФЭПО, дисциплина БЖД, 2019–2020 уч. год)
Для сравнения итогов по интернет-экзамену мы также взяли 7 академических групп естественно-географического факультета (4 группы) и исторического факультета (3 группы). Как видно из табл. 1, 2, у студентов двух факультетов не отмечен первый уровень обученности.
Среди студентов разных профилей ЕГФ оказалось, что 100 % студентов по профилю «Химия» имеют самый высокий уровень обученности (табл. 2).
Таблица 2
Результаты федерального интернет-экзамена по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» у студентов разных профилей естественно-географического факультета (2019–2020 учебный год)
Уровень обученности |
Процент студентов, % (естественно-географический факультет) |
|||
Педагогическое образование Профиль «Биология и безопасность жизнедеятельности» |
Профиль «Биология» |
«Химия» |
«География» |
|
Первый |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
Второй |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
Третий |
25 % |
24 % |
0 % |
28 % |
Четвертый |
75 % |
76 % |
100 % |
72 % |
Второй уровень наблюдается у 18 % и 28 % студентов исторического факультета. Третий уровень обученности у большинства студентов по профилю «Организация работы с молодежью». Отрадно, что у большинства студентов ЕГФ (от 75 % до 100 %) отмечен четвертый уровень обученности (табл. 3).
Таблица 3
Результаты федерального интернет-экзамена по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» у студентов исторического факультета (2019–2020 учебный год)
Уровень обученности |
Процент студентов, % (исторический факультет) |
||
Профиль «Организация работы с молодежью» |
Педагогическое образование Профиль «История» |
Профиль «Документоведение и архивоведение» |
|
Первый |
0 % |
0 % |
0 % |
Второй |
18 % |
28 % |
0 % |
Третий |
47 % |
27 % |
25 % |
Четвертый |
34 % |
45 % |
75 % |
На экономическом факультете в 2019–2020 учебном году для интернет-экзамена были выбраны студенты двух профилей (табл. 4). Как видно из таблицы, 50 % обучающихся по профилю менеджмент соответствовали третьему уровню, а у студентов по профилю бизнес-информатика – четвертому.
Таблица 4
Результаты федерального интернет-экзамена по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов экономического факультета (2019–2020 учебный год)
Уровень обученности |
Количество, чел. |
|
профиль 38.03.02 – Менеджмент |
профиль 38.03.05 – Бизнес-информатика |
|
Первый |
0 |
0 (0 %) |
Второй |
1 (12 %) |
1 (5 %) |
Третий |
4 (50 %) |
7 (37 %) |
Четвертый |
3 (38 %) |
11 (58 %) |
Всего |
8 |
19 |
На инженерно-техническом факультете на вопросы интернет-экзамена отвечали студенты следующих специальностей: 23.05.01 – Наземные транспортно-технологические средства и 08.03.01 – Строительство. В табл. 5 отражены результаты тестирования.
Таблица 5
Результаты федерального интернет-экзамена по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов инженерно-технического факультета (2019–2020 учебный год)
Уровень обученности |
Количество, чел. |
Процент студентов, % |
Первый |
0 |
0 |
Второй |
0 |
0 |
Третий |
8 |
62 |
Четвертый |
5 |
38 |
Всего |
13 |
100 |
Следующий график (рис. 3) показывает сравнение данных среди всех студентов разных профилей. Как видно на графике, четвертый уровень отмечается у 51 % студентов ИФ, чуть меньше (50 %) студентов ЕГФ показывают такой же уровень.
Рис. 3. Сравнительный анализ уровня обученности студентов разных профилей
Распределение мест по 3 уровню обученности следующее: 1 место – ЕГФ, 2 место – ИТФ, 3 место – ИФ.
Второй уровень отмечается также во всех группах. Наибольший процент наблюдается у студентов ЕГФ, который равен 50 %.
У 12 % студентов сельскохозяйственного факультета отмечается первый уровень.
Таким образом, несмотря на одинаковые объем и содержание рабочих программ и на тестовые задания федерального интернет-экзамена дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по всем направлениям подготовки, можно отметить разный уровень обученности по данной дисциплине. Это можно объяснить несколькими причинами: направленность (профиль) обучения, недостаточная самостоятельная работа студентов по данной учебной дисциплине и др.
В дальнейшем преподавателям, которые разрабатывают оценочные материалы, уделить внимание специфике каждого направления подготовки, а также дифференцировать задания при конструировании тестовых заданий, размещенных на федеральном портале i-exam.