Глобальная информатизация мирового сообщества, дифференциация социальных процессов состоит в том, что преимущественным видом деятельности в различных направлениях общественного труда считается поиск, сбор, накопление и обработка научной информации. По словам Игнатовой Н.Ю., «…в информационном обществе наблюдаются перемены на уровне глубинной основы времени, проявляющиеся в десинхронизации процессов в действительной и виртуальной реальности. В системе высшего образования все более ощущается разрыв между высокоскоростным потоком информации в виртуальном секторе образования (дистанционном образовании) и медленным течением времени в традиционном образовательном процессе» [1].
В основе требований современного общества лежит кардинальное изменение всей концепции образования, его цифровизации. Пандемия коронавируса COVID-19, охватившая на сегодняшний день все страны мира, стала реальным вызовом для образовательной системы многих стран. Соответственно, классическое образование face-to-face стало практически невозможным. Образовательное сообщество должно быть готовым к неоднократным кардинальным переменам в профессиональной деятельности. Таким образом, для всей общественности наступила необходимость неизменного погружения в новые потоки информации, реновации познания, приобретения новых профессиональных навыков.
«…Информационная культура личности выступает как составная часть базисной культуры личности и предоставляет возможность обучающемуся принимать эффективное участие во всех видах работы с информацией» [1]. Преподаватели вуза, проходящие переобучение в системе профессиональной переподготовки по специальности «Преподаватель профессионального образования», получая образовательные услуги, в том числе с помощью образовательного портала и ZOOM, для успешного освоения профессиональных компетенций должны уметь создавать и адаптировать полученную информацию к своей профессионально-педагогической деятельности. Необходимо отметить, что к профессиональному уровню информационной культуры преподавателей медицинского вуза в современных условиях повышаются требования. Подчеркнем, что «…развитие информационных технологий, влияя на развитие мировой медицинской науки, предъявляют повышенные требования» к преподавателю медицинского вуза» [2].
С целью формирования компетентной личности, способной на базе приобретенных глубоких познаний к профессиональному развитию и самореализации в условиях быстроменяющейся окружающей среды, была разработана новая стратегия информационного общества, направленная на обновление содержания образования нашей страны. Она подразумевает, что развитие информационной культуры специалистов во всех сферах деятельности станет ключевой составляющей, особенно у работников сферы образования, как основной базы подготовки всех других сфер. Обращаясь к программе развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, можно выделить наиболее информативные для нас цели: «…создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний; развитие человеческого потенциала; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве и т.д.» [3].
В последние годы в России формирование информационной культуры личности становится приоритетным. Решая актуальные задачи по адаптации образовательного процесса к условиям обновления содержания высшего образования в стране, можно констатировать трудности в проявлении у субъектов образовательного процесса таких навыков, как: автономное мышление, самостоятельное приобретение знаний и работа с полезной информацией, полученной из различных интернет-источников. От этого зависит готовность обучающихся к дальнейшему самообразованию, умению эффективно применять компетентности и навыки в профессиональной деятельности, совершенствуя и развивая их в дальнейшем.
Цель исследования состоит в определении роли информационной культуры преподавателя вуза, в построении образовательного процесса в современных условиях.
Материалы и методы исследования
Условия становления и развития информационной культуры человека – вопрос актуальный, и ему посвящены работы отечественных, российских и зарубежных учёных Н.Б. Зиновьевой, В.А. Щербакова, Е.Ю. Фёдоровой, А.Ю. Уварова, М.М. Старук и пр. Наиболее значимыми и важными являются исследования А.Ю. Уварова, который рассматривал вопросы развития информационного общества, Н.В. Збаровской, описывающей информационную культуру личности и проблемы ее формирования, А.П. Ершова, изучавшего информационную культуру личности и многих других. В исследовании использовались следующие методы: эмпирический метод (анкетирование, беседа, опрос, педагогический эксперимент, наблюдение за работой преподавателя в процессе прохождения педагогической практики на занятиях с использованием Google-сервисов и других компьютерных технологий, тематических сайтов интернета, цифровых образовательных ресурсов); метод графического представления информации (построение диаграмм, таблиц, графиков, наглядно отражающих исследовательские процессы).
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях пандемии рост числа занятий, проведенных в дистанционном режиме, приближается к 100 %, что влечет за собой ориентацию на развитие компетентностей преподавателей в области информационных и цифровых технологий, их подготовке к применению в профессиональной педагогической деятельности. Как следствие, возникают проблемы с развитием информационной культуры преподавателя.
Возникающие вызовы времени ставят в качестве первоочередных задачу поиска новых, альтернативных форм развития информационной культуры преподавателей вузов, особенно в процессе профессиональной переподготовки.
«…Являясь важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе, информационная культура личности представляет собой составляющую общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, и требует специально организованного процесса для ее развития» [4].
Рассмотрим некоторые условия, которые позволяют этот процесс осуществлять целенаправленно и эффективно. К первому условию мы относим включение в учебный план программы переподготовки преподавателей «Преподаватель профессионального образования» и «Преподаватель среднего профессионального образования», программы повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя вуза в современных условиях» следующих дисциплин: «Информационная культура преподавателя»; «Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании»; «Организация информационно-образовательной среды кафедры медицинского вуза»; «Организационные основы образовательного процесса в виртуальной образовательной среде». Для преподавателей вуза и медицинского колледжа предусмотрены 16-часовые учебно-методические семинары «Дистанционные образовательные технологии», которые включены в систему непрерывного психолого-педагогического образования.
Вторым немаловажным условием является наличие пакета учебно-методической документации (тематические планы, рабочие программы, учебные пособия, сборники практических заданий, тренинги, технологические карты; база диагностических методик).
Следующим условием стало погружение в информационно-образовательную среду университета, включающую в себя: образовательный портал, электронную библиотеку, материально-техническую базу (современное оборудование), точки доступа к информационным ресурсам [4].
«…В качестве платформы для построения единой информационной образовательной среды вуза используется образовательный портал, который представляет собой построенную по модульному принципу информационную систему управления обучением (LMS), поддерживающую многопользовательский режим работы и реализующую большое разнообразие интерактивных дидактических функций» [5].
В ходе подготовки к ранее никогда не практиковавшемуся формату дистанционного обучения в медицинском вузе (так как данный вид образовательной деятельности был запрещен), были выявлены некоторые проблемы и трудности, которые заключались в отсутствии локальных документов, недостаточной разработанности цифровых образовательных ресурсов для организации образовательного процесса и, соответственно, недостаточности практической подготовки и опыта работы в дистанционном формате у преподавателей.
Кроме того, при использовании онлайн-сервиса ZOOM практически отсутствует возможность организации для каждого преподавателя занятий с большой аудиторией в течение длительного периода времени без переподключения.
Для решения обозначенных проблем перед нами была поставлена задача: в короткие сроки повысить информационную культуру преподавателей, что позволило бы им эффективно использовать имеющиеся материально-технические информационные ресурсы.
Стандарт информационной культуры современного преподавателя предполагает многогранность и многофункциональность ее структуры. В ее стандарт входит множество компонентов. Для нашего исследования более интересны: когнитивный; инструментальный; прикладной.
Когнитивный компонент подразумевает наличие у преподавателя определенных взглядов и представлений об информационной среде и типах информационного взаимодействия, опыта анализа и оценки происходящих в ней процессов и явлений, осмысление конечных результатов.
Инструментальный компонент нами понимается как умение преподавателя использовать в своей деятельности различные информационные технологии для достижения целей образовательного процесса. Он тесно связан со знанием преподавателем методики преподавания дисциплины с помощью информационных технологий; умением организовать собственную информационную и исследовательскую деятельность, поиск и интерпретацию полученной информации; навыками презентации и самопрезентации; навыками делового общения и креативного сотрудничества в информационно-образовательной среде; знанием принципов продуктивного взаимодействия в триаде «преподаватель – компьютер – обучающийся». На наш взгляд, немаловажной составляющей компонента является обладание маневренностью, гибкостью и высокой степенью адаптации к постоянно изменяющимся условиям информационно-образовательной среды.
Прикладной компонент определяет деятельность преподавателя при решении образовательных задач в информационно-образовательной среде вуза и находится в непосредственной зависимости от понимания преподавателями необходимости информатизации; овладением умениями эффективно использовать информационные технологии в своей деятельности; навыками проектирования учебных занятий на информационной основе; апробации и последующей коррекции их внедрения в собственную педагогическую деятельность. Рефлексивная составляющая данного компонента подразумевает владение диагностическим инструментарием и методами экспертной оценки, умение сочетать средства информационных технологий с традиционными и инновационными образовательными технологиями. Согласованность вышеназванных компонентов определяет уровень развития информационной культуры преподавателя.
Рассмотрим критерии (когнитивный, прикладной, инструментальный) и показатели развития информационной культуры преподавателя в цифровой образовательной среде вуза.
В исследовании приняли участие 108 чел. из числа преподавателей университета. В качестве внешних экспертов выступили три преподавателя кафедры информатики и методики обучения информатике ОмГПУ.
На первом этапе был выявлен уровень сформированности информационной культуры преподавателей, обучающихся на 16-часовом учебно-методическом семинаре «Дистанционные образовательные технологии». По результатам анкетирования только 17 % опрошенных показали достаточный уровень владения информационными технологиями (ИТ). 56 % преподавателей испытывали значительные трудности при применении современных информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности. 27 % преподавателей не использовали ИТ на занятиях со студентами.
Следующим этапом нашей деятельности было погружение преподавателей в информационно-образовательную среду вуза с помощью технологий образовательного портала. Созданные педагогические условия, заключающиеся в «вынужденном» использовании ИТ в образовательном процессе (переход на дистанционное обучение с использованием портала); изучении и использовании новых методов и приёмов, направленных на активное применение ИТ преподавателями в образовательной практике, позволили развить в достаточной мере их информационную культуру.
По окончании учебно-методического семинара было проведено повторное анкетирование (с расширенным перечнем вопросов), позволившее определить динамику уровня развития информационной культуры.
Нами были определены критерии и показатели результативности проведенного семинара с точки зрения развития информационной культуры преподавателя (таблица).
Критерии и показатели результативности семинара «Дистанционные образовательные технологии»
Критерии |
Показатели |
Методы диагностики |
Когнитивный |
Наличие у преподавателя определенных взглядов и представлений об информационной среде. Знание типов информационного взаимодействия. Умение анализировать и оценивать происходящие в информационной среде процессы и явления. Рефлексия конечных результатов |
Анкетирование Изучение продуктов деятельности Изучение документации Экспертная оценка |
Инструментальный |
Умение преподавателя использовать в педагогической деятельности информационные технологии для достижения целей образовательного процесса: – сервисы Google; Zoom; Discord и т.д. |
|
Прикладной |
Владение способами взаимодействия с обучающимися в цифровой образовательной среде. Готовность и способность выстраивать образовательный процесс с помощью дистанционных технологий |
Диагностика уровня информационной культуры преподавателя медицинского вуза была проведена совместно с приглашенными внешними экспертами, посетившими ряд занятий преподавателей вуза, проведенных ими после окончания обучения на семинаре.
Проанализировав ответы на вопросы анкеты, получили следующие результаты.
На вопрос «Используете ли Вы в своей образовательной практике созданную в вузе информационно-образовательную среду?» 90,74 % участников семинара ответили утвердительно.
Вопрос «Какие способы информационного взаимодействия Вы используете в своей образовательной практике (on-line, off-line, face-to-face и пр.)?» не вызвал затруднений у 100 % преподавателей.
Отвечая на вопрос «Какие сервисы Google Вы используете?», 100 % назвали You tube; 23 % – Google Keep; 63 % – Google nGrams; 19 % – Google Scholar и т.д.
Ответы на вопрос «Оцените по пятибалльной шкале свою готовность и способность к выстраиванию образовательного процесса с помощью дистанционных технологий» распределились следующим образом:
92,6 % преподавателей оценили на 5 баллов свою готовность и способность;
3,7 % указали на то, что не готовы использовать ДТ, и поставили себе оценку 0 баллов.
Еще 3,7 % оценили себя на 4 балла.
Заключение
Оценка экспертов подтвердила, что у большинства респондентов, прошедших обучение на семинаре, уровень информационной культуры стал достаточно высоким, наблюдалась положительная динамика по всем представленным критериям и показателям. Однако общая тенденция развития информационной культуры преподавательского состава вуза требует некоторых изменений, а именно: включение в содержание курсов повышения квалификации и переподготовки дисциплин по формированию и развитию информационной культуры, развитие материально-технической базы, создание организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность и в образовательный процесс.