В настоящее время актуальность разработки и внедрения программы воспитания учреждений среднего профессионального образования, отвечающей определенным требованиям, не вызывает сомнения. Повышенный интерес государства к воспитанию молодежи обусловлен кризисным состоянием социально-экономического развития современной России. В связи с этим правительство страны впервые приняло закон о внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по проблеме воспитания обучающихся, где в статье 12.1 «Общие требования к организации воспитания обучающихся», в пункте 2 указывается необходимость разработки и реализации воспитательной программы обучающихся среднего профессионального образования [1]. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. основным направлением развития воспитания является содействие «разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности…» [2].
Социальное воспитание рассматривали в своих работах современные исследователи: А.В. Мудрик, Т.А. Ромм, Р.А. Литвак, Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова и др. Однако изучение специальной литературы показало, что работы в основном посвящены программам воспитания обучающихся общеобразовательных школ и вуза. Категория «обучающихся учреждений среднего профессионального образования» остается без должного внимания. По научно-методической разработке программ воспитания имеются работы у Т.А. Ромм [3], Н.М. Борытко [4] и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить подходы социально- ориентированного воспитания: личностно-ориентированный подход – Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.; гуманистический подход – О.С. Газман, В.А. Караковский, А.С. Макаренко и др., деятельностный подход – А.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.
Статья посвящена педагогическим работникам и может быть использована воспитателями, кураторами, преподавателями для разработки программы воспитания обучающихся учреждений среднего профессионального образования.
Цель исследования – выявление принципов и подходов для разработки авторской программы социально-ориентированного воспитания обучающихся студенческого общежития Якутского индустриально-педагогического колледжа Республики Саха (Якутия). Научная новизна заключается в обосновании принципов и подходов социально-ориентированного воспитания, выявлении критериев и показателей оценки уровня развития социально-ориентированного воспитания обучающихся колледжа.
Материалы и методы исследования
Социальному воспитанию дается разная характеристика: по А.В. Мудрику, социальное воспитание – «вид воспитания, направленный на обеспечение решения задач социализации человека по включению в существующую систему социокультурных отношений общества путем усвоения и воспроизводства культуры, и одновременно развитие и самоизменение человека в этом процессе»; по Р.А. Литвак – «приобщение ребенка к определенным нормам культуры поведения, к пластам цивилизации, тех структур общества, к которым принадлежит ребенок»; по Л.В. Мардахаеву – «деятельность субъекта воспитания, направленная на обеспечение достижения ближайшей и/или дальней цели. Оно имеет место, когда необходимо сформировать у растущего человека что-либо (привычку к чему-либо, ценностные ориентиры и пр.), изменить интересы воспитанника, исправить или перевоспитать в нем что-либо и так далее».
Таким образом, под социальным воспитанием мы понимаем развитие и социализацию молодого человека в социально-культурной среде общества. Социально-ориентированное воспитание означает вид педагогической деятельности, ориентированный на социальное (общественное) воспитание.
Термин «программа» по С.И. Ожегову означает «план деятельности, работ». Разработка и внедрение программы воспитания является внутренним фактором педагогических условий социально-ориентированного воспитания [5, с. 212]. На основании анализа воспитательной работы Якутского индустриально-педагогического колледжа была разработана авторская программа «Социально-ориентированное воспитание обучающихся колледжа» и разработаны критерии оценки социально-ориентированного воспитания: Критерий «Социализация обучающихся» оценивается показателем адаптации несовершеннолетних обучающихся, критерий «Воспитанность обучающихся» оценивается показателем уровня воспитанности несовершеннолетних обучающихся, критерий «Качество воспитательной системы» оценивается показателем уровня удовлетворенности родителями воспитательной системой, критерий «Развитие воспитательной системы» оценивается показателем инновационной деятельности педагогов.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить основные принципы социально-ориентированного воспитания (Д.А. Данилов, А.В. Мудрик, Т.А. Ромм). Учет особенностей и специфики среднего профессионального образования позволяет выявить принципы и подходы социально-ориентированного воспитания [6, с. 201]. Е.В. Шельпова выделяет следующее: «специфические особенности обуславливаются: непродолжительным пребыванием обучающихся в учреждении среднего профессионального образования (с 1 года до 3 лет); возрастные особенности обучающихся – ранняя юность; спецификой получаемого профессионального образования; особенностью воспитательного потенциала личности и деятельности педагогических работников» [7, с. 89–91]. В социально-ориентированном воспитании существуют свои специфические принципы (основы), которые определяют цели и задачи воспитания учащейся молодежи. В методическом пособии примерной программы воспитания приводятся примеры принципов воспитания обучающихся учреждений среднего профессионального образования [Борытко, с. 11]. В нашем исследовании мы придерживаемся следующих принципов: 1) принцип природосообразности предполагает учет возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей обучающихся; 2) принцип культуросообразности в решении воспитательных задач строится с учетом богатого культурного наследия; 3) принцип воспитания в коллективе предполагает положительный социальный опыт саморазвития и самореализации в социуме.
Выявленные принципы служат для обоснования подходов социально-ориентированного воспитания. В нашем исследовании актуальны следующие подходы: 1) культурологический подход – направлен на воспитание культурной личности, эстетического и нравственного потенциала; 2) деятельностный подход – подразумевает направление процесса воспитания на решение проблем обучения и воспитания обучающихся; 3) личностный подход – ориентирован на оказание психолого-педагогической помощи в процессе развития и самореализации обучающихся.
Результаты исследования и их обсуждение
Колледж готовит будущих специалистов среднего звена по специальности 44.02.06. «Профессиональное обучение (по отраслям)» после 9 класса по специальностям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Сварщик ручной и дуговой сварки (наплавки)» [8].
Базой исследования является студенческое общежитие колледжа. Студенческое общежитие как структурное подразделение колледжа действует на основании Устава ЯИПК, положения о студенческом общежитии и других нормативно-правовых документов.
Участниками исследования являются: несовершеннолетние обучающиеся (70 чел.), педагогический коллектив (9 чел.) и родители несовершеннолетних обучающихся (30 чел.). Педагогический коллектив состоит из девяти работников: заведующий общежитием, старший воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог и пять воспитателей. Социально-педагогическая деятельность осуществляется компетентными работниками в области воспитания. Квалификационные категории педагогических работников: высшая квалификационная категория – 2 чел., первая квалификационная категория – 3 чел., соответствует занимаемой должности – 4 чел.
Свою педагогическую деятельность педагоги осуществляют согласно нормативно-правовым документам в области образования федерального, регионального уровней значения и колледжа (положения и правила по организации воспитательной деятельности в студенческом общежитии, алгоритмы действия при чрезвычайных ситуациях). Организация и руководство воспитательного процесса ведется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, социальным педагогом и педагогом-психологом колледжа. Воспитательный процесс осуществляется согласно программе воспитания, программе для профилактики безнадзорности и девиантного поведения несовершеннолетних обучающихся, воспитательному плану, индивидуальному плану по работе с несовершеннолетними обучающимися, календарно-тематическому плану мероприятий,
Для разработки авторской программы «Социально-ориентированное воспитание обучающихся колледжа» имеет большое значение исследование по социально-демографическому положению обучающихся колледжа. Формой исследования является социальный паспорт проживающих в студенческом общежитии, методом исследования является сбор информации: опрос, анализ данных на основе личных дел студентов. Данное исследование позволяет выявить особенности и социально-демографический состав семьи обучающихся колледжа. Таким образом, в студенческом общежитии проживает 641 чел., из них несовершеннолетние обучающиеся – 74 чел., юношей – 349 чел., девушек – 292, сироты – 39 чел.; представители малочисленных народностей Севера – 39 чел., других национальностей – 14 чел., якутов – 578; из неполных семей – 204 чел.; из многодетных семей – 275 чел.; в группе риска – 22 чел.; с ограниченными возможностями здоровья – 10 чел.
Структура авторской программы: 1) пояснительная записка авторской программы, где указаны: миссия колледжа, актуальность, особенности и специфика учреждений среднего профессионального образования; 2) цель и задачи; 3) приоритетные направления социально-ориентированного воспитания; 4) нормативно-правовая база; 5) разработчики; 6) кадровое обеспечение воспитательной работы; 7) методы диагностирования исследования; 8) ожидаемый результат; 9) метод оценивания уровня развития социально-ориентированного воспитания: критерии и показатели; 10) формы отслеживания уровня развития социально-ориентированного воспитания; 11) этапы и сроки реализации; 12) календарно-тематический план проведения мероприятий социально-ориентированного воспитания.
1. Пояснительная записка. Авторская программа представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы социально-ориентированного воспитания обучающихся колледжа на основе обоснованных принципов и подходов.
Миссия колледжа: подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Среднее профессиональное образование призвано обеспечить развивающуюся экономику страны не только профессиональными специалистами среднего звена, а молодыми людьми с гражданско-патриотическими, духовно-нравственными качествами, обладающим общей культурой, с креативным мышлением и с устойчивыми взглядами на счастливую полноценную жизнь.
2. Цель: создание условий для развития и успешной социализации обучающихся колледжа. Задачи: 1) успешная социализация несовершеннолетних обучающихся; 2) формирование духовно-нравственных, личностных качеств обучающихся; 3) создание условий для проведения социально-ориентированного воспитания.
3. Приоритетные направления. Воспитательный процесс выстраивается, исходя из приоритетных направлений социально-ориентированного воспитания: 1) грaжданскo-пaтриотическoе вoспитание; 2) духoвно-нрaвственнoе вoспитaние; 3) экологическое, семейное воспитание.
4. Нормативно-правовая база авторской программы составлена с учетом содержания документов, регулирующих вопросы в области воспитания: Конституции Российской Федерации; ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 31.07.2020); Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (по отраслям) и т.д.
5. Разработчики: заместитель директoра по воспитательнoй работе, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели, родители и члены студенческого самоуправления.
6. Кадровое обеспечение: администрация и социально-психологическая служба студенческого общежития, коллектив воспитателей.
7. Метoды диагнoстирования:
– теоретические метoды: изучение научной литературы и теоретический анализ, изучение передового опыта воспитательной работы колледжа;
– эмпирические метoды: нaблюдение, беседa, тестирование, анкетирование, мониторинг проведения исследования, анализ результатов исследования;
– математические и статистические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование, определение средних величин.
8. Ожидаемые результаты примерной программы: увеличение доли прошедших успешную адаптацию среди обучающихся в микросоциуме; повышение уровня воспитанности обучающихся; вовлеченность обучающихся в коллективную деятельность; сокращение доли обучающихся, состоящих на учете в комиссии и подразделении по делам несовершеннолетних; увеличение доли обучающихся, состоящих в числе участников научных, общественных, творческих и спортивных объединений; увеличение доли родителей, удовлетворенных воспитательным процессом учебного заведения.
9. Метод оценивания уровня развития социально-ориентированного воспитания.
Методом оценивания является адаптированная и модифицированная методика «МБОУ СОШ» г. Щигры Курской области [9].
Критерий «Социализация обучающихся» оценивается показателем адаптации несовершеннолетних обучающихся; критерий «Воспитанность обучающихся» оценивается показателем уровня воспитанности несовершеннолетних обучающихся; критерий «Качество воспитательной системы» оценивается показателем уровня удовлетворенности родителями воспитательной системой; критерий «Развитие воспитательной системы» оценивается показателем инновационной деятельности педагогов.
10. Формы отслеживания уровня развития социально-ориентированного воспитания: дневник наблюдения, протоколы проведения мероприятий, фото-видео-документы и т.д.
11. Этапы и сроки: 1) подготовительный этап – апрель – май, 2019 г.; 2) этап реализации – сентябрь – март, 2019–2020 уч.г.; 3) контрольный этап – апрель – май, 2020 г.
12. Календарно-тематический план воспитательных мероприятий [10].
Заключение
Не каждый педагог готов работать в системе воспитания учреждений среднего профессионального образования. Воспитательная работа среднего профессионального образования является сложной педагогической деятельностью, со своими специфическими особенностями. Реализация авторской программы социально-ориентированного воспитания обучающихся колледжа на научно-теоретической основе с учетом психолого-возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся колледжа и правильной постановки целей, задач социально-ориентированного воспитания позволяет работникам грамотно организовать педагогическую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования.
В этом плане авторская программа и календарно-тематический план мероприятий рассматриваются как методическая помощь и имеют рекомендательный характер для педагогических работников учреждений среднего профессионального образования.