Для малыша вода является привычной средой, так как до рождения ребёнок находится в околоплодной жидкости. Поэтому при раннем обучении ребёнка плаванию мы погружаем его в комфортную среду, и малыш чувствует себя уверенно [1]. Плавательный рефлекс, включая рефлекс задержки дыхания при погружении в воду или попадании воды на дыхательные пути, начинает угасать после трех месяцев жизни и к шести месяцам практически полностью исчезает, что делает актуальным начало занятий плаванием в первые месяцы жизни ребёнка [2].
Занятия в домашней ванне в первые месяцы жизни (до пяти-шести месяцев ее размеры позволяют проводить полноценные занятия плаванием), а в дальнейшем систематическое посещение бассейна вызывают у детей в основном положительные эмоции. Раннее плавание способствует укреплению нервной системы; происходит повышение общего тонуса организма; стимулируются обменные процессы, а также ранее плавание показано как мощное терапевтическое средство при различных патологиях, после занятий плаванием у малышей становится крепче сон и улучшается аппетит [3].
Хотя способность младенцев плавать была известна еще в древности, отправной точкой истории раннего детского плавания официально считается 1939 г. В Австралии у семьи Тиммерманс родилась девочка Андреа. Ребёнку было три недели, когда мать малышки Клэр Тиммерманс начала принимать ванну вместе с дочкой, чтобы облегчить жизнь ребёнка во время жары. Андреа проводила в воде по 4 часа ежедневно. Чуть позже родители начали брать девочку с собой в бассейн. С 1966 по 1976 г. плавание с детьми грудного возраста активно развивается в Германии, США, Японии, Великобритании и Голландии [4].
Таким образом, с одной стороны, в процессе решения актуальных задач по формированию физического здоровья детей плавание с детьми грудного возраста приобретает все большую популярность, с другой стороны, на сегодня недостаточно разработано содержание методики использования плавания с детьми грудного возраста, которое бы соответствовало особенностям развития детей первого года жизни на разных этапах. Кроме того, у данного вида детской физической активности достаточно противников. Немалую роль играет коммерческая сторона такого вида занятий: уроки плавания под руководством инструктора с грудными детьми – удовольствие затратное. Психологический аспект занятий с детьми также часто активно дискутируется [5]. Аргументом в статьях подобной направленности служит неспособность новорожденного оказывать сопротивление неправильным, а порой неадекватным действиям родителей (инструктора), в связи с чем, в силу своего возраста, он не может выразить степень своего недовольства от процедуры плавания и ныряния.
Цель исследования – разработка методики использования плавания с детьми грудного возраста на основе учета возрастных особенностей освоения навыка плавания.
Материалы и методы исследования
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения; тестирование; антропометрия; методы математической статистики. Дети экспериментальной группы проходили курс плавания с трехнедельного возраста. Экспериментальная часть исследования проводилась в течение 12 месяцев на базе Академии детского плавания «Лягушонок» (г. Кемерово) при участии 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек). В контрольную группу входило аналогичное количество детей, занятия, включающие гимнастику с элементами массажа, проводились три раза в неделю по 25 мин.
Основной целью занятий в экспериментальной группе было обеспечить положительное влияние плавания на физическое развитие и показатели заболеваемости детей грудного возраста. Перед занятиями родители обучались простым и доступным приёмам массажа, каждому ребёнку подбирался индивидуальный комплекс гимнастических упражнений. Активно использовались элементы динамической гимнастики. На каждого ребёнка составлялся персональный комплекс упражнений в воде. Температура воды варьировалась в пределах 30–36 °С. Погружения проводились через выработанный рефлекс задержки дыхания. Изначально использовалась методика поливов с тактильной и голосовой командой.
Структура занятий была следующей.
Первое занятие – презентация самой процедуры, подробный рассказ об алгоритме и последовательности действий, задачах и способах их решения с конкретным ребёнком, общая информация для родителей о гигиене малыша, возрастных особенностях, режиме и частоте занятий. Первое занятие проводим без полных погружений, отрабатываем поддержки и основные упражнения в воде.
Второе занятие – повторное посещение через неделю. За этот промежуток времени родители становятся смелее и увереннее по отношению к занятиям со своим ребенком. Дети привыкают к длительному нахождению в водной среде, начинают двигаться активнее. На втором занятии мы проговариваем, как и когда планируется начать ныряния с ребёнком. Объясняем и показываем родителям способы задержки дыхания. Индивидуально подбираем способ, подходящий ребенку и удобный для родителей.
Третье занятие – начинаем поливы с тактильной и голосовой командой. В течение следующей недели родители самостоятельно отрабатывают технику, учатся следить за дыханием ребенка.
Начиная с четвертого занятия проводим подныры с командой. Начинать следует с кратковременных погружений лица в воду. При отсутствии негативной реакции начинаем более длительные проводки, начинаем практиковать боковые подныры.
Методика обучения плаванию делится на четыре периода, которые соответствуют особенностям развития малышей на разных этапах: первый уровень – до 3 месяцев; второй уровень – от 3 до 6 месяцев; третий уровень – от 6 до 9 месяцев; четвёртый уровень – от 9 месяцев до 1 года.
Занятия у экспериментальной группы проводились три раза в неделю, от 20 до 40 минут, время определялось индивидуально. Согласно возрастным изменениям, степени освоения с водной средой изменялись и усложнялись упражнения, понижалась температура воды, увеличивалась продолжительность занятий. Время перехода с одного уровня на другой зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его готовности к переходу к освоению новых упражнений, проводок и поддержек. Например, не все дети адекватно реагируют на поддержки и проводки, выполняемые в положении лежа на спине, но в то же время с легкостью осваивают поддержки и проводки, предлагаемые в положении на груди.
Одна из конечных целей занятий плаванием с грудными детьми – научить ребёнка самостоятельно перемещаться в воде, т.е. плыть, однако достижение ее невозможно без освоения навыка задержки дыхания при погружении лица в воду. Через нырок вырабатывается рефлекс задержки дыхания, мы приучаем ребёнка опускать лицо в воду, не испытывая страха, показываем малышу, что вода является той средой, в которой можно владеть свои телом и дыханием. Обучение нырянию: 1 месяц – 6–8 занятий мы используем только поливы (сначала капельные, затем более обильные), необходимо наблюдать за реакцией малыша; 2–3 месяца – погружения, проводки лицом, используя голосовые и тактильные команды, боковые погружения; 4–5 месяцев – погружения с поддержкой под грудью, переход к погружению без предварительной команды.
Результаты исследования и их обсуждение
При апробации комплексной методики обучения основам плавания детей грудного возраста, включающей массаж, гимнастику и упражнения в воде, оценивали физическое развитие детей, занимающихся по данной методике. Измеряли массу и длину тела, окружности головы (табл. 1, 2).
Таблица 1
Показатели массы тела (кг) в группах сравнения (М ± m)
Месяцы жизни |
Девочки |
Мальчики |
||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
1 |
3,90 ± 0,1 |
4,3 ± 0,1 |
4,38 ± 0,2 |
4,43 ± 0,1 |
3 |
6,1 ± 0,2 |
5,8 ± 0,2 |
6,54 ± 0,1* |
6,01 ± 0,2 |
6 |
7,48 ± 0,1* |
6,6 ± 0,1 |
8,1 ± 0,1* |
7,82 ± 0,1 |
9 |
8,50 ± 0,2* |
8,4 ± 0,1 |
9,14 ± 0,2* |
9,15 ± 0,3 |
12 |
9,1 ± 0,1 |
8,94 ± 0,1 |
9,9 ± 0,3* |
10,0 ± 0,4 |
Примечание. * – отмечены достоверные различия (pо < 0,05).
Таблица 2
Показатели длины тела (см) в группах сравнения (М ± m)
Месяцы жизни |
Девочки |
Мальчики |
||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
1 |
54 ± 1,2 |
53 ± 1,0 |
55 ± 0,8 |
53 ± 1,0 |
3 |
60 ± 1,3 |
59 ± 1,3 |
63 ± 0,8 |
63 ± 0,6 |
6 |
66 ± 1,1 |
66 ± 1,3 |
72 ± 0,7* |
68 ± 0,5 |
9 |
72 ± 0,9 |
70 ± 1,1 |
76 ± 1,4* |
74 ± 0,9 |
12 |
77 ± 0,8* |
74 ± 0,9 |
79 ± 1,4* |
76 ± 0,9 |
Примечание. * – отмечены достоверные различия (pо < 0,05).
Исходные данные в обеих группах не обнаружили достоверных различий. Дети, входившие в экспериментальную группу, проходили курс плавания в течение 6–7 месяцев с трехнедельного возраста, а дети контрольной группы три раза в неделю проходили развивающие занятия.
Антропометрические показатели существенно зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, соотношение массы и длины тела зависит от ряда факторов: питание, продолжительность сна, уровень физической активности, генетическая предрасположенность.
Из данных, представленных в табл. 2, видно, что показатели физического развития мальчиков экспериментальной и контрольной групп по всем параметрам превышали аналогичные показатели девочек.
В результате исследования было замечено, что при занятиях плаванием прибавки массы тела у мальчиков и девочек экспериментальной группы обнаруживают достоверные положительные изменения (pо < 0,05), изменения аналогичных показателей в контрольной группе недостоверные.
Длина тела является интегральным универсальным показателем, который учитывается во всемирном здравоохранении при оценке уровня физического развития детей. Существуют общепринятые подходы к оценке данного параметра: явно низкорослые, низкорослые, ниже среднего, средний, выше среднего, высокорослые, завышенные. Результаты замеров длины тела позволили нам выявить, что и у мальчиков, и у девочек экспериментальной группы показатели выше, чем в контрольной. Опираясь на данные шкалы педиатров России, можно отметить, что у экспериментальной группы показатели длины тела прогрессируют от среднего уровня до уровня выше среднего, а у контрольной группы отмечаются волнообразные изменения показателей длины тела от среднего до ниже среднего и снова до среднего уровня.
Размер окружности головы новорождённого и ребёнка до года также является информативным показателем физического развития. Нормой охвата головы новорождённого считают 35–37 см. Из табл. 3 видно, что показатели окружности головы мальчиков экспериментальной и контрольной групп по всем параметрам превышают аналогичные показатели девочек.
Таблица 3
Показатели окружности головы (см) в группах сравнения (М ± m)
Месяцы жизни |
Девочки |
Мальчики |
||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
1 |
35,5 ± 0,5 |
34,6 ± 0,4 |
36 ± 0,3 |
36 ± 0,4 |
3 |
38,5 ± 0,5 |
38 ± 0,3 |
40,8 ± 0,6* |
39 ± 0,3 |
6 |
42 ± 0,4* |
41 ± 0,3 |
43,5 ± 0,4 |
43 ± 0,3 |
9 |
44 ± 0,3* |
43 ± 0,4 |
45 ± 0,4 |
45 ± 0,3 |
12 |
45 ± 0,3 |
44,5 ± 0,4 |
46,8 ± 0,5 |
46 ± 0,3 |
Примечание. * – отмечены достоверные различия (pо < 0,05).
Таблица 4
Изменение показателей заболеваемости плавающих и неплавающих детей до года (2020–2021 гг.)
Время года |
Плавающие дети |
Неплавающие дети |
Количество заболевших, % |
Количество заболевших, % |
|
Осень |
10 |
40 |
Зима |
40 |
70 |
Весна |
10 |
40 |
Проведенный при участии врача-педиатра сравнительный анализ показателей моторного развития детей первого года жизни (по предложенной Всемирной организацией здравоохранения схеме, 2006 г.) показал, что подавляющее большинство плавающих детей самостоятельно удерживали голову с 1,5 месяцев жизни и ранее, активно переворачивались с 3,5 месяцев жизни, в отличие от неплавающих детей, которые удерживали голову только с 1,5–2 месяцев жизни и самостоятельно могли переворачиваться только с 5 месяцев жизни. Большее количество детей экспериментальной группы могли самостоятельно сидеть без поддержки уже к 6-месячному возрасту. Следует отметить, что все плавающие дети активно ползали начиная с 6-месячного возраста. Дети контрольной группы сидели на 0,5 месяца позже, многие не ползали, а сразу начинали ходить.
Дети экспериментальной группы уже к 7,5 месяцам активно вставали в кроватке, а в контрольной группе только к 8,7–8,8 месяцам. Почти все дети, прошедшие курс плавания, стали рано ходить самостоятельно, в среднем с 10 месяцев, занимающиеся контрольной группы начинали ходить к возрасту одного года. У детей экспериментальной группы изменения мышечного тонуса по типу гипертонуса и гипотонуса верхних и/или нижних конечностей встречались одинаково часто. В процессе занятий у детей экспериментальной группы отмечалась нормализация показателей мышечного тонуса.
Кроме того, мы оценивали склонность к заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) у детей до года, занимающихся плаванием, анализируя показатели заболеваемости детей до года, мы пришли к выводу, что заболеваемость плавающих детей на 30 % меньше, чем неплавающих (табл. 4).
Таким образом, занятия плаванием способствуют повышению реактивности организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и повышают адаптационные возможности. Результаты исследования показали, что благодаря занятиям плаванием, мы помогаем детскому организму повысить устойчивость к простудным заболеваниям. У детей, занимающихся плаванием на первом году жизни, физическое развитие пропорциональное и гармоничное, масса соответствует длине тела, грудная клетка развита значительно лучше, а следовательно, и лёгкие. Заболеваемость ОРВИ на 30 % ниже по сравнению с контрольной группой и течение отмечается в более легкой форме.
Зафиксировано улучшение мышечного тонуса, рефлекторная активность, сон, нормализация эмоционального статуса. Увеличиваются функциональные возможности адаптационных систем организма, непосредственно центральной нервной системы и вегетативной, и, что немаловажно, создаётся более тесный психологический контакт с родителями.
Заключение
В результате исследований разработано содержание методики использования плавания на основе учета возрастных особенностей освоения навыка плавания в грудном возрасте и оценена ее эффективность.
Занятия детей плаванием в грудном возрасте оказывают оздоровительный эффект и положительно влияют на показатели физического развития, если методика занятий плаванием носит комплексный характер и учитывает возрастные особенности детей.
Эффективность предложенной методики обучения основам плавания детей грудного возраста доказана следующим: достигнута одна из конечных целей занятий плаванием с грудными детьми – научить ребёнка самостоятельно перемещаться в воде, освоен навык задержки дыхания при погружении лица в воду; наблюдается нормализация мышечного тонуса, рефлекторной активности, сна, улучшается эмоциональный статус; зафиксировано снижение заболеваемости ОРВИ на 30 % по сравнению с контрольной группой; кроме того проявляется более тесный психологический контакт детей с родителями.