Социально-экономические и политические преобразования усложнили функционирование многих социальных институтов региона. Согласно ведомственной статистической оценке органа внутренних дел по итогам 2020 г. Краснодарский край занимает 13 место среди субъектов Российской Федерации по количеству преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием. Общее количество случаев составляет 936 преступлений [1].
В настоящее время проблемы деструктивного поведения обучающихся отражаются в поведении не только «трудных», но и «обычных» подростков и молодежи. Характерной чертой последних десятилетий стало увеличение количества и форм девиации на личностно-психологическом, социально-психологическом и социально-институциональном уровнях. Присутствует утрата контроля над воспитанием подрастающего поколения со стороны семьи и школы. Деструктивные идеалы и образы поведения активно навязываются детям через социальные сети и уличные движения. Фактически возник кризис социального контроля данных проблем.
С 2015 г. в Краснодарском крае уже разработана и ведется государственная программа «Дети Кубани». В 2021 г. поставлена основная задача – снижение семейного неблагополучия, социально-средовая реабилитация и адаптация подростков и обеспечение профилактики безнадзорности и беспризорности в Краснодарском крае [2]. Эта задача требует от системы образования Кубани разработки мер профилактики деструктивного поведения обучающихся, особое значение приобретает приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственной культуре.
Вопросами деструктивного поведения занимаются многие отечественные ученые (С.А. Беличева, Ю.В. Василькова, А.Г. Макеева, Н.Ю. Максимова, Е.М. Мастюкова, И.А. Невский и др.). Все они отмечают, что отклонения от социальных норм включают активно-агрессивную ориентацию и нарушение норм общественного поведения, отражающееся в рискованном поведении, суицидальном, агрессивном, аддиктивном и делинквентном поведении, связанным с макро- и микросоциумом. Особым фактором становится микросоциум в развитии деструктивных отклонений у детей, связанных с настроением и поведением родителей, близких и друзей, отношением их друг к другу и к ребенку. К наиболее частым неблагополучным влияниям можно отнести:
1) «двойную мораль» (когда в школе говорят одно, а дома ребенок видит другое) – как следствие, у ребенка формируется чувство ущербности, которое компенсируется в асоциальном поведении (преступность), заглушается психотропными веществами;
2) неравенство – материальное, социальное – вызывает аналогичную реакцию;
3) невозможность удовлетворения различных видов потребностей, навязывание идеологии, деградация общественного сознания, снижение культурного уровня.
Перечень неблагоприятных влияний тесно связан с разрушением духовно-нравственной культуры общества в России. Утрата этнической идентичности в эпоху глобализации создала личностный конфликт между имеющимися культурными архетипами и появившимися социальными стереотипами.
Культурный архетип определяет структуру личности, его национальный или историко-культурный тип, определяя поведение и образ жизни. Теория коллективной бессознательности К.Г. Юнга и его соратника Дж. Хендерсона доказывает взаимосвязь архетипа и культуры, определяя их как «историческую память, лежащую между коллективным бессознательным и существующим образцом культуры» [3]. Именно культурный архетип является регулятором общественных процессов и становления личности. От него зависит духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения.
Изменяющиеся социальные стереотипы в эпоху глобализации общества искажают культурные архетипы, разрушая духовно-нравственные основы подрастающего поколения, противоречащие нормам морали, формирующие у детей и подростков элементы деструктивного поведения.
В данных условиях принцип культуросообразности в системе современного образования подрастающего поколения становится механизмом профилактики деструктивного поведения подрастающего поколения. Принцип культуросообразности отмечается многими современными педагогами (Е.В. Бондаревская, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачев, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.) в процессе формирования духовно-нравственной культуры в образовательном процессе. Он формирует три слоя будущей жизни подростка: образованность, гражданственность, цивилизационность. Каждый из ценностных слоев этой жизни формируется на основе духовно-нравственных культурных архетипов ребенка.
Духовно-нравственный культурный архетип человека отражается в менталитете и традициях этноса, обусловлен специфическим сочетанием культурных и природно-климатических условий, определяющих становление духовно-нравственного самосознания (Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, И.С. Кон, С.В. Петерина, Р.М. Ситько) на фоне «единого типа культурных впечатлений» (В.В. Розанов).
Обобщение результатов, полученных социологами и психологами в конце XX – начале XXI вв. (Ю.О. Коломиец, М.А. Кондаков, Е.С. Мороз, Е.И. Панова, П.С. Писаревский, Л.Н. Рыбакова, В.С. Собкин, В.И. Спиридонов и др.), позволяет утвердительно судить о воспроизведении и углублении в современном обществе конфликта между культурными архетипами и образовательными стереотипами. Этот ценностный, а точнее – антиценностный феномен непосредственно деформирует духовно-нравственное самосознание подрастающего поколения в процессе профилактики деструктивного поведения обучающихся [4].
Профилактика деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры приобретает особую актуальность в условиях цифровизации образования и формирующейся под влиянием информатизации глобальной интегративной образовательной макросреды, выступающей как важнейшее условие развития личности [5].
Цель исследования – создание духовно-нравственной жизнедеятельности образовательной организации для профилактики деструктивного поведения, что требует разработки концептуальных основ и построения системы формирования духовно-нравственной культуры обучающихся с учетом региональных особенностей и условий цифровой интегративной образовательной макросреды.
Материалы и методы исследования
В исследовании использованы такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, синтез, абстрагирование, моделирование, проектирование и другие.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенностью культурных архетипов в Краснодарском крае является большое разнообразие этносов, которые находятся в постоянном взаимодействии. Это позволяет судить как об интеграции и смешении культурных архетипов, так и их идентификации. В данном случае правильные образовательные стереотипы позволяют сохранить культурные архетипы на основе формирования у подрастающего поколения духовно-нравственной культуры.
Духовно-нравственная культура формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношения человека с миром и другими этносами, происходит мировоззренческое становление, этическое и эстетическое, эмоционально-чувственное, интеллектуальное, профессиональное, психофизическое развитие и др. Духовно-нравственная культура подразумевает обращение к духовности и гармонизации внутреннего мира личности, целенаправленное саморазвитие, стремление совершать нравственные поступки. При этом процесс развития культурных архетипов ребенка – это результат единства социального и индивидуального в личности, формирующегося под влиянием образовательных стереотипов.
Духовно-нравственным следует считать такого человека, для которого правила, нормы и требования, предписанные моралью общества и культурным архетипом, становятся его внутренними мотивами поведения, превращаясь в его личностные качества. Образовательные стереотипы – это всегда обучение нравственной жизни подрастающего поколения. Нравственность является нижней границей возможных для личности ребенка действий и поступков, а верхней границы нет. Формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения – непрерывный жизненный процесс, который направлен на овладение ребенком правилами и нормами поведения родного этноса, его менталитетом, что является профилактикой деструктивного поведения.
Формирование духовно-нравственной культуры должно осуществляться с учетом возрастных особенностей, которые отражены в психологии и педагогике. Интегративная образовательная и семейная среды ребенка служат духовно-нравственной атмосферой для определения его ценностных ориентиров на основе культурных архетипов и образовательных стереотипов. Формирование духовно-нравственной культуры становится профилактикой деструктивного поведения обучающихся, которое осуществляется во взаимодействии семьи и образовательного учреждения в процессе создания условий для самоактуализации воспитанника и его ценностной культурной сущности.
Основные принципы формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося в процессе профилактики деструктивного поведения в образовательном учреждении базируются на развитии его эмоционально-потребностной сферы в духовных и нравственных понятиях; формировании нравственно-ориентированной мотивации на основе культурных архетипов; организации разностороннего развития его во взаимодействии с воспитуемым во всех сферах жизнедеятельности образовательного процесса; создании воспитательных условий, способствующих активизации выбора духовно-нравственной позиции; ориентации обучающегося на субъектное основание, его самоопределение, самоанализ и самооценку, а также дальнейшее самовоспитание и саморазвитие личности.
Педагогическая составляющая профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры призвана формировать у них отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Культурные архетипы и образовательные стереотипы в данном процессе предусматривают активное участие как педагога, так и ученика, предполагая выработку духовно-нравственных установок и моральной стойкости, стимулов (мотивов) дальнейшего духовно-нравственного развития человека, формирования духовно-нравственного самосознания и самоопределения, приобщение к родной культуре, принятие правил и норм менталитета.
Профилактика деструктивного поведения детей и молодежи в образовательной организации направлена не только на создание особой педагогической среды, основанной на культурных архетипах, но также на минимизацию негативного влияния факторов социальной среды и образовательных стереотипов. Для этого возникает необходимость выявления в образовательной среде проявления девиантного поведения обучающихся, психологического и физического насилия, выражающегося в моббинге, буллинге, публичном унижении и оскорблении, доведении до суицида, массовом убийстве, терроризме и т.д. Именно в школе создается система профилактики и налаживания комплексного и регулятивного взаимодействия обучающихся с группой единомышленников из числа администрации, учителей, учащихся и родителей по следующим задачам:
- реализации содержания процесса формирования духовно-нравственной культуры обучающихся в общеобразовательной организации;
- формированию позитивной и сопряженной эмоциональной среды в образовательном пространстве общеобразовательной организации;
- усилению культурно-воспитательного компонента образовательного процесса с учетом преподаваемых учебных предметов;
- активному взаимодействию с родителями и законными представителями для получения информации об особенностях обучающегося, его наследственности и болезнях; определения причин различных отклонений в поведении; выявления жизненных условий; участия родителей и законных представителей, в жизни школы;
- обеспечению образовательного процесса на основе технологий, программ и методик, соответствующих основному принципу педагогики здоровья – «не навреди».
Профилактика деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры, на наш взгляд, должна осуществляться в интеграции культурной, психологической и духовно-нравственной функций. Цель последней функции предусматривает намерения действовать и изменять существующее состояние деструктивного поведения ребенка. При этом культурные архетипы определяют содержание воспитательного процесса, показывая взаимосвязь и различие норм и правил поведения. Различие данных архетипов связано как с физическими свойствами биологического объекта, так и накопленными культурными знаниями и навыками при жизни. Все они подвержены изменениям во времени. Основными направлениями профилактики деструктивного поведения подрастающего поколения в условиях образовательного учреждения являются:
- создание интегративной образовательной микросреды по формированию духовно-нравственной культуры;
- минимизация негативного влияния факторов социальных стереотипов через социально-педагогическую деятельность учителей и родителей;
- формирование и развитие личностных качеств обучающихся, предупреждающих деструктивное поведение на основе культурных архетипов;
- коррекция личностных особенностей, выступающих факторами их деструктивного поведения в процессе организации воспитательной и психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Профилактика деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры включает применение комплекса технологий направленных:
- на развитие культурно-адаптивных жизнедеятельностных функций у ребенка с помощью самоорганизации культуры сознания в процессе трех этапах: диагностика, организация общения, организация взаимодействия;
- развитие духовно-нравственных жизнедеятельностных функций у ребенка, основанных на способностях и свойствах психики его, ценностно-смысловых установках;
- развитие эмоционально-волевых жизнедеятельностных функций у ребенка, имеющих ценностно-эмоциональную основу и проявляющихся в активной и познавательной деятельности, целеустремленности и волевых усилий;
- развитие физиолого-соматических жизнедеятельностных функций у ребенка, основанных на становлении и формировании телесной конституции, способностей и свойств, развитии двигательной активности и физической работоспособности.
Методическое обеспечение профилактики деструктивного поведения обучающихся включает:
- формирование духовно-нравственной культуры на основе системного подхода с применением комплекса технологий (в том числе цифровых) по развитию культурно-адаптивных, духовно-нравственных, эмоционально-волевых, физиолого-соматических жизнедеятельностных функций у ученика в образовательной среде;
- изменение объектов интегративной образовательной среды (предметы, ситуации, отношения, ценности) позволяет учителю создать условия для развития культурно-адаптивных, духовно-нравственных, эмоционально-волевых, физиолого-соматических жизнедеятельностных функций у ученика с применением педагогической поддержки, направленной на развитие личности ребенка, его сознания, не применяя средства давления;
- деятельность учителя по реализации системы педагогических технологий для развития культурно-адаптивных, духовно-нравственных, эмоционально-волевых, физиолого-соматических жизнедеятельностных функций у ученика включают следующие этапы: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный; основная задача учителя на каждом этапе алгоритма реализации педагогической технологии – оказать помощь в решении поставленной или возникшей проблемы обучающимся, наполняя новым содержанием и создавая целостную ориентировочную структуру;
- применение конъюнктивного типа отношений среди субъектов образовательного процесса на основе педагогики общей заботы, сотворчества, сотрудничества и содружества.
Заключение
Таким образом, в результате исследования определена концептуальная основа и создана система с целью формирования духовно-нравственной культуры обучающихся в целях профилактики деструктивного поведения. Такая система базируется не только на региональных особенностях, но и условиях цифровой интегративной образовательной макросреды. Результаты исследования могут быть использованы образовательными организациями общего и профессионального образования для проведения профилактики деструктивного поведения в процессе формирования духовно-нравственной культуры обучающихся в условиях интегративной образовательной среды.