Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ESSENCE AND CONCEPTUAL PRINCIPLES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INFORMATION SECURITY OF ADOLESCENTS IN THE DIGITAL INFORMATION SPACE

Pustovoytov V.N. 1 Korneykov E.N. 1
1 Bryansk State University named after academician I.G. Petrovskiy
The analysis of the understanding of the digital information space based on taking into account the essence of its content is carried out. The types of negative influence of this space on adolescents have been identified. The conceptual significance of the psychological and pedagogical approach in solving the problem of information security of the younger generation when working with digitized information is shown. The understanding of psychological and pedagogical informational support of adolescents’ safety in the digital information space as a system of preventive, operational and corrective measures of a psychological and pedagogical nature has been determined. The conceptual principles of psychological and pedagogical support of information security of adolescents in the digital information space have been determined: the objective need to develop adolescents’ experience in the safe use of digital resources, subjectivity in ensuring information security of adolescents’ activities in the global network, integrativeness and consistency of psychological and pedagogical influence on the activities of adolescent children in the digital space, offensiveness in ensuring the educational function of the information digital space, taking into account the cumulative progressive development of adolescents in ensuring the information security of their activities in the digital space, ensuring the professional competence of teaching staff in the design and implementation of information security measures for the activities of children and adolescents.
information security
adolescents
digital information space
principles of ensuring personal information security
social security
digitalization of education
informatization of education

Информатизация и цифровизация представляют собой качественные характеристики общества XXI в. Трудно найти сферу жизни современного подростка, юноши, не связанную прямо или косвенно с цифровизацией и информатизацией, – молодое поколение с самого рождения включено в цифровой мир.

Цифровое информационное пространство обладает большим образовательным потенциалом – создает условия для реализации современным молодым человеком потребностей в познании, общении, досуговой деятельности; оно же несет для развития личности многочисленные угрозы (как непосредственные, так и в перспективе). Многих потенциально негативных факторов влияния цифрового пространства на молодое поколение можно избежать, соблюдая соответствующие принципы психолого-педагогического сопровождения деятельности подростков и молодежи в информационном пространстве [1]. Данные принципы находятся в стадии разработки вследствие новизны проблем информатизации образования.

Цель исследования: определить концептуальные принципы психолого-педагогического обеспечения безопасной деятельности подростков в цифровом информационном пространстве.

Материалы и методы исследования

Методологическую базу исследования составляют концептуальные идеи образовательных пространств (Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, В.И. Загвязинский, В.Е. Шукшунов и др.), идеи информатизации образования (И.В. Роберт, М.П. Лапчик, В.П. Поляков, D. Ahrens, G. Molzberger и др.), обеспечения социальной (Т.С. Борисова, М.М. Плоткин, Г.Г. Силласте, Л.И. Шерснов, Z. Bauman, U. Beck и др.) и информационной (М.В. Радионов, D. Bigo, M. Gasser и др.) безопасности личности. Материалы исследования: методологические концепции обеспечения информационной безопасности личности; концепции и методики педагогического сопровождения деятельности подростков в глобальной сети. Методы исследования: анализ, классификация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Определение концептуальных принципов психолого-педагогического обеспечения безопасной деятельности подростков в цифровом информационном пространстве требует системного подхода к решению проблемы и включает в себя решение как минимум следующих задач: выявление сущности исходных понятий («информационная среда», «информационное пространство», «цифровое информационное пространство», «информационная безопасность», «психолого-педагогическое обеспечение информационной безопасности подростков»), выявление угроз рассматриваемого пространства в отношении деятельности подростков, определение эффективных тактик обеспечения информационной безопасности.

В научном мире не сложилось единого понимания информационного пространства и информационной среды. В большинстве исследований данные понятия разделяются на основе учета их содержания. По своему содержанию понятие «информационная среда» более узко, чем содержание интенции «информационное пространство»; информационная среда в полном объеме целенаправленно создана человеком, строго структурирована в отношении своих ресурсов; употребление в речи категории «информационная среда» более характерно при описании формальной среды, деятельности формальных институтов. Разграничение данных категорий может быть проведено и по степени свободы, вариативности деятельности личности: в информационном пространстве пользователь является субъектом своей деятельности в большей степени, чем в информационной среде [2].

Информационное пространство целесообразно рассматривать как синкретическое единство реального и цифрового динамично изменяющихся в своем содержании и структуре пространств.

Цифровое информационное пространство имеет ряд особенностей. В отличие от реального: оно создано человеком и развивается им; контент данного пространства составляют как модели объектов реального мира (нерукотворные объекты и объекты материальной и духовной культуры), так и объекты, существующие только виртуально; в силу специфики представления и обработки информации электронно-вычислительной машиной, весь контент оцифрован, представлен как набор дискретных цифровых данных [3]. По признаку «рукотворности» категории «цифровая информационная среда» и «цифровое информационное пространство» синонимичны. По признаку степени объектности/субъектности цифровые пространство и среду, очевидно, следует разграничивать; при этом можно говорить о включении цифровой информационной среды в цифровое информационное пространство (например, формальная цифровая среда школы и цифровое пространство глобальной сети).

Цифровое информационное пространство, как пространство, по сути, без территориальных и временны̀х границ, пространство без ограничений для роста объема информации, предоставляет своему пользователю-субъекту возможность не только познать реальный и цифровой (виртуальный) миры, но и проявить индивидуальные особенности, осознать себя, свое место в мире [2, с. 55]. В ходе взаимодействия с другими субъектами пространства по созданию и обработке информационного контента пользователь развивает свои личностные и когнитивные качества. Тем самым цифровое пространство несет на себе большой образовательный потенциал, поликультурно по своей сущности (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк [4] и др.).

Вместе с тем цифровое информационное пространство потенциально опасно в отношении деятельности подрастающего поколения в сети и потребления контента. Для современной молодежи цифровое пространство не только дополняет реальный мир, оно встроено в повседневную жизнь, определяет во многом мировоззрение молодежи. Высокий уровень интеграции реальности и виртуальности вызывает у молодых людей ложное, не обусловленное реальностью чувство неограниченной свободы, ощущение бесконтрольности деятельности в глобальной сети, излишнюю самоуверенность. В большей степени подвержены негативному влиянию информационной сети подростки: они больше времени, чем дети, предоставлены сами себе, бесконтрольно проводят свой досуг в глобальной сети; молодежь, как правило, уже имеет некоторый опыт безопасной обработки и потребления оцифрованной информации.

Учитывая результаты наших исследований [5] и обобщая выводы М.М. Плоткина [6], Г.Г. Силласте [7], D. Bigo [8] и других авторов, приходим к выводу, что негативное влияние цифрового информационного пространства на подростков может проявляться:

– на уровне биолого-физиологических процессов организма человека (например, многочасовое «зависание» подростков в глобальной информационной сети, потенциально нездоровое увлечение веб-сёрфингом негативно влияют на органы чувств, на опорно-кинестетическую систему организма растущего человека);

– на уровне познавательных процессов (в частности, проявляется в формировании у излишне увлеченных виртуальным миром подростков «клипового мышления», специфичных особенностей внимания, памяти; бесконтрольный доступ к информации различной направленности и, соответственно, бессистемная ненормированная информированность, создают проблемы адекватного оценивания подростками информационного контента, объективной оценки и отражения реальности);

– на уровне социально-коммуникативных процессов (у значительной части современных подростков отмечается интернет-зависимость, зависимость от «социальных сетей», от «лайков» и оценивания сверстниками, что приводит к формированию специфичного опыта духовно-нравственного поведения, отношения к себе (в отдельных случаях выражается в аутоагрессии), обществу в целом, своему месту в обществе).

Потенциальные опасности, несомые цифровым контентом, риски деятельности подростков в сети, очевидно, должны предупреждаться и нивелироваться в рамках обеспечения информационной безопасности личности (например, [9–11]), в том числе – средствами психолого-педагогического сопровождения.

Информационная безопасность личности включается в структуру социальной безопасности [12, 13], рассматривается исследователями ([10, 14, 15] и др.):

– с позиции обеспечения внешней защиты личности от негативного влияния информационных ресурсов (это «состояние защищенности субъектов информационных отношений, включающее в себя качественную информационную среду… защищенность субъектов от негативных информационных воздействий и защищенность их информации, обеспечивающее полное удовлетворение информационных потребностей субъектов» [15, с. 41]);

– с позиции внутренней готовности личности противостоять возможному негативному влиянию информации («информационно-психологическая безопасность личности – сложное образование, определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором личность способна защитить себя как объект информационного воздействия и не способна оказывать целенаправленные негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений» [10]).

Способы обеспечения информационной безопасности подростков в цифровом информационном пространстве теоретически представимы запретительной, ограничивающей, разрешающей, предписывающей тактиками, а также правилами-разъяснениями безопасной деятельности в информационном пространстве. Перечисленные тактики обеспечения информационной безопасности личности специфичны в своей реализации. В частности:

– запретительная, ограничивающая, разрешающая, предписывающая тактики тяготеют к правовой плоскости, тактика правил-разъяснений лежит в плоскости психологии и педагогики;

– запретительная, ограничивающая, разрешающая, предписывающая тактики малоэффективны в применении к детскому и подростковому контингенту пользователей цифровых информационных ресурсов. Предписывающе-разрешающие методы эффективны, преимущественно, в отношении молодежи и взрослых, так как требуют достаточно высокого уровня сформированности опыта пользования цифровыми ресурсами, осознания потенциальных угроз и опасностей информационного пространства; дети и подростки таким уровнем знаний и осознанности не обладают;

– запретительные и ограничивающие деятельность в информационном пространстве меры недостаточно действенны, поскольку, учитывая специфику сетевой архитектуры глобальной сети, могут быть легко преодолены.

Названные особенности тактик обеспечения информационной безопасности подростков в цифровом информационном пространстве подчеркивают концептуальную значимость психолого-педагогического подхода в решении данной проблемы. Наиболее эффективными мерами обеспечения информационной безопасности детей подросткового возраста представляются психолого-педагогические методы. Формирование внутренней готовности подростков противостоять возможному негативному влиянию информационной сети предполагает в первую очередь формирование у них средствами психолого-педагогического сопровождения опыта безопасной работы с контентом глобальной сети и локальных ресурсов, опыта оценки его адекватности и объективности, формирование опыта безопасного взаимодействия посредством сетевых ресурсов, деятельности в целом в цифровом информационном пространстве.

Учитывая понимание информационной безопасности личности и выявленные виды возможного негативного влияния цифрового пространства на личность, под психолого-педагогическим обеспечением информационной безопасности подростков в цифровом информационном пространстве целесообразно понимать систему профилактических, оперативных и корректирующих мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у детей подросткового возраста готовности и способности противостоять потенциальному негативному влиянию контента цифрового информационного пространства.

Процесс формирования у подростков готовности и способности противостоять потенциальному негативному влиянию контента цифрового информационного пространства средствами психолого-педагогического сопровождения с учетом комплексного подхода к пониманию информационной безопасности личности требует опоры на систему концептуальных принципов. Ключевыми принципами системы представляются:

– принцип объективной необходимости формирования у подростков опыта безопасного пользования цифровыми ресурсами. Данный принцип предполагает целенаправленное формирование у подростков навыков безопасного использования цифровых ресурсов, воспитание осознанного адекватного поведения в отношении потенциальных угроз цифрового информационного пространства;

– принцип субъектности в обеспечении информационной безопасности деятельности подростков в глобальной сети. Принцип ориентирует построение процесса сопровождения информационно-коммуникативной деятельности подростков на основе идей аксиологического и антропологического подходов;

– принцип интегративности и системности психолого-педагогического влияния на деятельность детей подросткового возраста в цифровом пространстве. Принцип требует педагогического взаимодействия заинтересованных институтов, интеграции всех возможностей педагогической системы в систематическом сопровождении деятельности подростков в глобальной сети;

– принцип наступательности в обеспечении воспитательной функции информационного цифрового пространства. Принцип предполагает создание на основе идей гражданского общества на уровне государства системы противодействия искажению в информационном пространстве традиционных для России нравственных идеалов и норм поведения, упрочение и развитие системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи средствами целенаправленного включения воспитательного контента в информационные ресурсы и потоки;

– принцип учета кумулятивного прогрессивного развития подростков в обеспечении информационной безопасности их деятельности в цифровом пространстве. Принцип задаёт, с одной стороны, требование персонифицированного учета личностных особенностей (в том числе – уровня информационной культуры) подростков, а с другой – требование к отбору образовательных стратегий, содержания, моделей и технологий, способствующих развитию личностной культуры подростков как пользователей информационного пространства;

– принцип обеспечения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере проектирования и реализации мер информационной безопасности деятельности детей и подростков. Данный принцип предполагает целенаправленную подготовку и систематическое повышение квалификации педагогических кадров для эффективного сопровождения деятельности детей и подростков в цифровом пространстве.

Заключение

Реалии современной жизни, известная недавняя практика врѐменного всеобщего перехода на дистанционные формы обучения школьников определили необходимость оперативного всестороннего анализа возможных негативных факторов влияния цифрового информационного пространства на подрастающее поколение, проектирования и реализации на этой основе действенной системы информационной защиты молодежи. Обеспечение информационной безопасности подростков в цифровом информационном пространстве требует системного подхода, интеграции усилий всех заинтересованных институтов, учета интересов всех субъектов – пользователей данной среды. В значительной мере обеспечение информационной безопасности подростков должно строиться на реализации разъяснительных мер, формировании психологической устойчивости молодого поколения к информационным угрозам, формировании опыта деятельности в информационной сети.