Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CURRENT TRENDS IN CURRICULA REDESIGN AT THE UNIVERSITY

Pakharukova V.A. 1 Kokhtashvili N.I. 1 Yankina E.V. 1
1 Volgograd State Technical University
This article is devoted to the relevant problem of regular redesign of study programs at a university. In this regard, discussion materials of well-known domestic and foreign experts in this field were studied and analyzed. Cascading curricula redesign processes – goals, standards, assessments, courseware and professional development are considered. The 4-dimentional structure of assessment of competence parameters: knowledge, skills, character and meta-learning is investigated, with a special attention being paid to the interdisciplinarity of educational process. The focus is placed on sustainable development of a complex of aspects and levels to achieve the best results in the university education of students. The concept of a target foreign language is given in accordance with updated target orientation in teaching a foreign language at a technical university. An attempt is made to identify and formulate trends in the revision of curricula in foreign language learning at a university. The ratio of objective and subjective factors is determined, as well as the number of mandatory requirements for university curricula. A variable range of parameters is proposed for assessing the level of knowledge, competencies, and character traits formation and meta-learning.
curriculum redesign
meta-learning
multidimensional assessments
sustainable development
triangulation
proficiency levels in competencies
variables

В современных условиях вузам регулярно приходится пересматривать текущие учебные и рабочие программы (РП), делать поправки и вносить необходимые изменения (ОК → УК, ФГОС3++ и пр.), чтобы соответствовать изменяющимся целям и задачам профессионального образования. Сюда же можно добавить особенности в организации онлайн-обучения и зачастую «упрошенную» форму взаимодействия лекторов и студентов или магистрантов, которая ограничивается лекциями и тестированием, где нет места семинарам и дискуссиям с обсуждением актуальных социальных и профессиональных проблем, направленных на развитие важных для молодых специалистов личных черт характера, навыков и универсальных компетенций.

Цель исследования – изучить и проанализировать учебные материалы, а также отчетные публикации и дискуссионные статьи отечественных и зарубежных специалистов научно-исследовательских, учебных и деловых центров, чтобы придать нашим учебным программам оптимально интегрированный характер и включить необходимые параметры.

Создавая рамки образовательных целей, некоторые исследователи [1–3] представили их как «каскадные процессы пересмотра (Cascading redesign processes) учебных программ – 1) цели (Goals); 2) стандарты (Standards); 3) оценки (Assessments); 4) учебные программы (Curricula); 5) учебные пособия (Courseware); 6) профессиональная квалификация (Professional development), чтобы иметь возможность повлиять на обсуждение стандартов образования и на то, как стандарты будут способствовать разработке глубокого пересмотра оценок, чтобы сделать их более целостными (holistic) и актуальными (relevant)».

Стратегия образования для устойчивого развития, взятая в качестве приоритетного направления рядом международных центров образования, является крайне актуальной и представляет большой интерес для исследователей, национальных и местных органов образования, педагогов, преподавателей вузов и школ, а также для людей, заинтересованных в решении проблем образования. Специалистам в этой области удалось сформулировать и обосновать, казалось бы, правильные стратегические и тактические цели и задачи, определить параметры в плане устойчивого развития и достижения качественного уровня образования. Однако периодические публикации и отчеты ответственных руководителей и участников, органов образования (jurisdictions), наделенных полномочиями, в большей степени свидетельствуют о том, что эти правильные и хорошо понятные цели и ожидаемые в связи с этим результаты также не достижимы вот уже на протяжении ряда лет.

Именно такие размышления отражены в дискуссионной отчетной статье, опубликованной Центром по пересмотру учебных программ (CCR, Australia; Fadel Ch., Horvathova M., Atwood C., Peterson Am., et al., 2021) совместно с Центром стратегического образования (CSE, Mackay T., Redman K., Cropley M., Miller An. et al., 2021) [4, 5]. Специалисты придерживаются точки зрения, что «этот отчетный документ предназначен для продвижения настоятельного требования многоаспектной оценки компетентности стран, а также установки на развитие соответствующих черт характера и компетенций студентов в ходе изучения дисциплин, включенных в учебную программу. Исходя из этого документа авторы полностью и открыто признают методологические проблемы – в концептуализации, в источниках данных, в построении и в установлении достоверности. В настоящем документе не утверждается, что эти проблемы решены» (Перевод цитируемых материалов выполнен автором статьи Пахаруковой В.А.).

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовался ряд методов: метод теоретического анализа соответствующей литературы, сравнительный метод, метод обобщения накопленного опыта в области исследования, опросно-диагностические методы (интервьюирование, анкетирование, тестирование), методы наблюдения и прогностические методы (моделирование и прогнозирование).

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим ряд базовых понятий, включенных в качестве целей и параметров обучения Центром по пересмотру учебных программ (CCR), чтобы получить общее представление о тенденциях и критериях многоаспектной оценки параметров по ряду стран. За основу взята диаграмма «Учащийся 21-го века» («21-st Century Learner») [6] и дополнена в соответствии с текущими целями и задачами в области образования для устойчивого развития.

Итак, предлагается «4-х размерная (4D) структура: знания (Knowledge) + компетенции (Competences), последние определяются как навыки (Skills) + характер (Character) + аспекты метаобучения (Meta-Learning dimensions). В этой структуре знания определяются как «то, что мы знаем и понимаем». В основе знаний лежит междисциплинарность: традиционные знания (напр., математические), современные (напр., предпринимательство), темы (напр., глобальная грамотность). Навыки, т.е. «как мы используем то, что знаем», а именно креативность (Creativity), критическое мышление (Critical thinking), общение (Communication), сотрудничество (Collaboration). Далее идет характер «как мы ведем себя и взаимодействуем с миром» – осознанность (Mindfulness), любознательность (Curiosity), смелость (Courage), стойкость (Resilience), этика (Ethics), лидерство (Leadership). И наконец, метаобучение «как мы рассуждаем и адаптируемся» – это метапознание (Metacognition) и установка на рост (Growth mindset)» (Перевод цитируемых материалов выполнен автором статьи Пахаруковой В.А.).

Метапознание и установка на рост, по мнению исследователей [7], поддерживают хорошее самочувствие, поскольку все аспекты метаобучения напрямую влияют на самочувствие и самоощущение человека. Ставя личные цели, веря в себя и стараясь жить продуманной жизнью, человек может лучше понять и сформулировать свое чувство цели и направления.

В иностранном языке: «метапознание» (Metacognition) улучшает изучение языка. Осознание (Awareness) врожденных процессов, которые позволяют нам обрабатывать и усваивать язык, наряду с лучшими стратегиями для практики, способствует улучшению регулирования процессов и обучения. Кроме того, идентичность глубоко связана с языком; люди демонстрируют языковые версии личности. Установка на рост (Growth mindset) позволяет людям продуктивно учитывать множество убеждений, которые у них могут быть о себе и языке при изучении второго языка, от убеждений об интеллекте на их родном языке до убеждений о способности к изучению второго языка (например, «только дети могут его выучить»). Люди также должны осознавать ошибки, которые они неизбежно совершат, чтобы улучшить свою беглость. Смелость и стойкость (Courage & Resilience) необходимы, чтобы преодолеть барьер, препятствующий тому, чтобы звучать неловко или неправильно на каком-либо языке, и попробовать что-то совершенно иностранное. Устойчивость с течением времени в форме целенаправленных усилий и практики также необходима для успешного изучения языка. Внимательность (Mindfulness) включает в себя физическую форму, и уровень осознания тела помогает изучать язык, замечая, как по-разному двигается рот. Однако занятия по иностранному языку важны не только для овладения языком, но и для изучения обычаев и традиций других культур. Осознанность помогает развивать открытость по отношению к другим культурам. Понимание того, что способ, которым человек изначально что-то делает, не является единственным способом, а является частью этого процесса (а также метапознания)» [8, 9].

При этом акцент делается на метаобучение (Meta-Learning), которое определяется и как отрасль метапознания, связанная с изучением собственного обучения и процессов обучения [10].

Здесь важно отметить, что студенты вуза должны четко представлять себе цели и задачи, определенные в учебной программе, к примеру, по целевому иностранному языку, и активно взаимодействовать с ведущим преподавателем. А также знакомиться с современными методами и технологиями изучения дисциплин, в том числе изучения отдельных тем по общепрофессиональным предметам на целевом иностранном языке (английском), развивая при этом вышеуказанные и другие черты характера, универсальные и профессиональные компетенции. Понятие целевой иностранный язык в данном случае отражает целевую ориентацию в преподавании иностранного языка в вузе в связи с переосмыслением функций и результатов в системе высшего образования и особым значением, которое приобретает полиязычное образование [11].

Концепция «Четырехмерное образование» по оценке авторов публикации так и не сработала должным образом. Далее группа специалистов (Ad. Furnham, J. Grove, A. Grayling, D. Hung, A. Schleicher, An. Seldon at al.) отмечает, что:

1. Используемый процесс не является чем-то необычным даже в образовательных кругах: например, построение рейтингов университетов с несколькими конкурирующими взглядами на то, какие параметры имеют значение и вес.

2. В исследовательском сообществе в области образования наблюдается тенденция фокусироваться на «доказуемой достоверности» (‘demonstrable validity’), что, если зайти слишком далеко, препятствует продвижению. Есть пределы доказуемости, и даже лучшие инструменты, такие как PISA, имеют свою долю неопределенности.

Кроме того, подразумевающее решение проблем достоверности искажает качество исходных данных (например, обсуждение веса, придаваемого параметру, когда полоса ошибок параметра может превышать вариативность веса). В документе Центра по пересмотру учебных программ (CCR) «Теория изменений и исследовательский процесс» эта сложность описывается в разделе «Доказательства».

3. Параметры, о которых идет речь, трудно определить с самого начала, хотя Центр (CCR) установил конкретные критерии в ходе своих исследований. Центр по пересмотру учебных программ (CCR) собирает большие статистические опросы с переменной достоверностью, поэтому он считает, что триангуляция (triangulation) – это лучший способ определить трудноизмеримые навыки, характер и способности к метаобучению, описанные здесь. Это четкое разграничение и дополнительный подход к традиционному психометрическому подходу «несколько точек данных с высокой достоверностью».

В соответствии с вышеизложенным прокомментируем некоторые взгляды и тенденции: 1) построение рейтингов университетов; 2) тенденция фокусироваться на «доказуемой достоверности» 3) триангуляция (triangulation) – это лучший способ определить трудноизмеримые навыки, характер и способности к метаобучению.

Несмотря на кажущуюся правильность и объективное стремление в точности оценить, измерить, зафиксировать все параметры учебной деятельности или построить визуальный рейтинг указанных университетов создается ощущение «формальной» оценки, особенно с учетом проведения занятий в течение достаточно длительных периодов в режиме онлайн. И если взаимодействие между студентами и преподавателем ограничивается лишь формальным общением, то соответственно вряд ли будут складываться условия для развития большей части навыков или черт характера, даже прописанных в учебной программе. Здесь многое зависит от профессионализма преподавателя, его личных качеств и черт характера студента, чтобы компенсировать издержки, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса или недостатки личного характера. Так, при желании любой квалифицированный преподаватель сможет создать условия для устойчивого развития ряда вышеперечисленных навыков и черт характера, если будет проводить семинары, практические занятия и/или дискуссионные классы, а не ограничиваться формальными докладами или тестами по теме. К примеру, креативность и критическое мышление можно практиковать не только на занятиях по математике или смежных науках, но и в других дисциплинах при обсуждении подходящей тематики. А критическое мышление приветствуется у нас на практических занятиях по целевому английскому языку при обсуждении тем «Digital Economy» («Цифровая экономика»), «Information Technologies» («Информационные технологии»), «Internet Marketing» («Интернет-маркетинг»), «Information Security» («Информационная безопасность») и других тем со студентами вторых курсов и с магистрантами по специальности «Экономика» и «Менеджмент». Что касается коммуникативных навыков, общение и сотрудничество имеют место в ходе подготовки и презентации групповых проектных заданий, в том числе в режиме онлайн. Здесь также есть возможность для развития таких черт характера, как осознанность и любознательность при самостоятельной работе с информационным материалом по специальности, смелость и стойкость при обсуждении и отстаивании оригинальных взглядов на проблему, а также обращаем внимание на этические нормы и лидерские качества. Вот пример междисциплинарности в действии, хотя в пересмотренной учебной программе на основе текущего стандарта по иностранным языкам, прописана лишь компетенция УК-4 (коммуникация) и индикаторы (УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3) достижения этой компетенции. Но организация учебных занятий с реальным учетом вышеперечисленных параметров позволяет достичь совершенно другого уровня изучения дисциплины [12].

Хорошо известно, что любые рейтинги всегда относительны, а регулярная публикация сведений такого рода дает информацию к размышлению, сравнительному анализу и пересмотру позиций. Мы разделяем точку зрения, что соглашаясь с объективными критериями оценки полностью или частично, всегда будет присутствовать доля субъективного. И диапазон этого субъективизма как раз часто зависит от качеств участников, тех самых пресловутых черт характера, профессионализма, успешности, а подчас настроения и /или опасений, как бы не оказаться в неловкой ситуации.

В учебных программах в разделе ФОС нашего технического университета указаны разные критерии оценки различных заданий – грамматических, коммуникативных, проектных, презентационных, кейс-стади (case-study) и семестровых по целевому иностранному языку, которые также предполагают развитие определенных черт характера и компетенций. Тем не менее каждый студент или магистрант всегда хочет услышать какое-то живое одобрение, что-то важное лично для себя, развития своих резервных способностей и психических функций, получая эмоционально подкрепленную оценку в дополнение к критериям и аспектам, прописанным в учебных программах; вот из всего этого комплекса и складывается так называемая объективно-субъективная оценка. Следовательно, отклоняться из одной крайности под названием «субъективизм» до другой крайности «объективизм» можно бесконечно долго, но при этом, на наш взгляд, важно найти оптимально устойчивое соотношение комплекса параметров [13].

Следует отметить, что все вышеперечисленные параметры относятся к переменным текущим величинам, которые имеют тенденцию складываться в различном соотношении в зависимости от оптимальных или формальных условий организации учебного процесса по той или иной дисциплине в соответствии с целями и параметрами, указанными в учебной программе.

Итак, в разделе «Дискуссия» мы находим подтверждение в следующем: «было бы легко сделать выводы, которые являются чрезмерно далеко идущими. Читателю рекомендуется иметь в виду, что:

1) как и все индексы, выбор параметров является естественным отклонением (сдвигом, предубеждением, перекосом, смещением, субъективизмом). Это также можно найти в аналогичных индексах, таких как рейтинги университетов и других. Тем не менее это служит для того, чтобы начать разговор о недостаточности показателей Знаний;

2) сами параметры не могут быть точно измерены и в международных сравнительных данных не приводятся оценки погрешности измерений. Это добавляет некоторую неизвестную потерю точности, проблему, которая также характерна для большинства рейтингов;

3) многие страны не располагают достаточно развитой инфраструктурой для обеспечения ряда используемых параметров (отсюда усечение на 22 для PIAAC и 30 для PISA). Таким образом, невозможно определить, не является ли Сомали мировым лидером по устойчивости или Непал по осознанности и т.д.;

4) в какой степени результаты обусловлены социальными структурами по сравнению с формальным образованием? В данном случае выделяется важность социальной / эмоциональной среды студента, что составляет ≈ 30 %. А именно, заботливый взрослый (Caring adult) – ближайшие родственники (Immediate family), большая семья (Extended family), близкие друзья (Close friends), а также качество равноправной сети (Quality of peer network) – локальные убеждения и ценности (Local beliefs and values), национальные убеждения и ценности (National beliefs and values)» (Перевод цитируемых материалов выполнен соавторами статьи Янкиной Е.В., Кохташвили Н.И.).

Заключение

В этом исследовании разработчики руководствовались в основном описаниями и обнаружили, что измерение знаний (и тем более основных показателей арифметики/ математики, грамотности/языка, науки и решения проблем) является совершенно недостаточным, отсюда и разработка этой системы показателей 4D. «Это также ставит следующие дополнительные вопросы, имеющие большое значение для всего мира, который отчаянно нуждается в лучших результатах».

- Как юрисдикция страны может улучшить свою систему образования, чтобы соответствовать желаемым результатам в области Навыков, Характера и Метаобучения? Куда ей следует направить свою образовательную энергию, учитывая ее существующие социальные возможности?

- Что наиболее важно в неспокойном мире, как мы можем измерить скорость изменения юрисдикции без лонгитюдного анализа в течение десятилетия? (время имеет большое значение). Существуют ли доверенные лица для измерения адаптивности юрисдикции и ее готовности к изменениям?

Поскольку рассматриваемая проблема имеет ряд переменных величин, на сегодня нет однозначного ответа. Мы считаем, что следует продолжить обсуждение дискуссионных публикаций, в ходе которого вероятно проявятся новые обстоятельства, скрытые по каким-либо причинам, что даст возможность определить оптимальный диапазон «обоснованных отклонений».

Добавим ещё издержки онлайн-обучения в вузе, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса и недостаточным уровнем развития ряда навыков, в том числе самостоятельной работы, особенно у студентов 1–2-х курсов и уровнем автономного изучения отдельных тем по специальности у магистрантов. К тому же умение формулировать и выражать свои взгляды и делать выводы также актуально для всестороннего развития будущего профессионала по любой специальности, в том числе технической. Здесь крайне важно осознанно относиться к себе, направляя усилия и на то, чтобы учиться компенсировать недостатки организационного, личностного и профессионального характера.

Системы образования во всем мире все чаще признают необходимость обучения своих студентов новому набору компетенций, выходящих за рамки традиционных дисциплин. Чтобы быть успешными в учебе, жизни и работе, учащиеся должны овладеть навыками XXI в., такими как креативность и критическое мышление, социально-эмоциональными характеристиками обучения, такими как любознательность и устойчивость, и способностями к метаобучению, которые часто описываются, как умение учиться.

Выражаем благодарность Центру по пересмотру учебных программ (CCR, Australia), приславшему приглашение принять участие в дискуссии по объективной оценке компетенций с целью достижения лучших результатов в учебной деятельности.

We would like to thank the Center for Curriculum Redesign (CCR, Australia) which sent us an invitation to participate in the discussion on the objective assessment of competencies in order to achieve better results in educational activities.