Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STSI OFFICERS ON SAFE ACCOMPANYING VEHICLES

Dmitriev A.V. 1 Mikhailov O.B. 2 Sereda S.V. 1 Simul M.G. 3
1 A branch of the Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya
2 Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
3 Siberian State Automobile and Highway University
The article is devoted to the problem of training traffic police officers to ensure the safe escort of vehicles and military equipment as part of an organized transport convoy to the sites of tactical exercises. The relevance of the training of traffic police officers, as specialists in the field of road safety, is revealed, which is the key to both the safety of other road users and the Russian society as a whole. The problems of training specialists capable of safely and accident-free escorting vehicles, as well as the problems of instilling them with the appropriate competencies, as required by the state educational standard, are posed. The specificity of the formation of general professional and professional competencies to improve road safety when accompanied by automobile convoys is revealed. Recommendations are given for the formation of practical skills and abilities to accompany automobile convoys in the performance of official tasks, which is necessary to maintain the corresponding high prestige of an employee of the internal affairs bodies. An authoritative author’s approach to this problem is analyzed, which gives recommendations for training specialists in the field of vehicle escorting, and also takes into account the many years of experience of practical traffic police officers, which can bring the improvement of road safety to a new modern level.
general professional competence
professional competence
topical issues of the activities of traffic police units
vehicle escort
teaching methodology
long-term experience
teaching prospects
activity approach

Как показывает практика, формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций у сотрудников ГИБДД в рамках изучения различных дисциплин, связанных с безопасным движением военной техники в составе организованной транспортной колонны, является непростой задачей обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие у должностных и ответственных лиц знаний, умений и навыков по порядку и тактике сопровождения военных колонн к местам проведения тактических учений принято считать основной причиной дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), возникающих в ходе движения автомобилей в транспортной колонне. Данную проблему можно решить, сформировав такую компетенцию, как умение работать с разными источниками информации и ее ресурсами, а также соответствующими технологиями, применять различные средства, методы и способы поиска, получения, обработки, систематизации, хранения и передачи необходимой информации (ОК-16) [1].

Цель исследования: определение проблемы и установление особенности формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у сотрудников ГИБДД, необходимых для сопровождения транспортных средств, в том числе используя многолетний опыт преподавателей вузов и практических работников ГИБДД.

Материалы и методы исследования

Обобщены и систематизированы специальные знания и практический опыт формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций по особенностям безопасного сопровождения транспортных средств, возникающих в процессе несения службы сотрудниками ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного движения транспортных средств. Проанализированы нормативные правовые документы, подобраны научные источники, изучен практический подход специалистов в данной области проблематики.

Результаты исследования и их обсуждение

Сопровождение – это комплекс специальных мероприятий по обеспечению безопасности движения транспортных средств на маршруте их следования с применением специальных автомобилей с нанесенными на боковые поверхности отличительными цветографическими схемами и специальными световыми и звуковыми сигналами [2]. Организованная транспортная колонна – это группа из трех и более автомобилей, следующих в колонне один за другим по одной полосе проезжей части дороги с включенными фарами при сопровождении патрульного транспортного средства с нанесенными на боковые поверхности отличительными цветографическими схемами, в процессе движения которого могут быть включены специальные маячки красного и синего цветов. Воинская колонна – это организованная колонна от трех до двадцати транспортных средств специализированной техники воинских формирований и (или) органов внутренних дел Российской Федерации [3]. Владея тонкостями этих понятий, сотрудник, задействованный в организации и осуществлении сопровождения, сможет сформировать компетенцию самостоятельно анализировать правовые отношения, которые являются объектами их профессиональной деятельности, а также сможет юридически грамотно квалифицировать различные факты, происходящие события и их обстоятельства (ПК-3).

Наиболее идеальна и удобна для безопасного и беспрепятственного движения автомобильных колонн была бы телеавтоматическая система управления движением транспортных средств, по аналогии с системой «СТАРТ», которая применяется в г. Москве и предназначена для автоматизированного управления движением потоков транспорта по всей улично-дорожной сети города. Ее основы были теоретически разработаны и практически реализовывались в крупных городах России еще в 1970-х гг. Она позволяет включать «зеленые улицы» для беспрепятственного проезда транспорта специального назначения с помощью специального пульта или по команде со стационарного пункта управления. Поэтому в ее отсутствие приходится особое внимание обращать на нижеследующие факторы, позволяющие обеспечить повышение безопасности движения воинских колонн, что приведет к способности самостоятельно логически грамотно и точно мыслить, систематизировать, анализировать, осмысливать и обобщать информацию, ставить проблемные вопросы и находить им верные решения (ОК-9).

Перед сопровождением воинской колонны должны быть установлены: время, оптимальный маршрут и условия предстоящих перевозок. Время движения лучше всего выбирать в часы «межпиков», т.е. то время, когда основное население города уже находится на рабочих местах, например с девяти часов утра до семнадцати часов, или после девятнадцати часов. Оптимальный маршрут движения должен проходить по возможности по тем улицам, где движение маршрутных транспортных средств и пешеходных потоков по нерегулируемым пешеходным переходам минимально, также следует учитывать на маршруте движения наличие детских учебных учреждений, мест массового скопления людей и мест высокой концентрации ДТП, что формируется креативным мышлением при творческом подходе к решению любой профессиональной задачи, при этом немаловажным фактором является проявление собственной инициативы в ситуациях, связанных с риском, что может пригодиться для принятия соответствующих управленческих решений в служебной деятельности, а также в нестандартных ситуациях, за которые приходится нести ответственность (ОК-10).

Для уточнения условий предстоящих перемещений транспорта желательно провести предшествующее движению обследование выбранного маршрута следования с целью выявления и устранения возможных опасностей для движения, в их числе: ремонт автодороги, отсутствие светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки в тех местах, где их наличие обязательно, условия тумана, зимняя скользкость и т.д. При наличии десяти и более военных машин в колонне желательно производить регулирование дорожным движением на всех крупных перекрестках силами нарядов ГИБДД, что формируется умением приобретать новые знания, умения и навыки, повышать свой культурный и интеллектуальный уровень, при этом необходимо анализировать свои возможности при самосовершенствовании и адаптации к быстро меняющимся условиям своей профессиональной деятельности (ОК-11).

Для исключения ослепления специальными световыми сигналами сопровождаемых транспортных средств ведущему колонну патрульному автомобилю необходимо отключить задний сектор устройства, предназначенного для подачи специальных сигналов, на сто восемьдесят градусов по ходу движения.

Количество патрульных автомобилей и сотрудников сопровождения, привлекаемых к движению транспортной колонны, определяет начальник ГИБДД, при этом он учитывает вид сопровождения, количество сопровождаемых транспортных средств, протяженность маршрута движения и т.д. Но по каким параметрам начальник ГИБДД должен определять необходимое количество автомобилей сопровождения? Ведь, ни в каком нормативном правовом акте или инструкции об этом не сказано. Предложенные факторы выбора очень размыты, а от этого существенно зависит безопасность движения и, как следствие, жизнь и здоровье военнослужащих, которых предстоит сопровождать в воинской колонне. Количество автомобилей сопровождения необходимо рассчитывать, основываясь на численности и типе сопровождаемых транспортных средств, сложности и размеров перекрестков на маршруте движения, вида перевозимого груза и т.д. Исходя из многолетнего опыта сопровождения, необходимое количество патрульных автомобилей сопровождения можно будет рассчитать по следующей формуле: NАС = NТС/3, где NАС – количество автомобилей сопровождения, NТС – количество сопровождаемых транспортных средств.

Для безопасности дорожного движения рекомендуется под сопровождение брать не более десяти транспортных средств, так как длина такой колонны уже будет достигать примерно одного километра (например, длина БТР-82А равна 7,65 м, расстояние между движущимися в колонне машинами достигает в среднем 40–70 м). Поэтому для сопровождения нескольких десятков транспортных средств рекомендуется отдельное движение нескольких воинских колонн, что формируется способностью сотрудников ГИБДД выполнять свои должностные обязанности по охране общественной безопасности, в которую в том числе входит безопасность дорожного движения, а также безопасность личности, общества и государства (ПК-10).

Перед началом движения автомобильной колонны сопровождающие ответственные лица должны обеспечить: проверку у водителей документов, правильность размещения грузов, внешний осмотр сопровождаемых транспортных средств для выявления возможных технических неисправностей, а также провести инструктаж водителей, задействованных для управления сопровождаемых транспортных средств.

На этом этапе основной проблемой является нарушение водителями сопровождаемых транспортных средств пункта 2.7 Правил дорожного движения (далее – ПДД), где указано, что водителю запрещено управлять автомобилем в состоянии алкогольного или иного опьянения. Соответственно, такой водитель будет отстранен от сопровождения и привлечен к соответствующей ответственности по статье 12.8. КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за такое управление [4].

На практике часто выявляются нарушения пункта 2.3 ПДД, который обязывает водителя автомобиля перед выездом из гаража проверить, а также в пути обеспечить исправное техническое состояние автомобиля в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, за что водитель может быть привлечен к соответствующей ответственности по статье 12.5. КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за неисправности и условия, при которых такая эксплуатация запрещена. Например, не работает звуковой сигнал, не горит ближний свет фар, светопропускание переднего и боковых окон не соответствует норме и т.д., что в конечном итоге не является основанием для запрета на дальнейшее движение такого транспортного средства в сопровождаемой колонне.

В состав нарядов сопровождения ГИБДД назначаются сотрудники, прошедшие специализированную контраварийную подготовку и допущенные к управлению транспортными средствами, оборудованными специальными сигналами [5]. Логично, что водитель, который сопровождает колонну с включенными спецсигналами без наличия у него специального допуска, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

На формирование профессиональных компетенций в образовательном процессе ориентированы проблемные ситуации (В.В. Сериков), способствующие накоплению субъектного опыта в различных профессионально-ориентированных ситуациях. Примером такой ситуации может быть сопровождение транспортных средств, когда не допускаются какие-либо отступления от ПДД, непосредственно связанные с выездом на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, движением на красный сигнал светофора, превышением скорости движения в населенном пункте и за его пределами. Возникает вопрос: как в данной ситуации сотруднику патрульного автомобиля прикрытия отрегулировать дорожное движение на перекрестке в момент движения через него транспортной колонны, состоящей из нескольких транспортных средств, когда загорится красный сигнал светофора? Если этот момент проигнорировать, то на таком перекрестке колонна разорвется или произойдет вклинивание в нее посторонних транспортных средств. Для того чтобы этого не произошло, необходимо либо на каждый перекресток (регулируемый, нерегулируемый) выставлять дополнительные патрульные автомобили, что нереально в силу объективных причин, либо замыкающему патрульному автомобилю включить спецсигналы, выехать на полосу, предназначенную для встречного движения, остановиться на перекрестке и отрегулировать дорожное движение с помощью сигнально-громкоговорящего устройства, далее, уехать с перекрестка на запрещающий сигнал светофора, догнать автомобильную колонну и присоединиться к замыкающему колонну транспортному средству и стать замыкающим патрульным автомобилем сопровождения. Данное умение учит сотрудника ГИБДД грамотно совершать такие юридические действия, которые позволят принимать соответствующие решения в точном соответствии с законодательством России (ПК-5).

Перед выходом автомобильной колонны на марш водитель лидирующего патрульного автомобиля сопровождения должен постепенно увеличивать скорость движения, исходя из технической возможности сопровождаемых транспортных средств, потому что в ином случае это неизбежно приведет к образованию разрывов между автомобилями в колонне, что может способствовать вклиниванию в нее посторонних транспортных средств. Скорость движения колонны должна определяться в соответствии с пунктом 10.1 ПДД. В зависимости от численности и состава колонны и условий движения сопровождение может осуществляться одним и более патрульными автомобилями [6], которые, в целях недопущения обгона колонны и вклинивания в нее посторонних транспортных средств, могут выстраиваться одним из вариантов (одним патрульным автомобилем; двумя патрульными автомобилями; тремя патрульными автомобилями; тремя патрульными автомобилями, один из них «сигнальный»; тремя патрульными автомобилями, два замыкающих двигаются параллельно с целью исключения обгона колонны), это умение формируется способностью сотрудника ГИБДД требовать соблюдения законодательства России другими участниками движения (ПК-4).

На автомобилях сопровождения должны быть включены специальные световые сигналы, а при необходимости специальные звуковые сигналы. В процессе сопровождения патрульные экипажи и сопровождаемые транспортные средства руководствуются главой 3 ПДД «Применение специальных сигналов». За нарушения требований главы 3 ПДД водители таких транспортных средств несут соответствующую ответственность по статье 12.15. КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части дороги встречного направления и статье 12.17. КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за непредоставление преимущества для движения автомобиля с включенными спецсигналами. Умение руководствоваться главой 3 ПДД формируется при надзоре за дорожным движением, профилактике и предупреждении ДТП снижении их тяжести (ПК-2).

Для предупреждения участников дорожного движения о приближении организованной колонны на перекрестках, пешеходных переходах, местах концентрации ДТП необходимо использовать сигнально-громкоговорящее устройство, а также можно дополнительно использовать «сигнальный» автомобиль сопровождения, движущийся перед основной колонной сопровождения на расстоянии от двухсот до четырехсот метров.

При подъезде организованной колонны к загруженному транспортом перегону дороги, а также к перекрестку с образовавшимся на нем затором, для беспрепятственного пропуска колонны и предупреждения ДТП, рекомендуется использовать сигнально-громкоговорящее устройство для обращения к иным участникам дорожного движения. Требование пропустить транспортную колонну поможет правильно сориентировать водителей и предотвратить разрыв колонны или вклинивание в нее других автомобилей, что формирует навык уверенно действовать в экстремальных и сложных ситуациях, проявляя психологическую устойчивость (ОК-8).

Также сотрудникам ГИБДД запрещается вести радиообмен, связанный с выполнением задач по сопровождению воинских колонн, по открытому каналу связи без использования специальных кодовых таблиц. Без хорошо поддерживаемой связи невозможно взаимодействие между участниками сопровождения, а следовательно, слаженное и безопасное движение в организованной колонне. Для разрешения проблемы, связанной со сложностью овладения навыком оперативного владения кодовой таблицей, необходимо своевременное осведомление сотрудников ГИБДД о возможности использования закрытых каналов связи или сотовой связи, что формируется умением работать с различными видами источников информации, информационными технологиями, а также получать, обрабатывать, хранить и безопасно передавать служебную информацию (ОК-16).

Заключение

Таким образом, формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций у сотрудников ГИБДД позволит выработать умение выбирать правильную тактику в различных ситуациях безопасности дорожного движения при сопровождении воинских колонн, что позволит вывести безопасность сопровождения на новый современный уровень благодаря современным подходам в образовании.

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важнейшей составляющих стратегической задачи страны, которая определяет безопасность личности, общества и государства. Современный компетентностный подход в системе образования способен сформировать незаменимые знания, умения и навыки у сотрудников ГИБДД, участвующих в обеспечении безопасного сопровождения автомобильных колонн.