В условиях современного общества инновационного типа меняется характер требований, предъявляемых к школьному учителю. Особое место среди них занимает способность педагога к восприятию и продуцированию новых идей, быстрому принятию решений в нестандартных ситуациях, к пониманию им сущности происходящих инновационных процессов в системе образования и в обществе в целом, а также готовность к активному включению в данные процессы. В этой связи изменились и требования, предъявляемые обществом к системе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе.
Одним из эффективных средств решения, стоящих перед системой высшего педагогического образования задач, может рассматриваться научно-исследовательская деятельность обучающихся, способствующая формированию у будущих педагогов готовности творчески осуществлять профессиональную деятельность, опираясь на достижения педагогической науки и практики.
Включение будущих педагогов в научно-исследовательскую деятельность традиционно осуществляется в самых разнообразных формах, одной из которых, в соответствии с ФГОС, является учебная практика (научно-исследовательская работа). На сегодняшний день вузами страны накоплен достаточный опыт её проведения, в том числе применительно к профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», но данная научно-практическая проблема ещё не получила должного отражения в научной литературе.
В этой связи цель исследования – описание опыта организации и осуществления учебной практики (научно-исследовательская работа) и определения её места в системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования выступили анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме организации и осуществления учебной практики (научно-исследовательская работа), а также опыта её организации и проведения у студентов – будущих бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» в Педагогическом институте им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научной литературы показал, что изучение места и роли учебной практики в системе профессиональной подготовки студентов относится к традиционной проблематике педагогики высшей школы [1–3]. Исследователями рассматриваются такие вопросы, как:
- организация учебной практики в целом (Н.В. Есин, Е.К. Кардовская, М.Б. Онгаров, К.П. Скипина, Е.Ю. Солодкова, А.П. Шатохин, А.П. Шиляков и др.);
- организация учебной практики с учётом профиля подготовки (В.П. Андрющенко, С.А. Банарь, И.В. Брынько, А.С. Бяков, Н.П. Вахрушева, Е.Н. Горина, Р. Горнович, В.Г. Иванов, А.В. Козачек, П.П. Колегов, А.В. Коновалова, Н.М. Лисовская, Т.И. Михалицына, Т. Найграковски, Н.А. Никулина, Н.В. Павлова, В.О. Саловаров, Ю.В. Селиванова, С.А. Струлев, А.В. Сузюмов, И.В. Тимофеева, О.Я. Шарова и др.);
- особенности организации учебной практики студентов – будущих педагогов (Н. Акимова, Е.С. Алексанян, Н.Н. Антонова, Т.И. Митичева, Р.Р. Набиуллин, А.В. Соколова, Н.Ю. Сугробова, М.И. Четвернина, Е.А. Щеулова и др.);
- специфика организации и осуществления учебной практики студентов в дистанционном формате (В.М. Акименко, Н.Н. Антонова, Т.Е. Головина, Е.В. Кулешова, О.К. Позднякова, Ж.В. Чернова, Л.Л. Шпаковская и др.) и др.
В свою очередь проблема организации и осуществления научно-исследовательской работы студентов в ходе их профессиональной подготовки на сегодняшний день развития педагогической науки также вызывает интерес многих учёных [4–6]. Так, исследователями изучаются аспекты проблемы, связанные:
- с общими вопросами организации научно-исследовательской работы студентов (А.Б. Авербух, Д.Н. Александров, Н.А. Бычков, Б.Ю. Гаматаева, А.М. Гасаналиев, Н.М. Калинина, Г.В. Логунова, О.К. Поведская, Г.Ф. Рогатюк, Г.С. Сагдеева, И.А. Суслова, Т.И. Уварова, Я.И. Федулова, Р.Р. Хайдаров, О.А. Эдельштейн и др.);
- организацией и осуществлением научно-исследовательской работы студентов с учётом специфики профиля подготовки (В.С. Балбаров, Н.П. Белик, С.В. Войткевич, С.Ю. Гайдук, С.В. Ефремов, Л.А. Жолковская, А.Д. Зарецкий, А.В. Ищенко, В.В. Каверин, Я.Р. Мацюк, Л.А. Можейко, В.В. Нагаев, Н.М. Рабданова, И.А. Сибирцева, А.В. Стафеева, А.С. Тимофеева, Е.М. Тимофеева, Е.А. Усманова, В.А. Шалаева, Г.А. Эм и др.);
- организацией и осуществлением научно-исследовательской работы студентов – будущих педагогов (А.К. Берсирова, Ф.С. Брантова, Л.С. Бурова, Т.В. Дыкусова, В.А. Дьячков, Э.И. Калиева, М.Д. Курбаниязов, В.Б. Лыгденова, Е.И. Савин, Н.С. Сологуб, Т.И. Субботина, Ф.П. Хакунова, И.В. Худакова, С.Ю. Шалова, Н.А. Шевцова, И.В. Щербакова и др.) и др.
В последние несколько лет в связи с внедрением ФГОС3++ появился ряд исследований, непосредственно связанный с изучением возможных вариантов организации и осуществления учебной практики (научно-исследовательская работа). Среди них работы таких авторов, как С.О. Владимиров, И.В. Корнеев, О.М. Кузина, Д.А. Кураева, В.В. Пчелкин, Н.И. Рослякова, К.С. Семенова, Р.И. Соленова и других [7; 8].
Однако в научной литературе практически отсутствует описание, анализ и обобщение существующего опыта организации и осуществления учебной практики (научно-исследовательская работа) студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование». В этой связи ниже представлено описание опыта организации учебной практики (научно-исследовательская работа) с данной категорией студентов в Педагогическом институте им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета.
Целями учебной практики (научно-исследовательская работа) являются формирование у будущих педагогов первичных профессиональных навыков ведения научно-исследовательской работы в области педагогики и психологии, развитие способностей использовать научные знания, повышение профессиональной подготовки обучающихся на основе развития самостоятельной творческой деятельности, формирование личности современного педагога в соответствии с требованиями, изложенными в профессиональном стандарте ПС01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Задачами учебной практики (научно-исследовательская работа) являются:
- формирование у будущих педагогов готовности к применению полученных теоретических знаний в области педагогики и психологии в собственной научно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков разработки научного проекта, постановки его цели и формулировки основных задач, определения методологического аппарата;
- овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий;
- формирование опыта написания научного текста психолого-педагогической проблематики, овладение научным стилем письменной речи;
- приобретение навыков работы с библиографической литературой, составление и оформление списка использованной библиографической литературы по проблеме психолого-педагогического исследования;
- овладение культурой публичного выступления, уважительного отношения к точке зрения оппонента, готовность к продуктивному диалогу и аргументированной защите своей позиции.
Учебная практика (научно-исследовательская работа) проводится в форме практической подготовки непрерывно на протяжении двух недель (из 108 часов – 24 аудиторных). Главная идея организации практики – формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности через включение их в групповую проектную деятельность, конечным продуктом которой выступает разработка проекта заявки на грант.
Прохождение практики включает в себя четыре этапа: подготовительный, ознакомительный, основной, заключительный. Остановимся подробнее на их описании.
Подготовительный этап
На данном этапе осуществляется: знакомство с формой и содержанием организации практики; составление плана-графика работы студента на практике; выдача индивидуального задания студенту-практиканту; разделение студентов на рабочие группы.
Ознакомительный этап
Работа на данном этапе организуется в форме интерактивной лекции на тему: «Грант как форма организации научно-исследовательской деятельности». В ходе лекции студенты выполняют задания и отвечают на вопросы в «Дневнике практики». Среди вопросов и заданий такие, как:
1. Что такое грант? Какими исследовательскими компетенциями необходимо обладать, чтобы участвовать в конкурсе заявок на грант?
2. Где искать информацию о возможности подачи заявки на грант? Перечислите адреса основных сайтов, содержащих информацию об актуальных конкурсах на гранты в сфере образования.
3. Какие гранты существуют для обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов), работников системы общего и дополнительного образования, преподавателей высшей школы?
4. Перечислите основные этапы работы над проектом заявки на грант.
5. Какие обязательные структурные компоненты, как правило, содержатся в форме заявки на грант?
6. Какие требования существуют к проектам заявки на грант? Перечислите и кратко раскройте основные из них.
7. Какие типичные ошибки совершают претенденты на получение гранта?
Основной этап
Работа на данном этапе включает в себя работу в творческих группах, а также индивидуальные и групповые консультации по выполнению следующих заданий:
1. На основе анализа материалов сайтов возможных грантодателей РФ в области образования (Министерство просвещения РФ, Российский научный фонд, Фонд президентских грантов и др.) перечислите актуальные на момент прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа) конкурсы заявок на грант, а также выпишите названия тем победителей прошлого года (не менее 10). Полученные результаты занесите в «Дневник практики».
2. На основе знакомства с оглавлениями педагогических журналов («Педагогика», «Воспитание школьников», «Педагогическое образование и наука», «Школа будущего» и др.), определите наиболее актуальную для теории и практики образования проблематику современных педагогических исследований. На этой основе сформулируйте 10 вариантов актуальных тем научного исследования. Полученные результаты занесите в «Дневник практики».
3. Проанализируйте содержание Нацпроекта «Образование» и Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с точки зрения социального заказа к современным научно-педагогическими исследованиям. На этой основе сформулируйте 10 вариантов актуальных тем научного исследования. Полученные результаты занесите в «Дневник практики».
4. Проведите сравнительный анализ тематики выигранных грантов прошлого года, современных научно-педагогических исследований и социального заказа (задания 1, 2, 3). Сформулируйте тему проекта заявки на грант с учётом проблематики современных научных изысканий, социального заказа и тематики победителей прошлых лет. Полученные результаты занесите в «Дневник практики».
5. Обоснуйте актуальность выбранной темы проекта заявки на грант. Сформулируйте его цель, задачи, планируемые результаты. Полученные результаты занесите в «Дневник практики».
6. Осуществите поиск литературы по выбранной тематике проекта заявки на грант. Составьте библиографию по теме исследования (минимум 15 разных источников, включая диссертации, авторефераты, монографии, статьи). Ознакомьтесь с требованиями ГОСТа по оформлению библиографического списка. Оформите библиографический список. Полученные результаты занесите в «Дневник практики».
7. На основе анализа литературы определите степень изученности, выбранной темы проекта. Обоснуйте её возможную научную новизну и практическую значимость. Полученные результаты занесите в «Дневник практики».
8. Ознакомьтесь с фрагментом представленного преподавателем научного текста. Определите особенности научного стиля изложения. Обсудите их в группе и сформулируйте правила написания научного текста. Оформите памятку «Правила написания научного текста». Полученные результаты занесите в «Дневник практики».
9. Ознакомьтесь с образцами форм заявок на грант основных грантодателей РФ в области образования. Оформите проект заявки на грант по выбранной проблематике.
Заключительный этап
На данном этапе осуществляется публичная защита разработанного проекта в форме деловой игры. Сложившиеся в процессе выполнения заданий практики творческие группы из 5–7 чел. представляют свою заявку перед конкурсной комиссией (руководители практики, приглашённые студенты-старшекурсники и др.), которые оценивают её по критериям, принятым в фонде грантодателя. Защита проходит с использованием мультимедийной презентации.
Прохождение учебной практики (научно-исследовательская работа) завершается зачётом. Оценка «зачтено» («не зачтено») складывается из текущего рейтинга (включает выполнение заданий в «Дневнике практики») и защиты проекта заявки на грант. Текущий рейтинг – от 36 до 60 баллов. Защита проекта заявки на грант (зачёт) – от 24 до 40 баллов. «Дневник практики» оценивается по следующим критериям:
- полнота и глубина выполнения заданий (до 40 баллов);
- грамотность оформления (до 10 баллов);
- оригинальность и творческий подход (до10 баллов).
В качестве критериев оценивания проекта заявки на грант выступают:
- содержание проекта (до 15 баллов);
- оформление презентации (до 5 баллов);
- характер выступления и изложения материала (до 10 баллов);
– командный характер работы (до 10 баллов).
Организация учебной практики (научно-исследовательская работа) в форме разработки и защиты группового проекта способствует формированию у студентов – будущих педагогов умений и навыков осуществления научно-исследовательской деятельности (определения методологического аппарата исследования, поиска и обработки научной информации, написания научного текста психолого-педагогической проблематики, составления и оформления списка использованной литературы по проблеме психолого-педагогического исследования), а также важных социальных умений и навыков (работы в команде, культуры публичного выступления, уважительного отношения к точке зрения оппонента, готовности к продуктивному диалогу и аргументированной защите своей позиции и др.).
Заключение
Таким образом, учебная практика (научно-исследовательская работа) занимает важное место в системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования, способствуя формированию у будущих педагогов первичных профессиональных умений и навыков ведения научно-исследовательской работы в области педагогики и психологии. Организация и проведение практики с использованием проектной технологии в форме разработки и защиты группового проекта позволяет формировать у студентов, наряду с собственно профессиональными компетенциями, целый ряд универсальных компетенций, востребованных на рынке труда и являющихся неотъемлемой частью инновационной педагогической деятельности.