Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TEACHER-FACILITATOR IN THE PERSONALITY-ORIENTED PEDAGOGY PARADIGM

Brel A.K. 1 Artyukhina A.I. 1 Zhoglo E.N. 1 Tankabekyan N.A. 1 Skladanovskaya N.N. 1
1 Volgograd State Medical University
The article is devoted to justification the teacher-facilitator’s role in the educational environment of study and testing the facilitation’s method in the educational process of the chemistry department of the Volgograd State Medical University. Analysis the teacher’s behavior, interaction’s with students, and discussions around the teacher as an activator, allowed the authors to approve the teacher should play an active role in the classroom and should be considered much more than «outside leadership». Teachers use a range of direct and indirect behaviors and dialogic exchanges to support students to gain knowledge and skills in a comfortable atmosphere. These actions and interactions should be contextually relevant and consistent with the learning objectives of a student-centered approach. Assuming that facilitation provides a narrow view of the teacher’s actions, the article considers the call for further consideration of the teacher as an activator, in order to view the teacher as a person who identifies and uses new learning opportunities. During the experimental training session the teacher promotes discussion, takes steps to develop consciously new students’ experience. However, he doesn’t carry out the group’s work, but instead directs students to self-determination, focusing them on achieving goals. The experience of facilitation to educating students of higher medical schools in chemistry is evaluated positively by teachers and students and, according to the people-centered pedagogy’s paradigm, allows each student to understand his or her value, to participate meaningfully and actively in the educational process, to work as a team.
teacher-facilitator
facilitation
student
learning
people-centered pedagogy

Коммуникационные технологии делают информацию легкодоступной, и в результате расширения коммуникаций образовательные учреждения становятся все менее заинтересованными в предоставлении контента и все более заинтересованными в содействии обучению. Соответственно, функция преподавателя состоит в том, чтобы облегчить процесс обучения. Роль преподавателя определяется как «посредник в обучении». Ключом к этой новой парадигме обучения является признание внутренних мотивов обучающегося к самостоятельному обучению или «внутренней мотивации». Обучение, основанное на внутренней мотивации, является наиболее социально полезным обучением, изучение самого обучения, постоянная открытость опыту и включение в себя процесса изменений, то есть ответственность за «свободу». Преподаватель-фасилитатор понимает психологическую ценность творчества и продуктивности. Значимая работа способствует личностному росту и развитию. Личностное развитие включает в себя глубокий и длительный процесс, который пронизывает мысли и поведение человека на протяжении всей жизни.

Анализ современных источников литературы подтверждает, что фасилитация не сразу получила призвания педагогической деятельности [1].

Изначально «термин "фасилитация" получил широкое распространение в сфере бизнеса в 80-х годах XX века, когда рос интерес к командной работе и результатам интеллектуального труда, происходило переосмысление роли лидера – от человека, решающего проблемы, к человеку, объединяющему коллектив. В это же время независимым путем фасилитация начинает применяться и в сфере психологии: появляются психологические группы, группы самопомощи, возникают идеи коллективной взаимоподдержки в процессе психотерапии» [2, с. 107]. В настоящее время педагоги используют фасилитацию для выявления уровня и потребностей обучающихся.

В парадигме целостного образования роль преподавателя определяется как «посредник в обучении», поскольку он не только более качественно выбирает контент, но и прилагает много усилий, чтобы сделать обучение более интересным и интерактивным, чтобы обучающиеся могли лучше учиться и понимать.

Развитие творческого интеллекта зависит от поощрения и содействия самостоятельному обучению. Именно эти функции в первую очередь выполняет преподаватель.

Коллеги из ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава РФ в своей работе тоже подчеркивают, что большое значение в педагогическом взаимодействии играет роль преподавателя [3].

Искусство преподавания вдохновляет интерес студентов открытыми возможностями, которые обеспечивают непрерывность обучения и позволяют им формулировать свои собственные вопросы.

Функция преподавателя-фасилитатора состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании атмосферы в аудитории, способствующей самостоятельному обучению, свободе учиться и обучению быть свободным. Сначала студентам должны позволить быть свободными и ответственными, а затем они должны решать поставленные задачи. Происходит смещение акцента с контроля преподавателя и методов преподавания на процесс обучения и интереса обучающихся.

Роль педагога меняется благодаря умным и активным методикам обучения. В связи с инновациями в образовании, преподавание и обучение претерпевают изменения. Преподаватели больше не являются источником всех знаний в аудитории, они являются преподавателями, которые вдохновляют студентов брать на себя ответственность за собственное обучение. В личностном развитии подразумевается освобождение от всех тонких обусловленностей в их собственном образовании, что позволило бы им обладать качествами способствующего наставника – «личностной конгруэнтностью», «безусловным позитивным отношением» и «эмпатическим пониманием».

Преподаватели помогают студентам изучать ключевые концепции и открывать для себя различные инструменты, необходимые для обучения, чтобы они могли учиться всю жизнь.

Эффективность обучения зависит не только от теоретической концепции знания, но и от личных качеств преподавателя, способных улучшать учебный процесс или препятствовать обучению.

Не менее важной для данного метода обучения является функция преподавателя как поставщика ресурсов и сырья, которые может использовать обучающийся. Преподаватель предлагает себя в качестве основного ресурса, и степень, в которой он используется, зависит от студента. В этой образовательной среде, ориентированной на обучающихся, студенты узнают, что значит быть автономными, спонтанными, творческими, самодисциплинированными, саморазвитыми в своих усилиях по достижению собственных целей [4]. Упорным трудом, разочарованием и настойчивостью они познают удовлетворение от свободы обучения. Они обретают личную психологическую зрелость, учатся взаимному уважению и ценностям сотрудничества и дружбы.

Для создания благоприятной образовательной среды в роли педагога-фасилитатора преподаватель должен адаптироваться к новому способу обучения. В работе «Психологический портрет будущего педагога-фасилитатора» также отмечается, что социальная адаптивность связана с появлением фасилятивности личности [5]. Это означает переход от лектора к фасилитатору, который предоставляет ресурсы, следит за успеваемостью и побуждает студентов решать возникающие проблемы. В свою очередь, некоторым студентам может не понравиться открытый дизайн фасилитирующего обучения. Они не знакомы с проектами, которые требуют от них применения их знаний и решения проблем. Итак, поначалу студенты могут расстроиться. Преподаватели должны научить студентов управлять своим обучением, результатом станут более творческие люди, способные применять полученные знания для решения жизненных проблем. Дополнительным преимуществом является то, что преподаватели обнаруживают, что после перехода к стимулирующему обучению студенты становятся более мотивированными, что приводит к меньшему количеству проблем с дисциплиной.

Продуктивное обучение предполагает содержательное обсуждение и обратную связь между преподавателем и студентами. Преподаватель понимает, как каждый студент функционирует в сложном социальном контексте, который отличается от других. Понимание различий между обучающимися обеспечивает гибкость, которая снижает уровень стресса как для студента, так и для преподавателя. Гибкий преподаватель способен изменять и модифицировать методы обучения, чтобы учесть различия в интересах и потребностях учащихся. Изменения и модификации вносятся в соответствии со стадией развития студентов на разных уровнях. Стиль преподавания учитывает инстинктивное стремление мозга общаться с другими и поощряет социальное взаимодействие, которое имеет решающее значение для эффективного обучения. Именно так наставник-преподаватель может стимулировать интерес и мотивацию, укреплять уверенность обучающихся, которая является основой для эффективного обучения.

Идеальная среда обучения – это та, в которой существует взаимное уважение, реалистичное восприятие и свободное использование творческой энергии, или свобода.

Что такое преподавание в контексте свободы? В социальном контексте свободы каждый является одновременно и студентом, и преподавателем. Обучающиеся учат друг друга, а поведение преподавателя, облегчающее обучение, обрабатывается мозгом подсознательно в качестве периферийных стимулов. Для преподавателя подсознательная обработка мозга является важным фактором в проектировании учебной среды и деятельности студентов, планов занятий. Важной целью при разработке учебных мероприятий или «планов уроков» является проектирование учебной среды. Эффективное планирование фокусируется на создании опыта обучения «здесь и сейчас». Это устраняет угрозу необходимости достижения поставленных целей или результатов обучения, которые будут оцениваться и вознаграждаться системой «оценок». Направление дальнейшего обучения определяется самим обучением или обратной связью со студентами и самооценкой. В этой благоприятной атмосфере обучение способствует приращению знаний как у студента, так и у наставника. Авторский взгляд различий между традиционным образованием и фасилитацией представлен в виде таблицы.

Различия между традиционным обучением и фасилитацией

Традиционное обучение

Фасилитация

При обучении преподаватель устанавливает закономерности, чтобы обучающийся усвоил и распознал то, что ему преподают

При фасилитации студент направляет сосредоточенные усилия на самообучение, а наставник просто помогает, когда обучающийся оказывается в ловушке учебной борьбы

Обучение сосредоточено на преподавателе

Фасилитатор ориентирован на студентов

Обучение больше похоже на «мудрец на сцене»: преподаватель обычно предоставляет информацию аудитории и больше сосредоточен на своем содержании, чем на содержании участников

Фасилитация больше похожа на «гида на стороне», который модерирует обсуждение, задает вопросы, поощряет участие и вовлекает участников в различные мероприятия

В обучении преподаватель является экспертом по предмету и доставке

В фасилитации преподаватель является экспертом в процессе обучения

Учебная работа охватывает широкий спектр методов преподавания, но чаще всего учащиеся воспринимают только стиль обучения и чувствуют себя

Фасилитация – это альтернативный метод преподавания, при котором фасилитатор строит траекторию обучения и помогает студентам направить ее

Одностороннее взаимодействие (в большинстве случаев) в обучении означает меньшую вероятность взаимодействия и развития навыков работы в команде всех участников

Двустороннее взаимодействие в фасилитации дает каждому в группе возможность выразить свои концепции и почувствовать себя важной частью команды, которая служит ей наилучшим образом

Обучение носит стратегический и систематизированный характер, руководствуется инструкциями

Фасилитатор создает спокойные комфортные условия учебной среды, помогает студентам реализовать себя в ней, показывает перспективу обучения

Обучение требует от студентов соблюдать точный график, распорядок и доводить работу до конца

Фасилитация устанавливает систему подотчетности в каждом месте, так что каждый человек несет ответственность перед командой (общая ответственность)

Цель настоящей работы – рассмотреть роль и значимость педагога-фасилитатора в процессе обучения, ведущего группу обучающихся к достижению новых целей, знакомств и размышлений, и поделиться опытом фасилитации при обучении химии студентов медицинского университета.

Объект исследования: педагог-фасили- татор.

Предмет исследования: краткие обучающие модули.

Материалы и методы исследования

Работа выполнена в Волгоградском государственном медицинском университете (ВолгГМУ) на кафедре химии. Обучение предмету с помощью метода фасилитации проводили три преподавателя, предварительно прошедших обучение на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ВолгГМУ. Общая выборка студентов стоматологического, педиатрического, лечебного факультетов составила 229 чел. Традиционное обучение проводили у студентов 8 групп (всего 112 чел., в том числе 77 девушек и 35 юношей). В 10 экспериментальных группах проводили обучение с применением фасилитации 117 студентов, в том числе 79 девушек и 38 юношей.

Для оценки удовлетворенности качеством образования на кафедре химии проведен опрос студентов экспериментальных групп медико-биологического, лечебного, фармацевтического факультетов по следующим вопросам:

1. Полезны ли дополнительные мероприятия в интерактивной форме, если таковые имеются, для изучения предмета?

2. Были ли ваши знания, полученные в ходе эксперимента, достаточными для понимания вопросов, изложенных в итоговой работе?

3. Пропорциональна ли требуемая учебная нагрузка выделенным кредитам?

4. Подходит ли новый метод для изучения дисциплины?

5. Соблюдается ли время проведения лекций, семинарских занятий и любых других образовательных мероприятий?

6. Стимулируют ли нововведения интерес к предмету?

7. Четко ли излагает преподаватель ар- гументы?

8. Проводилось ли преподавание в соответствии с утвержденным календарным планом?

9. Доступен ли преподаватель для разъяснений и объяснений?

10. Была ли создана атмосфера, способствующая самостоятельному обучению студентов?

Анализ результатов тестирования проводился на основании 2, 4, 6, 10 вопросов – более информативных, по мнению авторов, для оценки эффективности проведенного эксперимента.

В анкете были представлены допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «затрудняюсь ответить». Большая часть студентов от общего числа опрошенных ответили положительно («да») на отмеченные выше вопросы. Остальная часть респондентов затруднялись ответить на вопросы.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе эксперимента первым шагом является осознание целей нашего взаимодействия со студентами. Преподаватели озабочены пониманием того, какой смысл был вложен в информацию, и стремлением облегчить размышление, осмысление и исследование (в смысле создания пространства для студентов, чтобы задавать вопросы о том, что еще не понято). Вместо того чтобы начинать взаимодействие с вопросов, которые проверяют память и требуют кратких ответов от студентов, делаем акцент на вопросах, которые проверяют понимание, облегчают установление связей и требуют более подробных ответов. Преподаватель проводит большую часть времени, задавая вопросы, побуждая других говорить и отвечать на вопросы обучающихся во время занятий. Мы также можем задавать более открытые вопросы.

Участники эксперимента внимательно слушают, с уважением относятся к другим и их идеям. Студенты выходят за рамки слушания и настраиваются на мысли, зарождающиеся в их сознании. Если преподаватель хочет вести диалог со студентом, то он должен слушать – «действительно слушать». Это означает, что педагог не думает о следующем вопросе или занятии, не слушает только правильный или ожидаемый ответ, а полностью сосредоточен на студенте, давая ему время подумать и найти свои слова, активно стремясь понять его точку зрения.

Фасилитатор применяет навыки методов решения групповых проблем, включая:

- определение проблемы,

- определение причины,

- рассмотрение ряда решений,

- взвешивание преимуществ и недостатков решений,

- выбор наилучшего решения,

- внедрение решения,

- оценка результатов.

Для описания четкой технологии занятия в роли педагога-фасилитатора представлен фрагмент одного аудиторного занятия по теме «Физико-химия дисперсных систем» по дисциплине «Физическая и коллоидная химия» фармацевтического факультета. Поставлена задача определить причины возрастания агрегативной устойчивости коллоидных растворов. Студентами после активной дискуссии предложены варианты:

1) добавление электролита или понижение температуры,

2) перемешивание раствора или добавление ПАВ.

Взвешивание преимуществ и недостатков предложенных вариаций позволило выбрать наилучшее решение. Агрегативная устойчивость – способность дисперсных систем противостоять снижению поверхностной энергии, т.е. процессу коагуляции. Следовательно, электролиты понижают агрегативную устойчивость, вызывая коагуляцию. ПАВ, образуя на частицах адсорбционный слой, частично лиофилизуют поверхность, кроме того, адсорбционный слой может обладать повышенной вязкостью и механической прочностью, что придает золям дополнительную стабильность. Такие ПАВ и ВМС называются «защитные коллоиды», а явление повышения агрегативной устойчивости – коллоидная защита.

Использование фасилитации, по мнению педагогов, проводивших занятия в новой среде, полезно при работе как со средними по подготовке и успеваемости, так и со слабыми и сильными группами студентов. Поддержка и бережное отношение к студентам позволили нивелировать страх неудачи, и у слабых студентов появился интерес к данному предмету. Отметим, что по результатам опроса выявлено, что фасилитация на занятиях позволяет достичь высоких показателей по подготовке к текущему контролю, что является немаловажным фактором в образовательном процессе. По мнению авторов, недостатком эксперимента в определенных случаях является неготовность студентов к групповой работе.

Гендерных различий при оценке удовлетворенности студентов обучением в новой среде не выявлено. Студенты всех факультетов, принимавших участие в эксперименте, показали высокую заинтересованность новым подходом к обучению, причём максимальную удовлетворенность обучением в новой среде продемонстрировали студенты фармацевтического факультета (рисунок).

missing image file

Оценка удовлетворенности организацией учебного процесса на базе кафедры химии

Заключение

Основная цель обязанностей преподавателя-фасилитатора состоит в том, чтобы открыть двери для обучения, а не просто предоставлять информацию студентам в заученном формате. Тенденция в обучении фасилитаторов в качестве педагога исходит из того, что обучающиеся учатся лучше, когда их направляют и позволяют им самостоятельно открывать знания. Фасилитатор улучшает обучение посредством обсуждения, предоставляя участникам возможность обмениваться знаниями и учиться друг у друга.

Директивный стиль управления процессом обучения в фасилитации отсутствует, поэтому преподаватель проверяет процесс от начала запуска и на каждом этапе обсуждений [6].

В фасилитации неопределенный формат обучения, который похож на творчество и принуждает студентов к генерации новых знаний с личной ответственностью каждого участника.

Наш опыт свидетельствует, что фасилитация в обучении химии студентов высшей медицинской школы оценивается положительно преподавателями и студентами и, согласно парадигме личностно ориентированной педагогики, позволяет каждому студенту понять свою ценность, осмысленно и активно включиться в учебный процесс, научиться работать в команде. Химию студенты изучают на начальном этапе профессиональной подготовки, поэтому так важно в период адаптации в университете создать для них комфортную образовательную среду, позволяющую каждому реализовать свой академический и человеческий потенциал. Мы еще в начале пути, впереди новые исследования, но уже сейчас хочется обратиться к коллегам: «Фасилитация не только подспорье для преподавателя, но полезный и интересный метод для студентов. Попробуйте, вам понравится».