Настоящее время характеризуется существенными изменениями системы обучения в общеобразовательной школе, что находит свое отражение в соответствующих нормативных документах [1, 2].
Одной из ведущих задач современной школы является направленность на развитие у ученика способности к самостоятельному поиску знаний. Это позволяет школьникам осознать необходимость и ценность образования [2]. При этом большое значение в образовательном процессе играет формирование универсальных учебных действий (УУД) – основных элементов, которые состоят из определенной системы обязательных умений, выполнения определенных действий и их способов.
Выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД [2].
В качестве одного из средств формирования универсальных учебных действий, по-видимому, можно рассматривать экскурсионную деятельность.
В современной литературе дается множество определений понятия «Экскурсия» [3–5]. Согласно одному из них экскурсия представляет собой методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними [4].
Экскурсия – одна из форм познания окружающего мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов природного или культурно-исторического характера и рассказа о них. На сегодняшний день экскурсия рассматривается как законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, а также своеобразную методику мероприятие, являющееся итогом проделанной работы на уроках, а также в процессе внеурочной деятельности. Каждая разработанная экскурсия основана на коммуникационном подходе [4].
Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов. Экскурсии учат школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы, в том числе навыки элементарного исследования природы родного края [5].
В то же время экскурсия является одной из форм организации учебной работы, при которой школьники выходят на место расположения изучаемых объектов (природных, памятников культурно-исторического наследия, производственных) для непосредственного ознакомления с ними [4–6]. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях [4, 5].
Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на соответствующих уроках материалом, и в то же время полученные на экскурсии представления, результаты наблюдений используются на последующих уроках. Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих занятиях перед намеченной экскурсией создает для учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в природе [4].
При этом следует предусматривать и обратную связь: после проведения экскурсии школьники могут использовать собранный материал для демонстраций и практических работ [4].
Актуальным направлением экскурсионной деятельности является исследование роли известных учёных в развитии и становлении науки родного края.
Новизна использованного в нашем исследовании подхода заключается в активном привлечении школьного сообщества к разработке тематического материала экскурсий, включая изучение архивных материалов, посвященных жизни и деятельности земских врачей Рязанской губернии в последней трети XIX – начале XX вв. [7, 8].
Целью настоящего исследования явилось определение роли экскурсионной деятельности в педагогическом процессе и ее влияния на формирование универсальных учебных действий у школьников.
Материалы и методы исследования
При проведении исследования нами использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез), историографический, проблемно-хронологический, метод выборки и наблюдения.
Результаты исследования и их обсуждение
Для достижения поставленной цели исследования нами были разработаны экскурсии для школьников, посвященные известным ученым и медикам родного края, а также подобраны материалы для разработки новых тем для наступающего учебного года. Значительное внимание при этом уделялось и самостоятельной работе школьников.
В качестве примера нами приводится описание одной из проведенных экскурсий.
Продолжительность данной экскурсии предполагала четыре академических часа. Группа экскурсантов состояла из 15 учащихся 5–7 классов. В роли экскурсоводов выступали учитель биологии, преподаватель вуза, в роли сопровождающих – родители школьников.
Подготовительный этап экскурсии включал в себя постановку целей и задач, выбор темы и отбор содержания экскурсии [6].
В данном случае целью экскурсии стало знакомство школьников с биографиями знаменитых ученых г. Рязани, чья научная деятельность была связана с биологией и медициной, а также формирование у учащихся навыков исследовательской работы.
В процессе проведения экскурсии решались следующие задачи:
Образовательные:
1. Знакомство учащихся с достопримечательными местами г. Рязани (в данном случае связанными с жизнью и творчеством выдающихся земляков: И.П. Павлова, К.Э. Циолковского и др.).
2. Формирование умений и навыков в подборе материала, сравнении объектов и явлений, обобщении роли и значимости для развития отечественной науки открытий, сделанных учёными, биографии которых были связаны с г. Рязанью.
Развивающие:
1. Формирование логического мышления: умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развитие образного мышления.
3. Приобщение к различным формам традиционных науковедческих взглядов в биологии.
Воспитательные:
1. Воспитание любви и бережного отношения к наследию родного края, развитие чувства ответственности за природу родного края.
2. Формирование коммуникативных навыков, способности работать в группе.
Экскурсия предполагала демонстрацию объектов в соответствии с заранее определенной тематикой, в данном случае «Жизнь и творчество великих рязанцев – К.Э. Циолковского и И.П. Павлова» [9–11].
Передвижение участников осуществлялось по заранее составленному маршруту по г. Рязани от памятника К.Э. Циолковскому (площадь Театральная) до памятника И.П. Павлову у здания областной филармонии.
Содержанием экскурсии стали биографии К.Э. Циолковского, акад. И.П. Павлова.
Структура экскурсии включала в себя вступление, основную часть и заключительную часть [4, 6].
Вступление включало в себя:
1. Организационный элемент:
- проверка готовности к экскурсии;
- создание позитивного психологического настроя на работу;
- организация внимания учащихся;
- раскрытие общих целей и плана проведения экскурсии.
2. Информационный элемент (актуализацию знаний):
Вопрос учителя: «Каких выдающихся ученых Рязанской области вы знаете?»
Ответ учеников: «И.П. Павлов, К.Э. Циолковский, И.В. Мичурин».
Вопрос учителя: «В каких областях знаний протекала их деятельность?»
Ответ учеников: «Физиология, космонавтика, биология, сельское хозяйство…»
Основная часть экскурсии предусматривала организацию учебной работы по восприятию и усвоению изучаемого материала и включала в себя две остановки:
Первая остановка. Мемориал К.Э. Ци- олковского.
Учитель (экскурсовод): итак, начнем экскурсию. Недалеко от Театральной площади находится памятник К.Э. Циолковскому.
Константин Эдуардович Циолковский родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Отец будущего ученого, Эдуард Игнатьевич, работал лесником, мать, Мария Ивановна занималась воспитанием детей и домашней работой [9, 10].
В 1860–1868 гг. семья Циолковских живет в губернском городе Рязани. Здесь Мария Ивановна обучает своих сыновей грамоте [9].
В 9 лет Константин заболел скарлатиной, болезнь сделала его глухим на всю жизнь. Тяжелые жизненные испытания детства, смерть старшего брата и матери, также наложили отпечаток на физическое здоровье будущего ученого [9]. Лишившись возможности обучаться в гимназии, Циолковский всю дальнейшую жизнь будет заниматься самообразованием [7, 8].
Стремясь к знаниям, Циолковский в возрасте 16 лет покидает родительский дом и уезжает в Москву. В течение трех лет он самостоятельно изучает сферическую и аналитическую геометрию, высшую алгебру, дифференциальное и интегральное исчисление, физику и химию [10]. Посещая Чертковскую библиотеку, Циолковский знакомится с философом Н.Ф. Федоровым, основоположником русского космизма [9].
На скудное пособие, получаемое из дома, будущий ученый приобретает приборы и реактивы для научных опытов [10]. Однако тяжелые бытовые условия и крайнее умственное напряжение истощили силы молодого человека и заставили его вернуться в Вятку, где семья Циолковских жила до 1878 г. [10].
В 1878 г. Циолковские вновь переселяются в Рязань. Через год Константин Эдуардович успешно сдает экзамен на звание учителя математики в Первой губернской гимназии г. Рязани и получает направление Министерства просвещения в Боровское уездное училище Калужской губернии [9, 10].
В Боровске К.Э. Циолковским написаны его первые научные труды, в частности, статья «Графическое изображение ощущений» (1880 г.), посвященная применению механики в физиологии и работа «Свободное пространство» (1883 г.), в которой рассматриваются вопросы космической биологии и медицины [9, 10].
С 1892 г. К.Э. Циолковский живет в г. Калуге, где ведет преподавательскую работу в Калужском уездном училище. В этот период ученым написаны его главные труды [9].
В 1895 г. К.Э. Циолковским была опубликована книга «Грезы о земле и небе». Через год ученый приступил к написанию своего главного труда – «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованного в 1903 г. В этой книге были затронуты проблемы использования ракет в космосе [9, 10].
Русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики и теории освоения космического пространства, К.Э. Циолковский – автор десятков трудов по ракетодинамике, аэронавтике и космонавтике, скончался в Калуге 19 сентября 1935 г. [9, 10].
Вторая остановка. Памятник академику И.П. Павлову.
Иван Петрович Павлов родился в Рязани 14 (26) сентября 1849 г. в семье приходского священника [11, 12]. Окончив в 1864 г. Рязанское духовное училище, И.П. Павлов поступил в Рязанскую духовную семинарию. Обучаясь на последнем курсе семинарии, он прочитал книгу профессора И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая перевернула всю его жизнь [9, 10]. Окончив шестой класс духовной семинарии в 1869 г., молодой И.П. Павлов решительно отказался от духовной карьеры [11, 12].
В 1870 г. И.П. Павлов поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре переходит на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Здесь под влиянием известного русского физиолога профессора И.Ф. Циона он навсегда связывает свою жизнь с физиологией [11, 12]. В 1875 г. И.П. Павлов окончил университет и в том же году поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии, которую закончил с отличием в 1879 г. [11, 12].
После окончания академии Павлов в течение 10 лет (1879–1889 гг.) руководит лабораторией при клинике С.П. Боткина. В 1883 г. И.П. Павлов защитил докторскую диссертацию на тему «Центробежные нервы сердца» [13].
В 1884 г. ученый [8, 9] был командирован за границу для усовершенствования и подготовки к профессорской деятельности, где в течение двух лет (1884–1886 гг.) работал в лабораториях выдающихся физиологов – Р. Гейденгайна и К. Людвига [12, 13].
В 1890 г. И.П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии военно-медицинской академии (ВМА), а с 1895 по 1925 г. заведовал кафедрой физиологии ВМА [12, 14].
В научной деятельности И.П. Павлова, длившейся более 60 лет, можно выделить три периода, три направления [13]. Фундаментальные исследования ученого были посвящены физиологии кровообращения, физиологии пищеварения и, на заключительном этапе, созданию нового направления – физиологии высшей нервной деятельности [11, 14].
Одной из выдающихся заслуг ученого было введение в практику научного исследования метода хронического эксперимента. Это позволило изучать деятельность практически здорового организма [11, 14].
С помощью разработанного И.П. Павловым метода условных рефлексов им было доказано, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы. Исследования И.П. Павлова в области физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие не только физиологии, но и психологии и педагогики [11, 14].
В октябре 1904 г. И.П. Павлову первому из русских ученых и первому из физиологов мира была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине [13, 14].
Имея мировое признание, И.П. Павлов никогда не забывал о своей малой родине. Последний раз ученый посетил Рязань в 1935 г. [15].
Заключительная часть экскурсии представляла собой подведение ее итогов, рефлексию и проходила в форме беседы учителя (экскурсовода) с учениками.
Учитель: Наша экскурсия подошла к концу.
Что нового вы узнали о знаменитых учёных?
Каковы годы их жизни?
Какие этапы биографии И.П. Павлова и К.Э. Циолковского связаны с Рязанью?
Какой вклад сделан нашими великими земляками в отечественную и мировую науку?
Ученики: отвечают, делятся впечатле- ниями.
Следует отметить, что на протяжении всей экскурсии прослеживалась активная деятельность ее участников. Школьники внимательно слушали экскурсовода, задавали вопросы, самостоятельно изучали памятники выдающимся землякам.
В процессе активной исследовательской внеурочной работы со школьным сообществом нами выяснено, что с Рязанью была связана деятельность многих известных медиков как российских, так и зарубежных [7, 8].
При этом ряд выдающихся ученых-медиков с мировым именем являлись почетными членами «Общества Рязанских врачей» – земской медицинской организации, в течение многих лет (1874–1908 гг.) объединяющей наиболее прогрессивных медицинских работников Рязанской губернии [7, 8].
В данной статье мы приводим краткие биографии земских медиков и известных ученых, чья жизнь и деятельность были связаны с работой «Общества Рязанских врачей» [7, 8].
Асеев Константин Павлович (1837 – после 1900 г.) – окончил медицинский факультет Военно-медицинской академии, врач-хирург, ординатор Рязанской губернской земской больницы (1864–1876), врач «Дома Трудолюбия» г. Рязани (1874–1883), штатный врач Рязанского духовного училища (1870) [8].
Виноградов Павел Михайлович (1855–1919) врач, окулист, общественный деятель, окончил медицинский факультет Московского университета, в 1890–1909 – земский уездный врач в с. Ухолово Ряжского уезда. В 1891 г. построил каменное здание больницы, 1896 – открыл амбулаторию при больнице. В 1898 г. земство отправило его в Москву для обучения глазным болезням. 15 мая 1899 г. – открыл глазную лечебницу на 7 коек в с. Ухолово и библиотеку при больнице. С 1898 г. Член «Общества Рязанских врачей», в 1911–1914 гг. – вольнопрактикующий врач по глазным болезням в г. Рязани [8].
Эрисман Гульдрейх Фридрих (Фёдор Фёдорович) (1842–1915) – врач, доктор медицины, профессор, окулист, гигиенист. Окончил медицинский факультет Цюрихского университета (Швейцария). Работал в России (1869–1896 гг.). Внес выдающийся вклад в развитие гигиены, особенно школьной, как в России, так и в Рязанском крае. Ф.Ф. Эрисман – являлся основателем Московского гигиенического общества (1892), почётным членом «Общества Рязанских врачей» (1891) [7]. В 1896 г. вынужден был уехать из России [8].
Склифософский Николай Петрович (1836–1904) – доктор медицины, профессор, директор Клинического института в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости. С 1891 г. являлся Почётным членом «Общества Рязанских врачей» [7, 8].
Щёткин Дмитрий Сергеевич (1851–1923) – врач, гинеколог, доктор медицины (1889), в 1877 г. окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1880 г. вышел в отставку. В1888–1902 гг. старший врач Рязанской губернской земской больницы. Делегат X съезда земских врачей Рязанской губернии (1883). Ввёл в практику (1880) симптом раздражения брюшины (симптом Щёткина – Блюмберга), в 1915 г. описал симптом «дрожания брюшины» при хроническом перитоните. Являлся вице-президентом «Общества Рязанских врачей» (1884–1888 гг.) [8].
Кашкаров Николай Петрович (1843–1904) – земский врач, президент Общества Рязанских врачей (1884–1888). Окончил 1-ю мужскую гимназию (1861) в г. Рязани, затем медицинский факультет Московского университета. В 1867 г. определен на службу в 110-й пехотный Камский полк младшим лекарем. С 1870 г. – городовой врач г. Спасска Рязанской губернии. С 1876 – ординатор Рязанской губернской больницы. Будучи президентом «Общества Рязанского врачей», организовал дежурства врачей в ночное время во время эпидемии холеры, принимал участие в организации медицинской помощи населению [8].
Тихонов Владимир Александрович (1859–1908) – терапевт, доктор медицины (1902), лейб-медик Императорского двора (1897–1901), старший врач Рязанской губернской земской больницы (1902–1905). Окончил 1-ю мужскую гимназию с отличием (1879), медицинский факультет Московского университета (1884). В 1884–1885 гг. работал ординатором в клинике профессора А.А. Остроумова. С 1885 по 1888 г. – ординатор Московского университета, затем перешел в Мариинскую больницу, в которой работал до 1891 г. С 1891 по 1897 г. – врач Ряжской больницы Рязанской губернии, с 1891 по 1897 г. – член «Общества Рязанских врачей». В 1900 г. совместно с лейб-медиком Гиршем и лейб-хирургом акад. Л.В. Поповым лечил Николая II, получил звание почётного лейб-медика двора. В 1901–1902 гг. определен по Военному ведомству, однако воспитание детей вынудило его оставить службу у Великого князя и вернуться в Рязанскую губернию, где с 1902–1905 был старшим врачом Рязанской губернской земской больницы. В 1902 г. в Военно-Медицинской академии защитил диссертацию на степень доктора медицины: «К вопросу о пищеварительном лейкоцитозе и его клиническом значении». Скончался в 1908 г. в Рязани [8].
Правдолюбов Василий Васильевич (1861 – после 1919) – земский врач, хирург, офтальмолог, доктор медицины. Окончил Рязанскую мужскую гимназию (1879), медицинский факультет Московского университета (1884). С января 1887 г. уездный врач с. Рыбное Рязанского уезда. В 1902 г. приобрёл в Рязани лечебницу (ныне корпус РязГМУ, ул. Полонского,13), где вёл приём пациентов по внутренним болезням, офтальмологии, гинекологии. При лечебнице действовал стационар на несколько коек. С 1914 г. занимался частной практикой в собственном доме на ул. Николодворянской. В годы Гражданской войны принимал участие в борьбе с эпидемиями сыпного тифа [8].
Соколов Николай Иванович (1859–1919) – терапевт, земский врач, общественный деятель. Окончил Рязанскую мужскую гимназию (1877) и медицинский факультет Московского университета (1882). С 1883 – земский врач Пронского уезда с. Большое, затем с. Старожилово). В 1902–1904 гг. – земский врач Спас-Клепиковского уезда Рязанской губернии. В 1904 г. участвовал в Русско-японской войне. Был ординатором Рязанской губернской земской больницы с 1906 по 1919 г. Преподавал в Рязанской фельдшерско-акушерской школе. С 1890 – член «Общества Рязанских врачей» [7], а в 1906–1908 гг. – вице-президент. Скончался при ликвидации эпидемии сыпного тифа в 1919 г. Похоронен в г. Рязани [8].
Дюнан Анри Жан (1828–1910) – основатель «Общества Красного Креста», лауреат Нобелевской премии (1901), швейцарский общественный деятель и писатель, Почётный член Общества Рязанских врачей (1898) [7, 8].
Дурнев Владимир Семёнович (1870–1951) – акушер-гинеколог, главный врач и организатор родильного дома № 1 (1900), заслуженный врач РСФСР (1948), организатор акушерской службы. С 1896–1900 – ординатор хирургической клиники, изучал практическое акушерство в Московском родовспомогательном учреждении. В 1900 г. приехал в Рязань для организации первого родильного дома в городе. Почти 25 лет В.А. Дурнев работал один. Жил при роддоме и был бессменным доктором. В 1922–1926 гг. вел практические занятия с учениками Рязанского медицинского техникума. В 1930 уехал из Рязани и по конкурсу был избран в г. Ковров. После Великой Отечественной войны работал в Химках (под Москвой), где и скончался в 1951 г. [8].
Норшин Николай Агапитович (1822–1897) – воспитанник доктора Ф.П. Гааза, врач, доктор медицины, Инспектор врачебного отделения Рязанской губернии (1876–1889). Многое сделал для развития лечебного и санитарного дела в Рязанской губернии. Активно участвовал в работе съездов врачей Рязанской губернии (1876–1883). Почётный член «Общества Рязанских врачей» (1889) [7, 8].
Следует отметить, что при проведении работы с биографическими данными мы столкнулись с определенными трудностями получения точных дат рождения и смерти рязанских медиков, особенно если они касались 1920–1950-х гг., когда архивные записи часто сопровождались отметкой «трагически погибли» [8]. Это обусловливает необходимость дальнейшей исследовательской работы с целью уточнения биографических сведений, касающихся известных деятелей земской медицины Рязанской губернии.
Заключение
Таким образом, нами была разработана тематика школьных экскурсий, целью которых стало формирование у школьников универсальных учебных действий при изучении биологии. Поставленная цель была достигнута путем знакомства учащихся с биографиями известных ученых и медиков, чья жизнь и деятельность были связаны с Рязанью [8, 10, 14].
Проведенная совместная исследовательская работа вызвала живой интерес как со стороны учащихся, так и со стороны школьного сообщества в целом. Это позволило продолжить изучение архивных материалов, а также поиск исторических мест, связанных с жизнью и деятельностью известных рязанских ученых – медиков и биологов, что может послужить тематикой для последующей экскурсионной деятельности.
В процессе работы у школьников были сформированы навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Проведенная работа имела большое образовательное и воспитательное значение для учащихся, знакомя их с научным творчеством известных рязанских ученых, а также показывая школьникам примеры самоотверженного труда медиков Рязанской земли [7, 8].