Практическая подготовка является одним из элементов программы профессионального обучения (повышение квалификации) водителей, управляющих транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (далее – Программа), которая направлена на приобретение практических навыков безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях. Практическая подготовка, как элемент Программы, составляет основной объем практических занятий, и по своей сути от того, насколько правильно будет донесена информация и построена работа по данному разделу, зависит в целом успешное ее освоение. Уникальность раздела заключается в том, что занятия могут быть построены различным образом в зависимости от материальной базы, имеющегося опыта педагогического персонала и квалификации кадров, проходящих обучение. Многообразие блоков, изучаемых в ходе освоения Практической подготовки, направлено на формирование и корректирование всех элементов подготовки профессионального водителя, начиная от правильной посадки за рулем транспортного средства, хвата рулевого колеса и способов его вращения в различных условиях, заканчивая маневрированием, развитием чувства габарита транспортного средства и применением разнообразных приемов воздействия на органы управления при торможении. В результате изучения раздела Практической подготовки Программы обучающийся должен обладать способностью использовать в своей профессиональной деятельности приемы безопасного управления транспортным средством, самостоятельно применять приемы скоростного руления при возникновении аварийных ситуаций, самостоятельно определять возникновение и знать способы предотвращения таких нежелательных явлений, как занос и снос автомобиля.
Каждый из разделов Программы, в частности Практическая подготовка, по сути, уже имеет определенную структуру, которую можно использовать в своей работе для подготовки обучающихся [1]. Исследуемый раздел Практическая подготовка состоит из нескольких блоков. Каждый блок имеет свое название и включает несколько упражнений (табл. 1).
Таблица 1
Упражнения Практической подготовки
№ п/п |
Блоки Практической подготовки |
Упражнения |
1 |
Руление |
Подготовительные упражнения: маятники поочередно одной, двумя руками на различные углы поворота рулевого колеса. Исполнительные упражнения: силовое руление, руление перекрестным хватом с перехватом на боковом секторе рулевого колеса, руление одной рукой с перекатом через тыльную сторону ладони. Контрольные упражнения: скоростное руление перекрестным хватом с перехватом на боковом секторе рулевого колеса, скоростное руление одной рукой с перекатом через тыльную сторону ладони. |
2 |
Маневрирование |
Подготовительные упражнения: маневрирование в условиях объезда препятствий с отработкой техники управления рулевым колесом одной рукой, двумя руками, маневрирование задним ходом. Исполнительные упражнения: усложнение условий реализации подготовительных упражнений (различные вариации упражнений «змейка») путем увеличения скорости прохождения, изменения работы рук при работе с рулевым колесом, последовательности работы с педалями тормоза и газа. Контрольные упражнения: скоростное прохождение «змейки» стандартной, с укороченным шагом, со смещенным шагом при соблюдении техники управления рулевым колесом, скоростное вхождение в поворот, серия разворотов с изменяющейся траекторией движения. |
3 |
Торможение |
Подготовительные упражнения: торможение плавное, с постоянным нажатием педали тормоза, с переменным нажатие педали тормоза на минимальной скорости. Исполнительные упражнения: торможение плавное, с постоянным нажатием педали тормоза, с переменным нажатием педали тормоза на минимальной скорости, комбинированный способ торможения, торможение при изменении траектории движения при условии увеличения скорости движения по отношению к подготовительному этапу данного блока. Контрольные упражнения: самостоятельный выбор способа торможения для конкретной ситуации, моделируемой преподавателем. |
4 |
Габаритная подготовка |
Подготовительные упражнения: перемещение между стойками-ограничителями для развития чувства габаритов автомобиля. Исполнительные упражнения: прохождение габаритных коридоров на различных скоростях передним и задним ходом. Контрольные упражнения: скоростное прохождение габаритных коридоров, ворот, «туннелей» и остановок в заданном месте на заданном преподавателем расстоянии. |
Приведенный в табл. 1 перечень упражнений автором самостоятельно был разбит на этапы: подготовительный, исполнительный и контрольный; полное описание названий упражнений раздела Практической подготовки Программы представлено в источнике [1]. Нами были изучены различные комбинации Блоков Программы, прорабатывались последовательность выполнения упражнений и их продолжительность, учитывая длительность процесса обучения и квалификацию обучающихся.
Цель исследования: исследование возможных направлений повышения качества подготовки обучающихся в ходе обучения по разделу Практической подготовки на основании наблюдений, полученных за различными категориями обучающихся, и предложений, полученных от них, в зависимости от изменяющихся условий ее реализации.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования служат результаты наблюдений, полученные в ходе проведения опросов, теоретических и практических тестирований, в ходе обучения по Программе. При этом указанные методы исследований применялись в качестве входного, промежуточного и выходного контролей.
Для получения результатов наблюдений с целью совершенствования Программы подготовки водителей занятия проводились интерактивным методом, который направляет обучающихся на достаточно интенсивную работу друг с другом и преподавателем. Не менее важным является контекстное обучение, в котором на языке наук (результаты судебной практики, научные публикации, исследования тактики и способов безопасного управления транспортным средством) и с помощью традиционных и новых средств и форм обучения в учебной деятельности обучающихся последовательно определяется содержание и специфика их профессиональной деятельности [2; 3].
Результаты исследования и их обсуждение
Применение интерактивного метода в рамках контекстного обучения способствовало логическому осмыслению упражнений Практической подготовки. На наш взгляд, исключение такой специфики преподнесения информации существенно снизит эффективность Программы. Здесь, конечно же, следует выбрать «золотую середину» между теоретическим осмыслением предназначения представленных в табл. 1 упражнений и их практической реализацией.
Необходимость теоретического осмысления подтверждается периодическим проведением тестирования с последующим обсуждением результатов. За основу взят тест, который применяется для проверки знаний обучающихся курсов контраварийной подготовки. Ряд достаточно спорных вопросов, которые, безусловно, вызывали весьма оживленное обсуждение и по сути могут быть поняты неоднозначно, нами были исключены из точечного оценивания. Однако стоит представить ряд достаточно однозначных вопросов, которые, по нашему мнению, могут быть соответствующим индикатором уровня теоретической и по большому счету практической подготовки обучающихся Программы.
Вопрос, связанный со способом удержания рулевого колеса в зависимости от скорости движения двумя руками вызывает достаточно много споров о том, сколько пальцев должно обхватывать обод рулевого колеса и как это влияет на безопасность управления транспортным средством, по большому счету раскрывается лишь при непосредственном выполнении упражнений по блоку «Маневрирование».
Нами отмечено, что большинство обучающихся так или иначе задействуют лишь один или два способа торможения вне зависимости от условий покрытия дорожного полотна. Мы пришли к выводу, что изменить представление о способах торможения необходимо первоначально на теоретическом уровне, когда демонстрируются статистические данные по применению способов торможения в различных условиях. Только после этого необходимо переходить к практике.
Достаточно много вопросов вызывает способ стабилизации траектории движения автомобиля после реакции на такие нежелательные явления, как занос и снос. Здесь, как и ранее было отмечено, вначале применяется теоретический подход к раскрытию темы, который, безусловно, не должен иметь затяжной характер, далее – практика.
Представленный круг вопросов охватывает вопросы техники и тактики управления рулевым колесом, тактики управления транспортным средством в условиях маневрирования, торможения и стабилизации автомобиля после такого нежелательного явления, как занос автомобиля.
Отмечая во вводной части настоящей работы, что следует обратить внимание на последовательность расстановки блоков Программы Практической подготовки, а также последовательность выполнения упражнений в них, мы представили алгоритм реализации Практической подготовки по блокам (рисунок).
Блок-схема реализации Практической подготовки Программы
Главной особенностью предлагаемой блок-схемы реализации Практической подготовки Программы является работа обучающихся по освоению блока «Руление» перед каждым из последующих блоков. Наблюдения показывают, что на первоначальном этапе освоения блока «Руление» требуется выполнение полного комплекса упражнений, данный этап по сути является ознакомительным, поскольку он позволяет лишь акцентировать внимание обучающихся на важности отдельных элементов и всей техники управления рулевым колесом в целом. При этом отмечается, что на первоначальном этапе Практической подготовки «Руление» слушателями воспринимается весьма скептически. По мере освоения Программы, в особенности перед основной частью блока «Маневрирование», слушатели начинают понимать ценность и важность такого блока Практической подготовки, как «Руление» [4].
Габаритная подготовка следует сразу после тренажерной подготовки, представленной блоком «Руление». Во время данного этапа используются ограничители габаритов (конусы с палками, регулируемыми по высоте). В результате освоения данного этапа следует обучить слушателей чувству центра автомобиля и его габаритов (слева и справа) спереди и сзади автомобиля. Усложнение выполнения упражнений производится путем увеличения скорости движения транспортного средства и уменьшения расстояния между автомобилем и ограничителями [5].
Маневрирование проводится в несколько этапов [6]. Основным упражнением данного блока является «классическая змейка», при которой обучающиеся совершенствуют как габаритную подготовку, технику руления, так и слаженную работу других органов управления транспортным средством. В ходе наблюдений установлено, что данное упражнение возможно проводить как минимум в трех вариациях: при постоянной скорости движения, с загрузкой автомобиля: путем нажатия на педаль тормоза или торможения двигателем [7]. В последующем следует переходить к повышению сложности выполнения упражнения путем увеличения скорости движения транспортного средства и увеличения расстояния между ограничителями. В дальнейшем возвращаемся к блоку «Руление», после освоения которого следуем согласно оставшимся упражнениям программы блока «Маневрирование».
Блок «Торможение» осваивается в той же последовательности, как это определено в Приказе 161 Минобрнауки [1]. При этом обращается внимание слушателей на необходимость соблюдения правильной посадки и готовности к корректирующим действиям рулевым колесом.
Следует отметить, что результаты исследования, направленные на выявление проблемных аспектов реализации раздела Практической подготовки программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, и разработку предложений по совершенствованию раздела Практической подготовки водителей, получены в ходе проведения наблюдений за более чем 200 слушателями Программы.
Проведенные опросы слушателей для выявления возможных направлений улучшения показателей эффективности реализации Программы в части Практической подготовки сведены в табл. 2. В табл. 2 были объединены наиболее часто встречающиеся предложения.
Таблица 2
Результаты опроса по совершенствованию Программы
№ п/п |
Перечень предложений, высказанных слушателями по совершенствованию Программы |
Процент опрошенных |
1 |
Совершенствование полигона: увеличение количества мест для упражнений, возможных скоростей с учетом обеспечения безопасности |
35 |
2 |
Возможность реализации Практической подготовки на автомобилях с различным типом привода |
12 |
3 |
Увеличение количества часов на Практическую подготовку |
8 |
4 |
Возможность реализации Практической подготовки на служебных автомобилях |
27 |
5 |
Сезонное прохождение Практической подготовки (летний и зимний период) |
11 |
6 |
Дополнение программы упражнениями по вождению автомобиля в особых условиях (песка, гравия, грязи и т.д.) |
7 |
Заключение
В результате проведенного исследования расставлены акценты по проблемным вопросам совершенствования раздела Практической подготовки. На основании полученных данных в ходе проведения опросов, в результате наблюдений за работой различных категорий слушателей, с учетом их мнений по вопросам совершенствования Программы был предложен алгоритм реализации Практической подготовки. Стоит отметить, что отмеченный выше алгоритм проведения занятий по Практической подготовке достаточно успешно применяется в рамках учебного процесса. Педагогические исследования в рамках повышения качества подготовки специалистов по отмеченной Программе продолжаются. Мы полагаем, что совершенствование Практической подготовки водителей может быть достигнуто путем установления оптимальной периодичности прохождения обучения, учитывая особенности выполняемых служебных обязанностей, сезонность отработки навыков безопасного управления транспортным средством.