Важнейшим понятием, определяющим характер профессиональной подготовки обучающихся в условиях инновационного общества, выступает качество. Именно качество реализуемой в стенах высшей школы подготовки будущих профессиональных кадров определяет роль и место вуза в региональной системе образования и страны в целом.
Кафедра, являясь первичным структурным звеном образовательной организации высшего образования, обусловливает качество осуществляемой вузом профессиональной подготовки выпускников. Именно профессорско-преподавательский состав кафедры отвечает за непосредственное взаимодействие со студентами в процессе учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Как отмечают исследователи, кафедра вуза, как его учебно-структурное подразделение, может стать «точкой прорыва» в решении стоящих перед вузом задач обеспечения высокой эффективности профессиональной подготовки будущих кадров [1].
В этой связи цель исследования – раскрыть роль и основные направления деятельности кафедры как научно-структурного подразделения вуза в профессиональной подготовке будущих кадров.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования использовались такие теоретические методы, как анализ и синтез, обобщение и систематизация научной литературы по вопросам функционирования кафедры как научно-учебного подразделения вуза, а также анализ нормативно-правовых документов, регулирующих её деятельность.
Результаты исследования и их обсуждение
Традиционно кафедра рассматривается как основное учебно-научное структурное подразделение вуза, осуществляющее учебную, методическую, научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации [1; 2]. Её деятельность регламентируется рядом нормативно-правовых документов: ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и специальностям университета; Постановлением Правительства России от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; Правилами оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706); Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н); Уставом и Правилами внутреннего распорядка образовательной организации высшего образования, на базе которой функционирует кафедра; локальными актами образовательной организации, касающимися деятельности кафедры.
На сегодняшний день накоплен богатый опыт изучения кафедры как учебно-научного подразделения вуза. В научной литературе изучается целый ряд аспектов, связанных с организацией и содержанием деятельности кафедры, определением критериев её эффективности, а также ролью и местом в системе профессиональной подготовки обучающихся.
Наибольшее число исследований посвящено истории становления и развития отдельных кафедр, а также анализу опыта их деятельности на современном этапе (О.Ю. Аксенова, Т.В. Андрюшина, М.В. Бабкина, Т.К. Баженова, Т.Н. Балобанова, А.О. Бороноев, Н.В. Вишнякова, М.Б. Глотов, Т.Г. Гребенникова, М.А. Зайнетдинов, Л.Е. Захарова, Н.С. Ильина, М.В. Казарская, Ю.Ф. Кирюшин, О.В. Киселева, В.В. Кихтан, Я.В. Кихтан, Н.М. Конин, Н.П. Коновалов, М.В. Корепанова, Л.П. Лазурина, Е.И. Маторина, Т.О. Павлова, А.А. Пачкина, Л.Ф. Поплавская, А.Г. Прокопов, С.В. Ребко, В.И. Сахарова, Е.С. Семенов, А.Ю. Соколов, А.Г. Тамразян, К.С. Терновых, А.А. Тишкин, Т.В. Тишкина, В.И. Трухачев, П.В. Тупик., А.А. Устинова, А.М. Цыбулин, Т.И. Шишелова и др.). В свою очередь в целом ряде работ (А.Ш. Апишева, А.Д. Жарков, Е.И. Куликова, Д.П. Тевс, О.Г. Устичев, Н.С. Чекалкин и др.) представлена характеристика деятельности кафедр вуза с учётом его специфики (например, военного, технического, педагогического, культуры и искусств и др.).
Особое место в ряду исследований кафедры как учебно-научного подразделения вуза занимают работы, связанные с проблемой оценки эффективности её функционирования. Так, выявлению условий успешности деятельности кафедры в вузе, а также характеристике методик, критериев и показателей определения её эффективности посвящены многочисленные работы, среди которых исследования таких авторов, как Е.И. Аникина, А.Ш. Апишева, Е.В. Барбашова, З.Р. Батршина, Е.Ю. Головина, М.В. Гончар, З.А. Исаев, А.В. Караван, Р.К. Келбиханов, Л.А. Климович, А.Е. Колосов, В.Н. Котенко, Н.А. Кулибеков, Д.Н. Медведев, О.В. Новосельцев, А.Л. Осипов, Б.Д. Паштаев, И.В. Переверзева, А.И. Пестунов, Л.Н. Харченко и др.
В целом ряде работ раскрывается роль кафедры как учебно-научного подразделения вуза в профессиональной подготовке обучающихся в высшей школе в контексте решения широкого круга задач и формируемых компетенций. Так, роль кафедры в формировании у студентов устойчивой мотивации к учебной деятельности, стимулировании их познавательной активности раскрывается в работах Т.С. Абаевой, Р.Э. Абировой, И.Ю. Балалаевой, М.В. Будановой, Ф.И. Висмонт, К.Ш. Дуйшеновой, Н.Ф. Неделько, Ю.Л. Стариковой, К.А. Тамаевой, А.П. Швырева и др. Роль кафедры в организации воспитательной работы со студентами, формировании личностно и профессионально значимых качеств будущих выпускников представлена в исследованиях С.В. Волоховой, А.С. Ермаковой, Ю.Ю. Кириной, Л.Г. Кузьминой, А.А. Лопатина, Г.Ч. Мазько, А.А. Несмеянова, Д.В. Седова, А.М. Селедцова и др. Вопросы, связанные с деятельностью кафедры по формированию у обучающихся исследовательских компетенций посредством включения студентов в научно-исследовательскую работу, раскрываются в работах Т.А. Бабкина, В.Э. Дрейзина, А.В. Еликова, Е.О. Кинишова, В.В. Колпакова, М.Н. Липинской, Н.С. Малуковой, Т.Н. Рыбцовой, А.А. Ткачук, Е.А. Томиловой, С.Ю. Шаганова, А.Н. Щеглеватых и др.
Одновременно в научной литературе нашли своё отражение следующие направления деятельности кафедры как учебно-научного подразделения вуза: научное (Г.В. Бобрышева, А.О. Звозникова, Н.А. Илюхина, С.В. Костарев, С.З. Магомедсаидова, А.М. Рыбников, Е.С. Скобликова, Н.В. Соловова, Р.И. Турханова, Н.С. Чекалкин, Д.В. Шамсутдинова, С.Н. Яшкин и др.); учебно-методическое (Т.В. Андрюшина, О.В. Басова, Э.М. Кравченя, А.А. Кутовенко, О.В. Святова, В.В. Сидорик, В.Л. Соломахо, В.М. Солошенко, Н.Б. Яремчук и др.); профориентационное (А.М. Аникеева, Л.А. Болгова, Г.Н. Бородина, Ю.А. Высоцкий, Н.П. Захарченко, С.В. Лопатина, Н.М. Рехтина, А.И. Стерлин, Е.В. Тимофеева, И.Ю. Федина, М.В. Худжина, С.И. Шиленко и др.) и др.
В свою очередь, в научной литературе также рассматриваются вопросы, связанные с управлением кафедрой (О.А. Шальнова, М.В. Зинцова, Н.В. Соловова, С.Н. Яшкин, Н.М. Савина), ролью заведующего в повышении эффективности её деятельности (Т.Н. Иванова, И.Н. Мельникова, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.Н. Широков и др.), а также ролью кафедры в совершенствовании профессионализма её профессорско-преподавательского состава (М.Ю. Карелина, Т.Ю. Черепнина и др.).
Проведённый анализ литературы позволил определить основные цели, задачи, направления и содержание деятельности кафедры, а также условия, способствующие качественному решению стоящих перед ней задач по осуществлению профессиональной подготовки обучающихся в контексте требований к современной высшей школе.
Для достижения цели осуществления подготовки будущих выпускников высшей профессиональной квалификации, владеющих системой теоретических и прикладных знаний и компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО, кафедрой реализуется комплекс задач: организация и осуществление уровневой профессиональной подготовки обучающихся; создание условий для их личностного и профессионального самоопределения, удовлетворения средствами организации образовательного процесса в высшей школе потребности обучающихся в умственном, духовно-нравственном и культурном развитии; осуществление научно-исследовательской деятельности в соответствии с профилем кафедры; обеспечение качества преподавания дисциплин, курсов, модулей в соответствии с требованиями ФГОС и учебными планами подготовки по профилю кафедры, включая программы и учебные планы послевузовского и дополнительного профессионального образования и др. [3; 4].
В соответствии с решаемыми задачами выстраиваются основные направления деятельности кафедры, каждое из которых прямо или опосредованно влияет на качество реализуемой в высшей школе профессиональной подготовки будущих выпускников [5; 6].
Так, эффективное осуществление учебно-методической деятельности способствует в первую очередь повышению эффективности учебного процесса, содействуя формированию широкого круга профессиональных компетенций, включая систему научно-профессиональных знаний, практических умений и навыков. В рамках данного направления на кафедре осуществляется:
- разработка рабочих программ учебных дисциплин, реализуемых кафедрой, а также всей документации учебно-методического обеспечения;
- проведение профессорско-преподавательским составом предусмотренных учебным планом всех форм и видов учебных занятий с применением современных образовательных технологий;
- руководство всеми видами практик, относящихся к компетенции кафедры, на уровне бакалавриата (магистратуры, аспирантуры);
- организация и осуществление руководства профессорско-преподавательским составом кафедры самостоятельной работой студентов;
- проведение контроля успеваемости обучающихся (текущего, промежуточного, итогового);
- осуществление руководства курсовым и дипломным проектированием;
- внедрение в образовательный процесс вуза инновационных образовательных технологий;
- мониторинг потребности в основной и дополнительной учебной литературе по профилю преподаваемых профессорско-преподавательским составом кафедры дисциплинам, её актуализация и пополнение (включая электронные информационные ресурсы);
- разработка и публикация учебной и учебно-методической литературы по профилю преподаваемых на кафедре дисциплин (учебников, учебных и учебно-методических пособий, рабочих тетрадей, методических указаний и др.);
- изучение и обмен опытом ведущих преподавателей кафедры и начинающих свою профессиональную деятельность и т.д.
Одновременно с осуществлением профессорско-преподавательским составом кафедры учебно-методической работы, как одного из важнейших условий обеспечения качества профессиональной подготовки обучающихся, ими реализуется миссия развития научной отрасли знания по профилю кафедры, т.е. осуществления научно-исследовательской работы, включающей:
- осуществление профессорско-преподавательским составом кафедры научно-исследовательской работы по утверждённой тематике НИР;
- внедрение результатов НИР в образовательный процесс вуза;
- организация и проведение профессорско-преподавательским составом кафедры научно-методических и научно-практических конференций, а также участие в конференциях сторонних организаторов;
- апробация результатов научных исследований в публикациях преподавателей кафедры (монографий и научных статей, издаваемых в рецензируемых изданиях);
- осуществление личностного и межкафедрального научного взаимодействия с ведущими учёными в области преподаваемых наук, а также родственными кафедрами, диссертационными советами и др.;
- принятие по результатам кафедрального обсуждения научно-исследовательских работ решения о рекомендации их к внедрению;
- обсуждение кандидатур для приёма в аспирантуру (докторантуру), утверждение индивидуальных планов работы аспирантов, докторантов и соискателей, заслушивание их отчетов и проведение в установленные сроки аттестации;
- осуществление профессорско-преподавательским составом кафедры руководства научно-исследовательской работой студентов (написание статей, участие в научных кружках, конкурсах, олимпиадах и др.).
Активная научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры способствует повышению их профессиональной компетентности, оказывая влияние на качество осуществляемого ими учебного процесса; выступает условием осуществления тесного взаимодействия теории и практики, вуза и работодателей; способствует формированию исследовательских компетенций у обучающихся.
Помимо учебно-методической и научно-исследовательской деятельности кафедра также традиционно осуществляет:
- проведение воспитательной работы с обучающимися (работа кураторов в студенческих группах, включение студентов в разнообразную внеаудиторную деятельность, работа со старостами студенческих групп, сопровождение адаптации студентов-первокурсников и др.), направленной на формирование у обучающихся широкого круга универсальных компетенций, профессионально значимых личностных качеств и свойств;
- профориентационную работу и работу по содействию трудоустройству выпускников (участие в организации приёма в вуз, профессиональная ориентация учащейся и работающей молодёжи, проведение занятий на подготовительном отделении и подготовительных курсах, поддержание связи с выпускниками и др.), способствующую успешной учебно-профессиональной адаптации обучающихся в высшей школе и профессиональной адаптации выпускников;
- взаимодействие с образовательными организациями и работодателями (сотрудничество с профильными кафедрами вузов региона, страны, ближнего и дальнего зарубежья, научно-исследовательскими организациями, а также фирмами (предприятиями), создание базовых кафедр и др.) как условие обеспечения практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов в соответствии с последними научными достижениями предметной области и педагогики высшей школы;
- работу с кадрами и ресурсному обеспечению (оценка потребности в кадрах на сегодняшний день и перспективу, подбор и расстановка кадров, формирование кадрового резерва, повышение квалификации и профессиональная переподготовка профессорско-преподавательского состава и др.) как важнейшего условия качественного осуществления функций кафедры по профессиональной подготовке будущих выпускников.
Современные исследования показывают, что качество решения стоящих перед кафедрой задач по осуществлению профессиональной подготовки обучающихся в высшей школе зависит от целого ряда условий [3; 5; 6]. Анализ работ позволил выделить следующие из них:
- наличие научно обоснованной стратегии развития кафедры (О.А. Воскрекасенко, В.М. Гончар, В.В. Полукаров, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, С.В. Сергеева и др.);
- степень сплочённости педагогического коллектива, характер сложившегося в нём социально-психологического климата (М.С. Бойко, В.Н. Ильичева, И.Е. Метлицкий, О.А. Наумич, Д.А. Соколов, А.А. Шевченко и др.);
- профессиональная компетентность за- ведующего кафедрой как руководителя структурного подразделения (Т.Н. Иванова, И.Н. Мельникова, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.Н. Широков и др.);
- преемственность поколений на кафедре, изучение, сохранение и преумножение кафедральных традиций (О.А. Воскрекасенко, С.В. Сергеева, В.В. Полукаров и др.) и др.
Заключение
В целом кафедра, являясь первичным звеном в образовательной системе вуза, является одним из важнейших факторов, определяющих качество осуществляемой в высшей школе профессиональной подготовки студентов. Каждое из традиционно сложившихся в высшей школе направлений деятельности кафедры прямо или опосредованно оказывает влияние на формирование как собственно профессиональных, так и универсальных компетенций обучающихся, определяя их дальнейшую конкурентоспособность на рынке труда.