Коучинг – это относительно новое направление в профессиональной деятельности в современном мире, которое, несмотря на свою более чем пятидесятилетнюю историю, получило свое активное развитие именно в последние годы.
Профессиональный коучинг, наряду с обособленной и оригинальной базовой теорией, объединяет собой множество дополнительных начал, направлений и профессиональных компетенций из смежных областей знаний, расширяя и закрепляя таким образом всё, что может оказаться эффективным для формирования у личности своей профессиональной аутентичности.
Любая профессия как вид трудовой деятельности наряду с теоретическими знаниями требует от специалиста определённых практических умений и навыков, приобретаемых и закрепляемых в процессе специально организованных образовательных мероприятий, повышающих профессиональную вовлечённость обучающихся в освоение способов максимально эффективной реализации профессиональных задач. И, несмотря на отношение к коучингу как к метапрофессии, подготовка профессионального коуча подразумевает такое же детализированное методико-систематическое изложение материала и акцентное постулирование, как в любой корневой профессии.
Соответственно, образовательный процесс, посвященный обучению профессиональному коучингу, состоит из четырёх основных классических этапов:
1 – организация восприятия учебного материала, подлежащего усвоению;
2 – обеспечение осмысления учебного материала и формирование базовых понятий;
3 – закрепление и совершенствование знаний посредством развития умений и навыков;
4 – апробация на практике полученных знаний и навыков.
Следует подчеркнуть, что в обучении профессиональному коучингу, особое место, ключевое внимание и бо́льшее количество времени занимает именно третий этап, без которого становится невозможной сертификация и практическая деятельность коуча.
Этап формирования навыка в профессиональном коучинге реализуется с помощью активного наставничества (ме́нторинга). Это базовое, основополагающее звено в цепочке формирования практического опыта для достижения уровня практикующего профессионала. Именно на этом этапе проявляется и становится очевидным уровень предрасположенности слушателя учебной группы соответствующей программы подготовки к усвоению и формированию навыков профессиональной коучинговой деятельности. Предрасположенность предполагает потенциал человека, его склонность, расположенность к предмету изучения и освоения, наличие условий для развития опыта профессионального коуча.
Актуальность изучения условий эффективности процесса формирования компетентности профессионального коуча указывает на объективную потребность в разработке соответствующего направления прикладных междисциплинарных исследований на основе реализации компетентностного подхода и в расширении уже имеющегося и применяемого методического инструментария [1–3].
Цель эмпирического исследования заключалась в проверке эффективности предлагаемого образовательного метода – учебно-тренировочной «теневой коуч-сессии» при формировании коуч-позиции как ключевой компетенции у профессиональных коучей. Проведение эксперимента предусматривало решение следующих основных задач: 1) определить степени выраженности предрасположенности обучающегося к данному виду профессиональной деятельности; 2) посредством использования метода «теневая коуч-сессия» обеспечить продуктивное продвижение обучающихся в освоении компетенции «коуч-позиция»; 3) оценить эффективность предлагаемого образовательного метода в контексте его применения и получения качественного влияния на итоговую результативность выпускника образовательного учреждения, реализующего программы профессионального коучинга.
Материалы и методы исследования
Результаты проведённых нами исследований показывают, что из каждой сотни респондентов экспериментальных групп – заявителей на обучение коучингу только 7 % имеют ярко выраженную предрасположенность к этому виду профессиональной деятельности, 12 % имеют среднюю предрасположенность, 17 % имеют показатель ниже среднего. Остальные 64 % имеют низкий и крайне низкий показатели. Из вышесказанного следует, что только 36 % заявителей на курсы подготовки профессиональных коучей изначально имеют достаточно высокий шанс полноценно освоить и применить на практике профессиональный коучинг в целом и качественно сформировать у себя такую значимую для данной деятельности компетенцию, как «коуч-позиция», в частности.
Коуч-позиция как один из важных показателей возможности успешной деятельности профессионального коуча предполагает актуальный навык и способность оставаться нейтральным к субъективности и интерсубъективности клиента. Иными словами, особое значение приобретает способность и умение коуча блокировать свою тенденцию интрапсихического переноса и оставаться в так называемом безоценочном формате, исключающем своё влияние на клиента своим жизненным, профессиональным и бытовым опытом.
Профессиональному коучу важно научиться создавать и сохранять экспертность применительно к исключительно технологическим аспектам коучинга. Совершенно недопустимо осуществлять экспертность применительно к жизненному опыту своего клиента, куда часто приводит начинающего коуча отсутствие профессионализма и плохо сформированная компетентность «коуч-позиции», что проявляется в желании поделиться бытовой информацией, личным опытом, дать совет, проконсультировать. Таким образом происходит навязывание клиенту своего видения решения вопроса в контексте трёх обособленных тенденций: явной, скрытной и бессознательной [4, с. 116], вследствие чего у коуча утрачивается состояние «коуч-позиции» и нарушается ключевой постулат профессионального коучинга: «коучинг – это пространство, свободное от советов».
Сказанное следует рассматривать в качестве фундаментальной установки при организации образовательного процесса в рамках программы подготовки профессиональных коучей, поскольку если коуч не овладевает подобной компетенцией, то в результате его работы происходит игнорирование и дезинтеграция клиентом системы своих ценностей – интериоризированных и принятых человеком внутренних критериев должного [5, с. 3]. Как следствие, у клиента спонтанно актуализируются защитные психологические механизмы, проявляющиеся в инфантилизме, подражании, угодничестве, слепом следовании за коучем, формализме, перекладывании ответственности за своё решение на коуча, и в результате – общая низкая эффективность коуч-сессии, как в краткосрочной, среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. А значит, исключается достижение важнейшего качественного ключевого этапа во время встречи, определённого базовым постулированием коучинга – открытие и сохранение процесса продуцирования ресурсов клиента.
По мнению ряда авторов, профессиональный коучинг по характеру видов и форм взаимодействия соотносится с методами психотерапевтических практик, где также с момента первой встречи с клиентом решаются задачи стартовой диагностики ресурсного потенциала клиента до итогового момента индуцирования ресурсных расстановок (инсталляций) [6, с. 11]. Таким образом, этап формирования навыка «коуч-позиции» занимает ключевое место в образовательном процессе становления профессионального коуча, и требует активной интеркоммуникационной практики.
Для содействия решению задачи формирования компетенции «коуч-позиция» предлагается применять «теневую коуч-сессию» – разработанный нами образовательный метод, реализуемый именно на третьем этапе обучения как этапе закрепления и совершенствования знаний в форме учебно-тренировочной супервизии. Отличительная особенность предлагаемого метода заключается в упразднении в динамике классической учебной коуч-сессии (учебной супервизии) бытового и информационного наполнения событий и сокрытие от коуча всех информационных вбросов клиента в явной форме, начиная от его первичной директивы, заканчивая последующей информацией, сопровождающей весь дальнейший процесс сессии.
Структура учебно-тренировочной «теневой коуч-сессии» реализуется в классическом формате учебной супервизии, а именно: образовательное взаимодействие осуществляется в так называемой «тройке», где один из слушателей выступает в роли клиента, другой – в роли коуча. Третий участник – это опытный наставник (ментор), который является наблюдателем и куратором, и его задача заключается в том, чтобы в реальном масштабе времени по мере необходимости коррелировать общий процесс, нивелировать промежуточные результаты тренировочной сессии, запрашивать и давать обратную связь по возникающим на сессии ключевым вопросам.
Перед началом учебно-тренировочной сессии слушатель, определённый ментором в роли клиента, подготавливает реальный, «живой» запрос, требующий своего решения, записывает его, но не показывает и не озвучивает его ни коучу, ни ментору. При этом, обращаясь к коучу, клиент сопровождает свой первичный запрос директивой общего формата: «У меня есть проблема, я хочу её решить». Подобным действием утаивается и умалчивается событийное, бытовое и информационное наполнение самой директивы. Таким образом, клиент намеренно закрывает доступ к предметной части своего запроса, обезличивая всё, о чём он хочет рассказать. Клиент в обращении к коучу лишается возможности называть конкретные персоны, предметы, цифры, реальные события и т.п. Но при этом за клиентом сохраняется возможность эмоционально-аффективно выражать, проявлять и озвучивать своё отношение к предметам изложения, не называя их самих. То есть клиенту разрешается проявлять свои эмоции, чувства, переживания, ощущения. В свою очередь коуч лишается возможности задавать вопросы, уточнять и запрашивать всё, что может предполагать хоть какую-то коммуникационную интервенцию в адрес клиента на предмет получения объектно-субъектной информации и определения её предметно-бытового уровня.
Супервизия начинается с инициирования наставником процесса сессии, где коуч штатно открывает диалог, после чего клиент озвучивает свой первичный запрос, и далее по факту проводится полноценная классическая коуч-сессия, где образовательное взаимодействие коуча и клиента проходит в условиях обособленной эмоционально-когнитивной тренировки, на которой отрабатываются этапы всевозможного обсуждения проблемы.
После выхода на определённый уровень осознания проблемной ситуации в процессе «теневой коуч-сессии» у слушателя, выступающего в роли коуча, как правило, начинаются сложности с применением полученной от клиента информации. Проявляются иррациональные и деструктивные тенденции, идущие вразрез с сознательными намерениями коуча. Нарастает противоречие между сознательно-волевым намерением и фрейдовским «Id» – бессознательными реакциями. Именно в этот момент учебного взаимодействия сопротивление двух данных областей «человеческого ментального» у коуча достигает своего апогея. Возникают явные сознательные, скрываемые сознательные и бессознательные проявления по отношению к использованию полученной от клиента информации в виде бесконтрольной динамики, как то: поделиться опытом, дать совет или рекомендацию, научить клиента и т.п. Так, как уже было ранее отмечено, нарушается базисная концепция профессионального коучинга, строящаяся на принципах нейтральности и категорического невмешательства.
Минимизировать или, лучше, предотвратить вышеперечисленные тенденции и сформировать номинальную нейтральность коуча, обращаясь только к личностному потенциалу эмоционально-волевой сферы слушателей, получается лишь отчасти. Это происходит по причине того, что озвученные выше тенденции опираются на индивидуальные ценностные ориентации личности – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [7, с. 2]. Самоконтроль, самоуправление и самосдерживание проявлений ценностных ориентаций личности (а именно такая задача стоит перед слушателем учебных групп по направлению «Профессиональный коучинг») – задача многосложная и, может быть, даже не всегда выполнимая. В той или иной мере ценностные ориентации личности будут оказывать влияние на действия и поступки коуча. Качественно сформировать такую компетенцию, как «коуч-позиция», в условиях образовательного процесса представляется крайне сложной задачей. На формирование устойчивого номинального навыка нейтральности (коуч-позиции), помимо непосредственно периода профессионального обучения, может уйти несколько лет последующей практической деятельности.
Важно понимать, что в реализации метода «теневая коуч-сессия» непосредственно активное участие принимают как слушатель учебной группы, который выступает в роли коуча, так и слушатель, назначенный наставником исполнять роль клиента. Метод требует обоюдной интенсивной ментально-эмоциональной активности участников с инициированием и активизацией персональной креативной динамики.
Результаты исследования и их обсуждение
Задача метода «теневой коуч-сессии» – через абсолютную изоляцию понятийной категории первичного и последующих запросов, получаемых от клиента, и дальнейшего информационного ограничения на сессии добиться обхода ценностных ориентаций коуча. Следовательно, в новых условиях обучающего процесса у коуча исключается тенденция к восприятию бытовой информации и последующая оценка качества объектно-субъектных предметов среды клиента. Таким образом нейтрализуется ментально-эмоциональный вектор коуча, направленный на осознанное и оценочное восприятие информации, озвучиваемой клиентом, и блокируется спонтанное обращение к своему опыту.
Реализуемая информационная блокада в бытовом контексте и недостаток поступающей от клиента описательной информации вынуждает коуча сконцентрироваться на единственно существенном и важном, что может интересовать профессионала в области коучинга – это эмоциональная насыщенность и окраска предметов и фактов, озвученных клиентом, а также аффективное отношение клиента к тем событиям и персонам, о которых он повествует. Как следствие, у коуча полностью нейтрализуется возможность индуцирования даже элементарного бытового опыта. При этом совершенно неважно, что является предпосылками инициирования этого опыта – явная, скрытная или бессознательная тенденция, так как в созданных условиях коммуникативного взаимодействия «теневой коуч-сессии» это уже не имеет значения. При этом слушателю, выполняющему роль коуча, предоставляется уникальная возможность формирования и закрепления навыка эмпатической сонастройки и нерефлексивного слушания клиента.
Результаты проведённых исследований на базе АНО ДПО «Институт консалтинга и управления» по вопросу изучения эффективности формирования навыка нейтральности у профессиональных коучей доказывают: респонденты экспериментальных групп, ставшие в процессе обучения участниками учебно-тренировочной «теневой коуч-сессии», продвигаясь в освоении компетенции «коуч-позиция», более чем в два раза продуктивнее переходят к конструктивным профессиональным установкам, научаются сохранять нейтральность и способны проводить максимально результативные сессии, нежели респонденты из контрольных групп, где обучение проводилось классическим способом. При этом важно отметить, что удовлетворительных результатов в экспериментальных группах достигли даже те респонденты, которые изначально были отнесены к категориям низкой и крайне низкой предрасположенности.
При этом, так как оба участника учебно-тренировочной «теневой коуч-сессии» работают в экстремальных пограничных эмоционально-ментальных состояниях (между вынужденным сдерживанием излагаемой информации и необходимостью поиска вербальных вариантов для контекстного описания и объяснения ситуаций, появляющихся в результате коммуникативного диалога), вышеописанный образовательный эффект, получаемый от применения описанного метода, дополнительно свидетельствует ещё и о наработке опыта в формировании навыка креативности как одного из значимых в части образовательной подготовки профессионального коуча.
Заключение
Предлагаемый метод проведения учебно-тренировочной «теневой коуч-сессии», будучи апробированным в проведенном нами исследовании [4], доказал свою эффективность в качестве учебной методики, являющейся частью программы подготовки профессиональных коучей по классу ICM (International Coach Master), разработанной на кафедре профессионального коучинга Института консалтинга и управления. Считаем, что данная разработка выступает в качестве важной отправной точки для начала более глубокого исследования метода «теневой коуч-сессии» в контексте его применения и получения качественного влияния на итоговую результативность выпускника образовательного учреждения, реализующего программы профессионального коучинга.