В образовательной системе давно и успешно проходит процесс введения новых, инновационных технологий в связи с развитием методик реализации учебных программ. В последние годы появляется множество новых инновационных образовательных технологий, овладев которыми педагог сможет привлечь обучающихся, способствовать развитию творческих способностей, помочь слушателям в решении задач формирования ценностных установок личности в самоопределении. Технология «Педагогическая мастерская» позволит преподавателю и выстроит взаимоотношения с обучающимися в формировании конкретных знаний и умений. «Мастерская» представляет собой совокупность системных методов создания учебного пространства. Использование их генерирует процесс преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [1]. Задача преподавателя не преподносить готовые знания, а организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому использование педагогической мастерской обеспечивает вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс.
Исходя из этого, внедрение на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» технологии педагогических мастерских очень эффективно. Конечно, невозможно применять данную технологию на каждом занятии, но для повторения и обобщения она подходит идеально. В данном случае слушателю, который уже имеет основную базу данных, предлагается постичь тему в более широком формате. Обучающийся выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально. При этом каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы [2].
В связи с этим особое значение приобретает реализация в процессе обучения технологии педагогических мастерских, которая ориентирована на личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления новых знаний [3].
Владение инновационной образовательной технологией даёт возможность педагогу выйти на новый уровень профессиональной деятельности. В педагогическом сообществе ценятся профессионалы, владеющие новыми интересными методами и приёмами работы.
Чтобы повысить уровень обученности, педагог должен использовать новые технологии преподавания. При этом педагог диверсифицирует образовательные технологии в зависимости от типа учебного занятия. Следовательно, преподаватель должен создавать условия, которые раскрывают учебный потенциал каждого слушателя.
Целью исследования является:
1) анализ теоретических и практических подходов при реализации инновационных технологий в процессе изучения нормативного аспекта русского языка и культуры речи;
2) синтезация совместного творчества педагога и слушателя;
3) трансляция педагогического опыта.
Материалы и методы исследования
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что использование на занятиях по русскому языку и культуре речи технологии «Педагогическая мастерская» позволяет обучающимся интенсивно овладеть знаниями в условиях сотворчества. Из существующих педагогических методов мастерская использует в работе исследовательские и проблемные приёмы обучения, опирающиеся на логические противоречия и связи между ними. Здесь творческий процесс основан на чередовании бессознательного или осознанного. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс создания, приобщающий слушателя и педагога к радости познания. Данная технология очень эффективна в процессе обучения русскому языку и культуре речи будущих сотрудников МВД.
Результаты исследования и их обсуждение
Как повысить качество знаний обучающихся? Прежде всего, необходимо заинтересовать слушателей, сделать процесс обучения увлекательным, создать условия, чтобы каждый почувствовал себя успешным. Поэтому каждый педагог разрабатывает своё занятие с учётом следующих условий: во-первых, создать ситуацию успеха для каждого обучающегося, во-вторых, использовать достижения современных педагогов-новаторов, в-третьих, разработать индивидуальные познавательные задания для каждого обучающегося. Действительно, педагог, который использует инструменты инновационной технологии, создаёт почву для будущего специалиста. Поэтому одна из приоритетных задач осовремененного образования – подготовить профессионалов, которые обладают не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Поэтому, чтобы воспитать творческую, активную личность, каждый педагог должен организовать занятие с использованием инновационных технологий. Только в этом случае учёба станет доставлять радость.
Мы часто слышим слово «инновация», иногда даже и в неправильной трактовке. Но когда в обществе появляется совершенно новый и удобный для нас сервис или услуга, каждый раз удивляемся новым технологиям.
Также в сети Интернет можно найти и другие статьи, в которых авторы задаются вопросом: «А что же такое инновация?» Ответ мы находим в определении, которое даёт Дж. Боткин: «Инновация – реализация идеи, которая решает конкретную задачу и обеспечивает ценность для компании и клиента» [4]. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 1980-х гг. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых учёных и педагогов. Педагоги-теоретики и практики пришли к мысли о том, что повышение качества знаний напрямую зависит от использованных технологий. Данная проблема отражена в большом количестве публикаций: всеобщего философского содержания; общенаучного социального и частно-научного (собственно технолого-педагогического). К первому уровню следует отнести работы: Е.П. Белозерцева [5], В.И. Загвязинского [6], М.В. Кларина и др. Ко второму уровню относятся работы: А. Адамского [7], В. Шаталова [8], Н.И. Беловой [9], А. Тубельского [10], которые считают, что основными принципами повышения качества образования являются, во-первых, креативность (ориентация на творчество); во-вторых, усвоение знаний в системе. Большое влияние на настоящее исследование оказали труды И.Я. Лернера [11], В.П. Беспалько [12], Н.А. Селезневой [13] и других. Обзор литературы по теме исследования показал, что проблема преподавания русского языка и культуры речи далека от разрешения. Вышеуказанные работы касаются самых различных аспектов этого вопроса, демонстрируя сложность и неоднозначность подходов. Задача изучения проблемы повышения качества образования слушателей на занятиях по русскому языку и культуре речи с использованием инновационной технологии «Педагогическая мастерская» в связи с изменением современной образовательной парадигмы нуждается в продолжении исследований.
Поэтому, для того чтобы привести систему образования в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны в целом, необходимо использовать в учебном процессе инновационные технологии, которые способствуют повышению качества образования обучающихся. Для этого педагог использует систему взаимосвязанных инновационных видов работ, которые состоят из следующих компонентов (рис. 1).
Рис. 1. Направление инновационной деятельности
Несколько подробнее остановимся на некоторых приемах, которые используем в процессе обучения русскому языку и культуре речи с использованием технологии «Педагогическая мастерская». На данных занятиях слушателям предлагается выполнить следующие виды упражнений: во-первых, групповые задания, которые позволяют охватить всех обучающихся, во-вторых, создание проектов по пройденному материалу, в-третьих, подготовить презентацию по изученному материалу. Использованные методы и приемы основываются на принципах: гуманизации, индивидуализации. Данная технология позволяет педагогу решить ряд задач:
- активизация полученных знаний;
- пробуждение интереса к учебному предмету;
- участие всех слушателей в обобщающем занятии.
Действительно, для того чтобы овладеть технологией «Педагогическая мастерская», педагог должен создать лабораторию, где каждый слушатель получает задания, стимулирующие познавательный поиск. Учитель направляет деятельность обучающихся, и он чувствует себя не «над», а рядом со слушателями. Для успешной реализации целей занятий каждый педагог выбирает методы, которые используются на определённом этапе педагогической мастерской (рис. 2).
Рис. 2. Методологические основы педагогической мастерской
Важное условие для успешной реализации приемов образовательного процесса посредством применения технологии педагогических мастерских, необходимо проводить занятия в соответствии с алгоритмом, который на сегодняшний день является основополагающим (рис. 3).
Рис. 3. Структура занятия с использованием технологии педагогической мастерской
Каждый этап отвечает определенным требованиям и имеет строгую последовательность. Основной их принцип – совместный поиск знаний, «самостроительство». Рассмотрим задания, которые были использованы на занятиях с применением технологии педагогической мастерской. Так, на этапе «Индуктор» преподаватель выявляет первичные знания обучающихся. Для этого можно использовать логические схемы, таблицы. Примером может служить данная схема (рис. 4), которую целесообразно использовать при распределении документов по функциональному значению.
Рис. 4. Классификация официально-деловых документов
Руководствуясь алгоритмом, слушатели активизируют собственные знания по теме. На данном этапе слушатели совместно с педагогом анализируют содержание, композицию, языковое оформление официально-деловых документов и делают выводы.
Второй этап занятия посвящен работе с материалом. Обучающиеся вначале исследуют проблему. При изучении темы «Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление» вначале обучающиеся формулируют проблему занятия: «В чем состоит противоречивость в оформлении официально-деловых документов?» Исследуя проблему, слушатели создают основу для дальнейшего усвоения знаний. На этом этапе от обучающихся требуется интеллектуальная отдача и важен эмоциональный настрой.
Следующий структурный элемент занятия называется «Творческая работа». Основная цель – эмоционально разрядить обучающихся. Самое важное, чтобы педагог мог создать атмосферу открытости и сотворчества в общении. На этом этапе можно провести деловую игру «Копирайт», где слушатели должны создать документ в соответствии с требованием к официально-деловым документам, выстраивая ассоциативные ряды в соответствии с законодательной базой РФ. Остановимся на содержании таких заданий. Слушателям предложено написать рапорт об обнаружении признаков преступления и административного правонарушения. После чего каждый слушатель должен проанализировать и отредактировать работу своего товарища. Например, рапорт об административных правонарушениях, который требует доработки: «...В ходе проверки было установлено, что гражданин Петров Р.В. находился в магазине «Царевич», расположенный по адресу: Астрахань, Советский район, улица Б. Полевого, не имел при себе СИДЗОД, чем нарушил требования Правительства Астраханской области № 496 Н от 30.01.2020 г.
Докладываю на ваше усмотрение».
Слушатели указывают, что данная работа содержит лексическую неточность, так как слова «докладываю на ваше усмотрение» не сочетаются. «Мастер» на этом этапе работает вместе со всеми, он равен обучающемуся в поиске знания. Педагог указывает, что в официально-деловых документах часто встречается вынужденная тавтология. Такой совместный вид работы помогает обучающимся отработать навыки составления официально-деловых документов, исключив все речевые недочеты.
Следующий этап занятия направлен на раскрытие творческого потенциала каждого слушателя. Материал подается дозированно. В конце этого этапа слушателям предлагаются различные способы анализа полученных результатов. Для выполнения данного задания обучающимся предложено составить в диалоговой форме протокол допроса в соответствии со ст.189 и 190 (191) УПК РФ. Такой вид работы помогает слушателям совершенствовать орфографические навыки и знания законодательной базы РФ. Далее слушатели работают в группах: анализируют, корректируют и дают рекомендации для выполнения следующего этапа. Слушатели делятся собственным опытом. После чего педагог организует обсуждение полученных результатов, дает оценку и рекомендации.
Заключение
Таким образом, повышение качества образования слушателей на занятиях по русскому языку и культуре речи зависит от применяемой технологии. Включение в образовательный процесс инновационных методов и приемов позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Применение технологии педагогических мастерских в процессе освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» позволило оптимизировать деятельность преподавателя, повысить качество и эффективность обучения, мотивацию слушателей, способствовало формированию межкультурной коммуникативной компетенции.
В ходе внедрения данной технологии на занятиях по русскому языку и культуре речи были реализованы основные принципы педагогики:
- креативность, развитие творческих способностей сотрудников органов внутренних дел во всех видах речевой деятельности в заданных прагматических коммуникативных ситуациях, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- дифференциация, учебный материал дается в соответствии с профессиональной направленностью.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о глубине вышеуказанной проблемы, а также о том, что обучение русскому языку и культуре речи в данном контексте является средством формирования мировоззрения личности сотрудников ОВД.