В настоящее время в условиях глобализации и автоматизации экономики страны и связанных с ними демографических изменений в обществе образование и воспитание «столкнулись с ситуацией, когда в ряде сфер компетенции обучающихся устаревают быстрее, чем заканчивается нормативный срок обучения» [1, с. 80]. Данная тенденция требует совершенно новых подходов инициативных педагогических групп к воспитанию подростков и молодежи и формированию компетенций обучающихся. Широко обсуждаются требуемые компетенции будущего, среди которых немаловажная роль отводится такой компетенции, как социальная активность обучающихся. Посредством социальной активности подросток стремится внести свой вклад в развитие общества лично или в команде, реализовать себя в деятельности как личность. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2] начата реализация федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование», действующего в течение 2019–2024 гг. В данном проекте одной из главных целей названо «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций» [2], что и придает нашим исследованиям особое значение.
В наших разработках мы исследуем проблему формирования основ социальной активности обучающихся в аспекте профилактики правонарушений подростков и молодежи. Цель исследования – детально разработать организационно-педагогические условия формирования основ социальной активности обучающихся основной общей и средней общей школы и экспериментальным путем проверить их результативность.
Материалы и методы исследования
Состояние и уровень правонарушений подростков и молодежи являются индикаторами стабильного развития любого государства. Среди государств – участников СНГ ведущие позиции по уровню правонарушений подростков и молодежи занимают Россия и Беларусь. Несмотря на то что в последние годы «количественные показатели правонарушений несовершеннолетних стабилизировались и имеют устойчивую тенденцию к снижению, ее качественные характеристики свидетельствуют о возраста- нии некоторых негативных процессов в подростковой и молодежной среде. Так, увеличивается удельный вес правонарушений, совершенных подростками, имеющими судимость, в общественных местах, в состоянии наркотического опьянения, лицами женского пола» [3]. По данным исследователей современного этапа развития нашего государства, уменьшение количественных показателей правонарушений подростков и молодежи является следствием сокращения численности людей в возрасте до 18 лет [4, 5]. Высокий уровень развития подростковых правонарушений связан с преступлениями корыстными и некорыстными, против чести и достоинства, против здоровья и жизни человека. Выделяются несколько групп причин правонарушений: отрицательное влияние семейных условий; отрицательное влияние в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном и т.д.; отрицательное влияние Интернета; размывание устойчивой системы ценностей, приоритет материальных ценностей, пропаганда гедонизма и потребительства в средствах массовой информации; влияние оппозиционных общественных формирований на территории России на систему ценностей подростков и молодежи. В соответствии со статистическими данными по правонарушениям, совершенным подростками в России в период 2013–2020 гг., самыми распространенными правонарушениями являлись кражи. В на- стоящее время появляется все больше информации о том, что подростки кого-то избили или убили. Обозначилась опасная тенденция: число тяжких или особо тяжких преступлений, совершенных подростками, неизменно возрастает. Исключением не является и город Красноярск, в образовательных учреждениях которого мы и занимаемся нашими разработками. Ввиду выше- изложенного в настоящее время аспект профилактики правонарушений подростков и молодежи вновь актуализировался и стал объектом педагогических, психологических и правовых исследований [3–5]. Перед началом разработки наших моделей мы проанализировали систему профилактики правонарушений подростков и молодежи города Красноярска. Система профилактика правонарушений города представлена следующим образом: все органы и учреждения системы в первую очередь разделены по уровням: краевой, городской, районный и местный (в образовательных учреждениях). На каждом уровне существуют специалисты (сотрудники) по профилактике правонарушений. При анализе мы выделили четыре группы специалистов (сотрудников) и волонтеров: 1) специалисты комиссий по делам несовершеннолетних (от краевой исполнительной власти); 2) специалисты учреждений образования, здравоохранения, службы занятости и сотрудники приемников-распределителей (в рамках межведомственного взаимодействия от разных подразделений органов исполнительной власти); 3) сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (от отделов полиции, осуществляющих деятельность в отношении защиты прав несовершеннолетних в рамках действующего законодательства); 4) сотрудники и волонтеры общественных организаций, молодежных объеди- нений, инициативных групп (созданных на территории Красноярского края и краевого центра с целью оказания содействия органам исполнительной власти в деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних). Основными направлениями деятельности специалистов комиссий по делам несовершеннолетних являются: 1) координация деятельности всех органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) мероприятия по непосредственной профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 3) юрисдикционная деятельность. Основными направлениями деятельности специалистов учреждений образования, здравоохранения, службы занятости и сотрудников приемников-распределителей являются: 1) разработка и реализация межведомственных планов работы с несовершеннолетними, составление индивидуальных маршрутов по профилактике правонарушений для несовершеннолетних и их семей; 2) обеспечение своевременной диспансеризации несовершеннолетних с целью укрепления и сохранения здоровья; 3) организация занятости несовершеннолетних в летний период; 4) организация консультаций по психологической помощи несовершеннолетним и их семьям с целью предупреждения девиантного поведения и информирования о включении их в общественно полезную деятельность. Основными направлениями деятельности сотрудников подразделений по делам несовер- шеннолетних являются: 1) выявление и устранение условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними; 2) защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Основными направлениями деятельности сотрудников и волонтеров общественных организаций, молодежных объединений, инициативных групп являются: 1) оказание помощи образовательным учреждениям в выявлении и устранении условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними; 2) контроль соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних; 3) организация досуговых мероприятий несовершеннолетних, включение их в социально активную деятельность; 4) содействие профес- сиональному самоопределению несовершеннолетних. Мы считаем, что в системе профилактики города Красноярска задействовано достаточно много органов исполнительной власти и учреждений, но данное множество учреждений, к сожалению, до конца не решает проблему роста правонарушений несовершеннолетних. Огромным потенциалом новых методов и технологий профилактики правонарушений, по нашему мнению, владеют сотрудники и волонтеры общественных организаций, так как подростки в силу своей амбициозности и непокорности не признают органы государственной исполнительной власти, но быстро включаются в деятельность общественных организаций, молодежных объединений. Системе профилактики города требуется больше конкурентоспособных общественных организаций правоохранительной направленности с целью предотвращения формирования криминальной системы ценностей у несовершеннолетних. В данном актуальном поле наша инициативная группа начала свою деятельность. Одним из инструментов решения проблемы предупреждения правонарушений подростков и молодежи является формирование основ их социальной активности и, как следствие, включение их в первичную профилактическую деятельность по предотвращению правонарушений. При этом главными технологиями успешности реализации наших моделей служат участие обучающихся в собственно правоохранительной деятельности, использование компьютерных программ и приложений по профилактике правонарушений, сетевое взаимодействие, взаимодействие в проектных школах. Различные периоды времени порождают совершенно различные представления общества и исследователей о социально активной личности. Многие российские исследователи разрабатывали понятие «социальная активность», а именно: В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, И.Ч. Христова, Е.Г. Комарова, Т.В. Тищенко. Исследователи В.А. Ситаров и В.Г. Маралов под социальной активностью понимают «действия и способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью» [6, с. 167]. И.Ч. Христова, Е.Г. Комарова и Т.В. Тищенко трактуют социальную активность как «субъек- тивное отношение и социально-психологическая готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность» [7]. Среди зарубежных исследователей проблемой социальной активности личности занимались Э. Фромм, К. Левин, А. Маслоу и др. [8–10]. Мы выделили среди других формулировку понятия «социальная активность», предложенную Э. Фроммом. В соответствии с его теорией, «для формирования социальной активности личности необходимым условием является наличие плодотворной ориентации. При таком виде ориентации потребности и способности человека свободно реализуются. Его социальные отношения пронизаны любовью, заботой о ком-то» [8, с. 221]. Мы провели собственный анализ понятия «социальная активность» и эксплицировали понятие «социальная активность обучающегося». Социальная активность обучающегося – сознательная и целенаправленная деятельность подростка по преобразованию общества лично или в команде со сверстниками и старшим поколением с целью личностного и профессионального самоопределения в условиях инновационной экономики страны и развития общества в целом. Нами разработана структура социальной активности настоящего периода. В структуру социальной активности личности нами включены следующие компоненты: склонность к законопослушному поведению, самоактуализация личности, ответственность, социализированность, реальные проявления социальной активности. Также разработаны уровни развития социальной активности: нормативный, нормативно-творческий, продуктивно-творческий. Так, например, по компоненту «ответственность личности» на продуктивно-творческом уровне обучающийся характеризуется следующим образом: несет ответственность за себя и за других; на нормативно-личностном уровне: берет ответственность только на себя; на нормативном уровне: частично возлагает ответственность на себя. По компоненту «социализированность личности» на продуктивно-творческом уровне обучающийся характеризуется следующим образом: самостоятельно организовывает профилактические мероприятия, добровольно принимает участие во всех значимых акциях; на нормативно-личностном уровне: участвует в организованных профилактических мероприятиях, добровольно принимает участие во всех значимых акциях; на нормативном уровне: неосознанно участвует в организованных профилактических мероприятиях. В рамках проблемы формирования основ социальной активности мы выделяем федеральный проект «Социальная активность», реализующий задачу из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204: «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)» [11]. Мы считаем этот документ основополагающим для наших исследований, так как наставничество (шефская поддержка), написание проектов и участие в конкурсах молодежных проектов, добровольчество в настоящее время являются формами социальной активности подростков и молодежи. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [12], основным является тот факт, что становится возможным участие общественных организаций и объединений граждан в решении проблемы формирования социальной активности подростков и молодежи. Данный нормативно-правовой акт определяет форму участия нашей инициативной педагогической группы в процессе профилактики правонарушений при формировании основ социальной активности обучающихся, поддерживает нашу инициативу в формировании основ социальной активности посредством деятельности общественных организаций, активная работа которых лежит в основе нашей деятельности. Формирование основ социальной активности осуществляется нашей инициативной группой при поддержке органов внутренних дел, включая отделы по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях, комитеты по делам молодежи, молодежные центры и образовательные организации г. Красноярска.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках движения «добровольная молодежная дружина» (ДМД) в 2012 г. в реестре общественных организаций Красноярского края была официально зарегистрирована региональная молодежная общественная организация «Добровольная молодежная дружина», деятельность которой поддерживается Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка», одобренным Советом Федерации 26 марта 2014 г. [13]. Данный документ предоставляет возможность обучающимся в дальнейшем проявить свою социальную активность и включиться уже в профессиональную деятельность по профилактике правонарушений подростков и молодежи. В настоящее время формой реализации социально значимой деятельности обучающихся, направленной на профилактику социальных отклонений, в рамках региональной ДМД является разработанная нами модель «отряд профилактики правонарушений подростков и молодежи» (ОППН). ДМД и ОППН работают в ряде колледжей и краевых образовательных организаций, в общежитиях Сибирского Федерального университета. Совместная со студентами деятельность способствует первичной профилактической работе с обучающимися: профессиональному и жизненному самоопределению, возможности передать младшим свой опыт, что сохраняет преемственность поколений. Данные модели являются современной формой существовавших ранее объединений правоохранительной направленности, таких как «Юные друзья милиции» (ЮДМ), отряд ««Дзержинец» и т.д. «На смену деятельности комсомольцев-дружинников появились общественные организации правоохранительной направленности нового поколения. Эти организации включились в деятельность по пресечению роста правонарушений, совершаемых несовершеннолетними подростками» [14]. ДМД и ОППН «занимаются разработкой профилактических мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и организацию содержательного досуга подростков. Ключевой деятельностью в профилактике является не участие в мероприятии, подготовленном и проведенном инициативной педагогической группой, а организация общественно-полезной деятельности самими подростками – членами отряда. Эта включенность в общественно-полезную деятельность является показателем невключенности подростка в совершение правонарушений» [14]. Деятельность вышеупомянутых моделей способствует также усилению межпоколенческих связей, включению в социальную активность представителей старшего поколения (60+). Исследователь Д.И. Фельдштейн подчеркивает необходимость присутствия в деятельности старших как посредника, без которого немыслим переход подростков в мир взрослых. В рамках модели ОППН нами разработаны механизмы взаимодействия подростков и молодежи с представителями старшего поколения. В наших разработках мы ввели термин «кураторы». «Кураторами являются ветераны комсомольских оперативных отрядов. Возраст ветеранов – от 50 до 75 лет. Они начинали свою общественную деятельность в конце 50-х годов. Сферы их деятельности в прошлом варьировались от работников правоохранительных органов, руководителей образовательных учреждений до работников промышленных предприятий. Полученные навыки дисциплины и правовой грамотности, коммуникативно-организаторские умения помогают им и в настоящее время взаимодействовать с молодым поколением» [15].
Выводы
В целом, наша опытно-экспериментальная работа свидетельствует о возможности участия обучающихся в профилактике правонарушений в рамках моделей ДМД и ОППН. Детальный анализ деятельности вышеупомянутых моделей приводит нас к выводу, что они результативно способствуют формированию основ социальной активности обучающихся основной общей и средней общей школы. В аспекте демографических изменений в обществе результативно организуют взаимодействие подростков и молодежи с представителями старшего поколения и борются с эйджизмом. В будущем мы планируем тиражирование наших моделей на большее количество образовательных организаций г. Красноярска. Наши разработки также могут быть использованы для совершенствования деятельности сотрудников правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними.