Проблема формирования патриотизма подрастающего поколения является значимой в современных условиях развития общества. В настоящее время реализуется федеральный проект, направленный на формирование патриотизма граждан Российской Федерации, предполагающий вовлечение в реализацию мероприятий детей, начиная со старшего дошкольного возраста [1]. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуализируют необходимость формирования основ патриотизма дошкольников [2]. Дети старшего дошкольного возраста восприимчивы к формированию знаний о родном крае, интереса и любви к родине, общечеловеческих ценностей, общественно значимого поведения.
Исследованию проблем формирования основ патриотизма у старших дошкольников предшествовал анализ работ, посвященных изучению различных аспектов патриотизма человека, представленных в трудах известных авторов. С точки зрения Н.К. Крупской, чувства привязанности к родным местам углубляются в процессе познания природы, красоты и неповторимости родного края [3]. По мнению К.Д. Ушинского, природа – важный фактор формирования патриотизма человека [4]. Современные авторы изучают рассматриваемую проблему в различных аспектах: воспитания патриотизма посредством народной культуры (Е.В. Донгаузер, Т.А. Нежинская) [5]; исследования патриотизма и эмпатии старших дошкольников (Н.Е. Жданова) [6]; экологического воспитания (С.Н. Николаева) [7]. Исследователь Н.А. Рыжова проводит анализ изменений, произошедших в настоящее время, во взаимодействии детей и природы, подчеркивает значимость ознакомления дошкольников с природой [8]. Рассматривая проблему формирования патриотизма детей дошкольного возраста, авторы Е.И. Брагуца [9], А.В. Коломеец [10] отмечают необходимость ознакомления детей с природой родного края.
Цель исследования: изучить особенности формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края.
Материалы и методы исследования
В исследовании участвовали 44 старших дошкольника подготовительных групп дошкольной образовательной организации г. Оренбурга. Участвующие были поделены на две группы: экспериментальную (22 старших дошкольника) и контрольную (22 старших дошкольника). Экспериментальная группа была включена в реализацию педагогических условий формирования основ патриотизма посредством ознакомления с природой родного края. Родители детей, включенных в экспериментальную группу, взаимодействовали с педагогами по проблеме формирования основ патриотизма старших дошкольников путем ознакомления с природой родного края.
Исследование осуществлялось на протяжении двух лет, включало в себя три взаимосвязанных этапа. На первом этапе изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности основ патриотизма у старших дошкольников. Диагностический инструментарий включал в себя следующие методики: «Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу» (А.О. Ястребцова), «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева), «Диагностика по формированию представлений о родном крае» (Т.Г. Кобзева) (изучение когнитивного компонента основ патриотизма); «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» (Е.П. Ильин), «Изучение действенности общественного и личного мотивов» (Е.П. Ильин), «Я – патриот» (Т.М. Маслова) (изучение мотивационного компонента основ патриотизма); «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.В. Кучерова), «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина), «Мое отношение к малой Родине» (Т.М. Маслова) (изучение эмоционального компонента основ патриотизма); «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс), «Сюжетные картинки» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко) (изучение деятельностного компонента основ патриотизма). На втором этапе проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности основ патриотизма. Характеристика уровней сформированности основ патриотизма старших дошкольников, описание констатирующего эксперимента представлены нами ранее [11]. На основе полученных данных были апробированы педагогические условия формирования основ патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с природой родного края. На третьем этапе осуществлялись анализ, обобщение и систематизация эмпирических данных, оформление результатов исследования.
В ходе исследования был использован ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: теоретических – анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирических – констатирующий и формирующий эксперименты; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить понятие «основы патриотизма старших дошкольников» как интегральное личностное качество, включающее знания об истории Родины; знание особенностей родного края (когнитивный компонент); интерес к традициям своего народа, потребность беречь Родину, природу родного края, стремление быть полезным (мотивационный компонент); любовь к Родине, уважение к прошлому отечества, к традициям своего народа, позитивное эмоциональное отношение к родной земле, природе родного края (эмоциональный компонент); умения сопереживать, сочувствовать, содействовать, умения осуществлять общественно значимую деятельность (деятельностный компонент).
Представим критерии и показатели когнитивного, мотивационного, эмоционального, деятельностного компонентов основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста. Критерий когнитивного компонента: патриотические знания; показатели когнитивного компонента: знания об истории Родины, знание особенностей родного края (названия и символики города; достопримечательностей, памятников природы, животных и растений, занесенных в Красную книгу). Критерий мотивационного компонента: патриотическая направленность; показатели мотивационного компонента: интерес к традициям своего народа, потребность беречь Родину, природу родного края, стремление быть полезным. Критерий эмоционального компонента: патриотические чувства; показатели: любовь к Родине, уважение к прошлому отечества, к традициям своего народа; позитивное эмоциональное отношение к родной земле, природе родного края. Критерий деятельностного компонента: патриотическое поведение; показатели: умения сопереживать, сочувствовать, содействовать; умение осуществлять общественно значимую деятельность.
Изучение психолого-педагогических работ, посвященных рассматриваемой проблеме, позволило выявить педагогические условия формирования основ патриотизма у старших дошкольников: обогащение развивающей предметно-пространственной среды посредством ознакомления детей с природой родного края; реализация проектной деятельности по ознакомлению детей с природой родного края; обеспечение взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников при ознакомлении детей с природой родного края.
Первое педагогическое условие – обогащение развивающей предметно-пространственной среды посредством ознакомления детей с природой родного края. На базе дошкольной образовательной организации в подготовительной группе была спроектирована и реализована развивающая предметно-пространственная среда. Во время образовательной, самостоятельной и совместной деятельности педагога с дошкольниками использовался разнообразный материал, он видоизменялся в зависимости от обучающей ситуации, что способствовало формированию основ патриотизма старших дошкольников. Весь материал был разделен на блоки: «Моя семья», «Мой детский сад», «Родная страна», «Родной город и край», «Защитники Отечества», «Русская народная культура». В патриотическом центре был создан дополнительный раздел «Природа Оренбуржья». На территории детского сада создана экологическая тропа, маршрут которой представлял собой последовательное движение от одного объекта к другому, которые показаны нумерацией на карте-схеме. Изучались объекты развивающей предметно-пространственной среды: «Цветник», «Птичья столовая», «Муравьиная жизнь», «Березовая роща», «Лесная опушка», «Лекарственные растения». Обогащение развивающей предметно-пространственной среды позволило старшим дошкольникам больше узнать о своей стране, родном крае, познать богатейший мир природы, научиться его чувствовать и бережно к нему относиться.
Второе педагогическое условие – реализация проектной деятельности по ознакомлению детей с природой родного края. В рамках данного условиях разрабатывались и реализовывались различные проекты, направленные на формирование основ патриотизма старших дошкольников посредством ознакомления с природой родного края. Приведем пример поэтапной реализации проекта «Синичка – маленькая птичка». В ходе наблюдений на прогулке были выявлены затруднения детей при определении названий птиц, наличие скудных представлений о том, чем они питаются, о помощи птицам при выживании в зимних условиях. Этим был обусловлен выбор темы проекта. Целью проекта являлось формирование основ патриотизма обучающихся посредством привлечения внимания старших дошкольников и родителей к проблеме охраны природы. Участниками проекта были педагоги, дети и родители. Продолжительность проекта: 1 месяц. Разработка проекта включала: составление плана мероприятий в различных видах деятельности; подборку иллюстративного материала по теме проекта; подборку методической и художественной литературы; организацию развивающей среды; разработку цикла занятий, наблюдений по теме; привлечение родителей к участию в проекте; коллективную реализацию проекта и его презентацию. На этапе реализации проекта осуществлялись: рассматривание иллюстраций; отгадывание загадок о птицах; составление рассказов; чтение художественной литературы; пальчиковые игры; прослушивание аудиозаписи голосов птиц; дидактические игры. По итогам проекта были организованы развлечение «Синичка – маленькая птичка», а также конкурс на изготовление лучшей кормушки для птиц, оформление фотогазеты «Птичья столовая» с фотографиями детей в процессе кормления птиц. В процессе проекта старшие дошкольники узнали и повторили названия птиц, особенности их внешнего вида, повадки и способы их приспособления к среде обитания. Они стали внимательны и наблюдательны на прогулке по отношению к птицам, стали проявлять интерес и желание помочь птицам, заботиться о них.
Третье педагогическое условие – обеспечение взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников при ознакомлении детей с природой родного края. На начальном этапе работы с родителями было проведено анкетирование, результаты которого позволяют отметить признание значимости проблемы формирования основ патриотизма у детей в старшем дошкольном возрасте, но недостаточность знаний о том, как формировать патриотизм у старших дошкольников. Далее реализовывались нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, такие как: родительские клубы; «родительская почта»; встреча за круглым столом; тематические акции, тематические конкурсы; совместные «семейные проекты»; педагогические проекты. Целями организации встреч за круглым столом являлись обобщение педагогического опыта и знаний родителей; ознакомление детей с природой родного края. Так, проведение круглого стола по теме «Журавль-красавка» способствовало знакомству дошкольников и их родителей с птицей журавль-красавка, занесенной в Красную книгу. В дошкольной образовательной организации проходили акции, например «Покорми птиц зимой», где старшие дошкольники совместно с родителями изготавливали кормушки для птиц; «Чистый город», которая была посвящена уборке территории детского сада. Разнообразие форм работы при взаимодействии педагогов с семьей позволило выбрать наиболее эффективные из них для формирования основ патриотизма старших дошкольников.
По итогам реализации педагогических условий со старшими дошкольниками экспериментальной и контрольной групп повторно была проведена та же диагностическая работа, что и на констатирующем этапе исследования. Существенно снизилось количество дошкольников с низким уровнем сформированности когнитивного компонента (начало эксперимента – 41 %, окончание – 14 %); повысился средний уровень (начало – 45 %, окончание – 54 %); возрос высокий уровень (начало – 14 %, окончание – 32 %). Для детей экспериментальной группы стали характерны большая осознанность, полнота знаний о стране и родном крае. Повторная диагностика старших дошкольников контрольной группы показала меньшие изменения в формировании когнитивного компонента основ патриотизма: низкий уровень – 45 % (начало – 50 %); средний уровень – 32 % (начало – 36 %); высокий уровень – 23 % (начало – 14 %). Данные изменения, вероятно, обусловлены процессом естественного взросления детей. Анализ полученных данных позволяет отметить, что у старших дошкольников экспериментальной группы произошли положительные изменения в формировании основ патриотизма. Проводимые мероприятия помогли расширить знания старших дошкольников экспериментальной группы об истории Родины, достопримечательностях малой Родины; о редких памятниках природы, животных и растениях, занесенных в Красную книгу.
Низкий уровень сформированности мотивационного компонента основ патриотизма детей экспериментальной группы на конец исследования снизился до 23 % (на начало исследования – 54 %); средний уровень вырос до 59 % (на начало исследования – 32 %); высокий уровень с 14 % вырос до 18 %. Старшие дошкольники экспериментальной группы стали проявлять больший интерес к изучению традиций своего народа; выражать потребность беречь Родину, сохранять природу родного края. В контрольной группе старших дошкольников по окончании эксперимента отмечаются меньшие изменения: низкий уровень мотивационного компонента – 41 % (начало – 50 %); средний уровень – 45 % (начало – 36 %); высокий уровень – 14 % (начало – 14 %).
Высокий уровень сформированности эмоционального компонента основ патриотизма старших дошкольников на конец исследования составил 23 % (начало – 14 %), средний – 59 % (начало – 32 %), низкий уровень – 18 % (начало – 54 %). В контрольной группе значимых изменений в сформированности эмоционального компонента по окончании эксперимента не произошло: низкий уровень – 50 % (начало – 59 %); средний уровень – 27 % (начало – 23 %); высокий уровень – 23 % (начало – 18 %). Дети экспериментальной группы стали больше проявлять патриотические чувства в уважении к прошлому отечества, к традициям своего народа, в позитивном эмоциональном отношении к родной земле и природе родного края.
Возросло количество дошкольников, способных сопереживать, сочувствовать, умеющих планировать и оценивать свою деятельность, осуществлять общественно значимую деятельность: высокий уровень – 18 %; средний уровень – 59 %; низкий уровень – 23 % обследуемых детей экспериментальной группы (начало: высокий уровень – 14 %, средний уровень – 32 %, низкий уровень – 54 %). Значимых изменений в формировании деятельностного компонента основ патриотизма у старших дошкольников контрольной группы не выявлено: высокий уровень – 14 % (начало – 9 %), средний уровень – 36 % (начало – 32 %), низкий уровень – 50 % (начало – 59 %). Активное участие в различных мероприятиях формировало у старших дошкольников экспериментальной группы поведение, соответствующее нравственным нормам; понимание того, каким образом поступить в определенной ситуации, с обоснованием собственного выбора.
Выводы
Таким образом, рассмотрена проблема формирования основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края. Реализованы педагогические условия формирования основ патриотизма старших дошкольников: обогащение развивающей предметно-пространственной среды посредством ознакомления детей с природой родного края; реализация проектной деятельности по ознакомлению детей с природой родного края; обеспечение взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников при ознакомлении с природой родного края; выявлены особенности сформированности основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста. Данные экспериментальной работы, полученные по ее итогам, позволяют отметить позитивную динамику в формировании основ патриотизма старших дошкольников путем ознакомления с природой родного края; необходимость дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы.