Основой закрепления теоретических знаний у студентов в вузе является практическая подготовка, которая представляет собой составную часть образовательной программы высшего образования и преследует цель подготовки студентов для профессионально-производственной деятельности.
В пункте 24 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» практическая подготовка определяется как «форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы» [1]. Практика как форма организации образовательной деятельности является составной частью практической подготовки обучающихся. В положении о практической подготовке обучающихся указывается, что она организуется при проведении практики «путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью» [2].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат) [3] научно-исследовательская работа относится к типу производственной практики (далее «Производственная практика НИР»). Научно-исследовательская работа является не только составной частью образовательного процесса, но и значимой частью научно-исследовательской деятельности студента, которая призвана закреплять и систематизировать результаты теоретического обучения, выработать профессиональные умения и навыки [4].
Общая трудоемкость производственной практики НИР составляет 9 зачетных единиц. НИР проводится в соответствии с рабочим учебным планом в 6-м семестре 3-го курса и в 7-м и 8-м семестрах 4-го курса обучения.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования стала научная, научно-методическая литература, среди которой особое внимание заслуживает проблема измерения и оценки компетенций, связанная с организацией научно-исследовательской деятельности бакалавров.
Целями производственной практики НИР являются подготовка студента к проведению научно-исследовательской работы в области методики обучения математике, закрепление теоретических знаний, формирование и развитие профессиональных умений и навыков.
Задачи научно-исследовательской работы:
− развитие исследовательского мышления студентов;
− развитие творческого потенциала и профессионального мастерства;
− формирование умений сбора, обработки и интерпретации экспериментальных и эмпирических данных;
− формирование умения выбора и использования методов исходя из целей и задач конкретного научного исследования;
− формирование умения анализировать полученный материал и представлять результаты исследования;
− усвоение навыков ведения библиографической работы;
− проведение экспериментального исследования.
Производственная практика НИР проводится на кафедре методики преподавания математики и в школах, расположенных на территории города Якутска. В зависимости от семестров прохождения она опирается на изучение следующих дисциплин: «Основы учебной научно-исследовательской деятельности», «Педагогика», «Психология», «Общая теория и методика обучения», «Методика обучения математике», «Элементарная математика». Кроме этого, опорой служат практики: «Производственная педагогическая практика», «Производственная методическая практика», «Производственная проектно-технологическая практика (методика обучения математике)». Основным результатом производственной практики НИР является выполнение экспериментальной части выпускной квалификационной работы, проводимой в базовой организации.
Результаты исследования и их обсуждение
Содержание производственной практики НИР направлено на формирование универсальной компетенции УК-1, которая является способом процессной и результирующей оценки качества по интегративным показателям, это основа для проектирования общепрофессиональных компетенций [5, с. 80]. Также студенты должны овладеть общепрофессиональной компетенцией ОПК-8, которая призвана обеспечить готовность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Изучение индикаторов компетенций с учетом их взаимосвязи дает возможность планировать организацию, структуру и функции системы образования [5, с. 78]. Формирование компетенции УК-1 при прохождении производственной практики по НИР реализуется через формирование следующих индикаторов: обучающийся анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие; обосновывает выбор метода поиска и анализа информации для решения поставленной задачи; при обработке информации формирует собственные мнения и суждения на основе системного анализа, аргументирует свои выводы и точку зрения; предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки. При формировании общепрофессиональной компетенции ОПК-8 студент должен овладеть методами научно-педагогического исследования в предметной области; осуществлять урочную и внеурочную деятельность согласно освоенному профилю подготовки в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся в ходе производственной практики.
Непосредственное руководство и контроль НИР осуществляет научный руководитель студента из числа преподавателей кафедры. Научный руководитель оценивает работу студентов в 6-м, 7-м, 8-м семестрах и заполняет текущую учебную документацию. Это связано с тем, что для успешной научно-исследовательской деятельности студентов должна быть выстроена работа «по педагогическому управлению и формированию индивидуальной траектории студента по выполнению исследовательской деятельности» [6].
Структура производственной практики НИР предусматривает несколько этапов.
На установочном этапе обучающиеся знакомятся с целями и задачами НИР, рабочей программой и отчетной документацией; выбирают научного руководителя, составляют план научно-исследовательской работы и согласуют его с научным руководителем.
Основной этап научно-исследовательской работы состоит из двух периодов.
Первый период основного этапа осуществляется в 6-м, 7-м семестрах. Здесь проводятся выбор темы НИР, обоснование актуальности, анализ и изучение теоретической основы научного исследования, составляется библиографический список. Осуществляется работа по определению научного аппарата исследования. Составляется индивидуальный план и разрабатываются содержание, программа НИР, выбирается организация, на базе которой будет осуществляться научно-исследовательская работа, подбираются методы и технологии для ее проведения. Также студенты знакомятся с условиями, режимом работы, изучают документы выбранной образовательной организации, проводят констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента. В конце представляют отчет о проделанной работе.
Второй период проводится в 8-м семестре 4-го курса. В данном периоде происходят завершение и редактирование текста научно-исследовательской работы. Он включает подготовку статей докладов и выступление на научных конференциях по теме исследования.
Итоговый этап – оформление отчета о результатах НИР, выступление на заседании выпускающей кафедры.
Кафедра определяет виды, содержание и критерии оценки, которые отражаются в программе НИР студента. Примерный перечень видов НИР включает в себя:
− выполнение заданий научного руководителя в соответствии с планом НИР студента;
− осуществление самостоятельного исследования по актуальной проблеме методики обучения математики в рамках курсовой и выпускной работ;
− работу с литературными источниками с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий;
− участие в конкурсах, конференциях различного уровня;
− представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями.
В отчете студента отражаются виды, содержание и сроки выполнения НИР в определенном семестре. Содержание НИР разрабатывается студентом, согласовывается с научным руководителем и проходит обсуждение в рамках научного кружка. Результаты НИР в конце каждого семестра отражаются в соответствующих отчетах.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике включает в себя:
− перечень компетенций и индикаторов их достижения в процессе освоения образовательной программы;
− описание показателей и критериев оценивания компетенций;
− типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций в процессе освоения образовательной программы;
− методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций.
Компетенции УК-1 и ОПК-8 формируются при выполнении следующих типовых заданий, представленных в таблице по семестрам в соответствии с индикаторами достижения компетенций.
Обучающийся по окончании практики формирует отчет, который включает в себя: титульный лист; план проведения практики; индивидуальное задание; содержание НИР; общую характеристику работы (2–3 страницы); основное содержание работы (10–12 страниц); список литературы; приложения; отзыв-характеристику научного руководителя практики.
Общая характеристика работы, которая по объему не должна быть более одной десятой части всего отчета, состоит из обоснования выбора темы и ее актуальности; оценки научной разработанности темы; объекта и предмета исследования; целей и задач; методов исследования, практической значимости темы исследования.
Типовые задания производственной практики НИР
Индикаторы достижения компетенций |
Задания |
6-й семестр |
|
УК-1.1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие |
1. Изучите и выясните сущность основных составляющих научно-исследовательской работы. 2. Выберите и сформулируйте тему научного исследования; проведите наблюдение на уроках математики в базовой образовательной организации с целью выявления проблемы исследования. 3. Опишите выбранные вами методы исследования, в том числе методы сбора и обработки информации. 4. Выделите основные этапы исследования |
УК-1.2 Обосновывает выбор метода поиска и анализа информации для решения поставленной задачи |
1. Изучите процесс формирования и развития гипотез. Сформулируйте основные требования к формированию гипотез. 2. Изучите состояние исследуемого вопроса по литературным источникам и составьте библиографический список |
ОПК-8.1 Демонстрирует специальные научные знания, в том числе в предметной области |
1. Обоснуйте актуальность выбранной темы и сформулируйте цель исследования, определите объект и предмет исследования. 2. Сформулируйте исходную гипотезу и следствия из нее, определите задачи исследования. 3. Сформулируйте предполагаемую новизну, практическую значимость исследования. 4. Сформируйте глоссарий по основным понятиям и терминам, входящим в тему научного исследования |
7-й семестр |
|
УК-1.2 Обосновывает выбор метода поиска и анализа информации для решения поставленной задачи |
1. Актуализируйте составленный список литературы. 2. Изучите научную литературу по проблеме исследования (монографии, научные статьи и тезисы, отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации и авторефераты) |
УК-1.3 При обработке информации формирует собственные мнения и суждения на основе системного анализа, аргументирует свои выводы и точку зрения |
1. Составьте развернутый план педагогических исследований по теме исследования. 2. При планировании определите цель и задачи эксперимента, проводимого в базовой образовательной организации, опишите методику выбора экспериментальной и контрольной групп, выберите и опишите методику сбора экспериментальных данных, обработки полученных результатов и методы математической обработки результатов педагогического эксперимента |
ОПК-8.1 Демонстрирует специальные научные знания, в том числе в предметной области |
1. Уточните тему научного исследования. 2. Скорректируйте методологический аппарат научного исследования. 3. Опишите констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента в ходе производственной практики |
ОПК-8.2 Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки, применяя специальные научные знания в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями |
1. Выполните логико-математический, методический анализ учебного материала для урочной и внеурочной деятельности обучающихся с целью последующего его структурирования и дидактической обработки в рамках научно-исследовательской работы. 2. Смоделируйте учебно-методические материалы по теме исследования на основе анализа программы по математике и школьных учебников, действующих в базовой образовательной организации, применяя специальные научные знания, в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся |
8-й семестр |
|
УК-1.3 При обработке информации формирует собственные мнения и суждения на основе системного анализа, аргументирует свои выводы и точку зрения |
1. Составьте тезаурус своей исследовательской работы, выписав все используемые научные термины, сгруппируйте их в смысловые блоки, выделите в каждом блоке ключевые слова. 2. Проанализируйте свой список литературы. В представленном списке выделите литературу по разделам: история математики и история математического образования; психология; педагогика; методика обучения математике; методология математики; математика. 3. Составьте библиографический аппарат научной работы, который представлен библиографическим списком и библиографическими ссылками, оформленными в соответствии с требованиями государственного стандарта |
УК-1.4 Предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
1. Осуществите редакцию текста вашей работы: а) объясните новые термины-понятия; б) уберите неуместные повторы одних и тех же терминов; в) избавьтесь от лишних научных терминов. 2. Подготовьте презентацию научно-исследовательской работы, используя основные правила разработки презентации |
ОПК-8.3 Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области |
1. Опишите контрольный этап педагогического эксперимента. 2. Представьте краткий обзор результатов исследования и напишите заключение вашей исследовательской работы |
Основное содержание работы. В первой главе необходимо рассмотреть теоретический аспект изучаемой проблемы, который позволит правильно оценить точки зрения отечественных и зарубежных ученых. Во второй главе отражаются методические материалы, разработанные автором на основе теоретических положений и сложившейся практики. При обзоре литературы необходимо не только описать различные точки зрения, но и сформулировать свою позицию по исследуемой проблеме. В заключение отчета излагаются выводы по каждой поставленной задаче исследования.
В списке используемых источников указывают сведения об учебниках, учебных пособиях, монографиях и статях отечественных и зарубежных авторов, электронных ресурсах и ином, использованных при выполнении отчета по производственной практике (НИР). В приложения включают материалы, которые не вошли в основной текст. Оно носит вспомогательный характер, но является необходимым для полноты информации о научной работе.
Заключение
Проведение производственной практики НИР свидетельствует о формировании указанных компетенций. Результатом научно-исследовательской работы студента, проведенной во время производственной практики, являются участие в научно-практических конференциях, публикационная активность и подготовка экспериментальной части выпускной квалификационной работы. Так, в 2018–2019 учебном году 89% студентов участвовали в научных конференциях, опубликовали статьи – 34%; в 2019–2020 учебном году – 92% и 42%; в 2020–2021 учебном году – 96% и 48% соответственно.
Таким образом, комплексность разработки основных подходов и содержания производственной практики по научно-исследовательской работе обусловливает регламентацию требований компетентностного подхода в соответствии с основными видами практической подготовки студента по направлению «Педагогическое образование», вариативность реализации основных профессиональных образовательных программ.