Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TEACHING STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION IN INCLUSIVE EDUCATION

Kobyzeva N.I. 1 Popova A.M. 2 Argunova N.V. 2
1 MKOU “Sanyakhtakhskaya secondary school”
2 M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
This article deals with the problem of teaching children with mental retardation in inclusive education in general education schools. The study and analysis of the psychological and pedagogical foundations of inclusive education, the current state of inclusive practice of teaching children with mental retardation, and the analysis of various models of inclusive education in the general education system allowed us to identify the main advantages and disadvantages of inclusive education. Based on the analysis of the pedagogical experience and the main methodological approaches of teachers working with children diagnosed with mental retardation, the designer of the technological map of the lesson was developed. This article may be useful for teachers of general education schools working with children with such a diagnosis in an inclusive education. Competent preparation of the technological map of the lesson can help the teacher to correctly allocate the time of the lesson and devote time to all categories of children throughout the lesson. In the developed designer of the technological map of the lesson, the main educational and educational goals of the lesson, the activities of the teacher, the activities of normally developing students and the activities of students with mental retardation are described in stages, and there are a number of methodological techniques for conducting various stages of the lesson.
inclusive education
lesson constructor
students with mental retardation

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» все дети, в том числе дети с особенностями развития, имеют равные права в получении образования. Уже сегодня существует потребность в создании детям с ограниченными возможностями оптимальных условий обучения.

Проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья занимались педагоги Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин, психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, а также многие российские и зарубежные ученые, методисты, такие как Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова, Э.И. Мещерякова, Н.Ф. Талызина и др.

Несмотря на то что тема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все более актуальной, данная проблема продолжает оставаться недостаточно исследованной. Большинство научных работ не содержит всей специфики работы с детьми с задержкой психического развития.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью разрешения противоречия между тем, что в современном мире существует огромное количество различных пособий по работе с детьми с диагнозом «задержка психического развития», однако пособий, которые помогали бы учителю не только правильно построить урок, но и объясняли бы все особенности обучения таких детей в общеобразовательных школах в условиях инклюзивного образования, практически нет.

Цель статьи: изучение методических подходов в работе с детьми с задержкой психического развития и разработка конструктора урока в условиях инклюзивного образования.

Материалы и методы исследования

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей было законодательно закреплено новым Законом «Об образовании в Российской Федерации».

«Инклюзивное образование, – отмечает Дэвид Митчелл, – это шаг на пути достижения конечной цели – создание инклюзивного общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад…» [1].

Основываясь на работе Дмитриева А.А. [2], а также на основании вышеизложенного можно выделить следующие преимущества инклюзивного образования:

1) дети с задержкой психического развития (ЗПР) находятся вместе с нормально развивающимися детьми, и обучающиеся понимают, что все люди разные;

2) дети учатся правильно реагировать на чувства и эмоции другого человека, учатся помогать друг другу и быть отзывчивыми;

3) социализация детей с ЗПР в школе благотворно сказывается на формировании личности и их адаптации к жизни;

4) дети, посещая общеобразовательную школу по месту жительства, смогут не разлучаться с родителями, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате.

Однако, как отмечает в своей работе Д.З. Ахметова [3], немало голосов и против инклюзии. И поэтому остановимся на проблемах, с которыми сталкивается инклюзивное образование:

1) администрация школы по месту жительства не вправе отказать ребенку в обучении, но в то же время не имеет права его взять без создания условий, а, возможно, школа не в силах решить этот вопрос самостоятельно, например нет в штате дефектолога;

2) неподготовленность учителей к работе в условиях инклюзивного обучения;

3) многие родители детей стремятся, чтобы их ребенок «был, как все», и при этом забывают, что порой такие дети уязвимы и у них имеются индивидуальные потребности;

4) как отмечает работе Иванов А.В. [4], родители нормально развивающихся обучающихся (НРО) не всегда готовы к тому, что в классе с их ребенком учится ребенок с ЗПР.

В настоящее время в России существует четыре основных подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:

− инклюзивное образование (общеобразовательные школы, обучение ведется совместно с нормально развивающимися детьми);

− интегрированное образование (специальные группы (классы) в общеобразовательных школах);

− дифференцированное образование (коррекционные (специальные) учреждения I-VIII вида);

− домашнее обучение (педагоги посещают обучающегося на дому).

Проанализировав все вышесказанное, можно говорить о том, что любая общеобразовательная организация, осуществляющая свою деятельность в условиях инклюзивного образования, должна опираться на модель школьного инклюзивного образования, которую данное учреждение может составлять индивидуально.

Результаты исследования и их обсуждение

При построении урока в классе с инклюзивным обучением следует придерживаться следующих правил.

1. Задания для обучающихся с ЗПР желательно выбирать с опорой на жизненный опыт.

2. Задания должны быть построены с учетом индивидуальной, дифференцированной работы на уроке.

3. Уроки должны быть направлены на развитие не только письменной, но и устной речи.

4. Каждый урок должен быть направлен на исправление недостатков психического развития обучающихся.

5. Учитель во время урока должен следить за темпом урока.

6. Домашнее задание должно быть дифференцированным и соответствовать уровню обучающегося с ЗПР, а также обязательно должно опираться на уже пройденный в течение урока материал.

Обобщая вышесказанное, отметим, что был разработан конструктор технологической карты урока «открытия» знаний (таблица), здесь и далее НРО – нормально развивающиеся обучающиеся.

Конструктор технологической карты урока «открытия» знаний

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность НРО

Деятельность обучающегося с ЗПР

Время

ЭТАП МОТИВАЦИИ

Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учитель использует различные приемы для мотивации деятельности обучающихся

Предлагают свои варианты ответа на заданный учителем вопрос

По желанию может участвовать в опросе. Если у ребенка желания нет, не нужно его заставлять

2 мин

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ

Воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий, активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы

Включает на слайде эталон для самопроверки домашнего задания НРО, проверяет домашнее задание ребенка с ЗПР, обсуждает ошибки, помогает исправить недочеты

Выполняют проверку домашнего задания по эталону

Обсуждают домашнее задание с учителем, выявляют затруднения

5 мин

ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Учитель дает возможность каждому из учащихся самостоятельно выявить затруднения, далее после небольшой проверки НРО примерно минуты 3 работает с учащимся с ЗПР

Работа в парах для НРО, необязательно делить на пары только по способностям, можно выбрать учеников примерно одинакового уровня, чтобы они постарались вместе выйти из проблемной ситуации

После выявления проблемы преимущественно работа вместе с учителем, проговаривание вслух выявленных затруднений

6 мин

ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Сформулировать конкретную цель своих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения

Учитель наводящими вопросами помогает учащемуся с ЗПР построить правильный проект выхода из затруднения, во время того как НРО готовят свои проекты самостоятельно – 5 мин. Оставшиеся 3 минуты выслушивает выступление НРО и вносит коррективы при необходимости

Делятся на группы с похожими проблемами, совместно составляют проект выхода из затруднения, краткое выступление со своим проектом у доски

Учитель руководит с помощью подводящего диалога сформулировать, какие знания им нужны и чему нужно научиться. (5 минут). Слушает выступление учащихся

8 мин

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Контролирует процесс выполнения построенного проекта, оказывает помощь по мере необходимости. Учитель наводящими вопросами может помогать учащимся с ЗПР

Работают по созданному проекту в группах, в парах или индивидуально (могут выбрать форму организации, выбирают самостоятельно)

Работают по составленному плану, учитель время от времени проверяет правильность выполнения построенного проекта

5 мин

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Применение нового знания в типовых заданиях.

Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого учащегося, допустившего ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

Контролирует выполнение заданий, выборочно проводит проверку. Учитель время от времени проверяет правильность выполнения задания учащихся с ЗПР и при необходимости помогает делать самопроверку

Выполняют самостоятельную работу по карточкам с самопроверкой по эталону

Учащиеся с ЗПР могут решать номера из учебника или примеры по заранее приготовленным карточкам. Правильность решения проверяют, сравнивая с эталоном

 

ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Если нужно, помогает составить опорные конспекты, выделяет, на что особенно нужно обратить внимание. Помогает учащемуся с ЗПР определять оставшиеся затруднения и проблемы, а также задает ему домашнюю работу (если нужно, дает подробное объяснение)

НРО составляют свои собственные опорные конспекты по пройденному материалу

С помощью учителя определяют оставшиеся затруднения и проблемы. По окончании учащийся с ЗПР может покинуть урок

10 мин

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Подводит итог урока, выставляет оценки в дневники и в журнал, помогает проводить самооценку результатов деятельности с учащимися

Оценивают свою работу на уроке, определяют оставшиеся затруднения и проблемы, определяют свои действия по устранению пробелов

   

Первый этап мотивации может быть применим к любому типу урока, данный этап является общим для всех категорий учащихся. Этап мотивации проводят обычно после организационных моментов, таких как приветствие, проверка готовности к уроку, выяснение причин опоздания или пропуска уроков и т.д. На данный этап отводится 2-3 минуты. Для реализации цели этапа необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Этап актуализации знаний учащихся с ЗПР напрямую зависит от этапа актуализации нормально развивающихся детей и наоборот. Здесь может быть огромное количество различных вариантов. Например, если НРО выполняют проверку домашнего задания по эталону, указанному на слайде, у учителя появляется возможность проверить домашнее задание индивидуально у учащегося с ЗПР. Либо если у НРО актуализация знаний должна пройти со всеобщим обсуждением, тогда учащийся с ЗПР получает свой эталон для проверки своего домашнего задания, и так далее. На данном этапе очень важно хорошо продумать эту взаимосвязь и сделать так, чтобы у учителя было время для обеих групп учащихся.

На этапе выявления затруднений хорошо применима работа в парах НРО, а в это время учитель может отработать данный этап с учащимся с ЗПР. Здесь также очень много вариантов проведения данного этапа и различных приемов, таких как составление алгоритма или схемы, заполнение частично пустой таблицы, расшифровка заданной схематической записи и проговаривание вслух словесной формулировки и т.п.

Этап построения проекта выхода из затруднения в принципе также можно объединить для обеих групп обучающихся, единственное условие – это то, что проект выхода из затруднения для учащегося с ЗПР должен строиться с помощью учителя. Учитель подводит диалог к тому, о чем дети не могут рассказать в силу незнания или в силу того, что не могут достаточно полно обосновать свои действия.

И тут может возникнуть вопрос, как при этом не обделить вниманием группу НРО. Данное затруднение можно решить за счет того, что учащиеся с ЗПР посещают не все уроки с НРО. То есть у учителя появляется возможность на традиционном (не инклюзивном) уроке объяснить НРО, как составлять такой план, научить их проговаривать этапы составления данного плана и в конце данного этапа всем классом обсудить шаги построенных проектов.

Далее на этапе реализации построенного проекта учитель уделяет внимание выборочно всему классу, обсуждает затруднения, если они возникают у каких-либо учеников. На данном этапе учитель только контролирует работу, не забывая уделять внимание сильным учащимся и учащимся с задержкой психического развития. Для проведения данного этапа можно применить приемы интерактивного обучения или организовать работу в парах сменного состава, например, обучающимся предлагается подумать и каждому написать по 3 слова, относящихся к теме урока, затем после обсуждения в парах из 6 слов отобрать 3 и огласить их классу.

Далее следует этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. На данном этапе учащийся с ЗПР сам определяет, сколько заданий он может выполнить. Во время проведения данного этапа можно использовать такие методические приемы, как «Цифровой диктант», «Тренировочная контрольная работа», «Блиц-контрольная».

Этап включения в систему знаний и повторения, и этап рефлексии являются заключительными для учащегося с ЗПР, он может встать и покинуть урок, не нарушая при этом образовательный процесс, при этом учитель не имеет права задерживать ученика дольше положенного времени. Нормально развивающиеся учащиеся продолжают. На первых уроках момент, когда учащийся с ЗПР покидает класс, может вызвать непонимание со стороны НРО, этот момент учитель должен максимально корректно объяснить учащимся. Со временем это войдет в норму, и не придётся каждый раз заострять на этом внимание. На данном этапе у учителя появляется возможность еще раз обсудить пройденную тему, проверить остаточные знания, полностью ли усвоена тема и т.д.

Разработанный конструктор может быть применим к любому уроку, его можно дополнять собственными наработками, дидактическими материалами. Когда есть основа, на которую можно опираться, становится проще построить урок и учесть нюансы. Как отмечает Н.А. Абрамова, «крайне важен высокий профессиональный уровень педагогов, работающих с детьми с ЗПР, и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным» [5].

Следует отметить, что основной задачей учителя является создание благоприятной атмосферы на уроке, поэтому целесообразно проводить беседы с нормально развивающимися обучающимися о пользе их участия в обучающем процессе ребенка с задержкой психического развития.

Выводы

Проведя эксперимент, можно говорить о том, что уроки, проводимые в классе с инклюзивным обучением, вести достаточно сложно. Каждый урок имел свои небольшие нюансы, поэтому учителю необходимо было каждый урок подстраиваться под ситуацию, постоянно быть мобильным, реагировать на малейшие признаки переутомления у детей, имеющих диагноз ЗПР. Использование песочных часов во время проведения таких уроков было принято с интересом даже у нормально развивающихся детей. Благодаря данному приему обучающиеся, имеющие диагноз ЗПР, смогли научиться быть более самостоятельными, контролировать себя и быть более сосредоточенными на уроке. Также для создания ситуации успеха на уроке обучающегося с задержкой психического развития обязательно нужно похвалить, даже если обучающийся набрал невысокие баллы. Очень часто дети с ЗПР очень старательны, и задача учителя – все время эту особенность поведения поддерживать.