Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» все дети, в том числе дети с особенностями развития, имеют равные права в получении образования. Уже сегодня существует потребность в создании детям с ограниченными возможностями оптимальных условий обучения.
Проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья занимались педагоги Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин, психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, а также многие российские и зарубежные ученые, методисты, такие как Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова, Э.И. Мещерякова, Н.Ф. Талызина и др.
Несмотря на то что тема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все более актуальной, данная проблема продолжает оставаться недостаточно исследованной. Большинство научных работ не содержит всей специфики работы с детьми с задержкой психического развития.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью разрешения противоречия между тем, что в современном мире существует огромное количество различных пособий по работе с детьми с диагнозом «задержка психического развития», однако пособий, которые помогали бы учителю не только правильно построить урок, но и объясняли бы все особенности обучения таких детей в общеобразовательных школах в условиях инклюзивного образования, практически нет.
Цель статьи: изучение методических подходов в работе с детьми с задержкой психического развития и разработка конструктора урока в условиях инклюзивного образования.
Материалы и методы исследования
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей было законодательно закреплено новым Законом «Об образовании в Российской Федерации».
«Инклюзивное образование, – отмечает Дэвид Митчелл, – это шаг на пути достижения конечной цели – создание инклюзивного общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад…» [1].
Основываясь на работе Дмитриева А.А. [2], а также на основании вышеизложенного можно выделить следующие преимущества инклюзивного образования:
1) дети с задержкой психического развития (ЗПР) находятся вместе с нормально развивающимися детьми, и обучающиеся понимают, что все люди разные;
2) дети учатся правильно реагировать на чувства и эмоции другого человека, учатся помогать друг другу и быть отзывчивыми;
3) социализация детей с ЗПР в школе благотворно сказывается на формировании личности и их адаптации к жизни;
4) дети, посещая общеобразовательную школу по месту жительства, смогут не разлучаться с родителями, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате.
Однако, как отмечает в своей работе Д.З. Ахметова [3], немало голосов и против инклюзии. И поэтому остановимся на проблемах, с которыми сталкивается инклюзивное образование:
1) администрация школы по месту жительства не вправе отказать ребенку в обучении, но в то же время не имеет права его взять без создания условий, а, возможно, школа не в силах решить этот вопрос самостоятельно, например нет в штате дефектолога;
2) неподготовленность учителей к работе в условиях инклюзивного обучения;
3) многие родители детей стремятся, чтобы их ребенок «был, как все», и при этом забывают, что порой такие дети уязвимы и у них имеются индивидуальные потребности;
4) как отмечает работе Иванов А.В. [4], родители нормально развивающихся обучающихся (НРО) не всегда готовы к тому, что в классе с их ребенком учится ребенок с ЗПР.
В настоящее время в России существует четыре основных подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
− инклюзивное образование (общеобразовательные школы, обучение ведется совместно с нормально развивающимися детьми);
− интегрированное образование (специальные группы (классы) в общеобразовательных школах);
− дифференцированное образование (коррекционные (специальные) учреждения I-VIII вида);
− домашнее обучение (педагоги посещают обучающегося на дому).
Проанализировав все вышесказанное, можно говорить о том, что любая общеобразовательная организация, осуществляющая свою деятельность в условиях инклюзивного образования, должна опираться на модель школьного инклюзивного образования, которую данное учреждение может составлять индивидуально.
Результаты исследования и их обсуждение
При построении урока в классе с инклюзивным обучением следует придерживаться следующих правил.
1. Задания для обучающихся с ЗПР желательно выбирать с опорой на жизненный опыт.
2. Задания должны быть построены с учетом индивидуальной, дифференцированной работы на уроке.
3. Уроки должны быть направлены на развитие не только письменной, но и устной речи.
4. Каждый урок должен быть направлен на исправление недостатков психического развития обучающихся.
5. Учитель во время урока должен следить за темпом урока.
6. Домашнее задание должно быть дифференцированным и соответствовать уровню обучающегося с ЗПР, а также обязательно должно опираться на уже пройденный в течение урока материал.
Обобщая вышесказанное, отметим, что был разработан конструктор технологической карты урока «открытия» знаний (таблица), здесь и далее НРО – нормально развивающиеся обучающиеся.
Конструктор технологической карты урока «открытия» знаний
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность НРО |
Деятельность обучающегося с ЗПР |
Время |
ЭТАП МОТИВАЦИИ |
||||
Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Учитель использует различные приемы для мотивации деятельности обучающихся |
Предлагают свои варианты ответа на заданный учителем вопрос |
По желанию может участвовать в опросе. Если у ребенка желания нет, не нужно его заставлять |
2 мин |
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ |
||||
Воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий, активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы |
Включает на слайде эталон для самопроверки домашнего задания НРО, проверяет домашнее задание ребенка с ЗПР, обсуждает ошибки, помогает исправить недочеты |
Выполняют проверку домашнего задания по эталону |
Обсуждают домашнее задание с учителем, выявляют затруднения |
5 мин |
ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ |
||||
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
Учитель дает возможность каждому из учащихся самостоятельно выявить затруднения, далее после небольшой проверки НРО примерно минуты 3 работает с учащимся с ЗПР |
Работа в парах для НРО, необязательно делить на пары только по способностям, можно выбрать учеников примерно одинакового уровня, чтобы они постарались вместе выйти из проблемной ситуации |
После выявления проблемы преимущественно работа вместе с учителем, проговаривание вслух выявленных затруднений |
6 мин |
ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ |
||||
Сформулировать конкретную цель своих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения |
Учитель наводящими вопросами помогает учащемуся с ЗПР построить правильный проект выхода из затруднения, во время того как НРО готовят свои проекты самостоятельно – 5 мин. Оставшиеся 3 минуты выслушивает выступление НРО и вносит коррективы при необходимости |
Делятся на группы с похожими проблемами, совместно составляют проект выхода из затруднения, краткое выступление со своим проектом у доски |
Учитель руководит с помощью подводящего диалога сформулировать, какие знания им нужны и чему нужно научиться. (5 минут). Слушает выступление учащихся |
8 мин |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА |
||||
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
Контролирует процесс выполнения построенного проекта, оказывает помощь по мере необходимости. Учитель наводящими вопросами может помогать учащимся с ЗПР |
Работают по созданному проекту в группах, в парах или индивидуально (могут выбрать форму организации, выбирают самостоятельно) |
Работают по составленному плану, учитель время от времени проверяет правильность выполнения построенного проекта |
5 мин |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ |
||||
Применение нового знания в типовых заданиях. Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого учащегося, допустившего ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления |
Контролирует выполнение заданий, выборочно проводит проверку. Учитель время от времени проверяет правильность выполнения задания учащихся с ЗПР и при необходимости помогает делать самопроверку |
Выполняют самостоятельную работу по карточкам с самопроверкой по эталону |
Учащиеся с ЗПР могут решать номера из учебника или примеры по заранее приготовленным карточкам. Правильность решения проверяют, сравнивая с эталоном |
|
ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ |
||||
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний |
Если нужно, помогает составить опорные конспекты, выделяет, на что особенно нужно обратить внимание. Помогает учащемуся с ЗПР определять оставшиеся затруднения и проблемы, а также задает ему домашнюю работу (если нужно, дает подробное объяснение) |
НРО составляют свои собственные опорные конспекты по пройденному материалу |
С помощью учителя определяют оставшиеся затруднения и проблемы. По окончании учащийся с ЗПР может покинуть урок |
10 мин |
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА |
||||
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
Подводит итог урока, выставляет оценки в дневники и в журнал, помогает проводить самооценку результатов деятельности с учащимися |
Оценивают свою работу на уроке, определяют оставшиеся затруднения и проблемы, определяют свои действия по устранению пробелов |
Первый этап мотивации может быть применим к любому типу урока, данный этап является общим для всех категорий учащихся. Этап мотивации проводят обычно после организационных моментов, таких как приветствие, проверка готовности к уроку, выяснение причин опоздания или пропуска уроков и т.д. На данный этап отводится 2-3 минуты. Для реализации цели этапа необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Этап актуализации знаний учащихся с ЗПР напрямую зависит от этапа актуализации нормально развивающихся детей и наоборот. Здесь может быть огромное количество различных вариантов. Например, если НРО выполняют проверку домашнего задания по эталону, указанному на слайде, у учителя появляется возможность проверить домашнее задание индивидуально у учащегося с ЗПР. Либо если у НРО актуализация знаний должна пройти со всеобщим обсуждением, тогда учащийся с ЗПР получает свой эталон для проверки своего домашнего задания, и так далее. На данном этапе очень важно хорошо продумать эту взаимосвязь и сделать так, чтобы у учителя было время для обеих групп учащихся.
На этапе выявления затруднений хорошо применима работа в парах НРО, а в это время учитель может отработать данный этап с учащимся с ЗПР. Здесь также очень много вариантов проведения данного этапа и различных приемов, таких как составление алгоритма или схемы, заполнение частично пустой таблицы, расшифровка заданной схематической записи и проговаривание вслух словесной формулировки и т.п.
Этап построения проекта выхода из затруднения в принципе также можно объединить для обеих групп обучающихся, единственное условие – это то, что проект выхода из затруднения для учащегося с ЗПР должен строиться с помощью учителя. Учитель подводит диалог к тому, о чем дети не могут рассказать в силу незнания или в силу того, что не могут достаточно полно обосновать свои действия.
И тут может возникнуть вопрос, как при этом не обделить вниманием группу НРО. Данное затруднение можно решить за счет того, что учащиеся с ЗПР посещают не все уроки с НРО. То есть у учителя появляется возможность на традиционном (не инклюзивном) уроке объяснить НРО, как составлять такой план, научить их проговаривать этапы составления данного плана и в конце данного этапа всем классом обсудить шаги построенных проектов.
Далее на этапе реализации построенного проекта учитель уделяет внимание выборочно всему классу, обсуждает затруднения, если они возникают у каких-либо учеников. На данном этапе учитель только контролирует работу, не забывая уделять внимание сильным учащимся и учащимся с задержкой психического развития. Для проведения данного этапа можно применить приемы интерактивного обучения или организовать работу в парах сменного состава, например, обучающимся предлагается подумать и каждому написать по 3 слова, относящихся к теме урока, затем после обсуждения в парах из 6 слов отобрать 3 и огласить их классу.
Далее следует этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. На данном этапе учащийся с ЗПР сам определяет, сколько заданий он может выполнить. Во время проведения данного этапа можно использовать такие методические приемы, как «Цифровой диктант», «Тренировочная контрольная работа», «Блиц-контрольная».
Этап включения в систему знаний и повторения, и этап рефлексии являются заключительными для учащегося с ЗПР, он может встать и покинуть урок, не нарушая при этом образовательный процесс, при этом учитель не имеет права задерживать ученика дольше положенного времени. Нормально развивающиеся учащиеся продолжают. На первых уроках момент, когда учащийся с ЗПР покидает класс, может вызвать непонимание со стороны НРО, этот момент учитель должен максимально корректно объяснить учащимся. Со временем это войдет в норму, и не придётся каждый раз заострять на этом внимание. На данном этапе у учителя появляется возможность еще раз обсудить пройденную тему, проверить остаточные знания, полностью ли усвоена тема и т.д.
Разработанный конструктор может быть применим к любому уроку, его можно дополнять собственными наработками, дидактическими материалами. Когда есть основа, на которую можно опираться, становится проще построить урок и учесть нюансы. Как отмечает Н.А. Абрамова, «крайне важен высокий профессиональный уровень педагогов, работающих с детьми с ЗПР, и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным» [5].
Следует отметить, что основной задачей учителя является создание благоприятной атмосферы на уроке, поэтому целесообразно проводить беседы с нормально развивающимися обучающимися о пользе их участия в обучающем процессе ребенка с задержкой психического развития.
Выводы
Проведя эксперимент, можно говорить о том, что уроки, проводимые в классе с инклюзивным обучением, вести достаточно сложно. Каждый урок имел свои небольшие нюансы, поэтому учителю необходимо было каждый урок подстраиваться под ситуацию, постоянно быть мобильным, реагировать на малейшие признаки переутомления у детей, имеющих диагноз ЗПР. Использование песочных часов во время проведения таких уроков было принято с интересом даже у нормально развивающихся детей. Благодаря данному приему обучающиеся, имеющие диагноз ЗПР, смогли научиться быть более самостоятельными, контролировать себя и быть более сосредоточенными на уроке. Также для создания ситуации успеха на уроке обучающегося с задержкой психического развития обязательно нужно похвалить, даже если обучающийся набрал невысокие баллы. Очень часто дети с ЗПР очень старательны, и задача учителя – все время эту особенность поведения поддерживать.