Внедрение новой образовательной парадигмы в деятельность высшей технической школы предполагает гуманизацию процесса образования, духовное и нравственное развитие личности обучающегося. Перед вузом стоит задача создать благоприятные условия для саморазвития студентов, их личностного и профессионального роста. Соответственно, новые задачи предполагают активное использование новых образовательных технологий для их решения [1].
Вопросы, рассматривающие использование образовательных технологий в высшей школе, исследовались в трудах Н.В. Бордовской, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, М.А. Чошанова и др.
Отечественные ученые обсуждают различные виды технологий и отмечают, что повышение качества образования обусловлено, прежде всего, внедрением инновационных образовательных технологий. Среди основных называют личностно-ориентированные технологии, интерактивные, информационные и коммуникативные технологии.
Несмотря на различные классификации видов или типов технологий, каждая из них непременно должна отвечать определенным требованиям и принципам [2].
Под образовательной инновацией в широком смысле мы понимаем непосредственно процесс разработки, внедрения, анализа и рефлексии новшеств в сфере высшего образования для достижения определённых целей. Ключевым критерием инновации мы считаем новизну и актуальность.
В работе описывается опыт разработки и апробации инновационной образовательной технологии «студент-наставник».
Феномен наставничества и волонтерства является инновационным подходом в образовании и воспитании. Это достаточно эффективные и оправданные средства формирования и воспитания нравственных идеалов и ценностей, а также приобретение опыта саморазвития и самостоятельной деятельности.
Наставничество представляет собой целенаправленный процесс добровольческой деятельности неравнодушных, социально активных студентов, готовых прийти на помощь в любой, даже самой трудной жизненной ситуации. Наставничество – комплексная, сильная форма саморазвития и личностного роста, которая в итоге дает практические результаты и активно применяется в различных сферах деятельности студенческой жизни. Этот вид волонтерской деятельности прежде всего способствует возможности выстраивать равно партнёрские социальные отношения, и приобретать новые умения и навыки в разных сферах учебной и внеучебной деятельности, обеспечивает поддержку друзей [3].
Инновационная образовательная технология «студент-наставник» активно внедряется в Ивановском государственном энергетическом университете на примере деятельности проекта под общим названием «Буксир». Проект реализуется в рамках различных дисциплин.
Необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе показала, что преподаватели вузов не владеют навыками компьютерной грамотности в области использования современных дистанционных технологий в полном объёме. Однако школьники и студенты проявляют огромный интерес в вопросах изучения современных систем автоматизированного проектирования и дизайна. Решением этих проблем занимаются студенты-наставники в рамках деятельность клуба «Цифровой Буксир».
В рамках деятельности проекта «Буксир: иностранный язык» стоит задача развития иноязычной коммуникативной компетенции, которая крайне необходима обучающимся для взаимодействия в процессе межкультурной профессиональной коммуникации.
Цель исследования – описать опыт разработки и внедрения инновационной образовательной технологии «студент-наставник» на примере деятельности студенческих объединений в Ивановском государственном энергетическом университете; проанализировать функции участников и руководителей в рамках реализации проектов; определить основные цели проектов и механизмы их достижения в процессе реализации в образовательном пространстве технического университета, предложить возможные пути дальнейшего развития технологии «студент-наставник».
Материалы и методы исследования
Разработка и апробация проекта деятельности студенческого клуба «Цифровой Буксир» проводилась на базе кафедры конструирования и графики, проект «Буксир: иностранный язык» на кафедре интенсивного изучения английского языка в рамках дисциплины «Иностранный язык для профессионального общения».
Материалом исследования послужили учебные материалы, используемые обучающимися в процессе освоения дисциплин графического и гуманитарного циклов.
В основе теоретической базы исследования лежит анализ методических работ по вопросам эффективного внедрения образовательных технологий в практику высшего учебного заведения. В качестве эмпирической базы используются такие методы, как наблюдение и анализ работы студентов-наставников в рамках проектной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Деятельность студенческого клуба «Цифровой Буксир» основана на инновационной образовательной технологии «студент-наставник». В проекте участвуют волонтеры-наставники. Основная цель деятельности клуба «Цифровой Буксир» направлена на повышение цифровой грамотности, на развитие навыков владения современными дистанционными технологиями.
В процессе разработки проекта определены основные функции руководителя клуба и студентов-наставников. Это, прежде всего, взаимодействие с администрацией вуза, общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями, а также планирование, организация, контроль и координация работы участников команды клуба.
В рамках работы клуба проходят мастер-классы, тренинги, индивидуальные консультации. Опыт работы показал, что для эффективной организации взаимодействия студентов-наставников и обучающихся необходимо привлекать экспертов (а именно, преподавателей вуза) в различных областях профессиональной деятельности.
Важным элементом для анализа работы клуба является анализ информации обратной связи от участников проекта. Обратная связь имеет несомненную ценность, поскольку позволяет планировать дальнейшую деятельность клуба с учетом оценки участников.
Не менее важным в деятельности клуба является работа медиагруппы, то есть, информационное сопровождение, обеспечение фото- и видеосъёмки.
В рамках деятельности клуба можно выделить различные направления. Например, проект-направление «Спешим на помощь», который предназначен для преподавателей и обучающихся ИГЭУ для организации учебного процесса в смешанном и дистанционном режимах. Проект направлен на поддержку преподавателей, которые испытывают трудности в использовании дистанционных технологий для организации учебных занятий.
Цифровые технологии являются неотъемлемой частью учебного процесса во всех образовательных организациях [4].
Проблема совершенствования навыков цифровой грамотности в образовательной среде учебных заведений остаётся актуальной для преподавателей Ивановской области. Очень многие преподаватели испытывают сложности с использованием современных технологий в образовательном процессе.
Социологический опрос преподавателей ИГЭУ и колледжей Иваново, проведенный участниками проекта, выявил, что проблема с профессиональной готовностью работать с использованием цифровых технологий наиболее остро стоит у возрастной группы преподавателей «55+».
Результаты опроса показали, что около 80 % респондентов испытывали трудности с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Особенно эта проблема актуальна для сотрудников колледжей, где средний возраст педагогов выше 50 лет.
С проблемой использования дистанционных образовательных технологий, как оказалось, сталкиваются не только преподаватели образовательных организаций, но и обучающиеся. Результат социологического опроса, проведенного командой проекта, показал, что около 20 % респондентов (обучающиеся) хотели бы повысить уровень владения ДОТ.
Таким образом, анализ работы проекта-направления «Спешим на помощь» показал, что удалось повысить уровень цифровой грамотности преподавателей в области использования ДОТ; организовать учебный процесс с использованием современных технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что в результате повысило качество учебного процесса.
Для школьников и учащихся колледжей работает проект-направление «3D-Класс». Его цель – развитие навыков 2D и 3D моделирования в современных системах автоматизированного проектирования и дизайна [5]. Актуальность этого проекта-направления обусловлена необходимостью развития навыков цифровой грамотности среди обучающихся колледжей и школ. Приобретение знаний и совершенствование навыков использования современных компьютерных технологий позволит расширить возможности обучающихся в выборе своего профессионального пути.
Так, по данным исследований союза «Ворлдскиллс Россия», только 15 % старшеклассников готовы осознанно подойти к выбору своей профессии [5].
Социальный опрос среди школьников и обучающихся колледжей г. Иваново и Ивановской области позволил выявить значительный интерес к современным системам автоматизированного проектирования (САПР) (около 70 % респондентов) и высокую степень заинтересованности в получении знаний и овладении навыками работы в современных востребованных системах 3D моделирования, анимации и рендеринга (около 75 % респондентов).
Таким образом, реализация проекта-направления «3D-Класс» помогла обучающимся повысить свой образовательный уровень в использовании компьютерных технологий; активизировать образовательную, профессиональную и творческую деятельность; реализовать свои возможности в профессиональном самоопределении.
Ещё один проект-направление деятельности клуба – это студенческий проект «От идеи до модели». Цель проекта – научиться разрабатывать деталь от чертежа и до печати модели на 3D принтере. Охват аудитории проекта 20 чел. [6].
Презентация творческих работ на тему «Мир 3D моделирования» проводится среди школьников и учащихся колледжей, изучающих системы автоматизированного проектирования и дизайна в рамках проекта.
Отдельное направление работы клуба – это «Буксир» («Буксир: инженерная графика», «Буксир: компьютерная графика», «Буксир: иностранный язык»), целью которого является помощь студентам в освоении материалов различных курсов, например иностранный язык, дисциплины графического цикла. В рамках проекта волонтеры проводят занятия в режимах онлайн и офлайн со всеми заинтересованными студентами и отстающими. Занятия способствуют росту мотивации отстающих студентов и в результате позволяют им повысить свой уровень знаний. Ежегодно в проекте участвуют не менее 50 чел. Отметим, что в 2019 г. проект был признан победителем во внутривузовском конкурсе проектов ИГЭУ.
Так, например, в рамках работы проекта «Буксир: иностранный язык» студентами-наставниками часто выступают слушатели дополнительной профессиональной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
В условиях, когда количество аудиторных часов курса «Иностранный язык» недостаточно, а также с учетом разного уровня подготовки студентов, оправдано, на наш взгляд, использовать технологию «студент-наставник» для организации самостоятельной работы по английскому языку. Это может быть работа в малых группах, дискуссии, обсуждение профессиональных ситуаций или же организация беседы в формате «круглый стол», где студенты могут выступить с небольшими сообщениями. Более того, студенты должны уметь не только читать, понимать, но и рецензировать профессиональные и научные иноязычные тексты.
Использование технологии «студент-наставник» в реализации проекта «Буксир: иностранный язык» помогает приобрести знания об особенностях профессионального иноязычного дискурса и развивать навыки устной и письменной коммуникации на иностранном языке. Развитие этих навыков в целом способствует развитию универсальных компетенций будущего выпускника.
Очевидно, что будущий выпускник вуза – личность всесторонне развитая. Однако содержание вузовского образования порой ограничивается лишь обучением в рамках заданных компетенций и определяется в терминах «знать» или «уметь», при этом цели воспитания и саморазвития не отражаются в программах. Содержание образования необходимо проектировать через призму культуры: «нравственная культура личности», «гуманитарная культура», «техническая культура», «информационная культура» [7].
Отметим, что в рамках иноязычного обучения студентов с использованием образовательной технологии «студент-наставник» также решается задача формирования информационной культуры обучающегося [8].
Подводя итоги, отметим, что в результате реализации проектов школьники и учащиеся колледжей повысили свой уровень владения компьютерными технологиями, смогли выбрать направления развития своей профессиональной деятельности; преподаватели и студенты ИГЭУ и техникумов улучшили навыки цифровой грамотности в сфере дистанционного и смешанного обучения, что в итоге привело к улучшению качества образовательного процесса; студенты – члены клуба приобрели опыт цифрового наставничества, повысили уровень иностранного языка, достигли личностного развития.
Заключение
В заключение отметим, что анализ деятельности клуба «Цифровой Буксир» убеждает в перспективах его роста. Методики и практики работы клуба на основе инновационной образовательной технологии «студент-наставник» являются положительным примером для вузов других городов и могут быть внедрены и адаптированы в различных образовательных учреждениях.
Реализация технологии «студент-наставник» в рамках проекта «Цифровой Буксир» позволит расширить направления деятельности клуба, развивая цифровое наставничество, повышая уровень цифровой грамотности в образовательной среде, развивая soft skills.
Социальный эффект деятельности клуба «Цифровой буксир» очевиден: рост уровня цифровой грамотности в образовательной среде, развитие технологий цифрового наставничества и популяризации инновационной образовательной технологии «студент-наставник». Погружение в цифровую среду, приобретение знаний и навыков в области иностранного языка, компьютерных технологий расширяет возможности профессионального самоопределения и повышает мотивацию к познавательной деятельности у школьников, учащихся колледжей и студентов вуза.
Использование технологии «студент-наставник» реализует следующие функции в образовательном процессе:
− диагностическую, поскольку позволяет выявить пробелы в знаниях в различных областях (например, использование компьютерных технологий, знание иностранного языка) и, следовательно, определить те области знаний и навыков, которые необходимо формировать и развивать;
− целеполагание, так как помогает школьнику, учащемуся и студенту развивать умения ставить перед собой определённые цели;
− организационно-деятельностную, поскольку участники проектов тщательно планируют и в итоге участвуют в различных видах деятельности;
− оценочно-контролирующую, поскольку позволяет в процессе деятельности отслеживать качество приобретённых навыков и умений;
− рефлексивную, что даёт возможность участнику проекта оценить уровень своих знаний и навыков, и студенту-наставнику – поддерживать обратную связь.
− мотивационную, поскольку поддерживает интерес обучающихся к различным дисциплинам.