Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASKS WITH PARAMETERS-THE KEY TO THE FORMATION RESEARCH COMPETENCIES

Morozov A.V. 1
1 Military Space Academy named after A.F. Mozhaiskiy
It is known that the most difficult problems of the school mathematics course contain parameters. Further study of such problems is carried out already in higher school, in particular, in the courses of analytical geometry, algebra, differential equations, and from a general point of view and modern applications, they are presented in the courses of nonlinear dynamics and bifurcation theory taught at the physics and mathematics departments of universities. As for polytechnic universities, these issues are not sufficiently covered from our point of view. Recall that a parameter is a numerical value included in the mathematical model S, the value of which is not initially set, but is determined by a certain interval of its possible change. Often the meaning of its introduction into the model is that we do not know all the physical quantities exactly, so any model is fraught with some error. The possibility of such an error is laid down in the term parameter. The article analyzes the essence of the concept of parameter, considers various aspects of its use, emphasizes that the parameter generates a family of mathematical models, the properties of which often significantly depend on the choice of its value, provides examples of the use of the parameter in the study of integrals and differential equations, states that the basis of engineering mathematical education should be a system of carefully selected problems, including parameters. At the same time, the formation of such a mathematical culture among students should be permanent, starting from the first year. The purpose of the article is to develop the concept of using a system of tasks with parameters in the educational process of higher education institutions. The pedagogical experience of using this approach of teaching shows that these tasks develop the flexibility and variability of students ‘ thinking, contribute to the formation of creative, non-standard thinking.
tasks with parameters in the university
the formation of research competencies

По определению параметр есть величина, значения которой позволяют различать элементы некоторого множества между собой. Рассмотрим, например, уравнения x = at – asint, y = a – acost. Видно, что каждому числу t, согласно этим равенствам, можно поставить в соответствие точку на плоскости с координатами (x, y). Множество всех таких точек, как известно, образует кривую, называемую циклоидой. Согласно приведенному определению, t следует назвать параметром.

При более общей трактовке понятия «параметр» некоторому числу или числам в соответствие ставится некоторый объект. Пусть, например, missing image file – математическая модель (объект), структура которой задана, но некоторые величины, входящие в нее, заранее не определены. В простейших случаях модель missing image file с заданной структурой полностью определяется одним параметром λ, тогда говорят о семействе missing image file. Таким образом, при этой трактовке понятия параметра каждому значению λ ставится в соответствие объект missing image file, обладающий теми или иными свойствами, которые мы и изучаем при различных возможных изменениях λ. Объект может быть функцией (оператором, функционалом), системой уравнений или неравенств, пространственной кривой или поверхностью, совокупностью кривых на плоскости или в пространстве. Приведем простые примеры.

1. Пусть missing image file Исследуйте решения системы в окрестности точки λ* = 6.

2. Пусть missing image file. Изобразите всю совокупность кривых. Что с геометрической точки зрения отвечает параметру λ* = a?

3. Изобразите эскизы поверхностей missing image file. Что происходит при переходе через значение λ* = 0?

4. Пусть missing image file. Каким λ отвечают сходящиеся последовательности?

5. Пусть missing image file Вычислите missing image file, missing image file. Докажите монотонность функции missing image file в интервале missing image file.

6. Дано дифференциальное уравнение missing image file missing image file. При каких λ решения уравнения ограничены (не ограничены)?

Целью настоящей статьи является построение методологии обучения математике в политехническом вузе, в центр которой предлагается ставить понятие семейства missing image file математических моделей, зависящих от параметра. В целом для математики это не является новым. Новизна здесь в том, чтобы эта концепция проходила лейтмотивом через весь курс математики с акцентом на том, что наличие параметра (или параметров) в задаче вносит дополнительную особенность: требует повышенного внимания, оттачивает логику рассуждений, стимулирует интерес. Таким образом, рассмотрение таких задач способствует постепенному формированию у студентов исследовательских навыков [1–3]. Обратим внимание, что четко усвоенные алгоритмы решения задач и многочисленное их повторение на практике такой функции не решают, при этом притупляется сознание, а интерес у студентов пропадает. Задачи с параметрами можно ставить во всех разделах курса математики: алгебре, геометрии, анализе, теории вероятностей, но особенно в дифференциальных уравнениях и информатике. Последнее объясняется тем, что область исследования дифференциальных уравнений и отображений (так именуются дискретные динамические системы) с параметрами, называемая теорией бифуркаций, по существу, междисциплинарная и является краеугольным камнем современной нелинейной динамики, активно развивающейся в настоящее время [4–6]. В информатике рассмотрение таких задач дает возможность познакомить студентов с результатами, которые в науке были изучены сравнительно недавно. Здесь имеется в виду феномен детерминированного хаоса, открытого в 1970-х гг. [7, 8]. Подчеркнем, что параметр – это, с одной стороны, математический изыск, с другой – требование практики, и культуру работы с ним необходимо постепенно формировать и совершенствовать.

Разноуровневые исследовательские задачи

Прежде всего отметим, что параметры, входящие в математическую модель, выполняют разную роль. В одних задачах за ними скрываются числовые величины, изменение которых принципиально ничего не меняет в поведении модели, и это самое простое толкование параметра (в этом случае говорят о грубой модели [4]). При этом малым изменениям параметра отвечают малые изменения свойств в модели (в поведении системы). В других, принципиально иных задачах, параметр вводят в задачу специально, чтобы воспользоваться возникающими на этом пути возможностями в решении задачи [9]. В-третьих, параметр в исходной модели вовсе отсутствует, но появляется в процессе решения задачи [10–12]. В-четвертых, параметр отражает философский закон перехода количества в качество. А именно при переходе параметра через некоторое значение λ* модель missing image file изменяется качественно (в этом случае говорят, что модель не является грубой при λ*). Именно такие изменения являются предметом теории бифуркаций [4, 11]. Обсудить все возможные ситуации с достаточной полнотой в одной статье нам не удастся. Остановимся на некоторых отмеченных аспектах появления и использования параметра и расставим необходимые акценты.

Обсудим для начала идею введения параметра в математическую модель с целью решения задачи. Продемонстрируем метод на примерах из интегрального исчисления. Метод элементарен, познавателен и полезен как инструментарий многочисленных учебных заданий.

Пример 1. Требуется вычислить следующий несобственный интеграл missing image file

С этой целью рассмотрим вспомогательный интеграл с параметром λ:

missing image file

На первый взгляд, никакой связи между двумя интегралами нет. Однако, вычисляя последовательно производные по λ под знаком интеграла (данная операция здесь корректна), получим: missing image file

Отсюда, полагая в последней формуле λ = 0, получим missing image file

Понятно, что на основе этой идеи вычисляются не только интегралы missing image file но и другие.

Пример 2. Пусть требуется вычислить интеграл missing image file. Мы знаем, что missing image file. Рассмотрим его обобщение, missing image file. Дифференцируя последнее равенство по λ, легко находим missing image file. Дифференцируя еще раз, получим missing image file. Отсюда находим missing image file. Дифференцируя третий раз, окончательно получаем missing image file. Таким образом, missing image file.

Пример 3. Интеграл missing image file Введем в рассмотрение параметр, обобщая наш интеграл missing image file Ясно, что missing image file. Продифференцируем missing image file по параметру missing image file Вычисляя последний интеграл по частям два раза, приходим к уравнению missing image file. Отсюда, интегрируя, получим missing image file. Для определения константы C перейдем в последнем равенстве к пределу при λ → +∞ и, учитывая, что missing image file, получим missing image file. Тогда missing image file. А тогда missing image file.

Замечание. Идея искусственного введения параметра в модель с целью решения задачи используется в математике давно. Посмотрим на историческом примере [4], как в свое время она позволила разобраться с интегрированием уравнения missing image file (символы missing image file, missing image file обозначают 1-ю и 2-ю производные по t). Видно, что его характеристическое уравнение missing image file имеет кратные корни missing image file и функция missing image file – решение. Согласно теории, есть второе решение – линейно независимое с первым. Как же его нашли? Предположим, что корни характеристического уравнения были бы разные. Например, missing image file и missing image file. Здесь λ – малое число. Таким способом в задачу мы ввели параметр. Тогда вторым решением будет функция missing image file. Но мы знаем из свойств решений линейных уравнений, что решением будет и комбинация missing image file. Переходя в этой последней формуле к пределу при λ ⟶ 0, получим missing image file. Таким образом, была найдена фундаментальная система решений missing image file дифференциального уравнения с кратными корнями.

Большие возможности для постановки учебно-исследовательских задач дает теория дифференциальных уравнений с параметрами. Начнем с задачи классификации типов положений равновесия линейных систем второго порядка. Постановка вопроса здесь предельно проста. Требуется дать классификацию положений равновесия в системе с параметром. Например, для системы missing image file провести разбиение прямой λ на промежутки с одинаковым поведением траекторий и изобразить все фазовые картины. Эта задача редуцируется к школьной – анализу квадратного уравнения с параметром λ [12] – и приведена в статье [13]. Ее можно отнести ко 2-му уровню сложности.

К задаче 3-го уровня сложности можно отнести следующую. Дано дифференциальное уравнение второго порядка missing image file и требуется найти решения, обладающие свойством missing image file). На первом шаге легко находится первый интеграл уравнения missing image file. Заметим, что missing image file есть семейство дифференциальных уравнений 1-го порядка. Затем на плоскости missing image file строится семейство кривых missing image file. Далее необходимо сообразить, что искомое решение определяется значением параметра λ = 0, ибо уравнение missing image file задает инвариантное множество, проходящее через начало координат. Интегрируя последнее уравнение с начальными условиями missing image file, находим два искомых решения missing image file. Обратим внимание, что параметр λ возник здесь естественным образом по ходу решения задачи. Другие подобные задачи приведены в статье [6].

Широкие возможности для постановки учебно-исследовательских задач предоставляет теория бифуркаций [4, 5, 13] – бурно развивающаяся сегодня отрасль нелинейной науки, имеющая многочисленные приложения в технике. Приведем несколько типовых задач такого плана, рассмотрение которых, с нашей точки зрения, является целесообразным.

Задача 1 сводится к бифуркационному анализу системы missing image file

Требуется исследовать ее по параметру как на плоскости x, y, так и в пространстве x, y, t. Заметим, что каждому значению параметра λ отвечает своя фазовая картина, т.е. множество «всех» траекторий на плоскости, отвечающих решениям x(t), y(t) системы. Причем при переходе через значение λ* = 0 фазовая картина качественно меняется, т.е. происходит бифуркация. Эта перестройка фазового портрета обсуждалась нами в статье [11]. При λ > 0 система имеет два состояния равновесия. Они являются устойчивым узлом и седлом. При λ* = 0 состояния равновесия сливаются в одно – полуустойчивое. При λ < 0 состояния равновесия исчезают. Такая бифуркация называется бифуркацией седла–узла. Эта задача может быть отнесена к первому уровню сложности, ибо уравнение missing image file легко интегрируется, и вся сложность ложится на анализ функции y(x, λ), зависящей от параметра.

Задача 2 знакомит с бифуркацией рождения предельного цикла из положения равновесия. Задача важна для многих технических специальностей (радиотехники, электроники, теории колебаний, теории регулирования). Модель имеет вид:

missing image file

Учитывая специфику нелинейных членов missing image file и missing image file, в этой системе целесообразно перейти к полярной системе координат, в которой система примет вид:

missing image file

Решениями последней являются функции φ = t, ρ = ρ(t). Видно, что при λ < 0 функция missing image file. Стало быть, missing image file и ρ(t), монотонно убывая, стремится при t → +∞ к единственному состоянию равновесия. При λ = 0 картина принципиально не изменяется (рекомендуется проинтегрировать соответствующие уравнения и разобраться с тонкостями стремления ρ(t) к нулю). При λ > 0 в системе возникает еще одно стационарное решение ρ = λ, которому на плоскости отвечает замкнутая траектория – окружность радиуса r = λ. При этом другие траектории стремятся к ней, навиваясь снаружи и изнутри (рис. 1). Это следует из анализа знака производной F'(λ).

missing image file

Рис. 1. Бифуркация рождения цикла

missing image file

Рис. 2. Из сгущения траекторий (слева) рождаются два цикла (справа)

Задача 3 описывает бифуркацию рождения двух циклов – устойчивого и неустойчивого [14] из полуустойчивого missing image file missing image file (a – число).

Запишите эту систему в декартовой системе координат. Проверьте, что missing image file, missing image file – ее периодические решения, которым отвечают циклы. Проверьте, что при λ < 0 все траектории при t → +∞ спиралевидно наматываются на состояние равновесия ρ = 0. При λ = 0 возникает полуустойчивый цикл ρ = a: с одной стороны, траектории наматываются на цикл, с другой – сматываются с него (при t → +∞). При λ > 0 полуустойчивый цикл расщепляется на два: один устойчивый, т.е. притягивающий к себе траектории, другой (внутренний) – отталкивающий от себя траектории. Решение требуется дополнить фазовыми картинами, прибегнув к численному моделированию системы на ПК [15, 16] (рис. 2).

В задаче 4 требуется установить все бифуркации, среди которых новой является бифуркация рождения цикла из петли сепаратрисы седлового положения равновесия missing image file

Здесь требуется провести подробные аналитические вычисления, установить все бифуркационные значения параметра и провести компьютерные эксперименты для визуализации фазовых картин. Краткий анализ этой модели дан в статье [13].

Замечание. В приведенных выше задачах мы ограничились случаем одного параметра. Если в модели параметров больше, то их исследование существенно усложняется [4].

В курсе информатики к задачам высокого уровня сложности отнесем задачу численного исследования дискретного уравнения [7] missing image file. Несмотря на внешнюю простоту, эта математическая модель таит массу интересных эффектов. Феномен этой модели хорошо известен ученым (каскад бифуркаций удвоения периода, переход к хаосу). Однако численный анализ этой модели сегодня вполне посилен современному любознательному студенту. Таких дискретных моделей в современной математике и ее приложениях известно много. С ними можно ознакомиться по книгам [7, 8].

Вскользь коснемся понятия параметра, используемого в теории вероятностей. Хорошо известно, что закон распределения случайной величины ξ (как дискретной, так и непрерывной) задается функцией (распределения), включающей в себя постоянные величины – параметры, которые конкретизируются по ходу решения задачи. Так, например, для случайной величины, равномерно распределенной в замкнутом промежутке [a, b], числа a и b – суть параметры распределения; геометрическое распределение характеризуется одним числом p – вероятностью успеха в серии одинаковых испытаний missing image file missing image file; биномиальное распределение характеризуется уже двумя параметрами: числом независимых испытаний n и вероятностью успеха p: missing image file; закон Пуассона missing image file одним – средним значением missing image file; показательное распределение – также одним missing image file; нормальный закон – двумя σ и m – среднеквадратическим отклонением и математическим ожиданием missing image file. Мы считаем, вполне посильной, но сложной задачей доказательство предельной теоремы Пуассона: missing image file (где p ≪ 1, n ≫ 1, np = a). Отметим, что распределение с двумя параметрами переходит в распределение с одним параметром [17].

Заключение

Древнейшая из наук математика за многовековую историю своего существования превратилась поистине в необъятную область человеческого знания, представимую сегодня конгломератом математических наук. Она востребована как никогда ранее, а возникающие прикладные задачи постоянно стимулируют ее развитие. Большие возможности открываются у математики в союзе с компьютерными методами и технологиями. Возросла роль дискретной математики. Вместе с тем преподавание общих курсов математики в технических вузах в сравнении с преподаванием других наук достаточно консервативно. Это объясняется фундаментальностью ее открытий, практической значимостью результатов ее применения и, к сожалению, временными рамками преподавания. Менять содержание и объемы излагаемого материала – дело опасное и ответственное, и это все хорошо понимают. Однако методик изложения математики во втузах существует множество в силу индивидуальных психологических различий и умственных способностей учащихся.

В настоящей статье мы обратились к анализу понятия «параметр», его сущности, предназначению и коснулись некоторых аспектов его применения. Заметим, что уровень профессионализма современного инженера в значительной степени определяется его умением оценивать влияние той или иной величины, присутствующей в математической модели, на ход протекания процесса или явления, т.е. работой с параметром (параметрами). В связи с этим особое положение здесь занимают математические модели, демонстрирующие ветвление (бифуркационные явления). С нашей точки зрения, элементы теории бифуркаций должны быть шире представлены в курсах математики втузов, подкреплены прикладными задачами из механики, физики, химии, экологии, экономики и иных, а понятию «параметр» в целом должно быть уделено большее внимание. Наша педагогическая практика многократно подтверждала, что математическое инженерное образование должно опираться на систему задач, среди которых важнейшее место следует отвести задачам с параметрами. Такие задачи наилучшим образом мотивируют студентов к обучению, формируют в них гибкость и креативность мышления. В силу сказанного мы и решили обратиться к этой теме.