Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

HISTORICAL AND EDUCATIONAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF THE THEORY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SECOND HALF OF THE 19TH – FIRST THIRD OF THE 20TH CENTURIES

Siraev R.R. 1
1 Federation of Sports Wrestling of the Republic of Bashkortostan
The article is devoted to the issues of finding the origins of scientific pedagogical thought at the turn of the 19th and 20th centuries, connected with the formation of the modern concept of «educational environment». The materials for the study were pre-revolutionary journal articles and publications on pedagogy, reports of public organizations dealing with child-rearing issues, the work of modern domestic researchers. One of the founders of the idea of influence on the harmonious development of the personality of a certain environment is Peter Lesgaft. He believed that the environment surrounding the child, a certain environment consisting of family, parents and caregiver, can help to form a spiritually and physically developed person. European thinkers of the enlightenment era had a certain influence on the formation of the theory of the educational environment. D. Locke, J. Russo, G. Spencer, E. Kant talked about the need to educate the child in readiness for self-preservation and ability to self-business. They believed that the formation of man is influenced by the circumstances of the world around, with which a person must build certain moral relations, showing his character, will and desires. These ideas were published in the journal of the Ministry of Public Education of the Russian Empire, which influenced the formation of Russian pedagogy in the context of the industrialization and transition to capitalist relations. The role of the teacher, the school, the staff increases significantly at this time, and this «environment» becomes the leading factor of social education. Thus, under the influence of changing historical conditions and changing epochs, favorable conditions have developed for the formation of the theory of the educational environment. Subsequently, it received its further development and design in the works of Soviet and modern researchers.
educational environment
Russia
pedagogy
harmonious personality
spiritual development
physical education

В настоящее время российское общество претерпевает трансформацию всех сфер жизни, прежде всего, происходит переоценка культурно-исторического опыта народов, духовных ценностей и традиций воспитания и образования. Особенно заметно это происходит в области современных педагогических исследований, ориентированных на поиск наиболее эффективных способов и методов воспитания подрастающего поколения.

В этой связи обращает на себя внимание понятийный и методологический инструментарий педагогической науки, формирование новых теорий и концепций, связанных с развитием педагогической мысли. Среди них особое место занимает так называемая «теория образовательной среды», сформированная сравнительно недавно отечественными исследователями, и вызывающая большой интерес [1].

Понятие «образовательная среда» привлекает к себе пристальное внимание современных исследователей, занимающихся вопросами образования, воспитания и развития личности человека. Вместе с тем целостная в методологическом плане теория образовательной среды до сих пор окончательно не оформилась. Существуют различные подходы и методы ее определения, разные подходы к классификации и сущностному ее содержанию и практические наработки в данной сфере [2]. Объяснением такой ситуации может служить наличие многообразия вариантов образовательных систем в разных обществах на разных этапах развития государственно-политических организаций и развития педагогических взглядов соответственно [3].

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обратиться к истокам зарождения научной педагогической мысли, чтобы подойти к наиболее объективному и целостному пониманию современной ситуации развития теории образовательной среды, ее ключевых понятий и сущностного содержания.

Цель исследования – определить основные тенденции и направления формирования идей образовательной среды как наиболее благоприятного условия развития личности, появившиеся в трудах отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов второй половины XIX – первой трети XX вв.

Материалы и методы исследования

Источниковой базой для написания статьи послужили дореволюционные публикации педагогов, размещенные на страницах периодически издававшегося журнала Министерства народного просвещения Российской империи, Отчетов губернских обществ содействия воспитания детей и другие издания, сохранившиеся в Отделе редких книг и журналов Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Методологической основой работы послужили идеи отечественных ученых о развитии гармоничной личности, и воспитании ребенка, обладающего физическими, психическими и нравственными качествами человека, способного самостоятельно жить и развиваться. Использованы методы исторического и источниковедческого анализа педагогических материалов, обобщения разных групп данных, описания и наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение

Истоки формирования теории образовательной среды были заложены в трудах классиков философской и педагогической мысли XIX – начала XX вв. Именно в этот исторический период начали происходить коренные преобразования в мировоззрении людей, связанные с формированием капитализма, а затем и социалистического устройства российского общества. Это закономерно приводило к активизации и поиску новых педагогических идей в направлении изучения роли образовательной среды. В эти годы существенно менялась система образования в соответствии с изменениями государственного устройства и сферой управления образованием.

Отечественные педагоги того времени посвятили серию статей на страницах журнала Министерства народного просвещения, издававшегося в Санкт-Петербурге, вопросам воспитания и образования детей в школе, уделяя при этом особое внимание состоянию их физического и нравственного здоровья. Именно внимание к личностным характеристикам учеников и роли педагогов в их развитии с учетом требований эпохи, окружающей среды в целом, готовности к самостоятельному труду прослеживается во многих статьях этого журнала.

В нескольких губерниях Российской империи в 1890-е гг. по инициативе медика и педагога П.М. Лесгафта создавались Общества содействия физическому воспитанию детей, куда входили педагоги и родители, священники, заинтересованная интеллигенция. Они организовывали занятия активными видами деятельности детей и подростков, гимнастикой, прогулками, экскурсиями. Также эти общества вели просветительскую работу среди взрослых, прежде всего педагогов-женщин, которые готовились руководить физическим воспитанием детей [4]. Позже на основе накопленного опыта уже в советское время были открыты соответствующие курсы, преобразованные позже в Институт физического воспитания имени Лесгафта в Санкт-Петербурге. В своих трудах и практической деятельности Петр Лесгафт особое внимание уделял взаимосвязи умственного, прежде всего духовного, и физического воспитания как непременного условия образования и развития личности. При этом педагог подчеркивал особую роль семьи, прежде всего родителей, и воспитателя в физическом образовании ребенка [5]. Так постепенно вырисовывались контуры будущей теории образовательной среды в трудах отечественных мыслителей, предпосылками для которой явились изменяющиеся взгляды педагогов на роль и место школы и семьи в формировании личности ребенка и его физического уровня.

В пореформенный период в России большое внимание уделялось рассмотрению идей европейских просветителей того времени, которые в соответствии с необходимостью искали новые основания для воспитания подрастающего поколения на фоне усиления либеральных и демократических тенденций. Например, большой резонанс вызвал труд английского философа Герберта Спенсера, опубликованный в конце XIX в. на страницах того же Журнала Министерства народного просвещения Российской империи [6]. Здесь были оформлены идеи, находившие при этом много общего с воззрениями Локка и Руссо о необходимости воспитывать ребенка в готовности к самосохранению и способности к самостоятельной предпринимательской деятельности.

Благодаря этому, ребенок, находясь в определенных специально созданных социальных условиях, мог сформироваться как самостоятельная, готовая к труду личность, как гражданин государства. Это соответствовало требованиям начавшейся промышленной революции и переходу от традиционного общества к индустриальному. В определенной мере можно сказать, что Г. Спенсер впервые обратил внимание на тот факт, что воспитание и развитие ребенка происходит в определенных условиях, которые создает само общество в зависимости от текущих потребностей. Сегодня мы называем это «социальный заказ».

Представителя немецкой философской мысли И. Канта мы можем отнести к одному из основоположников так называемого антропологического подхода в педагогике эпохи Просвещения. Он раскрыл некоторые аспекты влияния на становление человека обстоятельств окружающего мира, с которыми человек должен выстроить определенные нравственные отношения, проявив свою волю и желания [7].

Русские педагоги XIX в. не могли не рассмотреть эти взгляды под углом выбора приоритета школьного или домашнего воспитания в образовании ребенка, проблема которого довольно активно обсуждалась на страницах педагогической литературы того времени. Они акцентируют внимание на том факте, что Кант отдавал предпочтение воспитанию в школе, потому что здесь дети могли «выступать равными друг другу» и поэтому могут научиться «ограничивать этим свои притязания». И в этом им помогают учителя, выступая в роли «отцов», передавая определенный «дух воспитания» из семьи.

Для развития этой идеи Кант предлагал организовать специальные «экспериментальные школы», где учителя и ученики научились бы выстраивать определенные «разумные границы идеального плана воспитания», и потом перенести этот опыт в другие «нормальные школы». Многие авторы подчеркивают, что «человек воспитывается только человеком, поэтому характер и результаты воспитания зависят также от характера воспитателей» [8].

Данные постулаты так или иначе связываются сегодня с поиском и современным определением элементов образовательной среды как некой искусственно созданной реальности с определенными условиями и обстоятельствами, направленными на формирование и развитие личности ученика. Именно такое понимание образовательной среды лежит в основе многих современных теорий.

Очень интересными в данном контексте выступают просветительские взгляды отечественного мыслителя и педагога К.Д. Ушинского. Воспитание он считал искусством создания человеческой личности с целью подготовки ее к жизни [9]. При этом личность должна быть гармонично развита – и умственно, и физически, и эстетически, и нравственно. И опираться в выборе методов развития необходимо на опыт народной традиции, на природную среду, на использование родного слова, пословиц и поговорок, сказок. При этом возрастает роль учителя, который владеет словом и является носителем определенных культурных традиций. В наши дни мы также можем рассматривать эти воззрения как попытку определить параметры и условия выбора той среды, которая оказывает влияние на образование и воспитание ребенка, его характеристики как личности.

Процесс развития теории. Эти и другие исследователи постепенно разрабатывали и наполняли содержанием понятие «образовательной среды». В начале XX в. в России идеи воспитания и образования детей получили новый разворот в связи с изменением государственно-политической системы и, соответственно, изменившегося «общественного запроса». Советскому государству необходимо было найти новые основания и приоритеты для воспитания молодого поколения на основе совершенно иной идеологии. На первый план вышли принципы коллективизма, готовность к труду, отказ от «старого», связанного с социальными сословиями и традициями российского общества «царского времени».

Исследователи этого периода выделяли окружающую среду в качестве существенного фактора социального воспитания. Сложилось представление о том, что окружающая среда оказывает непосредственное влияние на воспитание детей. Один из первых советских педагогов Лев Семенович Выготский рассматривал связь между развитием психики ребенка и его отношениями с окружающей средой [10]. При этом он считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей дальше за рамки этой среды. А это возможно при условии самовоспитания ребенка, когда процесс воспитания правильно организован. При этом личная деятельность ребенка лежит в основе всего воспитательного процесса, а воспитатель всего лишь наблюдатель, который корректно направляет и регулирует самостоятельную деятельность ребенка.

В этот же период идеи влияния среды на становление личности и социализацию ребенка развивались в трудах другого российского и советского педагога Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934 гг.). Основной вклад ученого сделан в направлении поиска новой концепции школы как центра воспитания в социальной среде. Такая среда должна быть направлена на формирование такого человека, который способен самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, сосредотачивать свои усилия для достижения поставленной цели [11].

В качестве экспeримента по поиску такого дeтского центра С.Т. Шацким было создано несколько общeственных воспитательных заведений в Москве в виде клубов, колоний и лагерей творческого развития детей в начале 1900-х гг. В этой практической работе он развивал идеи взаимосвязи трудовой, эстетичeской и умственной дeятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества в ходe совмeстной творчeской деятельности.

В период становления советской государственности происходил поиск новых оснований для работы школьных учреждений. С.Т. Шацкий создал первую опытную станцию по народному образованию (1919–1932 гг.). Здесь на площадках нескольких образовательных и воспитательных заведений, таких как школы, детские сады, читальни, происходило исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды того времени. Предпринимались попытки включения родителей, работников культуры, библиотекарей и даже медиков в воспитательный процесс, что значительно расширяло возможности изучения влияния среды. Основной вывод, который сделал педагог в ходе своих изысканий, заключался в том, что развитие ребенка зависит не столько от генетических задатков, сколько от социальной и экономической среды, в которой он растет и развивается и которая вместе с тем является максимально естественной для него, связанной с реальной жизнью.

Исследователи этого периода выделяли окружающую естественную среду в качестве существенного фактора воспитания и образования. Они считали, что окружающая среда оказывает непосредственное влияние на воспитание детей, особенно при смене государственной системы и мировоззрения. Один из ярких представителей педагогики революционного периода А.А. Богданов – ученый утопического направления, который считал, что в условиях противостояния двух разных политических систем – стран капиталистического запада и советской России – необходимо установить тщательный контроль и власть пролетариата, готового обеспечить производственный прорыв в сфере экономики. А для этого необходимо создать определенные условия для соответствующего воспитания и образования детей, способных в будущем реализовать планы социалистического строительства в стране [12].

Именно в это время оформляется теория «педагогики среды», ярким представителем которой считается А.С. Макаренко. Его подход к формированию образовательной среды выходит за рамки гуманистической педагогики, по мнению большинства отечественных педагогов. Однако ЮНЕСКО в 1988 г. признало его большой вклад в развитие теории и практики педагогики XX в. всемирного значения [13]. В созданной им системе дети воспитывались через совместный труд и общую дисциплину, где младшие слушали старших на основе полной самоорганизации жизни, учебы и работы. Именно такая специально созданная среда в детской колонии в первые годы советской власти позволяла сформировать самостоятельных личностей и активных граждан, несмотря на то, что поступали изначально туда дети-беспризорники, сироты и правонарушители с городских улиц, дети войны.

Теоретические оценки. Определенно можно сказать, что коренные преобразования, которые происходили в политической и социально-экономической системе российского государства в первой трети XX в., оказали существенное влияние на развитие и оформление понятия «среда» применительно к процессам образования и воспитания детей как граждан советского общества. Теория образовательной среды продолжала наполняться и развиваться в соответствии с идеологией нового времени. В основе этой теории лежит понятие «образовательная среда», рассматриваемое как совокупность определенных условий, оказывающих влияние на воспитание и образование человека.

Возможности образовательной среды как определенных условий гармоничного ненасильственного влияния рассматриваются современными педагогами как важный фактор социализации ребенка, его самореализации, педагогической поддержки и помощи в решении возникающих проблем. Данное направление признано современной парадигмой образования, и, несомненно, такой подход содержит в себе мощный потенциал для дальнейших разработок в данном направлении.

Заключение

Таким образом, рассмотренные историко-педагогические условия могут быть представлены как важные предпосылки, способствующие формированию первых контуров теории образовательной среды. Идеи и подходы к определению роли и характера окружающей среды в воспитании, образовании и формировании личности ребенка показывают, что отечественные педагоги пристальное внимание уделяли проблеме поиска условий и факторов, которые оказывают влияние на формирование личности человека. И такие идеи легли в основу современного понятия «образовательная среда».