Современное общество, находясь в условиях пандемии, вызванного ею ускоренного процесса цифровой трансформации общества и связанных с нею изменений в сознании людей, несмотря ни на что, пытается найти устойчивую опору, которая позволяла бы ему двигаться вперед путем прогресса [1]. Обращая свой взор к молодому поколению, прогрессивное человечество ищет пути, средства и методы для формирования его профессионально надежных качеств – таких, которые смогли бы стать основой эффективной и гармоничной личности, способной к стратегическому прогнозу и управлению будущим, в том числе в условиях неопределенности, которыми можно охарактеризовать состояние прошедшей пандемии. Для того чтобы создать программы подготовки специалистов-профессионалов, отвечающих перечисленным выше требованиям, необходимо проводить исследования личностных качеств будущих выпускников университета в состоянии неопределенности и по результатам таких исследований осуществлять коррекцию содержания образовательных программ. Естественный эксперимент, предоставленный жизнью, породил новые возможности для подобных исследований и позволил рассмотреть личность, осуществляющую жизнедеятельность в его условиях, с различных сторон.
Будущий специалист-профессионал формирует свои профессионально важные качества, в основном, в период студенчества, когда происходит становление личности, формируются основные личностные и профессиональные интересы, проявляется социальная активность, возникает необходимость строить межличностные отношения. Большое количество контактов, являющихся неотъемлемой стороной человека труда в современном мире, приводит к проявлению разных точек зрения, подчас нетерпимости, часто – к конфликтам, в том числе на этнической почве. Однако события пандемии затронули разные народы, обострив их этнические притязания. Все это привело к изменению личностных характеристик людей, к изменению условий осуществления образовательного процесса, к выходу на первый план новых проблем. Среди них – сохранение конфликтоустойчивости и этнотолерантности независимо от этнической принадлежности в особых условиях протекания жизнедеятельности будущего специалиста-профессионала, в том числе в состоянии неопределенности, характеризующем карантин, обусловленный пандемией.
Проблема поведения человека в конфликте представлена в трудах таких авторов, как А.Я. Анцупов, Р. Килманн, К. Томас, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина и др. Теоретические и практические аспекты этнических проявлений в идентичности, толерантности различных народов изучали Н.М. Лебедева [2], Т.Г. Стефаненко [3, 4], А.Н. Татарко [2], Л.Г. Почебут [5] и др. Однако вопросы проявления указанных феноменов, их взаимосвязи у обучающихся высшей школы в условиях неопределенности представлены в незначительной степени, а исследования с целью изменения содержания программ подготовки обучающегося в условиях высшего образования отсутствуют. Отсюда вытекает цель нашей статьи – исследовать поведение будущего специалиста-профессионала в конфликте и его связь с этнотолерантностью обучающегося в период карантина, вызванного пандемией.
Материалы и методы исследования
Для проведения теоретической части исследования были использованы методы мышления, основанные на синтезе, сравнении, аналогии, обобщении, а также контекстный и системный подходы.
Теоретический анализ исследованного материала позволил констатировать, что после поступления в университет круг общения у студента резко увеличивается – появляются новые друзья в группе, новые преподаватели; среди них могут быть представители совершенно разных народов, этносов, народностей, учитывая многонациональный характер нашего государства. Очевидно, что такое качество, как этнотолерантность, способствует тому, что личность уважает, ценит, принимает культуру не только своей нации, но и других [2]. Поэтому существует необходимость развития культуры общения [6] с представителями других народов, терпимости и уважения к их особенностям, в том числе и в сети Интернет. При межличностном взаимодействии молодые люди часто проявляют агрессию в отношении представителей иных этнокультур, особенно мигрантов [7, 8]. Подобное поведение может привести к межличностным конфликтам.
Конфликтоустойчивые люди более социализированы [9]. Они способны контролировать свои эмоции, поведение, легко соблюдают общепринятые нормы, более терпимы в различных ситуациях, уважают и принимают всех, кто их окружает, несмотря на особенности протекания познавательных процессов в различных культурах, личностные характеристики, язык, традиции, нормы и ценности. Поэтому такое качество, как конфликтоустойчивость, необходимо будущему специалисту-профессионалу для того, чтобы контролировать свои эмоции и поведение в конфликтных ситуациях, отстаивать свою точку зрения, не задевая чувств других людей, в том числе представителей иных национальных культур, и не вызывать агрессию со стороны оппонентов. Многие руководители считают, что конфликтоустойчивость является требованием к компетенциям будущего специалиста-профессионала [9].
Изменение внешних условий сказывается на состоянии психики человека. Поэтому будет справедливым предположить, что в условиях цифровой трансформации общества, связанной с пандемией, личные характеристики обучающегося, в том числе конфликтоустойчивость, в процессе получения образования в высшей школе будут изменяться. Чтобы проверить данное предположение, было решено провести эмпирическое исследование в условиях естественного эксперимента, обусловленного карантином, вызванным пандемией. Данное исследование продолжает исследования автора, проводимые ранее [6, 9, 10].
Для осуществления эмпирического исследования был подобран комплекс диагностических методик, который позволил оценить поведение личности в конфликте: «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна в адаптации Н.В. Гришиной, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, «Изучение самооценки конфликтности» С.М. Емельянова [11]; а также применялись диагностические методики, которые определяют аспекты этнической идентичности и толерантности: «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой, «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой [12].
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании приняли участие 102 обучающихся университета возрастом от 18 до 23 лет, 72 % из которых идентифицировали себя с русскими, 13 % считали себя украинцами, 15 % – лицами крымско-татарской национальности. Период исследования представлял собой временной интервал, который пришелся на естественный эксперимент во время карантина, обусловленного пандемией, а также время до пандемии – 2019 г.
Результаты исследования по методике «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна в адаптации Н.В. Гришиной представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты эмпирического исследования по методике «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна в адаптации Н.В. Гришиной
Стратегии поведения в конфликте |
Высокий уровень, % |
Средний уровень, % |
Низкий уровень, % |
||||||
Весна 2020 |
Весна 2019 |
φ*эмп |
Весна 2020 |
Весна 2019 |
φ*эмп |
Весна 2020 |
Весна 2019 |
φ*эмп |
|
Приспособление |
32 |
19 |
2,128 |
63 |
51 |
1,718 |
5 |
20 |
3,366 |
Избегание |
29 |
17 |
2,029 |
67 |
55 |
1,747 |
4 |
26 |
4,716 |
Компромисс |
28 |
40 |
1,796 |
15 |
27 |
2,107 |
57 |
33 |
3,444 |
Соперничество |
55 |
43 |
1,704 |
35 |
20 |
2,397 |
10 |
37 |
4,695 |
Сотрудничество |
10 |
18 |
1,64 |
5 |
21 |
3,543 |
85 |
51 |
5,339 |
В табл. 1 отображены уровни проявления выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у будущих специалистов-профессионалов. Результаты исследования констатировали, что показатели, характеризующие высокий и средний уровни, соответствующие выбору обучающимися в конфликте стратегий поведения «Приспособление», «Избегание» и «Соперничество», возросли в период карантина по сравнению с 2019 г., низкий же уровень уменьшился. Соответственно, для выбора обучающимися в конфликте стратегий поведения «Компромисс» и «Сотрудничество» наблюдались уменьшение показателей на высоком и среднем уровнях и возрастание на низком. Достоверность изменений в показателях 2019–2020 гг. рассчитывалась с помощью критерия Р. Фишера. Для значений высокого уровня всех стратегий поведения обучающегося в конфликте эмпирическое значение φ* расположено в зоне неопределенности. Для значений среднего уровня для всех стратегий поведения обучающегося в конфликте эмпирическое значение φ* попадает либо в зону неопределенности, либо в зону значимости. Для значений низкого уровня всех стратегий поведения обучающегося в конфликте эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Во всех случаях Н0 отвергается.
Таким образом, по результатам, представленным в табл. 1, можно сделать выводы о том, что в ситуации неопределенности у обучающихся высшей школы конструктивные проявления в деятельности снижаются. В частности, уменьшается доля стратегии «Сотрудничество», которая должна объединять людей и давать дополнительную энергию для развития за счет коллективных усилий. При сотрудничестве происходят процессы самоорганизации, которые переводят систему взаимодействия людей на новый качественный уровень. Однако если человек переходит на более примитивный способ существования – за счет накопления личной энергии, то возрастает желание сохранить резерв психической энергии для возможных дальнейших действий. Этим объясняется повышение высокого и среднего уровней процентной доли выбора стратегий «Избегание» и «Приспособление» в 2020 г.
Именно осознание важности командной работы в особых условиях осуществления жизнедеятельности в ситуации неопределенности, когда понижается возможность коллективной работы, должно стать важной частью образовательной программы подготовки в высшей школе.
По методике личностной агрессивности и конфликтности Е.П. Ильиной и П.А. Ковалевой была диагностирована склонность студентов к конфликтности и агрессивности. Обобщенные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты эмпирического исследования по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева
Шкала |
Высокий уровень, % |
Средний уровень, % |
Низкий уровень, % |
|||
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
|
Позитивная агрессивность |
8 |
16 |
60 |
69 |
32 |
15 |
Негативная агрессивность |
5 |
15 |
45 |
40 |
55 |
25 |
Конфликтность |
7 |
27 |
53 |
64 |
40 |
9 |
Результаты исследования, представленные в табл. 2, показывают, что в 2020 г. возросла процентная доля личностной агрессивности и конфликтности обучающихся по сравнению с 2019 г. на высоком и среднем уровнях значений показателей и уменьшилась на низком. Сопоставляя представленные в табл. 2 данные с результатами, полученными по методике «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна, можно отметить их соответствие росту выбора обучающимися стратегии «Соперничество» на высоком и среднем уровнях соответствующих показателей за счет возросшей агрессивности и конфликтности.
Для исследования конфликтоустойчивости была использована методика по изучению самооценки конфликтоустойчивости С.М. Емельянова. Результаты показали, что высокий уровень конфликтоустойчивости диагностируется у 23 % обучающихся, 42 % обучающихся оценивают свою конфликтоустойчивость на среднем уровне, 35 % – на низком. В 2019 г. результаты были соответственно: 35 %, 65 % и 20 %.
Таким образом, мы видим в 2020 г. уменьшение показателей на высоком и среднем уровнях и увеличение на низком, что свидетельствует в целом о снижении конфликтоустойчивости обучающихся и соответствует результатам, представленным выше. Отметим, что полученные результаты констатируются у респондентов всех национальностей.
Дополнительные исследования респондентов показали причину таких проявлений: 69 % опрошенных назвали среди дестабилизирующих факторов вынужденную изоляцию и дефицит общения.
Анализ эмпирических данных по методике «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой свидетельствует, что в 2020 г. во время пандемии обучающиеся высшей школы, находясь на карантине, показали следующие значения этнической толерантности: у 4 % из них выявлен высокий, у 56 % – средний, а у 40 % – низкий уровни. Однако сравнение данных результатов с результатами идентичной выборки, полученными в 2019 г., показало уменьшение количества обучающихся в 2020 г., которые имели высокий и средний уровни этнической толерантности, и увеличение числа обучающихся, которые показали низкий уровень. Полученные результаты можно объяснить увеличением агрессивности и конфликтности обучающихся в соответствии с данными, представленными в таблицах 1 и 2, а также в соответствии с диагностической методикой по изучению самооценки конфликтоустойчивости С.М. Емельянова.
Результаты эмпирического исследования по методике «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой показали, что нормальный тип этнической идентичности выявлен у 81,8 % испытуемых, т.е. у большинства респондентов. Такой результат свидетельствует о позитивном отношении ко всем нациям. У 5,2 % респондентов проявилась этническая индифферентность как доминирующий тип, у 4,3 % – этнонигилизм, у 6,7 % – этноэгоизм, этноизоляционизм – у 1,2 %, этнофанатизм – у 0,8 %. Несмотря на небольшую долю последнего, тем не менее можно говорить, что у ряда респондентов могут проявляться нетерпимость и желание доминировать по отношению к другим этническим общностям, что, в свою очередь, может привести к повышению уровня напряженности в отношениях и к конфликтам. Исследования 2019 г. (в отсутствие пандемии) показали, что показатели имели у обучающихся меньшую выраженность, соответственно: 3,7 %; 3,5 %, 4,1 %; отсутствовало проявление этнофанатизма и этноизоляционизма. Норма наблюдалась у 88,7 % обучающихся. Полученные данные находятся в соответствии с результатами таблиц 1 и 2, констатирующими повышение у обучающихся уровня агрессивности и конфликтности в период карантина.
По результатам исследования для установления взаимосвязи между поведением будущего специалиста-профессионала в конфликте и его этнотолерантностью в период карантина, вызванного пандемией, использовался коэффициент корреляции Пирсона. Наиболее статистически значимые связи были установлены между конфликтоустойчивостью и толерантностью для p < 0,05: 0,551; между выбором обучающимися стратегии «Сотрудничество» и толерантностью для p < 0,05: 0,662; между выбором обучающимися стратегии «Приспособление» и этнической индифферентностью для p < 0,05: –0,612. Между выбором обучающимися стратегии «Соперничество» и толерантностью связь отрицательная при том же уровне ошибки: –0,532. Обучающиеся с высоким уровнем толерантности проявляют меньшую агрессивность: –0,421, выбирают как преобладающую стратегию «Избегание»: 0,624 и мало используют стратегию «Соперничество»: –0,543.
Заключение
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование личностных качеств будущего специалиста-профессионала показало их изменение в условиях пандемии. Достоверность результатов была подтверждена расчетом статистического критерия Р. Фишера. Поэтому для формирования качественного результата образования специалиста-профессионала, который будет способен работать в любых условиях, в том числе в условиях неопределенности, необходимо корректировать образовательные программы подготовки, осуществляемые сегодня в пространстве университета. Наиболее эффективными элементами такой коррекционной программы, на наш взгляд, могут быть специальные тренинговые занятия по гармонизации личностных качеств будущего выпускника, в том числе выбора поведения в конфликте, а также этнотолерантности, в процессе психокомпетизации эволюционной изменчивости высшего образования.