Особый интерес в истории национального образования и педагогической мысли представляет начало ХХ в., когда стремление к новому и критика старого достигли своей вершины. Старые методы преподавания, несмотря на сильную критику, оставались на прежнем уровне, чему способствовал консерватизм системы образования. Чтобы двигать науку и процесс просвещения, нужны были сильные духом и нетрадиционно мыслящие люди, которые сами бы обладали истинно научными знаниями. Такими стали в конце XIX в. Каюм Насыйри, Шигабутдин Марджани и иные, эстафету которых продолжили другие просветители начала ХХ в., среди которых оказался и Г. Губайдуллин, которому была поручена особая миссия – просвещение народа, передача молодому поколению культурной ценности народа и богатого исторического прошлого. Он был наиболее подготовленным среди десятков просветителей этого периода, о чем свидетельствуют его энциклопедический ум ученого-историка, педагогический и организаторский талант практика, мастерство писателя и публициста. Начав свою научную деятельность еще в студенческие годы, он оставил яркий след в организации школьного дела и вузовского преподавания.
Его деятельность не ограничивалась историческим образованием, формированием общественно-исторического сознания. Он сыграл значительную роль в перестройке учебной и воспитательной работы в школах региона, в создании и развитии высшего педагогического образования в Республике Татарстан, в подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров. К настоящему времени глубоко изучены биография, историческое наследие и литературное творчество ученого, но недостаточно освещены его педагогическая деятельность и вклад в педагогическую теорию, что позволило бы восполнить имеющиеся пробелы в истории педагогики того периода и целостном представлении постановки учебно-воспитательного процесса начала ХХ в.
Целью исследования является выявление общественно-педагогических мыслей просветителя начала ХХ в. Г. Губайдуллина о принципах научного исследования, процессе преподавания, подготовке учителя к уроку, самообразовании преподавателя, дидактике.
Материалы и методы исследования
Многие материалы о Г. Губайдуллине до сих пор лежат неизученными в госархивах, среди них есть открытые и засекреченные. В исследовании мы пользовались книгами и брошюрами просветителя, изданными при жизни и после его смерти, воспоминаниями о нем и его деятельности, материалами интернет-ресурсов, изданиями по случаю юбилеев Г. Губайдуллина. К сожалению, во многих источниках о нем не упоминаются его просветительская деятельность и педагогические труды [1].
Предыдущее наше исследование наследия Г. Губайдуллина посвящено его историко-педагогическим трудам, которые появились на свет благодаря его общественно-педагогической деятельности, в исследовании мы отметили его мысль о том, что «должен быть открыт путь к свободе исследования, привлечения разных методик и направлений, как и в других направлениях науки и практики» [2, с. 84].
Методами исследования являются анализ работ ученого и обобщение его просветительских мыслей, исторический подход к событиям и явлениям, индукция, абстрагирование, сравнение и сопоставление исторического прошлого и реальности.
Результаты исследования и их обсуждение
Если до 1917 г. жизнь, деятельность и научное творчество Г. Губайдуллина проходили в период подготовки к глобальным переменам, то послереволюционное тревожное время заставляло ученого скитаться по чужбине. Отец Газиза – Салих Губайдуллин – был дальновидным, образованным и активным человеком. Он являлся учеником Ш. Марджани – великого просветителя всех времен. Повышал образование самостоятельно, изучал экономику, предпринимательство, выучил русский язык. Продолжая дело своего отца, стал богатым и известным купцом [3].
Мать – Уммегульсум Губайдуллина – являлась дочерью известного, богатого купца Айтуганова. Она также была очень умной, образованной и талантливой женщиной. Занималась музыкой и любила читать, детям с детства также прививала интерес к книгам, музыке, научила их читать и писать на уровне начального образования [3].
Салих Губайдуллин в своих взглядах был более консервативным и не принадлежал к числу прогрессивных татарских купцов. На этой почве на протяжении многих лет происходило немало конфликтов между отцом и сыном, но все-таки стремление Газиза к образованию, науке всегда брало вверх, и с течением времени отец смирился и не стал препятствовать ему сначала обучению русскому языку, знакомству с русской и европейской литературой, подготовке к сдаче аттестата зрелости, а в дальнейшем – и получению высшего исторического образования, да и вообще занятиям наукой. Хотя он всегда надеялся, что сын продолжит его дело. Таким образом, Г.С. Губайдуллин рос очень любознательным и подвижным, перенял от своих родителей многие их положительные качества – целеустремленность, самостоятельность, решительность, интерес к книгам, которые впоследствии способствовали его становлению как ученого и педагога.
Советская власть не смогла простить Г. Губайдуллину его социальное происхождение; как и многие другие ученые, литераторы, он был репрессирован. После 1930-х гг. его имя напрочь исчезает из уст общественности. Лишь после ухода вождя имя Г. Губайдуллина вновь возвращается в мир науки, литературы и просвещения благодаря его трудам, которые являются вечным памятником, воздвигнутым самому себе [4].
Первым педагогическим печатным наследием Г. Губайдуллина явилось методическое пособие под названием «Письменная работа: для шакирдов начальной школы» («Язу эше», Оренбург, 1911 г.), изданное для учащихся начальных классов, которое стало значимым научно-методическим трудом, полезным для учителей начальных классов и других работников народного просвещения. Таким образом, будучи студентом первого курса историко-филологического факультета Казанского университета, Г. Губайдуллин издает свою первую работу в области образования.
Следует отметить еще одну работу, опубликованную в этом же году в книге «Великие люди и их произведения» («Олуг кешеләр һәм аларның әсәрләре») на татарском языке. Это критическая статья Г. Губайдуллина к произведению известного классика татарской литературы, общественного деятеля Гаяза Исхаки «Исчезновение через двести лет» («Ике йөз елдан соң инкыйраз»), написанному им в 1902 г. Работа примечательна тем, что, во-первых, после ее прочтения приходишь к выводу, что Г. Губайдуллин – прирожденный человек науки, уже в юном возрасте он смог написать такую объемную и весьма подробную статью, раскрыв различные проблемы, выдвигаемые Г. Исхаки.
Во-вторых, в его анализе произведения содержатся несколько интересных мыслей педагогического характера. Молодой ученый критикует кажущийся ему низким уровень образованности татар в начале XX в. Также он не согласен с определением Г. Исхаки понятия «интеллигенция», куда он включил мысль о том, что «обучение русскому языку характерно только для интеллигенции». По мнению Г. Губайдуллина, человек становится интеллигентом только тогда, когда получит образование, независимо от богатства и сословия.
В-третьих, в работе можно заметить и немало приемов работы с подвергаемым критике материалом, его методы анализа, важные при написании научно-исследовательских работ. Например, интересны рассуждения Г. Губайдуллина о литературе, идеях, повлиявших на содержание или структуру созданного произведения, или об изученности тематики своей работы, т.е. анализ того, были ли до него критические статьи на это произведение. Важно не содержание этих рассуждений, а сам факт, показывающий, что, прежде чем начать исследовательскую работу, необходимо изучить разработанность темы научной работы. Далее можно заметить рассуждения молодого критика Г. Губайдуллина относительно причин и факторов, повлиявших на «исчезновение». При этом важен сам факт, что он выявляет эти причины и как их раскрывает. Показательно еще и то, как молодой ученый говорит о мнении Г. Исхаки о национальности, приводя различные определения этого слова, показывая тем самым яркий пример анализа термина или определения, а также свою начитанность и широкий кругозор знаний. В-четвертых, критик в некоторых местах раскрывает деятельность Г. Исхаки и как педагога.
В студенческие годы из-под пера будущего первого татарского профессора выходят еще две работы педагогического характера: статьи «Логика в религиозных медресе» («Дин мәдрәсәләрендә мантыйк») и «Преподавание истории в религиозных медресе» («Дин мәдрәсәләрендә тарих укыту»), которые издавались в журнале «Школа» («Мәктәп»). Работы содержат в себе весьма интересный и полезный материал, но, если сравнивать их с более поздними работами Г. Губайдуллина, то, конечно же, чувствуется большая разница в стиле работ, в их научности и системности.
В статье «Логика в религиозных медресе» (Школа. 1913. № 2. С. 42–44) Г. Губайдуллин пишет о необходимости обращения внимания на ценности наук, преподаваемых в старых медресе, раскрытии их значения в полном смысле этого слова только с 1905 г., т.е. после февральской и октябрьской революций. Среди них была и логика, которая подверглась самой большой критике. Молодой ученый был очень раздосадован таким отношением к этой науке и высказал мысль, что разрушать все легко, а обратно восстановить очень тяжело. Точно так же и логика, введенная в учебный план медресе как самостоятельный предмет, тоже практически уничтожена. Хоть и осталось что-то в учебных программах, но в связи с изъятием книг по логике и отсутствием преподавателей новой логики предмет ликвидирован. Ко всему прочему, не прекращается ее очернение. Таким образом, Г. Губайдуллин раскрывает причины постепенного исчезновения этой науки, а также недоверия к ней со стороны учеников-шакирдов. Показывая важность логики для памяти, он отмечает ее необходимость для понимания религиозной науки фикх, математики (для доказательств), а также для науки, изучающей природу. Следовательно, логику как учебный предмет следует сохранить.
Молодой ученый считает, что подготовка преподавателей и создание учебников по логике является важной проблемой, но, прежде чем создать новую логику, следует провести отдельное исследование, раскрывающее суть этой науки, а лучше всего издать книгу или брошюру о ней.
Г. Губайдуллин пишет и о русской женской гимназии, где при написании учебных пособий применяется метод, суть которого состоит в том, чтобы в один учебник включить и религиозные, и логические, и педагогические науки. В свою очередь, для татар необходимо написать учебник по педагогике, но не коротко, а, наоборот, полнее и объемнее, поскольку выпускники медресе в большинстве случаев становятся учителями. Молодой ученый считает, что в учебник, посвященный логике и науке о религии, можно добавить вкратце и философские идеи, и, если выпустить обо всем этом статью или брошюру, то изменится отрицательное мнение шакирдов относительно логики, так как они заметят общую закономерную связь между логикой и философией с религией, поймут ее необходимость и важность изучения.
Статья «Преподавание истории в религиозных медресе» (Школа. 1913. № 9. С. 218–222) представляет собой педагогический труд, посвященный роли исторической науки и особенностям ее преподавания. Работа состоит из трех частей. В первой из них рассказывается о важности исторической науки, во второй и третьей – о способах изложения материала, методах и приемах преподавания, о подготовке к уроку.
В первой части можно ознакомиться с мыслями ученого о том, что историческая наука способствует развитию мышления учащихся, улучшает их память, воображение. Учащиеся не просто узнают о каких-то определенных датах, а начинают выявлять причинно-следственные связи между событиями. При чтении или ознакомлении с какой-либо исторической личностью или событиями дети пропускают все через себя и начинают представлять эти события, а также личности. Параллельно у учащихся улучшается речь. Не стоит забывать и о важности понимания смысла, т.е. посредством уроков истории учащиеся узнают о прошлом человечества, своего народа, знакомятся с путями развития культуры. Материалы истории обогащают знания учащихся, а также учат их давать оценку людям и событиям.
Немалую роль историческая наука играет и в патриотическом воспитании молодежи. Кроме того, автор подчеркивает сложность преподавания истории как предмета, требующего больших знаний и таланта учителя. Чтобы хорошо преподавать этот предмет, учителю необходимо много знать, совершенствоваться в этом направлении, хорошо готовиться к урокам. К тому же он, по возможности, должен ознакомиться с новыми историческими книгами, в том числе зарубежных авторов. Вообще, Г. Губайдуллин считает, что, если человек не развивается, не самосовершенствуется, то у него и знания уменьшаются, поэтому такой человек не имеет права быть учителем.
Вторая часть посвящена преподаванию истории в школах. Значительное внимание уделяется речи преподавателя. Она должна быть четкой, ясной, понятной, эмоциональной и проникающей. В связи с ограниченностью времени урока учителю из прочитанного в ходе подготовки к уроку необходимо рассказывать учащимся только самое основное. При объяснении нового материала учитель вправе уделять одним детям больше внимания, а другим – меньше. Сложные, запутанные темы он должен рассказывать сам, а более легкие может давать на самостоятельное изучение. При рассказе педагогу нельзя забывать о последовательности и системности изложения материала.
Кроме того, учитель не должен ограничиваться лишь объяснением темы, а должен рассказывать так, чтобы учащиеся представляли себе эти события, чтобы у них в голове возникал некий образ. Таким образом, с одной стороны, им будет интересно слушать, а с другой – их внимательность будет предпосылкой для хорошего запоминания темы. Во второй части также подчеркивается необходимость указания учащимся имеющихся исторических книг, чтобы они прочитали их дополнительно. Это повысит исторические познания школьников и увеличит их кругозор.
В третьей части, продолжая тему правильной речи и рассказа учителя, дается подробное объяснение, как добиться желаемого результата: нужно быть своего рода оратором. Для этого необходим естественный природный талант, которым наделены не все учителя. Найти таких талантливых учителей для преподавания не так-то просто. Остается один способ – стать ими, для чего необходимо:
– хорошо готовиться к уроку;
– написать краткий конспект своих слов;
– пересказать самому себе, что будешь рассказывать на уроке.
Соблюдая эти правила, учитель сможет хорошо довести до детей материал методом рассказа; не будет вспоминать в середине урока, что же говорить дальше; не будет выбирать слова, запинаться, а сможет без остановки вести урок. Чтобы разнообразить урок, сделать его полезным и эффективным, учителю необходимо почитать высказывания, поучения исторических личностей, стихотворения о них или об исторических событиях. К тому же, если учитель будет любить свой урок, предмет, то урок не будет скучным. При этом рассказывать надо не слишком громко, не торопясь и не совсем медленно. В начале урока необходимо сообщить тему урока, если есть доска, то написать тему. Перед объяснением новой темы нужно вспомнить о предыдущих событиях. Если в конце урока остается время, то можно провести опрос учеников по вновь изученной теме, что является одним из способов привлечения внимания учащихся к новой теме.
Важнейшими задачами учителя являются повторение домашнего задания и выявление неусвоенного материала. Все вопросы учителя должны быть понятны ученикам. Помимо всего, учитель также может задавать и общие вопросы. Например, при изучении всеобщей истории, если упомянет, что XVIII в. – это век философии, то может спросить у ученика: «Что такое философия?» Если ученики не знают ответа, то объясняет сам учитель. Похожие вопросы можно задавать и при изучении истории своего народа.
В работе поднимается еще один вопрос – о том, что лучше: сначала проводить опрос по изученному материалу или же объяснить новую тему? С одной стороны, если ученик не знает пройденный материал, то нет смысла объяснять новый; с другой – в начале урока ученики сконцентрированы, еще не устали, что способствует лучшему усвоению материала. При объяснении новой темы, когда затрагивается пройденный материал, может опросить учеников по пройденной теме. Время, уделяемое опросу по пройденному материалу, по Г. Губайдуллину, не должно превышать 10–15 мин. Опрашивать долгое время только одного ученика – не очень правильно, остальные могут заскучать, и им будет неинтересно.
Таким образом, Г. Губайдуллин в своей работе «Преподавание истории в религиозных медресе» подробно и основательно изложил особенности и значение преподавания истории в школе. Подытоживая, следует отметить, что, будучи студентом, Г. Губайдуллин написал первые свои труды о преподавании, представляющие собой разноплановые работы. Некоторые из них непосредственно касаются вопросов национального образования, другие лишь косвенно затрагивают эту проблему.
Не исследованными в научно-педагогическом направлении являются труды таких репрессированных ученых, просветителей и писателей эпохи Г. Губайдуллина, как Г. Ибрагимов, Ф.-С. Казанлы, М. Корбут, С. Атнагулов, Г. Рахим, Г. Нигмати, Дж. Валиди, Г. Сагди, Г. Тулумбайский, Г. Максудов, М. Худяков, В.Ф. Смолин и др. [5]. Введение их педагогического наследия в научный оборот смогло бы восполнить имеющиеся пробелы в истории образования и педагогической мысли в целом, татарского народа в частности.
Заключение
Обобщая, следует отметить, что педагогическое наследие Г. Губайдуллина не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Оно созвучно с методами и принципами современной дидактики, требованиями к учительской профессии, особенностями проведения урока. В своих работах он выдвинул немало интересных педагогических идей, которые применимы и в настоящее время. Труды об образовании раскрывают Г. Губайдуллина с качественно новой стороны как умелого, творческого педагога и приоткрывают талант будущего ученого-просветителя.