Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SPECIAL FEATURES OF SUPPORTING STUDENTS WITH DISABILITIES IN A MEDICAL UNIVERSITY

Mazharov V.N. 1 Khodzhayan A.B. 1 Mayatskaya N.K. 1 Gorbunova V.V. 1
1 Stavropol State Medical University
The article analyzes the features and problems of organizing support for students with disabilities and disabilities at a medical university. The study highlighted the complexities of the process of social adaptation and professional development of students with disabilities. The article notes that students with disabilities studying at a medical university have an increased need to create a system of integrated support, since the medical profession has a special complexity and responsibility: a high volume of necessary knowledge and competencies, increased physical and psychoemotional loads, a high risk of developing professional diseases and emotional burnout, the need to form certain character traits and developed communicative abilities. Support for students with disabilities and disabilities at Stavropol State Medical University includes several stages: support for career guidance at the pre-university stage and the stage of conducting entrance tests, comprehensive support for students with disabilities during vocational education, employment promotion and post-graduate support. In conclusion, leading directions on the development of an accessible environment for students with disabilities and the improvement of support technologies are formulated, the conclusion is made that it is relevant to increase the efficiency of career guidance work and the degree of awareness of applicants with disabilities about restrictions to carry out professional activities.
medical education
disabled people
accessible environment
social support
professional adaptation
professional development

Общемировые тенденции в развитии современного общества и государственная политика Российской Федерации определяют необходимость повышения доступности профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Гарантии прав людей с инвалидностью на получение высшего профессионального образования и необходимость создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья регламентируются ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Вместе с тем обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья представляют собой особую социальную группу, обусловленную высоким риском социальной уязвимости при получении профессионального образования и трудоустройства.

Сложности процесса социальной адаптации и профессионального развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обусловлены следующими факторами:

‒ наличием ограничений в состоянии здоровья, затрудняющих эффективную коммуникацию и взаимодействие, полноценное удовлетворение личностных и профессиональных потребностей;

‒ рассогласованием личностных ожиданий и ориентаций, характерных для лиц с инвалидностью, с требованиями профессиональной образовательной среды, в том числе и будущей профессиональной деятельности;

‒ высоким риском формирования барьеров, вызванных стигматизацией лиц с инвалидностью в современном российском обществе.

Обеспечение успешной профессиональной адаптации и профессионального развития определяет необходимость создания для данной категории обучающихся эффективной системы комплексного сопровождения от этапа профориентационной работы с абитуриентами до постдипломного сопровождения и содействия трудоустройству.

Цель исследования: анализ особенностей и основных проблем организации системы социального сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в медицинском вузе.

Материалы и методы исследования

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных авторов в области основных факторов и механизмов комплексного сопровождения обучающихся с инвалидностью в системе высшего профессионального образования. Эмпирической базой исследования выступили результаты анкетирования обучающихся с инвалидностью в Ставропольском государственном медицинском университете. В исследования приняли участие 160 обучающихся с инвалидностью. Исследование проводилось в форме анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Студенты с инвалидностью, обучающиеся в медицинском вузе, испытывают повышенную потребность в создании системы комплексного сопровождения, поскольку медицинская профессия и процесс получения медицинского образования имеют следующие особенности:

‒ содержание медицинского образования определяет необходимость большого объёма профессиональных знаний и компетенций как в период получения образования, так и в процессе профессиональной деятельности;

‒ повышенные физиологические эмоционально-психологические нагрузки, вызванные высокий интенсивностью, юридической и моральной ответственностью профессиональной деятельности врача;

‒ повышенный риск развития профессиональных деформаций и эмоционального выгорания;

‒ высокий риск профессиональных заболеваний и инфицирования;

‒ обязательное наличие определённых черт характера: доброты, тактичности, отзывчивости, терпения, выносливости, выдержки, самообладания и др.;

‒ развитый уровень коммуникативных способностей, владение навыками бесконфликтного поведения с различными категориями пациентов, умение работать в команде [2].

Сложность и ответственность медицинской профессии определяют необходимость активизации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, знакомство с особенностями и основными требованиями, предъявляемыми к различным медицинским специальностям.

Министерством образования и науки разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [3]. С целью координации деятельности по созданию специальных условий для получения образования лицами с инвалидностью и ОВЗ в Ставропольском государственном медицинском университете создан Центр инклюзивного образования.

На 1 октября 2020 г. в Ставропольском государственном медицинском университете обучались 160 студентов с инвалидностью, из них 151 человек по программам специалитета и 9 по программам бакалавриата (таблица). В 2020 г. на обучение поступил 41 студент с инвалидностью: 10 – на стоматологический факультет, 25 – на лечебный, 3 – на педиатрический и 3 – на факультет гуманитарного и медико-биологического образования.

Численность студентов с инвалидностью в Ставропольском государственном медицинском университете

Специальность

Численность студентов с инвалидностью

Из них: с нарушениями зрения

Из них: с нарушениями слуха

Из них: с нарушениями ОА (мобильные)

Из них: иные нарушения

31.02.01 Лечебное дело

100

13

1

14

72

31.05.02 Педиатрия

21

5

2

3

11

31.05.03. Стоматология

27

5

1

12

9

39.3.02 Социальная работа

4

1

1

2

19.03.01 Биотехнология

1

1

37.05.01. Клиническая психология

3

1

2

44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

3

1

2

49.03.02. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)

1

1

     

Всего

160

26

5

33

96

Несмотря на наличие инвалидности, ограничения в состоянии здоровья студентов, обучающихся в университете, позволяют обучаться им на общих основания без необходимости разработки адаптированных образовательных программ. С целью определения потребности студентов в создании специальных условий обучения и направлений социального сопровождения студентам предлагается заполнить анкету. Все студенты, участвующие в исследовании, ориентированы на очное обучение в группе со студентами без ограничений по здоровью как наиболее удобную форму обучения для получения знаний и квалификаций по выбранной специальности, за исключением двух студентов, поступавших и обучающихся на заочной форме обучения по программам бакалавриата.

29 % опрошенных отметили, что нуждаются в сопровождении процесса получения профессионального образования 67 % студентов-инвалидов указали, что считают полезными различные формы сопровождения в процессе обучения, лишь 4 % отметили, что не испытывают потребности ни в каких формах социального сопровождения.

Сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском государственном медицинском университет включает в себя несколько этапов:

1. Сопровождение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на довузовском этапе и этапе проведения вступительных испытаний. Организация эффективного сопровождения абитуриентов с инвалидностью на довузовском этапе является важнейшим условием не только успешной адаптации к учебному процессу в образовательном учреждении, но и гарантией эффективного трудоустройства. Сложность профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обусловлена следующими факторами:

‒ выбор профессиональной деятельности и места трудоустройства ограничен в связи с имеющимися проблемами в состоянии здоровья;

‒ абитуриенты с инвалидностью недостаточно информированы о профессиях, профессиональной подготовке, состоянии на рынке труда и требованиях квалификационных характеристик и работодателей;

‒ подростки и молодые люди с инвалидностью очень часто плохо адаптированы в социальной среде, имеют достаточно ограниченный круг контактов и уровень развития социальных компетенций, им свойственны социальный инфантилизм, иждивенческие установки, неадекватные представления о своих личностных качествах и физических возможностях.

С целью более эффективной организации профориентационной работы сотрудниками Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разработан атлас медицинских профессий, доступных для овладения лицами с особыми образовательными потребностями с учётом нарушенных функций организма и имеющих наибольшую возможность быть востребованными на современном рынке труда. Атлас содержит описание нарушенных функций, степень их выраженности, а также перечень трудовых функций и ограничений в состоянии здоровья, предъявляемых к квалификации различных медицинских специалистов [4]. Данный атлас облегчает процесс профессионального самоопределения лиц с инвалидностью в будущей профессиональной деятельности.

Самыми востребованными формами профориентационной работы являются индивидуальные консультации абитуриентов и их родителей по вопросам приема, обучения и будущей профессиональной деятельности с учетом нозологии, состояния здоровья и интересов лиц с инвалидностью.

2. Комплексное сопровождение студентов с инвалидностью в период получения профессионального образования. Комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью осуществляется на основе рекомендаций учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, запросов и потребностей самих инвалидов.

Организационно-педагогическое сопровождение ориентировано на обеспечение контроля учебной деятельности студентов-инвалидов, организацию индивидуальных консультаций с преподавателями для студентов, испытывающих трудности в овладении учебным материалом, содействие в проведении промежуточной и итоговой аттестации, коррекцию трудностей во взаимоотношениях между преподавателями и студентами и т.п. Организационно-педагогическое сопровождение предполагает также при необходимости разработку адаптированной образовательной программы, специального учебно-методического обеспечения для инвалидов с различными видами нозологий.

Содержание психолого-педагогического сопровождения направлено на содействие в решении проблем обучающихся, возникающих в процессе обучения, общения и социальной адаптации. Данное направление работы предполагает использование психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

Основными направлениями медико-оздоровительного сопровождения являются диагностика физического состояния обучающихся, применение оздоровительных мероприятий по сохранению здоровья, повышение адаптационного потенциала.

Важными направлениями социального сопровождения обучающихся с инвалидностью являются помощь в решении социально-бытовых проблем, содействие в получении социальных выплат, материальной помощи, стипендиального обеспечения.

Социокультурная реабилитация студентов-инвалидов представляет собой совокупность условий и мероприятий, организуемых в вузе, с целью компенсации ограничений в их жизни и деятельности, вызванных нарушениями в состоянии здоровья, и адаптации к современным социокультурным условиям с использованием средств искусства, творчества, культуры [5].

Условиями и технологиями успешной адаптации к вузу студентов с инвалидностью и ОВЗ по мнению специалистов являются:

‒ создание в образовательном учреждении атмосферы толерантности и поддержки обучающихся с ОВЗ;

‒ подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, к осуществлению сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающимися с ОВЗ;

‒ согласие студентов с инвалидностью и ОВЗ на помощь, готовность к взаимодействию со специалистами, оказывающими поддержку;

‒ приоритет самого студента в решении собственных проблем и трудностей;

‒ соблюдение принципа конфиденциальности, особенно при проведении диагностических методик, бесед, психологических консультаций [6].

3. Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение лиц с инвалидностью. Несмотря на многочисленные меры социальной поддержки, лица с инвалидностью относятся с неконкурентным категориям работников на рынке труда, большинство из них непривлекательны для работодателей, поскольку организация рабочего места требует создания специальных условий и режима труда, повышенных обязательств от работодателей.

Успешная интеграция и адаптация студентов с инвалидностью в условиях профессинального образования обеспечивается созданием толерантной социокультурной среды и развитием инклюзивного волонтерского движения. Это обеспечивается, с одной стороны, формированием компетенций у профессорско-преподавательского состава в области создания инклюзивной образовательной среды, а с другой – подготовкой волонтеров из числа студентов университета к эффектвному вхаимодействию с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

С целью овладения организационно-правовыми основами инклюзивного образования в вузе, освоения адаптированных образовательных программ и методик эффективного взаимодействия в Ставропольском государственном медицинском университете реализуется обучение по программе повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава по программе «Организационно-методические основы инклюзивного образования в высшей школе» и для учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала по программе «Психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». С целью развития инклюзивного волонтерства в вузе организовано проведение обучающих семинаров по программе «Подготовка волонтёров к сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью».

Заключение

В целом в Ставропольском государственном медицинском университете созданы все необходимые условия для сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Ведущими направлениями по развитию доступной среды для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями и совершенствованию технологий сопровождения являются:

- повышение компетентности профессорского-преподавательского, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала в области организации инклюзивного взаимодействия и реализации адаптивных образовательных технологий;

- совершенствование материально-технической базы вуза, повышение условий доступности для обучающихся с различными видами нарушений в состоянии здоровья;

- совершенствование работы по созданию толерантной среды, развитию инклюзивного волонтерства;

- повышение эффективности профориентационной работы и степени осведомлённости абитуриентов с инвалидностью об ограничениях к осуществлению профессиональной деятельности;

- внедрение инновационных технологий в реализацию комплексного сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях высшего профессионального образования.