Общемировые тенденции в развитии современного общества и государственная политика Российской Федерации определяют необходимость повышения доступности профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Гарантии прав людей с инвалидностью на получение высшего профессионального образования и необходимость создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья регламентируются ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Вместе с тем обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья представляют собой особую социальную группу, обусловленную высоким риском социальной уязвимости при получении профессионального образования и трудоустройства.
Сложности процесса социальной адаптации и профессионального развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обусловлены следующими факторами:
‒ наличием ограничений в состоянии здоровья, затрудняющих эффективную коммуникацию и взаимодействие, полноценное удовлетворение личностных и профессиональных потребностей;
‒ рассогласованием личностных ожиданий и ориентаций, характерных для лиц с инвалидностью, с требованиями профессиональной образовательной среды, в том числе и будущей профессиональной деятельности;
‒ высоким риском формирования барьеров, вызванных стигматизацией лиц с инвалидностью в современном российском обществе.
Обеспечение успешной профессиональной адаптации и профессионального развития определяет необходимость создания для данной категории обучающихся эффективной системы комплексного сопровождения от этапа профориентационной работы с абитуриентами до постдипломного сопровождения и содействия трудоустройству.
Цель исследования: анализ особенностей и основных проблем организации системы социального сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в медицинском вузе.
Материалы и методы исследования
Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных авторов в области основных факторов и механизмов комплексного сопровождения обучающихся с инвалидностью в системе высшего профессионального образования. Эмпирической базой исследования выступили результаты анкетирования обучающихся с инвалидностью в Ставропольском государственном медицинском университете. В исследования приняли участие 160 обучающихся с инвалидностью. Исследование проводилось в форме анкетирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Студенты с инвалидностью, обучающиеся в медицинском вузе, испытывают повышенную потребность в создании системы комплексного сопровождения, поскольку медицинская профессия и процесс получения медицинского образования имеют следующие особенности:
‒ содержание медицинского образования определяет необходимость большого объёма профессиональных знаний и компетенций как в период получения образования, так и в процессе профессиональной деятельности;
‒ повышенные физиологические эмоционально-психологические нагрузки, вызванные высокий интенсивностью, юридической и моральной ответственностью профессиональной деятельности врача;
‒ повышенный риск развития профессиональных деформаций и эмоционального выгорания;
‒ высокий риск профессиональных заболеваний и инфицирования;
‒ обязательное наличие определённых черт характера: доброты, тактичности, отзывчивости, терпения, выносливости, выдержки, самообладания и др.;
‒ развитый уровень коммуникативных способностей, владение навыками бесконфликтного поведения с различными категориями пациентов, умение работать в команде [2].
Сложность и ответственность медицинской профессии определяют необходимость активизации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, знакомство с особенностями и основными требованиями, предъявляемыми к различным медицинским специальностям.
Министерством образования и науки разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [3]. С целью координации деятельности по созданию специальных условий для получения образования лицами с инвалидностью и ОВЗ в Ставропольском государственном медицинском университете создан Центр инклюзивного образования.
На 1 октября 2020 г. в Ставропольском государственном медицинском университете обучались 160 студентов с инвалидностью, из них 151 человек по программам специалитета и 9 по программам бакалавриата (таблица). В 2020 г. на обучение поступил 41 студент с инвалидностью: 10 – на стоматологический факультет, 25 – на лечебный, 3 – на педиатрический и 3 – на факультет гуманитарного и медико-биологического образования.
Численность студентов с инвалидностью в Ставропольском государственном медицинском университете
Специальность |
Численность студентов с инвалидностью |
Из них: с нарушениями зрения |
Из них: с нарушениями слуха |
Из них: с нарушениями ОА (мобильные) |
Из них: иные нарушения |
31.02.01 Лечебное дело |
100 |
13 |
1 |
14 |
72 |
31.05.02 Педиатрия |
21 |
5 |
2 |
3 |
11 |
31.05.03. Стоматология |
27 |
5 |
1 |
12 |
9 |
39.3.02 Социальная работа |
4 |
1 |
1 |
2 |
– |
19.03.01 Биотехнология |
1 |
– |
– |
1 |
– |
37.05.01. Клиническая психология |
3 |
– |
– |
1 |
2 |
44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование |
3 |
1 |
– |
– |
2 |
49.03.02. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК) |
1 |
1 |
|||
Всего |
160 |
26 |
5 |
33 |
96 |
Несмотря на наличие инвалидности, ограничения в состоянии здоровья студентов, обучающихся в университете, позволяют обучаться им на общих основания без необходимости разработки адаптированных образовательных программ. С целью определения потребности студентов в создании специальных условий обучения и направлений социального сопровождения студентам предлагается заполнить анкету. Все студенты, участвующие в исследовании, ориентированы на очное обучение в группе со студентами без ограничений по здоровью как наиболее удобную форму обучения для получения знаний и квалификаций по выбранной специальности, за исключением двух студентов, поступавших и обучающихся на заочной форме обучения по программам бакалавриата.
29 % опрошенных отметили, что нуждаются в сопровождении процесса получения профессионального образования 67 % студентов-инвалидов указали, что считают полезными различные формы сопровождения в процессе обучения, лишь 4 % отметили, что не испытывают потребности ни в каких формах социального сопровождения.
Сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском государственном медицинском университет включает в себя несколько этапов:
1. Сопровождение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на довузовском этапе и этапе проведения вступительных испытаний. Организация эффективного сопровождения абитуриентов с инвалидностью на довузовском этапе является важнейшим условием не только успешной адаптации к учебному процессу в образовательном учреждении, но и гарантией эффективного трудоустройства. Сложность профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обусловлена следующими факторами:
‒ выбор профессиональной деятельности и места трудоустройства ограничен в связи с имеющимися проблемами в состоянии здоровья;
‒ абитуриенты с инвалидностью недостаточно информированы о профессиях, профессиональной подготовке, состоянии на рынке труда и требованиях квалификационных характеристик и работодателей;
‒ подростки и молодые люди с инвалидностью очень часто плохо адаптированы в социальной среде, имеют достаточно ограниченный круг контактов и уровень развития социальных компетенций, им свойственны социальный инфантилизм, иждивенческие установки, неадекватные представления о своих личностных качествах и физических возможностях.
С целью более эффективной организации профориентационной работы сотрудниками Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разработан атлас медицинских профессий, доступных для овладения лицами с особыми образовательными потребностями с учётом нарушенных функций организма и имеющих наибольшую возможность быть востребованными на современном рынке труда. Атлас содержит описание нарушенных функций, степень их выраженности, а также перечень трудовых функций и ограничений в состоянии здоровья, предъявляемых к квалификации различных медицинских специалистов [4]. Данный атлас облегчает процесс профессионального самоопределения лиц с инвалидностью в будущей профессиональной деятельности.
Самыми востребованными формами профориентационной работы являются индивидуальные консультации абитуриентов и их родителей по вопросам приема, обучения и будущей профессиональной деятельности с учетом нозологии, состояния здоровья и интересов лиц с инвалидностью.
2. Комплексное сопровождение студентов с инвалидностью в период получения профессионального образования. Комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью осуществляется на основе рекомендаций учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, запросов и потребностей самих инвалидов.
Организационно-педагогическое сопровождение ориентировано на обеспечение контроля учебной деятельности студентов-инвалидов, организацию индивидуальных консультаций с преподавателями для студентов, испытывающих трудности в овладении учебным материалом, содействие в проведении промежуточной и итоговой аттестации, коррекцию трудностей во взаимоотношениях между преподавателями и студентами и т.п. Организационно-педагогическое сопровождение предполагает также при необходимости разработку адаптированной образовательной программы, специального учебно-методического обеспечения для инвалидов с различными видами нозологий.
Содержание психолого-педагогического сопровождения направлено на содействие в решении проблем обучающихся, возникающих в процессе обучения, общения и социальной адаптации. Данное направление работы предполагает использование психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
Основными направлениями медико-оздоровительного сопровождения являются диагностика физического состояния обучающихся, применение оздоровительных мероприятий по сохранению здоровья, повышение адаптационного потенциала.
Важными направлениями социального сопровождения обучающихся с инвалидностью являются помощь в решении социально-бытовых проблем, содействие в получении социальных выплат, материальной помощи, стипендиального обеспечения.
Социокультурная реабилитация студентов-инвалидов представляет собой совокупность условий и мероприятий, организуемых в вузе, с целью компенсации ограничений в их жизни и деятельности, вызванных нарушениями в состоянии здоровья, и адаптации к современным социокультурным условиям с использованием средств искусства, творчества, культуры [5].
Условиями и технологиями успешной адаптации к вузу студентов с инвалидностью и ОВЗ по мнению специалистов являются:
‒ создание в образовательном учреждении атмосферы толерантности и поддержки обучающихся с ОВЗ;
‒ подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, к осуществлению сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающимися с ОВЗ;
‒ согласие студентов с инвалидностью и ОВЗ на помощь, готовность к взаимодействию со специалистами, оказывающими поддержку;
‒ приоритет самого студента в решении собственных проблем и трудностей;
‒ соблюдение принципа конфиденциальности, особенно при проведении диагностических методик, бесед, психологических консультаций [6].
3. Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение лиц с инвалидностью. Несмотря на многочисленные меры социальной поддержки, лица с инвалидностью относятся с неконкурентным категориям работников на рынке труда, большинство из них непривлекательны для работодателей, поскольку организация рабочего места требует создания специальных условий и режима труда, повышенных обязательств от работодателей.
Успешная интеграция и адаптация студентов с инвалидностью в условиях профессинального образования обеспечивается созданием толерантной социокультурной среды и развитием инклюзивного волонтерского движения. Это обеспечивается, с одной стороны, формированием компетенций у профессорско-преподавательского состава в области создания инклюзивной образовательной среды, а с другой – подготовкой волонтеров из числа студентов университета к эффектвному вхаимодействию с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
С целью овладения организационно-правовыми основами инклюзивного образования в вузе, освоения адаптированных образовательных программ и методик эффективного взаимодействия в Ставропольском государственном медицинском университете реализуется обучение по программе повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава по программе «Организационно-методические основы инклюзивного образования в высшей школе» и для учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала по программе «Психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». С целью развития инклюзивного волонтерства в вузе организовано проведение обучающих семинаров по программе «Подготовка волонтёров к сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью».
Заключение
В целом в Ставропольском государственном медицинском университете созданы все необходимые условия для сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Ведущими направлениями по развитию доступной среды для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями и совершенствованию технологий сопровождения являются:
- повышение компетентности профессорского-преподавательского, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала в области организации инклюзивного взаимодействия и реализации адаптивных образовательных технологий;
- совершенствование материально-технической базы вуза, повышение условий доступности для обучающихся с различными видами нарушений в состоянии здоровья;
- совершенствование работы по созданию толерантной среды, развитию инклюзивного волонтерства;
- повышение эффективности профориентационной работы и степени осведомлённости абитуриентов с инвалидностью об ограничениях к осуществлению профессиональной деятельности;
- внедрение инновационных технологий в реализацию комплексного сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях высшего профессионального образования.