Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

OPPORTUNITIES FOR PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN TRAINING SESSIONS AT A MILITARY UNIVERSITY

Kotelnikov A.Yu. 1 Andrunik A.P. 2
1 Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation
2 Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
The article presents the results of the research, the topic of which is determined by the contradiction revealed to date between the current socio-economic situation, which determines the general trend of the long-term development of the National Guard troops and the instability of the political conditions of interaction between the countries. This provision led to the need to increase the requirements for the remaining» in service « military personnel, the need to reform the system of their training, which in turn determines the importance of finding the most effective ways to modernize the pedagogical process implemented within the walls of a military university, the effectiveness of which will significantly raise the level of quality of training of military personnel potential. The purpose of the study was to identify the possibility of patriotic education of cadets in training sessions at a military university, as an important professional quality that determines the level of training of military personnel in general. The results obtained in the course of the study, carried out in the context of the stated topic and the formulated goal, allowed us to formulate a generalized conclusion about the need to modernize the system of patriotic education of military university cadets that still exists today by observing the psychological and pedagogical conditions formulated by us, the four-stage algorithm and the technology for implementing practical-oriented activities. Taking into account the identified potentially significant capabilities of the system of patriotic education of military personnel, it was concluded that the need for a comprehensive use of tools, forms and methods that contribute to the formation of patriotic consciousness of cadets, which provides for the need to reform the current system of the educational process based on the integrity of the theory of educational work and methodological approaches. Special attention should be paid to the formation of systematic communicative interactions between the subjects of the educational process under study, which can activate the potential of each participant for self-development, the formation of a personal system of values, state and patriotic worldview, and the development of patriotic qualities that more fully meet the requirements of modern conditions.
system
patriotic education
psychological and pedagogical conditions
technology
cadets

Выбор темы настоящего исследования неслучаен, так как с позиций социопсихологических знаний, накопленных многовековой практикой воспитания гражданина (от старослав. «гражданинъ» – «житель города»), естественным и наиболее важным качеством члена общества конкретного государства, позволяющего исполнять возложенные на него обязанности, является патриотизм [1, с. 49]. С точки зрения воспитания военных кадров патриотизм, выходя за рамки личного выбора, основанного на совести, относится к профессиональному качеству [2], что обусловлено специфическим характером профессиональной деятельности. Сложившаяся на сегодняшний день социально-экономическая ситуация определяет общую тенденцию перспективного развития войск национальной гвардии (далее – ВНГ РФ), а нестабильность политических условий взаимодействия стран выдвигает повышенные требования к оставшимся «в строю» военным кадрам [3, с. 168]. Таким образом, выявленное в ходе теоретического анализа противоречие, определяет необходимость реформирования системы подготовки военных кадров, что в свою очередь обуславливает важность поиска наиболее действенных путей модернизации педагогического процесса, реализуемого в стенах военного вуза, эффективность которых позволит существенно поднять уровень качества подготовки военного кадрового потенциала.

Целью настоящего исследования стало выявление возможности патриотического воспитания курсантов на учебных занятиях в военном вузе, как важного профессионального качества, предопределяющего уровень подготовки военных кадров в целом.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования были использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, моделирование, научные теории, проверенные практикой, выявление и разрешение противоречий и постановка проблем, позволившие в совокупности достигнуть поставленной цели.

Результаты исследования и их обсуждение

В связи с тем, что в качестве объекта выступает система воспитания патриотического сознания курсантов военного вуза, изначально следует остановиться на трактовании основополагающих понятий, составляющих понятийный аппарат настоящего исследования. Обращаясь к понятию «система» при всем многообразии его трактования, все определения сводятся к представлению системы как единство иерархически организованных упорядоченно-устойчивых взаимосвязью между собой элементов (материальные, идеальные), каждое из которых вносит новое в общие характеристики целого. Ввиду того, что в нашем случае в качестве подобных элементов выступают люди и взаимоотношения между ними, протекающие в рамках воспитательного пространства педагогических воздействий, система патриотического воспитания (микросистема) была отнесена к социальным (макросистема) [4, с. 82].

Анализ функциональных задач системы патриотического воспитания, посредством которых осуществляется реализация конкретной роли, объединение видов деятельности и влияние на процессы в обществе, с целью их стабилизации, позволил представить динамическую организацию структурных элементов системы патриотического воспитания курсантов вуза в виде теоретической модели, материальные и идеальные составляющие которой позволяют представить возможности исследуемой системы [5, с. 189]. Остановимся более подробно на структурных элементах системы патриотического воспитания, в состав которых включены материальные и идеальные компоненты. К материальным элементам были отнесены организационные (организации), коммуникационные, деятельностные (педагогические воздействия на субъект), защитные (от напрограммированного влияния), личностно-деятельностные (самовоспитание). Под идеальными элементами нами рассматривались идеологические (ценностные) теоретические (концептуально-методологические понятия), процессуальные (методика педагогических воздействий), законодательные (нормативно-правовые акты), управленческие (методы управления системой).

Целостность системы воспитания патриотического сознания курсантов вуза определяется упорядоченной взаимосвязью между вышеназванными элементами и силой структурной взаимосвязи между ними, что в совокупности позволяет преодолевать дестабилизирующие внешние воздействия систем другого уровня (идеи национального превосходства, сепаратизм и т.д.). Генерализация патриотического сознания осуществляется одновременно на пяти уровнях: 1-й – общегосударственный (патриотическая идеология, ценности); 2-й – национальный (этническая самоидентификация); 3-й – конфессиональный (религиозные ценности); 4-й – социально-групповой (классовая, групповая поддержка); 5-й – групповой (профессионально-средовая поддержка). Естественно, каждый из перечисленных уровней способен посредством инструментов воздействия создать напряженность в системе воспитания патриотического сознания курсантов путем формирования суррогатных ценностей, что обуславливает необходимость создания отрефлексированного опыта взаимоотношений в воспитательном пространстве вуза. В контексте сказанного значимым является установление комплекса педагогических условий, выявленных нами в ходе психолого-педагогического анализа и практики организации процесса формирования патриотического сознания курсантов военного вуза. Комплексность учета четырех педагогических условий способна обеспечить повышение действенности системы патриотического воспитания и значимо повысить качество общей профессиональной подготовленности курсантов. Первоначально следует определить специфические целевые особенности деятельности, осуществляемой в рамках исследуемого педагогического процесса, органически включенного в систему военной организации (первое условие). В качестве второго условия выступают особенности деятельности и профессиональный потенциал организующего процесс воспитания профессорско-преподавательского состава. Третьим условием являются специфические особенности штатно-организационных формирований и последним, четвертым условием следует считать наиболее характерные и уникальные особенности взаимодействия в рамках образовательного процесса всех задействованных в него субъектов. На наш взгляд, названные педагогические условия в своей совокупности способны значимо повысить эффективность действующей системы воспитания за счет развития у курсантов определенных качеств, позволяющих свидетельствовать о сформированности патриотического сознания курсантов. В «закрытых» коллективах (военных в том числе), обособленных профессионально-специфическими требованиями, предъявляемыми к каждому из его членов, коммуникативные действия, устанавливающие «атмосферу» взаимодействия, определяют характер и динамику трансляции духовно-патриотических ценностей.

В условиях разнородности (социальная, национальная и т.д.) субъектов коммуникации система патриотического воспитания определяет общий вектор развития единой иерархии ценностей, выступая в качестве основания для управления происходящими в коллективе сценариями обогащения информацией, в ходе которых происходит развитие профессиональных качеств курсантов и формирование личностей. Таким образом, содержательный контент исследуемой воспитательной системы устанавливает границы осуществляемой в рамках её деятельности и осуществляет «перевод во внутренний план» личности каждого курсанта военно-профессиональных задач.

Результаты представленных на сегодняшний день исследований в контексте темы настоящего и анализ организации воспитательных мероприятий, традиционно применяемых в образовательном пространстве военного вуза, позволил определить ряд этапов, следование которым позволит максимально полно в практико-ориентированной деятельности применять накопленный потенциал формирования патриотического сознаний курсантов. В рамках первого этапа осуществляется изучение объекта, которое заключается в выявлении наиболее специфических признаков каждого взаимодействующего субъекта, способных деструктивно отразиться на характере и динамике трансляции воинских ценностей, с целью поиска оптимальных методов противодействия им. В ходе второго этапа непосредственно профессорско-преподавательским составом в целом и каждым педагогом самостоятельно (в рамках общей стратегии) определяется содержание действий, ориентированных на проектирование воспитательной модели, содержательное наполнение которой наиболее полно (детализированно) отражает вскрытые на первом этапе проблемные аспекты.

Третий этап следует считать организационным, так как осуществляемая в процессе его реализации деятельность направлена на моделирование проблемных «воспитательных фрагментов», требующих акцентированного внимания, что в свою очередь обуславливает необходимость предварительной подготовки и переподготовки преподавательских кадров. Четвертый – коммуникативный этап, на наш взгляд, наиболее сложный, так как аккумулирует в себе результаты всех предыдущих этапов, как положительных, так и негативных, на практике реализуя имитационные модели квазипрофессиональной деятельности. В контексте подобной деятельности следует отметить необходимость владения преподавателем действенным инструментарием, включающим в себя научно обоснованные и неоднократно апробированные способы, приёмы и методы создания психолого-педагогических условий, позволяющих активизировать процессы самовоспитания курсантов.

И последний, не менее важный из всех вышеперечисленных аналитический этап предусматривает создание мониторинговой системы, действующей на систематической основе и позволяющей фиксировать морально-психологическое состояние каждого субъекта системы патриотического воспитания на всех этапах её реализации. Значимость пятого этапа заключается в накоплении и последующем анализе фиксированных данных, в результате чего становится возможным прогнозирование достижения заданных воспитательным процессом параметров с предоставлением рычагов управления деятельностью в случае необходимости введения коррекционных мер. В контексте сказанного следует подчеркнуть важность осуществления психолого-педагогического сопровождения путем организации специальных служб, реализующих на постоянной основе методологическое консультирование воспитанников. Названная служба должна быть включена в технологическую карту реализации всех выявленных и сформулированных нами компонентов, таким образом образуя педагогическую технологию реализации практики формирования патриотического сознаний курсантов военных образовательных организаций.

Среди множественности компонентов действенной технологии особое внимание следует уделять отбору средств, применение которых позволит наикратчайшим путем достичь заданных воспитательной системой параметров (характеристик) патриотического сознания. Практическое воплощение содержания исследуемой воспитательной системы осуществляется посредством планирования и последующей организации комплексных мероприятий, среди которых следует выделить такие, как индивидуально-психологические, информационно-пропагандистские, социально-экономические, правовые, морально-этические, спортивно-массовые, культурно-досуговые и др. Среди традиционно используемых форм, которые подтвердили высокий уровень потенциальных возможностей в практике организации системы патриотического воспитания курсантов, следует указать коллективные и индивидуальные беседы, тематические дни и вечера вопросов и ответов, лекции – знакомства с современными образцами вооружения и военной техники, дискуссионные совещания с личным составом, конференции, викторины, экскурсии по культурным местам и местам боевой славы, организация дней воинской славы России, самодеятельность, занятия в музеях, просмотр патриотических документальных фильмов и т.д.

Современные реалии, сложившиеся в силу информационно-коммуникационного развития и технического перевоплощения некоторых ранее используемых форм, обусловили создание новых, прочно укоренившихся в воспитательно-педагогической среде, формирующей патриотическое сознание курсантов военного вуза, в частности интерактивную учебную лекцию и дискуссионные беседы. В первой из названных форм широко задействуются методологические подходы, посредством которых реализуется обратная связь, позволяющая отслеживать коммуникативные действия в ходе трансляции информационного материала (лекции) курсантов. При применении дискуссионных бесед (программированная дискуссия), предусматривающих алгоритм организации коммуникативных взаимодействий между всеми её субъектами, достигается коллективная деятельность, в ходе которой посредством аргументированных высказываний её участников достигается консенсус по реперным точкам проблемных вопросов, за счет чего наблюдается усиление психологического климата в коллективе. Кроме того, названная форма позволяет консолидировать усилия участников, ориентируя их на достижение заданных содержательной составляющей темы целей, предлагая каждому проявить инициативу и творчество в рамках проблемного вопроса. Обе из вышеназванных форм способны значимо интенсифицировать воспитательный процесс, активизируя личностный потенциал каждого воспитанника в русле заданного вектора.

Какие бы способы, методы, методические приёмы и средства ни были задействованы в процессе воплощения инновационной модели системы патриотического воспитания курсантов в вузе, в качестве методологической основы следует считать ряд научно обоснованных положений, определяющих уровень результативности технологизации исследуемого процесса:

1) уровень профессионализма, определяемый квалификационным соответствием профессорско-преподавательского состава современным задачам, стоящим перед патриотическим воспитанием, реализуемым в рамках воспитательного пространства военного вуза;

2) материально-техническая обеспеченность и информационное сопровождение процесса, направленного на формирование патриотического сознания воспитанников;

3) создание атмосферы доверия, активизирующей инициативность в раскрытии личностного потенциала курсантов, что в конечном итоге содействует в формировании устойчивого морального климата в учебных группах;

4) активизация совместного планирования и непосредственной организации досуговой деятельности, посредством которой в рамках проводимых образовательной организацией мероприятий возможно сплочение курсантов и формирование идеального примера нравственного поведения;

5) обеспечение условий для объединения социального и культурного пространств, в пределах которых находят практическую реализацию культурно-познавательные виды деятельности с личным составом;

6) организация на систематической основе мониторинговых мероприятий, позволяющих выявить в текущий момент времени уровень организации управленческой деятельности, выраженной через расстановку сил и соблюдение единого вектора приложения воспитательного потенциала, ориентированного на формирование патриотического сознания курсантов;

7) формирование мотивационно-ценностной установки, позволяющей создать потребностный импульс к овладению ценностями общей и профессиональной (военной) культуры;

8) индикация личностного потенциала каждого курсанта с целью установления соотношения интересов в системе взаимодействий «курсант – коллектив – общество – государство» как субъектов единства общественно-индивидуального и патриотического сознания.

Заключение

Результаты, полученные в ходе исследования, осуществленного в контексте заявленной темы и сформулированной цели, позволили сформулировать обобщённый вывод о необходимости модернизации действующей до сегодняшнего дня системы патриотического воспитания курсантов военного вуза ввиду выявленного противоречия между перспективным развитием войск Национальной гвардии и нестабильностью политических условий взаимодействия стран. Требования, предъявляемые к военным кадрам на настоящем этапе развития общества, формируют социальный заказ, выполнение которого возможно путем повышения действенности системы патриотического воспитания, способной сформировать патриотическое сознание курсанта как важного качества современного специалиста, профессиональная деятельность которого направлена на защиту интересов государства и обеспечение безопасности его граждан. Результаты исследования продемонстрировали потенциально существующие возможности системы патриотического воспитания, позволяющие в рамках учебных занятий, реализуемых в военном вузе, при соответствующих выявленных нами психолого-педагогических условиях, соблюдении алгоритма (в совокупности четырех этапов) и технологии реализации практико-ориентированной деятельности, существенно повысить степень эффективности исследуемого процесса.

С учетом выявленных потенциально значимых возможностей системы патриотического воспитания военных кадров был сделан вывод о необходимости комплексного использования средств, форм и методов, способствующих формированию патриотического сознаний курсантов, что предусматривает необходимость реформирования действующей системы воспитательного процесса на основе целостности теории воспитательной работы и методологических подходов. Особое внимание следует акцентировать на формировании систематических коммуникативных взаимодействий между субъектами исследуемого воспитательного процесса, способных активизировать потенциал каждого его участника на саморазвитие, формирование личностной системы ценностей, государственного и патриотического мировоззрения и развитие патриотических качеств, в большей степени отвечающих требованиям современности