Одним из методов, способствующих формированию нравственного сознания курсантов, является моделирование. С помощью данного метода предоставляется возможность исследовать объект способом создания идентичной модели по его характеристикам, что позволит в дальнейшем получить необходимые знания и общее представление об исследуемом объекте [1, с. 1].
Моделирование объектов в педагогической теории и практике является одним из актуальных методов в современных исследованиях. Оно позволяет найти и объяснить сущность и характеристики новых объектов, которые могут быть дополнены с помощью методов проектирования. При построении педагогических проектов моделирование, как правило, является основой построения программ дальнейшего развития педагогических систем. Поэтому моделирование является способом, отображающим состав, строение, формы существования и развития объекта педагогического воздействия через определение его параметров, состава компонентов, внутренних связей, которые обеспечивают возможность количественного и качественного анализа изменений исследуемого явления. При этом исследуемое педагогическое явление возможно представлять в разных моделях. Это означает, что при применении методов моделирования предоставляется возможность сочетать индуктивно-эмпирический поиск сущности исследования педагогического объекта с дедуктивным познанием развития его механизмов и структуры.
Содержание моделирования как метода педагогического исследования подробно раскрыто в работах А.И. Богатырева, А.Н. Дахина, Е.Н. Землянской и др.
Цель исследования – определить оптимальную модель педагогического сопровождения курсантов войск национальной гвардии РФ в процессе становления нравственного сознания.
Материалы и методы исследования
В научных трудах А.Н. Дахина под моделью [2, с. 11–20] понимается объект, созданный искусственно и представленный в виде схемы/таблицы. Он используется взамен оригинала и в более простом виде отображает структуру, существенные особенности, свойства и взаимосвязи изучаемого явления, объекта, процесса.
По мнению Е.Н. Землянской, моделирование как метод исследования заключается в приеме аналогии – умозаключении о сходстве объектов. Сущность моделирования заключается в том, что исследуется не объект, а его аналог, заместитель – тем самым модель представляется удобной формой получения результатов научного поиска. Поэтому модель должна быть способной замещать объект в определенных отношениях, открывать новые свойства, обладать сходством с оригиналом и новыми возможностями по его совершенствованию [3, с. 35–43].
Каждая разрабатываемая педагогическая модель определенно имеет собственную структуру, которая определяет цели, задачи, специфику и условия исследуемого процесса. Е.А. Александрова рассматривает модель педагогического сопровождения индивидуального образования и идею свободного воспитания учеников как процесс создания комфортной ситуации развития ребенка, с целью самостоятельного его выхода из проблемных ситуаций при минимальном участии педагога и его педагогической поддержки [4, с. 58].
В модели педагогического сопровождения курсантов военно-учебных заведений, разработанной Д.И. Митиным и А.Н. Михеевым, представлено описание закономерного возникновения последовательных и взаимообусловленных этапов их единства, а также внутренней структуры. В качестве этапов в данной модели выбраны: диагностический, эмоционально-мотивационный, содержательный и рефлексивный. Каждый этап включает цели, задачи, основные и дополнительные средства их достижения, а также итоги [5, с. 251– 255].
Изучая работы по педагогическому сопровождению курсантов, О.А. Бучнева рассматривает модель педагогического сопровождения адаптации курсантов первого курса обучения, которая состоит из следующих блоков: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. В данных блоках содержатся цели, задачи, формы, методы, принципы, направления педагогического сопровождения, а также показатели, уровни и результаты [6, с. 24].
Изучение научных трудов позволило констатировать, что процесс моделирования педагогического сопровождения, различной деятельности курсантов военных вузов имеет разные модели и каждая из них индивидуальна по своей структуре (блочная, компонентная, блочно-компонентная).
Для окончательного осознания типа разрабатываемой модели обратимся к работе Е.А. Лодатко «Типология педагогических моделей» [7, с. 126–128]. По мнению автора, типология педагогических моделей основывается на обобщении предметов моделирования, таких как структура, содержание и функциональность, которые являются базовыми типами.
По результатам изучения базовых типов моделей разрабатываемая педагогическая модель будет представлена как структурно-функциональная. В данном случае предметом моделирования является структура исследуемого педагогического объекта – педагогического сопровождения, которая будет выполнять две группы функций.
Таким образом, по своей структуре модель педагогического сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания будет представлена в виде трех взаимосвязанных блоков – целевого (включает цели и задачи моделируемого процесса), организационно-содержательного (включает функции, принципы и этапы педагогического сопровождения, а также его организационно-педагогические условия и комплекс проводимых мероприятий) и диагностического (направлен на результативность моделируемого процесса и включает критерии и показатели для диагностики уровней становления нравственного сознания курсантов), что позволит проследить динамику понимания проблемы процесса от теории до практических действий.
Исследование формирования нравственного сознания у курсантов Саратовского военного института войск национальной гвардии РФ показало, что изначально нравственное сознание находится на очень низком уровне.
В исследовании принимали участие 200 курсантов. Для проведения исследования были сформированы контрольная (100 чел.) и экспериментальная (100 чел.) группы. Группы формировались из разных подразделений случайно, с целью получения достоверных и надежных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Результат экспериментального исследования показал, что всего в обеих группах 10 чел. имеют высокий уровень, что составило 4% в контрольной группе, а в экспериментальной 6%. При этом в контрольной группе процент количества курсантов, обладающих допустимым уровнем становления нравственного сознания, чуть больше, чем в экспериментальной. В контрольной группе имеют низкий уровень 47 чел. (47%), а в экспериментальной – 49 чел. (49%). Очевидно, что исходный уровень в экспериментальной и контрольной группах практически одинаков.
На основе проведенного анализа можно утверждать об актуальности педагогического сопровождения курсантов по формированию у них нравственного сознания на протяжении всего срока обучения в военном институте.
Автором разработана модель педагогического сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания, которую более подробно рассмотрим далее.
Содержание целевого блока определяется из подробного изучения и анализа целей и задач процесса организации педагогического сопровождения, скорректированного целями и задачами моделирования в педагогике.
Организационно-содержательный блок включает функции, принципы и условия педагогического сопровождения, а также теоретико-методологические подходы по определению комплекса мероприятий.
Основные методологические подходы, используемые при разработке этапов модели по педагогическому сопровождению курсантов
Подход личностного ориентирования (личностно-центрированный) определяет цели, ценности развития личности, приоритеты потребностей, учитывает индивидуальные и личностные особенности курсантов. С этой позиции педагогическое сопровождение должно ориентироваться на интересы конкретного курсанта, его потребности и интересы, логику его мышления и развития.
На современном этапе развития гуманитарного знания наиболее полное представление о человеке и его нравственности (нравственном опыте, нравственном сознании) позволяет получить антропологический подход [8, с. 100–105]. Значительное внимание психологической и педагогической антропологии уделено в работе Н.С. Маляковой [9, с. 65–73]. Высказанная авторами идея целостного изучения человека с неизбежностью должна быть использована в изучении проблем становления нравственного сознания курсантов и в организации его педагогического сопровождения (единства ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов).
Для обоснования и организации этапов педагогического сопровождения необходимо обратиться к рассмотрению деятельностного подхода (Е.Д. Бочкарева, Г.И. Симонова и др.), проявление которого осуществляется в любых жизненных ситуациях через общественное и индивидуальное сознание людей (в частности, курсантов). Он ценен тем, что интегрирует теорию и практику через единый технологический процесс, обеспечивает вариативность и многообразие пространства (среды) и времени, позволяет активизировать педагогический потенциал военного вуза и офицерского состава, задействованного в процессе педагогического сопровождения [10, с. 191].
Включаясь в процесс становления нравственного сознания, курсанты вовлекаются в практическую деятельность, которая позволяет им овладеть нормами поведения и выработать систему нравственных привычек. Процесс осуществления педагогического сопровождения должен создать такие условия, при которых курсант не был бы главным объектом воздействия. Для этого его необходимо замотивировать формированием определенных качеств и развивать у него активность по овладению нормами поведения, устойчивыми нравственными понятиями, исключительно через механизмы собственной и коллективной деятельности [11, с. 63–64]. Только тогда качества (конкретно – нравственное сознание) станут частью сущности индивида.
Основой организационно-содержательного блока являются этапы осуществления педагогического сопровождения, способствующие успешному достижению цели и решению поставленных задач. Рассмотрим их подробнее.
Первый, проблемно-мотивационный этап, направлен на выявление и актуализацию предмета сопровождения, осознание важности и значимости целенаправленной деятельности по становлению нравственного сознания.
Второй, поисково-диагностический этап, направлен на поиск вариантов решения проблемы, определения степени участия педагога в подборе наиболее эффективных форм, средств и методов сопровождения.
Третий, практически-действенный этап, направлен на проектирование оперативных и перспективных целей, разработку индивидуальных программ.
Четвертый, рефлексивно-аналитический этап, направлен на объективный анализ совершенных действий, рефлексию результатов реализации индивидуальных программ и достижение целей, оказание помощи в преодолении возможных трудностей.
В ходе реализации организационно-содержательного блока разработан следующий комплекс мероприятий, направленный на стимулирование позитивных изменений нравственного сознания курсантов:
- разработка рекомендаций профессорско-преподавательскому составу и командирам подразделений по оптимальному проведению педагогического сопровождения;
- проведение консультаций, тренингов, инструкторско-методических занятий, в целях понимания проблем и повышения их психолого-педагогической компетентности;
- разработка индивидуальных программ и рекомендаций для курсантов;
- проведение психолого-педагогического анализа причин принятия и непринятия сопровождения, трудностей в становлении нравственного сознания;
- разработка и проведение специальных элективных курсов, направленных на становление нравственного сознания курсантов в рамках гуманитарных дисциплин, таких как военная педагогика и психология;
- проведение внеаудиторных групповых и индивидуальных занятий по формированию компонентов нравственного сознания.
Диагностический блок показывает позитивные изменения личности, развернутые во времени, выраженные в количественных и качественных, структурных преобразованиях в ценностной (нормы морали и нравственности, чувства долга, убеждения), знаниевой (устойчивые нравственные понятия, навыки мышления) и деятельностной (норма поведения, выработка нравственных привычек) сферах, которые будут фиксироваться, определяться и анализироваться при помощи специального разработанного авторского критериально-диагностического инструментария.
Для выявления результативности предлагаемой модели (переход курсантов на более высокий уровень становления нравственного сознания) педагогического сопровождения использовались критерии и их показатели, для изучения уровня становления нравственного сознания курсантов подбирались диагностические методики, а также разрабатывались авторские.
Заключение
В результате было проведено повторное анкетирование курсантов, для завершения формирующего этапа опытно-экспериментального исследования. Результаты количественной оценки состояния уровня становления нравственного сознания курсантов на формирующем этапе показали, что в экспериментальной группе высокого (убежденно-осознанного) уровня достигли 40 чел. (40%), а в контрольной – всего 9 чел. (9%). На среднем (эмоционально-чувственном) уровне в экспериментальной группе оказались 50 чел. (50%), а в контрольной – 53 чел. (53%). Значительно меньше обучающихся (в 4 раза) остались на низком (рационально-теоретическом) уровне в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Таким образом, можно утверждать о существенной разнице в уровне становления нравственного сознания у курсантов экспериментальной и контрольной групп.
Таким образом, разработанная нами модель педагогического сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания показывает свою эффективность в переходе курсантов на более высокий уровень.
Результатом дальнейшего применения данной модели должно стать достижение оптимального уровня сформированности нравственного сознания у курсантов на пятом курсе обучения в военном институте.