Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODELING OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF TRAINS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PROCESS OF FORMATION OF MORAL CONSCIOUSNESS

Dmitriev D.V. 1
1 Saratov military the red banner order of Zhukov Institute of the national guard of the Russian Federation
Currently, in connection with the ongoing reform of the structure of the National Guard troops, increased requirements are imposed on the formation of personal and professional qualities of servicemen and troops, which determines the relevance in the field of professional training of future officers in military educational institutions of higher education. Improving the quality of training highly qualified personnel directly depends on the effectiveness of pedagogical support for the formation of the moral consciousness of cadets. Achieving the effectiveness of the formation of the moral consciousness of cadets is possible due to the model of pedagogical support of cadets of the National Guard troops in the process of the formation of moral consciousness. The article analyzes scientific works that reveal the essence of modeling as a method of pedagogical research. Variants of constructing the structure of models (component, block, block-component structural-content, structural-functional, content-functional) for pedagogical support of pupils, students and cadets of military educational institutions of higher education are considered. The article proposes the author’s model of pedagogical support of cadets of the National Guard troops in the process of the formation of moral consciousness, consisting of three interrelated blocks – target, organizational-content and diagnostic. The stages of the implementation of pedagogical support and activities aimed at changing the moral consciousness of cadets are revealed.
model
modeling
student
pedagogical support
formation
moral consciousness

Одним из методов, способствующих формированию нравственного сознания курсантов, является моделирование. С помощью данного метода предоставляется возможность исследовать объект способом создания идентичной модели по его характеристикам, что позволит в дальнейшем получить необходимые знания и общее представление об исследуемом объекте [1, с. 1].

Моделирование объектов в педагогической теории и практике является одним из актуальных методов в современных исследованиях. Оно позволяет найти и объяснить сущность и характеристики новых объектов, которые могут быть дополнены с помощью методов проектирования. При построении педагогических проектов моделирование, как правило, является основой построения программ дальнейшего развития педагогических систем. Поэтому моделирование является способом, отображающим состав, строение, формы существования и развития объекта педагогического воздействия через определение его параметров, состава компонентов, внутренних связей, которые обеспечивают возможность количественного и качественного анализа изменений исследуемого явления. При этом исследуемое педагогическое явление возможно представлять в разных моделях. Это означает, что при применении методов моделирования предоставляется возможность сочетать индуктивно-эмпирический поиск сущности исследования педагогического объекта с дедуктивным познанием развития его механизмов и структуры.

Содержание моделирования как метода педагогического исследования подробно раскрыто в работах А.И. Богатырева, А.Н. Дахина, Е.Н. Землянской и др.

Цель исследования – определить оптимальную модель педагогического сопровождения курсантов войск национальной гвардии РФ в процессе становления нравственного сознания.

Материалы и методы исследования

В научных трудах А.Н. Дахина под моделью [2, с. 11–20] понимается объект, созданный искусственно и представленный в виде схемы/таблицы. Он используется взамен оригинала и в более простом виде отображает структуру, существенные особенности, свойства и взаимосвязи изучаемого явления, объекта, процесса.

По мнению Е.Н. Землянской, моделирование как метод исследования заключается в приеме аналогии – умозаключении о сходстве объектов. Сущность моделирования заключается в том, что исследуется не объект, а его аналог, заместитель – тем самым модель представляется удобной формой получения результатов научного поиска. Поэтому модель должна быть способной замещать объект в определенных отношениях, открывать новые свойства, обладать сходством с оригиналом и новыми возможностями по его совершенствованию [3, с. 35–43].

Каждая разрабатываемая педагогическая модель определенно имеет собственную структуру, которая определяет цели, задачи, специфику и условия исследуемого процесса. Е.А. Александрова рассматривает модель педагогического сопровождения индивидуального образования и идею свободного воспитания учеников как процесс создания комфортной ситуации развития ребенка, с целью самостоятельного его выхода из проблемных ситуаций при минимальном участии педагога и его педагогической поддержки [4, с. 58].

В модели педагогического сопровождения курсантов военно-учебных заведений, разработанной Д.И. Митиным и А.Н. Михеевым, представлено описание закономерного возникновения последовательных и взаимообусловленных этапов их единства, а также внутренней структуры. В качестве этапов в данной модели выбраны: диагностический, эмоционально-мотивационный, содержательный и рефлексивный. Каждый этап включает цели, задачи, основные и дополнительные средства их достижения, а также итоги [5, с. 251– 255].

Изучая работы по педагогическому сопровождению курсантов, О.А. Бучнева рассматривает модель педагогического сопровождения адаптации курсантов первого курса обучения, которая состоит из следующих блоков: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. В данных блоках содержатся цели, задачи, формы, методы, принципы, направления педагогического сопровождения, а также показатели, уровни и результаты [6, с. 24].

Изучение научных трудов позволило констатировать, что процесс моделирования педагогического сопровождения, различной деятельности курсантов военных вузов имеет разные модели и каждая из них индивидуальна по своей структуре (блочная, компонентная, блочно-компонентная).

Для окончательного осознания типа разрабатываемой модели обратимся к работе Е.А. Лодатко «Типология педагогических моделей» [7, с. 126–128]. По мнению автора, типология педагогических моделей основывается на обобщении предметов моделирования, таких как структура, содержание и функциональность, которые являются базовыми типами.

По результатам изучения базовых типов моделей разрабатываемая педагогическая модель будет представлена как структурно-функциональная. В данном случае предметом моделирования является структура исследуемого педагогического объекта – педагогического сопровождения, которая будет выполнять две группы функций.

Таким образом, по своей структуре модель педагогического сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания будет представлена в виде трех взаимосвязанных блоков – целевого (включает цели и задачи моделируемого процесса), организационно-содержательного (включает функции, принципы и этапы педагогического сопровождения, а также его организационно-педагогические условия и комплекс проводимых мероприятий) и диагностического (направлен на результативность моделируемого процесса и включает критерии и показатели для диагностики уровней становления нравственного сознания курсантов), что позволит проследить динамику понимания проблемы процесса от теории до практических действий.

Исследование формирования нравственного сознания у курсантов Саратовского военного института войск национальной гвардии РФ показало, что изначально нравственное сознание находится на очень низком уровне.

В исследовании принимали участие 200 курсантов. Для проведения исследования были сформированы контрольная (100 чел.) и экспериментальная (100 чел.) группы. Группы формировались из разных подразделений случайно, с целью получения достоверных и надежных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результат экспериментального исследования показал, что всего в обеих группах 10 чел. имеют высокий уровень, что составило 4% в контрольной группе, а в экспериментальной 6%. При этом в контрольной группе процент количества курсантов, обладающих допустимым уровнем становления нравственного сознания, чуть больше, чем в экспериментальной. В контрольной группе имеют низкий уровень 47 чел. (47%), а в экспериментальной – 49 чел. (49%). Очевидно, что исходный уровень в экспериментальной и контрольной группах практически одинаков.

На основе проведенного анализа можно утверждать об актуальности педагогического сопровождения курсантов по формированию у них нравственного сознания на протяжении всего срока обучения в военном институте.

Автором разработана модель педагогического сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания, которую более подробно рассмотрим далее.

Содержание целевого блока определяется из подробного изучения и анализа целей и задач процесса организации педагогического сопровождения, скорректированного целями и задачами моделирования в педагогике.

Организационно-содержательный блок включает функции, принципы и условия педагогического сопровождения, а также теоретико-методологические подходы по определению комплекса мероприятий.

Основные методологические подходы, используемые при разработке этапов модели по педагогическому сопровождению курсантов

Подход личностного ориентирования (личностно-центрированный) определяет цели, ценности развития личности, приоритеты потребностей, учитывает индивидуальные и личностные особенности курсантов. С этой позиции педагогическое сопровождение должно ориентироваться на интересы конкретного курсанта, его потребности и интересы, логику его мышления и развития.

На современном этапе развития гуманитарного знания наиболее полное представление о человеке и его нравственности (нравственном опыте, нравственном сознании) позволяет получить антропологический подход [8, с. 100–105]. Значительное внимание психологической и педагогической антропологии уделено в работе Н.С. Маляковой [9, с. 65–73]. Высказанная авторами идея целостного изучения человека с неизбежностью должна быть использована в изучении проблем становления нравственного сознания курсантов и в организации его педагогического сопровождения (единства ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов).

Для обоснования и организации этапов педагогического сопровождения необходимо обратиться к рассмотрению деятельностного подхода (Е.Д. Бочкарева, Г.И. Симонова и др.), проявление которого осуществляется в любых жизненных ситуациях через общественное и индивидуальное сознание людей (в частности, курсантов). Он ценен тем, что интегрирует теорию и практику через единый технологический процесс, обеспечивает вариативность и многообразие пространства (среды) и времени, позволяет активизировать педагогический потенциал военного вуза и офицерского состава, задействованного в процессе педагогического сопровождения [10, с. 191].

Включаясь в процесс становления нравственного сознания, курсанты вовлекаются в практическую деятельность, которая позволяет им овладеть нормами поведения и выработать систему нравственных привычек. Процесс осуществления педагогического сопровождения должен создать такие условия, при которых курсант не был бы главным объектом воздействия. Для этого его необходимо замотивировать формированием определенных качеств и развивать у него активность по овладению нормами поведения, устойчивыми нравственными понятиями, исключительно через механизмы собственной и коллективной деятельности [11, с. 63–64]. Только тогда качества (конкретно – нравственное сознание) станут частью сущности индивида.

Основой организационно-содержательного блока являются этапы осуществления педагогического сопровождения, способствующие успешному достижению цели и решению поставленных задач. Рассмотрим их подробнее.

Первый, проблемно-мотивационный этап, направлен на выявление и актуализацию предмета сопровождения, осознание важности и значимости целенаправленной деятельности по становлению нравственного сознания.

Второй, поисково-диагностический этап, направлен на поиск вариантов решения проблемы, определения степени участия педагога в подборе наиболее эффективных форм, средств и методов сопровождения.

Третий, практически-действенный этап, направлен на проектирование оперативных и перспективных целей, разработку индивидуальных программ.

Четвертый, рефлексивно-аналитический этап, направлен на объективный анализ совершенных действий, рефлексию результатов реализации индивидуальных программ и достижение целей, оказание помощи в преодолении возможных трудностей.

В ходе реализации организационно-содержательного блока разработан следующий комплекс мероприятий, направленный на стимулирование позитивных изменений нравственного сознания курсантов:

- разработка рекомендаций профессорско-преподавательскому составу и командирам подразделений по оптимальному проведению педагогического сопровождения;

- проведение консультаций, тренингов, инструкторско-методических занятий, в целях понимания проблем и повышения их психолого-педагогической компетентности;

- разработка индивидуальных программ и рекомендаций для курсантов;

- проведение психолого-педагогического анализа причин принятия и непринятия сопровождения, трудностей в становлении нравственного сознания;

- разработка и проведение специальных элективных курсов, направленных на становление нравственного сознания курсантов в рамках гуманитарных дисциплин, таких как военная педагогика и психология;

- проведение внеаудиторных групповых и индивидуальных занятий по формированию компонентов нравственного сознания.

Диагностический блок показывает позитивные изменения личности, развернутые во времени, выраженные в количественных и качественных, структурных преобразованиях в ценностной (нормы морали и нравственности, чувства долга, убеждения), знаниевой (устойчивые нравственные понятия, навыки мышления) и деятельностной (норма поведения, выработка нравственных привычек) сферах, которые будут фиксироваться, определяться и анализироваться при помощи специального разработанного авторского критериально-диагностического инструментария.

Для выявления результативности предлагаемой модели (переход курсантов на более высокий уровень становления нравственного сознания) педагогического сопровождения использовались критерии и их показатели, для изучения уровня становления нравственного сознания курсантов подбирались диагностические методики, а также разрабатывались авторские.

Заключение

В результате было проведено повторное анкетирование курсантов, для завершения формирующего этапа опытно-экспериментального исследования. Результаты количественной оценки состояния уровня становления нравственного сознания курсантов на формирующем этапе показали, что в экспериментальной группе высокого (убежденно-осознанного) уровня достигли 40 чел. (40%), а в контрольной – всего 9 чел. (9%). На среднем (эмоционально-чувственном) уровне в экспериментальной группе оказались 50 чел. (50%), а в контрольной – 53 чел. (53%). Значительно меньше обучающихся (в 4 раза) остались на низком (рационально-теоретическом) уровне в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Таким образом, можно утверждать о существенной разнице в уровне становления нравственного сознания у курсантов экспериментальной и контрольной групп.

Таким образом, разработанная нами модель педагогического сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания показывает свою эффективность в переходе курсантов на более высокий уровень.

Результатом дальнейшего применения данной модели должно стать достижение оптимального уровня сформированности нравственного сознания у курсантов на пятом курсе обучения в военном институте.