Современное состояние занятий лыжными гонками в техническом вузе в основном ориентировано на овладение студентами основных базовых технических приемов передвижения, а также на решение задач оздоровительной направленности. Тем не менее востребованность высоких показателей здоровья, развития физических и функциональных возможностей обучающихся современным работодателем не только не снижается в плане уровня, необходимого для успешного выполнения профессиональной деятельности, но и претерпевает неуклонные эскалационные усложнения требований к физическому состоянию и показателям здоровья будущих профессионалов [1; 2].
Это требует от преподавателей физической культуры в вузе поиска путей совершенствования физической и функциональной подготовленности студентов, складывающейся из всевозможных нюансов. Одним из таких нюансов является возможность массовой пропускной способности физкультурно-оздоровительных видов деятельности, среди которых лыжные гонки имеют особое преимущество как циклический вид в зимнее время занятий физической культурой [3–5].
Эта проблема в настоящее время активно дискутируется в научной литературе.
Так, например, формированию физических качеств в процессе преподавания лыжной подготовки в вузах непрофильной направленности уделено внимание в работах А.А. Грушина, С.В. Нагейкиной, Е.Н. Приходько, А.О. Ковалева, О.Г. Сорокиной, А.Н. Самсоновой и др. Исследователи подходят к решению этой проблемы с позиций выявления особенностей циклических видов физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, разработке перспектив использования потенциала лыжной подготовки для совершенствования функциональных возможностей студентов [2–4].
Вопросы технической и технико-тактической подготовки студентов непрофильных вузов отражены в исследованиях Б.М. Петрова, И.С. Стафеева, Н.В. Ореховой и др. Ученые направляют свое внимание не только на совершенствование физических кондиций студентов, их состояние здоровья и работоспособность, но также предлагают активное использование в процессе физического воспитания средств технической и технико-тактической лыжной подготовки для развития психологических качеств обучающихся, обеспечивающих достижение их стрессоустойчивости при подготовке к будущей профессиональной деятельности [1; 5].
Ряд ученых подходят к оптимизации процесса лыжной подготовки в непрофильном вузе путем совершенствования эксплуатационных характеристик спортивного инвентаря, считая, что это обеспечивает не только улучшение показателей студентов в сфере физической подготовленности и здоровья, но и существенно мотивирует их к занятиям физической культурой, как в рамка аудиторного времени, так и в рамках самостоятельной работы студентов. Эти вопросы поднимаются в работах Н.П. Герасимова, В.И. Михалева, В.А. Аикина, О.С. Антиповой и др. [6–8].
Таким образом, актуальность темы исследования и ее насущная значимость в контексте профессиональной подготовки студентов непрофильных вузов предопределили цель исследования: выявление мотивационных стимулов применения отдельных видов (а именно изучение новых технических приемов на занятиях лыжными гонками) для физической активности, совершенствования технических, функциональных показателей студентов в процессе физического воспитания в вузе. С точки зрения автора, это может быть достигнуто за счет включения в учебную программу по лыжным гонкам элементов технико-тактической новизны, формирующей интерес и мотивацию студентов к занятиям данным видом физической активности в вузе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) обосновать значимость элементов новизны в учебно-тренировочных занятиях по лыжным гонкам для формирования положительной мотивации студентов; выявить предпочтения студентов к элементам новизны в рамках освоения программы по лыжным гонкам в вузе;
2) включить в учебно-тренировочные занятия элементы технико-тактической новизны, не изучаемые в техническом вузе (а именно Single Time, Free Skate на основе освоения техники «качели», освоение техники лыжных ходов Cornering techniques и Jump Skate);
3) применяя в учебно-тренировочном процессе метод сопряженного воздействия, проследить динамику совершенствования технических, а также функциональных показателей студентов по следующим параметрам: снижение времени прохождения контрольного отрезка дистанции, пульсовая стоимость отрезка дистанции, частота сердечных сокращений.
Материалы и методы исследования
В исследовании используются методы теоретического анализа, опрос, метод педагогического эксперимента, метод сопряженного воздействия, определение ЧСС (показатели среднего рабочего пульса; определяли с помощью устройств «Mi band 3 (4, 5)», «Apple Watch»), расчет пульсовой стоимости (по формуле ПС = (П х t) / L, где ПС – пульсовая стоимость, уд/е.р.; П – рабочий пульс во время занятия; t – время прохождения контрольного отрезка дистанции; L – контрольный отрезок дистанции, км), статистический анализ данных, расчет выборочных характеристик, расчет стандартного отклонения, расчет средней, расчет достоверности различий по t-критерию Стьюдента. Материалом исследования послужили показатели мотивации, функциональные показатели студентов различного уровня подготовленности в процессе занятий лыжными гонками в вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
Сделать интересным и побуждающим к физическому совершенствованию занятие лыжными гонками в вузе является не всегда простой задачей. Однако лыжные гонки за счет массовой пропускной способности дисциплины являются наиболее перспективным видом в части совершенствования функциональных возможностей студентов различного уровня подготовленности. Исследование мнения студентов в рамках их предпочтений на занятиях лыжными гонками показало, что обучающиеся с удовольствием «откликаются» на новизну в учебном процессе. Даже несмотря на невысокий уровень сформированности технических навыков, студенты (n = 70 студентов первого и второго курсов) активно проявляют интерес к различным инновационных нововведениям в сфере лыжного спорта. Так, например, усовершенствованию техники скольжения коньковым ходом на равнинных участках на основе анализа опыта ведущих спортсменов отдали предпочтение 37,14 % (n = 26). Добиться безошибочного вхождения в поворот на спуске захотели 27,14 % (n = 19) обучающихся. Помимо этого студентов заинтересовали такие вопросы, как освоение эффективного поворота при подъеме (34,29 % при n = 24), сохранение и увеличение скорости передвижения на трудных участках трассы (68,57 % при n = 48), а также улучшение показателей здоровья (77,14 % при n = 54).
Интерес студентов к занятиям лыжными гонками, вызванный освоением новых элементов техники и тактики, предопределил содержание учебно-тренировочных занятий:
- на общеподготовительном этапе осуществлялась общефизическая подготовка студентов; использовались упражнения для развития выносливости (в частности, прикладные упражнения со скакалкой: на время (в едином темпе), комбинированные прыжки на скакалке с частичной имитацией лыжных ходов (с попеременной перестановкой ног в передне-заднем направлении, прыжки в стороны с одной ноги на другую и т.д.); в общефизическую подготовку были также включены упражнения для развития координации (упражнения в равновесии), статической и динамической, на ограниченной статической и динамической опорах (для развития устойчивости при преодолении поворотов со спуска на дистанции); интенсивность и моторная плотность занятий наращивалась постепенно; использовались методы повторного интервального упражнения, метод круговой тренировки; важной задачей данного этапа также являлось достижение снижения ЧСС у студентов в процессе выполнения нагрузки (совершенствование функциональных возможностей организма студентов), пульсовой стоимости;
- на предварительном этапе осуществлялась специальная физическая подготовка; использовали развивающие силовые учебно-тренировочные занятия, интенсивные учебно-тренировочные занятия, чередующиеся с отдыхом; в основном применяли упражнения, которые максимально точно были приближены к требованиям техники выполнения новых движений – элементов техники (например, при упражнении со скакалкой акцентировали внимание на максимальном выпрыгивании вверх); использовали метод сопряженного воздействия;
- основной этап; техника «качели» использовалась в рамках специальной физической подготовки студентов в зимнее время на этапе основной специальной подготовки; освоение техники лыжного хода Cornering techniques осуществлялось в этот же период на специальных участках тренировочной трассы, имеющей перепады высоты около 3 °; комбинация шагов Cornering techniques и Jump skate использовалась также на этапе основной специальной подготовки на участках трассы (подъемы), имеющей углы наклона 3–5 °; в рамках методики учебно-тренировочных занятий с элементами новизны, помимо освоения новых технических приемов скольжения, преодоления поворотов на спуске и подъеме, а также совершенствования тактики преодоления дистанции, в содержание занятий также были включены координационные упражнения; это требовалось для развития и совершенствования уровня статической и динамической координации студентов, необходимо для эффективного прохождения поворотов, особенно при спуске; использовались такие упражнения, как выполнение усложненных проб Ромберга на статической и динамической поверхностях, упражнения на равновесие (включая боковое) на статической, динамической поверхностях и ограниченных опорах; использовали методы расчлененно-конструктивного и целостно-конструктивного упражнения, а также метод сопряженного воздействия.
Также на основном этапе осуществля- лось:
- формирование и совершенствование навыка скольжения с использованием лыжных ходов Single Time и Free Skate на основе освоения техники «качели», которая позволяет увеличить длину цикла на самой высокой скорости (которую способен набрать студент) и снизить метаболический стресс;
- освоение техники лыжного хода Cornering techniques, который использовался в процессе преодоления поворотов со спуска и позволял не только преодолевать его [поворот] без ошибок и не терять, но и набирать скорость;
- использование комбинации шагов Cornering techniques и Jump Skate для преодоления подъемов при последующем вхождении в поворот [6–8].
Использование в учебном процессе данных элементов техники не только обеспечило повышение мотивации студентов к занятиям за счет интереса к новизне, но и оказало существенное влияние на совершенствование функциональных возможностей студентов, формирование технических навыков, скорости преодоления дистанции. В процессе исследования осуществляли наблюдение за динамикой таких показателей, как частота сердечных сокращений (далее ЧСС), пульсовая стоимость отрезка дистанции (далее ПС), имеющая спуск, подъем и равнинный участок (единица измерения или е.р. = 1 км).
На констатирующем этапе эксперимента в группе студентов непрофильного вуза (инженеры горной отрасли) были проанализированы показатели ЧСС и рассчитана исходная пульсовая стоимость прохождения контрольного участка (1 км) дистанции (уд/е.р.). Студенты были разделены на контрольную и экспериментальную группы: студенты контрольной группы (ГК) в ходе исследования продолжали заниматься в рамках обычной программы по лыжным гонкам, а в экспериментальной группе (ГЭ) студентов в процессе занятий были использованы вышеуказанные элементы новизны при изучении техники и тактики прохождения дистанции.
Так, на начальном (констатирующем) этапе исследования среднее значение ЧСС в группе ГК составило 184,57 ± 4,09 уд/мин., а пульсовая стоимость – 699,46 ± 96,81 уд/е.р. (е.р. = 1 км). Значение этих же показателей, которые продемонстрировали студенты, отнесенные к группе ГЭ, были примерно такими же. Так, показатели ЧСС в группе ГЭ составили 181,04 ± 3,46 уд/мин., пульсовая стоимость – 699,33 ± 70,45 уд/е.р.
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента измеряемые показатели студентов обеих групп не имели достоверных различий.
На формирующем этапе эксперимента было сделано несколько контрольных срезов (5 контрольных срезов в течение четырех недель) в обеих группах (см. элементы легенды графика) с целью объективности фиксируемых показателей (как стабильных и достоверных) (рис. 1).
Рис. 1. Исследуемые показатели студентов на формирующем этапе эксперимента
Несмотря на то, что ЧСС у студентов контрольной и экспериментальной групп различалась на 2–3 уд/мин., эта разница была незначительной и недостоверной. За исходные значения были взяты средние показатели последнего контрольного среза.
Необходимо отметить, что частота учебно-тренировочных занятий у студентов обеих групп была одинаковой. Идентичными также были и условия занятий (сложность трассы, инвентарь, снежный покров, погодные условия и т.д.). Временной период эксперимента для обеих групп составил три месяца.
На формирующем этапе эксперимента была зарегистрирована как положительная динамика показателей внутри групп, так и обнаружены существенные отличия между группами студентов (а именно их функциональных показателей).
Так, в группе ГК существенных изменений показателей не выявлено. Динамика ЧСС улучшилась, но незначительно и составила в среднем 180,94 ± 4,11 уд/мин. Разница в улучшении показателей пульсовой стоимости составила 18,34 ± 93,61 уд/е.р. и была недостоверной (р > 0,05) (рис. 2, а, б).
а) б)
Рис. 2. Динамика исследуемых показателей студентов на формирующем этапе эксперимента
Показатели студентов группы ГЭ, напротив, различались существенно. Так, динамика ЧСС была значительно прогрессивной, ее показатель в среднем по группе составил 176,61 ± 3,12 уд/мин. Разница показателей пульсовой стоимости составила 54,71 уд/е.р. (р < 0,05).
Анализируя средние показатели динамики совершенствования ЧСС и ПС в контрольной и экспериментальной группах, можем отметить, что прирост ЧСС в группе ГЭ превысил соответствующий показатель, характерный для студентов группы ГК на 1,5 единиц. Прирост показателей ПС характеризовался той же тенденцией: в группе ГК он в среднем составил 18,31 уд/е.р., а в группе ГЭ – 72,82 уд/е.р., что существенно превышает прирост данного показателя в группе ГК. Разница показателей прироста в группах составила 54,51 уд/е.р. в пользу студентов группы ГЭ.
Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить, что включение элементов новизны в учебно-тренировочные занятия по лыжной подготовке в непрофильном вузе для формирования положительной мотивации студентов, а также выявление их [студентов] предпочтений к элементам новизны в рамках освоения программы физического воспитания с привлечением к методике преподавания элементов технико-тактической новизны обеспечивает существенную положительную динамику показателей технической, физической и функциональной подготовленности.
Выводы
1. Исследование мнения студентов в рамках их предпочтений на занятиях лыжными гонками показало, что обучающихся значительно мотивирует новизна в учебном процессе. Студенты активно проявляют интерес к занятиям лыжными гонками, основанным на элементах новизны, выбор которых обусловлен выявлением их предпочтений, а именно: освоение и совершенствование техники передвижения коньковым ходом на основе анализа опыта ведущих спортсменов, безошибочное вхождение в поворот при спуске, эффективное преодоление подъема и последующего поворота и т.д.
2. Изучение предпочтений к элементам новизны предопределило включение в учебно-тренировочный процесс следующих элементов: формирование и совершенствование навыка скольжения с использованием лыжных ходов Single Time и Free Skate на основе освоения техники «качели»; освоение техники лыжного хода Cornering techniques, используемой для преодоления поворотов со спуска; использование комбинации шагов Cornering techniques и Jump Skate для преодоления подъемов при последующем вхождении в поворот.
3. В процессе исследования у студентов экспериментальной группы отмечена существенная положительная динамика функциональных показателей: снижение ЧСС – на 5,36 уд/мин (р < 0,05); снижение пульсовой стоимости отрезка – на 72,82 уд/е.р. (р < 0,05). Также отмечено и увеличение скорости прохождения контрольного отрезка дистанции.
4. Динамика показателей в контрольной группе студентов незначительна, изменения результатов недостоверны.
5. Прирост показателей ЧСС в группе ГЭ превысил соответствующий показатель, характерный для студентов группы ГК, на 1,5 единиц. Прирост показателей ПС характеризовался той же тенденцией: в группе ГК он в среднем составил 18,31 уд/е.р., а в группе ГЭ – 72,82 уд/е.р., что существенно превышает прирост данного показателя в группе ГК. Разница показателей прироста в группах составила 54,51 уд/е.р. в пользу студентов группы ГЭ.