На современном этапе общество испытывает огромную потребность в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, способных к активному саморазвитию, творческому решению нестандартных жизненных ситуаций, реализации своей уникальной, неповторимой человеческой индивидуальности. И особенно это возрастает в связи с тем, что в мире бушует пандемия, образование переходит на дистанционное обучение, где самообучение, саморазвитие играют решающую роль.
Вопросы личностного саморазвития были рассмотрены многими авторами [1]. Однако они не были связаны с конкретной специальностью. Пандемия пройдет. Образование вернется на традиционные формы обучения, но определенные формы дистанционного образования останутся, что определяет и актуализирует процесс саморазвития, а это в свою очередь разработку новых форм, методов, технологий [2]. Все это и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – разработать новые формы, средства и методы профессионального саморазвития будущих бакалавров физической культуры и спорта.
Гипотеза: предполагалось, что внедрение модели профессионального саморазвития будет способствовать улучшению учебного процесса.
Материалы и методы исследования
В исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, опрос (анкетирование), интервьюирование, тестирование, методы математической статистики. Исследование проходило в Тихоокеанском государственном университете на факультете физической культуры. Всего в исследовании приняло участие 150 студентов 1-4 курсов. Исследование длилось один учебный год.
Результаты исследования и их результаты
Чтобы проверить справедливость гипотезы исследования, нам необходимо было выявить исходный уровень состояния проблемы профессионального саморазвития, гуманизации в современной педагогической науке, в практике подготовки специалистов в области физической культуры и спорта и выявить уровень мотивации саморазвития и ориентированных компонентов, образующих личностно-профессиональное мировоззрение студентов, обучающихся на факультете физической культуры.
Как показывает исследование, на сегодняшний день в системе высшего образования не просматривается четкой системности в осуществлении качественного гуманистического личностно ориентированного образования будущего педагога по физической культуре и спорту. Педагог по физической культуре – это, прежде всего, практик, владеющий новыми методиками по укреплению здоровья своих воспитанников, а также навыками постоянного профессионального самообучения и саморазвития [3].
Практика подготовки специалистов в области физической культуры и спорта приводит нас к мысли о том, что сегодня нам нужен не только учитель-профессионал, но и педагог-гуманист, содержательный, яркий, самореализующийся, саморазвивающаяся личность, способная предъявить ученикам глубокое уважение к людям, к культуре (в том числе и физической), увлечение своим профессиональным делом, а также предстать перед учениками как личность, сориентированная на гуманистические общения и взаимодействия как в профессиональном труде, так и в жизни [4].
Проведенный нами анализ состояния проблемы гуманизации в современной педагогической науке дает обоснование полагать, что на теоретическом уровне вопросы, связанные со становлением личностно-профессионального саморазвития в системе вузовского образования, еще не нашли своего должного внимания.
Основными факторами, мешающими саморазвитию студентов, как показывают исследования, являются: мало времени на самообучение (40,2 % – юноши, 50,8 % – девушки), отсутствие навыков саморазвития, самообучения (40,0 % – юноши, 32,8 % – девушки) и слабая школьная подготовка в саморазвитии (24,1 % – юноши, 15,8 % – девушки), а также много времени уходит на повышение спортивного мастерства (23,1 % – юноши, 15,4 % – девушки) (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, мешающие саморазвитию студентов, %
Отрицательные мотивы |
Общая, n = 150 |
Пол студентов |
|
мужской, n = 100 |
женский, n = 50 |
||
Мало времени на самообучение, большая нагрузка |
42,3 |
40,2 |
50,8 |
Отсутствие навыков саморазвития, самообучения |
38,3 |
40,0 |
32,8 |
Слабая школьная подготовка в саморазвитии |
24,2 |
24,1 |
15,8 |
Много времени уходит на повышение спортивного мастерства |
22,5 |
23,1 |
15,4 |
Неполадки, конфликты с родными, с товарищами по группе |
6,9 |
6,5 |
10,1 |
Много занимаюсь общественной деятельностью |
3,5 |
3,1 |
1,8 |
Нет способности к самообучению |
3,2 |
3,5 |
1,6 |
Конфликт с преподавателями |
2,6 |
2,4 |
6,8 |
Слабая профессиональная направленность |
0,8 |
0,2 |
0,4 |
Большой объем требований |
- |
- |
- |
Таким образом, следствием вышеназванных фактов является и недостаточно сформулированная мотивация на профессиональное саморазвитие и самообучение.
Для разработки форм активизации профессионального саморазвития и самообучения мы изучали мотивы деятельности. В теории и практике под мотивами деятельности подразумеваются причины, побуждающие личность к определенной деятельности. Мотивы учебной деятельности в литературе подразделяются на познавательные (интерес к содержанию учебного материала, учебному процессу, способам деятельности и другие) и социальные (чувство долга, желание хорошо подготовиться к выбранной профессии) [5]. Нас интересовали обе группы мотивов.
Мотивы саморазвития и самообучения будущих бакалавров физической культуры и спорта представлены в табл. 2.
Таблица 2
Мотивы саморазвития и самообучения будущих бакалавров физической культуры и спорта, %
Группы мотивов |
Пол студентов |
|
мужской, n = 100 |
женский, n = 50 |
|
Стремление получить высшее образование |
60,2 |
63,1 |
Познавательный интерес |
45,4 |
46,1 |
Самовыражение в будущей профессиональной деятельности |
38,6 |
45,1 |
Общественная значимость |
25,3 |
5,3 |
Престиж |
4,5 |
- |
Как показывают наши исследования, основными мотивами профессионального саморазвития, самообучения являются стремление получить высшее образование (юноши – 45,4 %, девушки – 46,1 %), самовыражение в будущей профессиональной деятельности (юноши – 38,6 %, девушки – 45,1 %).
Развертывание любой деятельности и ее продуктивность в сильной степени зависят от того, на каком личностном фоне она происходит. Если у студента сформирована мотивация на получение качественного образования, то, как показывают исследования, процесс профессионального саморазвития, самообучения у него достаточно высок. Такой студент стремится получить знания. Он много занимается индивидуально и в вузе. У него мотив престижа на высоком уровне. Профессиональное саморазвитие студентов, будущих бакалавров физической культуры и спорта, связано с высоким уровнем их культуры и образованности, которые являются основными факторами профессионального саморазвития, самообучения.
На основании синтеза представлений об основных составляющих профессионального саморазвития и собственных исследований нами предпринята попытка дать сравнительную характеристику мировоззренческих компонентов, образующих лично профессиональное мировоззрение педагога по физической культуре и спорту.
В этой связи нами разработан и введен в учебный процесс факультета физической культуры спецкурс «Проблемы формирования профессионального саморазвития будущего педагога в сфере физкультурного образования».
Спецкурс предоставляет студентам возможность изучить наиболее популярные подходы в современной мировой философской и психолого-педагогической науках для решения задач личностного саморазвития человека.
Максимальный объем спецкурса составляет 36 часов: 24 часа – лекции и 12 часов – практические занятия (семинарские и индивидуальные). Студенты осваивали тематический план спецкурса индивидуально. Тематический план спецкурса представлен в табл. 3.
Таблица 3
Тематический план спецкурса
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
лекции |
практические |
|||
1 |
Мировоззрение человека и его роль в жизни и профессии. Основные составляющие мировоззрения |
2 |
2 |
|
2 |
Психодинамический подход: взгляд на личность. Классический психоанализ |
2 |
2 |
|
3 |
Личность и факторы ее становления. Психология и педагогика индивидуализации |
2 |
2 |
|
4 |
Индивидуальная психология. Личность и факторы ее становления. Стиль жизни и его типы |
4 |
2 |
2 |
Окончание табл. 3 |
||||
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
лекции |
практические |
|||
5 |
Современная психология и педагогика |
4 |
2 |
2 |
6 |
Концепция самоактуализации личности. Основные этапы самоактуализации и пути их осуществления в профессии |
4 |
2 |
2 |
7 |
Личность и ее становление с позиции экзистенционального подхода в профессии. Концепция ответственного самосознания |
4 |
2 |
2 |
8 |
Философские концепции саморазвития личности. Теория развития и саморазвития гуманитарных систем |
2 |
2 |
|
9 |
Ведущие тенденции, принципы и условия формирования инновационной деятельности педагога, саморазвитие, самообучение |
4 |
4 |
|
10 |
Культурообразующая и гуманизирующая функция в сфере физической культуры и спорта и пути их реализации |
4 |
2 |
2 |
11 |
Саморазвитие личности будущего педагога по физической культуре и спорту в процессе вузовского образования |
4 |
2 |
2 |
Итого |
36 |
24 |
12 |
Спецкурс направлен на изучение проблем человеческого становления. Особенностью данного спецкурса является то, что он построен на безоценочной основе на необходимости глубокого анализа процесса обучения, воспитания и развития человека.
Главная задача спецкурса – создать благоприятные условия, позволяющие содействовать определенной внутренней работе над собой в освоении своей специальности.
Наше исследование базировалось на личностно-профессиональном саморазвитии. Содержательная сторона была ориентирована на обеспечение студентам определенной системы знаний, понятий и представлений, способствующих профессиональному саморазвитию и актуализации личностного и профессионального роста, создание основ профессионального саморазвития.
В начале экспериментальной работы для системного видения этапов саморазвития личности будущего педагога по физической культуре и спорту мы разработали модель в виде следующей таблицы (табл. 4).
Таблица 4
Модель профессионального саморазвития будущего бакалавра физической культуры и спорта
№ этапа |
Курсы |
Название этапа |
Назначение этапа |
Модифицированные спортивно-педагогические и педагогические дисциплины, спецкурсы, тренинги, формы и средства обучения, обеспечивающие реализацию этапа |
1 |
1 |
«Возникновение первичной компетентности» |
Создание предпосылок и становление основ личностно-профессиональной мировоззренческой системы и утверждение ее на уровне «первичной компетентности» |
«Введение в педагогическую профессию», «Общие основы педагогики» |
2 |
2 |
«Кризис первичной компетентности и реорганизации» |
Выведение мировоззрения из равновесного состояния с целью дальнейшего развития и перехода на более качественно новый уровень. Создание педагогических условий для самостоятельной поисковой активности студентов. Обеспечение студентов необходимым информационным содержанием в выборе ведущих актуальных концепций, принципов и условий становления личности и психологической поддержки процессов самоопределения и саморазвития |
Педагогическая практика в ДЮСШ, в общеобразовательной школе. «Гимнастика с методикой преподавания». Спецкурс «Проблемы формирования профессионального саморазвития будущего педагога в сфере физкультурного образования». Научные консультации |
3 |
3-4 |
«Стабилизация» |
Глубоко осознанное понимание личностно-гуманистически ориентированного мировоззрения на качественно новом уровне компетентности, в условиях предстоящей инновационной педагогической деятельности |
Активная педагогическая практика в общеобразовательной школе с гуманистической стратегией. Научные консультации. ВКР |
Проведенная экспериментальная работа позволила нам выделить три основные группы студентов, различающихся по степени готовности к профессиональному саморазвитию: с гуманистическим личностно-профессиональным мировоззрением; с мировоззрением гуманистически ориентированным, но без профессионально-педагогической направленности; с манипулятивным и авторитарным мировоззрением без явно выраженных личностно-профессиональных качеств.
Группа выпускников (экспериментальной группы) с высоким уровнем профессионального саморазвития и профессионально-педагогической направленностью составила в процентном отношении 42,9 %; с гуманистически ориентированным, но без профессионально-педагогической направленности – 40,2 %, и лишь 20,9 % – с манипулятивным и авторитарным мировоззрением.
Анализ мотивации профессионального саморазвития после окончания исследований показал, что она усилилась незначительно. Стремление получить образование – на 8,5 %, самовыражение в будущей профессии – на 6,5 %, познавательный интерес – на 5,1 %, престижа – на 4,8 %.
Выводы
Все это свидетельствует, что профессиональное саморазвитие должно идти параллельно с традиционным профессиональным обучением и его дополнять. Переход полностью только на дистанционное обучение для профессионального саморазвития не дает должного эффекта, хотя отдельные элементы дистанционного образования могут присутствовать.
Таким образом, в результате проведенных исследований выявлены факторы, мешающие профессиональному саморазвитию, установлены мотивы профессионального саморазвития. Разработанный спецкурс по профессиональному саморазвитию дал возможность студентам изучить наиболее популярные подходы для решения задач профессионального саморазвития. Настоящая модель профессионального саморазвития позволила выделить три этапа в саморазвитии будущих бакалавров физической культуры и спорта. Использование новых форм, средств и методов позволило улучшить процесс профессионального саморазвития.